Методическая рекомендация по работе со слабоуспевающими учащимися

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа работы со слабоуспевающими учащимися.


ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

■ формирование человека-гражданина, его самоопределение в социуме, коррекция знаний слабоуспевающих учащихся.

создание условий для успешной самореализации и развития ребенка; освоение содержания образования (по ступеням обучения).


ЗАДАЧИ:

  • предоставление обучающимся возможности выбора альтернативных способов получения образования в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей;

  • развитие навыков самообразования, формирования культуры умственного труда;

  • сохранение психофизического здоровья учащихся, нуждающихся в социально-педагогической и психологической поддержке, поддержание и укрепление его;

  • применение технологии и методов обучения, соответствующих уровню знаний и реальным возможностям обучающихся.


ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ:

Учащихся:

  • получение полного и среднего образования;

  • выбор формы получения образования.

Родителей:

  • в создании наиболее комфортных условии обучения своего ребенка;

  • в стабилизации отношении в семье: смягчение конфликтных ситуаций в школе.

Школы:

• решение социально-педагогических и психологических проблем детей и подростков

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ:

  • индивидуализация образовательного процесса;

  • обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;

  • диалоговая форма обучения;

  • эвристическая беседа;

  • игровые формы (в начальной школе);

  • конспекты, памятки, карточки, творческие задания.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И АТТЕСТАЦИИ:

  • устные письменные опросы;

  • самостоятельные и проверочные работы;

  • диагностические работы;

  • предметные тесты;

  • замеры скорости и схемы счета;

  • собеседования;

  • контрольные работы;

  • зачеты.

Вид

Когда?

Зачем?

Что?

Как?

работы


Работа на

уроке

При

выявлении

стадии

развития, на

которой

находятся

ученик,

определении

зоны его

ближайшего

развития.

Регулярно

устанавливать,

как учащийся

осваивает

предмет,

фиксировать

результаты,

диагностирова

ть.

Для

предотвращен

ия отставания

в умственном

развитии, для

своевременног

о усвоения

предмета.

1. Создание

микроклимата в классе.

2.

Алгоритмизация

действий

3.

Предотвращение

пробелов в знаниях,

связанных с пропусками.

4. Удержание

интереса.

5.

Формирование мотивации к обучению.

1. Контрольная!

карта.

2. Включать в

работу

(фронтальный

опрос).

3. Работа в

группах,

подготовительн

ые

консультации,

уроки

коррекции

знаний.

4. Опорные

конспекты.

5. Памятки по
предметам.

6. Карточки,
работа в парах.





Внеурочная

При

Для:

Индивидуально-

1.

деятельность

возникновени


личностный

Индивидуальн

.

и

1.

подход в работе

ые и групповые


затруднений:

Предупрежден

со

консультации.



ие

слабоуспевающи



1. В изучении

неуспеваемост

ми учащимися.

2. Оказание


нового

и.


помощи при


материала.



выполнении



2. Ликвидация


домашнего


2.При

выявленных


задания


выявлении

пробелов в


(карточки,


пробелов в

зна-ниях.


инструкции.


знаниях.



помощь



3.


сильных



Формировани


учеников).



е мотивации.





интереса к


3. Участие в



учебе.


предметных





кружках,





творческие





задания


Регулярно

опираясь на

контроль со

стороны

учителей-

предметников.

1.

Формировани

е личности

школьника.

2.

Формировани

е мотивации,

интереса к

учебе.

1.

Индивидуально-

личностный

подход.

2. Создание

культурной

среды.

1. Вовлечение в

кружки.

турпоходы,

КТД, дни

самоуправлени

я.

2. Проведение

классных

часов.

3. Создание

предметно-

пространственн

ой среды школы,

отвечающей

воспитательны

м задачам.

1 1

4. Опора на

хобби.






















ПРОГРАММА контроля работы со слабоуспевающими учащимися.

Тема: работа со слабоуспевающими учащимися.

Цель: изучить систему работы учителя-предметника со слабоуспевающими учащимися. Задачи:

  1. Изучить информационный банк учителя о результатах учебной деятельностиучащихся, планирования и осуществления работы со слабоуспевающими учащимися на уроке и вне урока.

  2. Определить уровень взаимодействия учителя-предметника с классными руководителями, психологом школы, родителями учащихся в решении задач по успешности обучения детей.

  3. Оценить теоретическую подготовленность учителя по вопросу преодоления неуспеваемости учащихся.

  4. Наметить управленческие решения по регулированию деятельности учителя с неуспевающими учащимися.

Объект контроля: учителя-предметники имеющие, неуспевающих учащихся. Вид контроля: тематический Форма контроля: персональная

Методы контроля: посещение уроков, собеседование с учителем, школьным психологом, учащимися, работу с документацией.

Вопросы при наблюдении за неуспевающими учащимися на уроке.

До урока выяснить у классного руководителя, где сидят в классе неуспевающие ученики.

  1. Выполнили ли неуспевающие домашнее задание, каково качество выполнения, как проверил это учитель?

  2. Не наблюдается ли у неуспевающих некоторой замедленности понимания учебного материала? Каково его восприятие? Рассеянность и отвлекаемость внимания? Пассивность и инертность?

  1. Как воспринимает темп ведения урока неуспевающие ученики?

  1. Владеют ли неуспевающие ученики нравственными навыками учебной работы?

  2. Каково участие неуспевающих в уроке (фронтально, индивидуально, опросы с места, самостоятельная письменная работа и оценка их деятельности учителем)?

  3. Осуществляется ли на уроке индивидуальная помощь неуспевающим учащимся (какая, когда, как)?

  4. Как неуспевающие усвоили материал урока (выяснить из беседы с неуспевающими после урока)?

  1. Удалось ли учителю вызывать интерес к уроку у неуспевающих учащихся?

  1. Знает ли учитель как неуспевающие усвоили материал урока? Как он пытался выяснить это?

  2. Какие меры принял учитель для подготовки неуспевающих к учебной работе к усвоению нового (особенно трудного) учебного материала?

  1. Педагогический такт учителя по отношению к неуспевающим учащимся.


Вопросы для беседы с учителем-предметником о неуспевающих учащихся.

  1. Назвать неуспевающих учащихся.

  2. Дать психолого-педагогическую характеристику каждого из них.

  3. Каковы, по вашему мнению, причины неуспеваемости учащихся?

  1. Имеется ли план работы с неуспевающими учащимися? Как этот плат выполняется?

  2. Оценивается ли учебная деятельность неуспевающих учащихся на уроке? Как часто учитель вызывает их на уроке? Если не спрашивает, то почему?

  3. Как влияют индивидуальные занятия на качество знаний, поведение неуспевающих.

  4. Какую из формы работы вы предпочитаете? Почему.

  5. Как неуспевающие относятся к, своим неудачам в учении, к успехам?

  6. Возможно ли преодоление неуспеваемости данного ученика? Если нет, то почему? Если возможно то, что нужно сделать для преодоления неуспеваемости.

  7. Как прививается ответственное отношение к учению?

  8. Нуждаетесь ли вы в теоретической консультации по вопросам преодоления неуспеваемости? Какой именно вопрос.

  9. Что вычитали по этим вопросам? В какой литературе нашли ответ на интересующий вас вопрос?

  10. Кто может помочь нам создать благополучные условия для преодоление отставания ученика (классный рук, администрация, родители неуспевающих, ро;, комитет класса, школы, КДН, общественные организации)?

  11. Как привлекаются неуспевающие ученики к внеурочной деятельности пб предмету?

  12. Что вы делаете для предупреждения неуспеваемости?

Вопросы наблюдения за работой учителя на дополнительных занятиях.

  1. Режим (сколько раз в неделю, время занятий, до, после уроков), количество учащихся.

  2. Программа занятий. Какие темы прорабатываются (все программные, наиболее трудные, с опережением или отставанием от объяснения в классе)?

  3. Как ведется объяснение (как на обычном уроке, более доступно, с какими-то изменениями)?

  4. Какова деятельность тренировок, упражнений? Какой материал подбирается для тренировок (из учебников или других пособий, сложнее или проще программного материала по теме)? Есть ли упражнения на развитие памяти, внимания?

  5. Как учитываются индивидуальные особенности неуспевающих учащихся при определении методики дополнительных занятий?

  6. Система дополнительных занятий с учащимися?

  7. Каково отношение учащихся к занятиям (их интерес, внимание, сосредоточенность на предмете занятий, выполнении требований учителя с желанием)?

  8. Как учитель выясняет, все ли поняли учащиеся, что он объяснил?

Выход: справка по результатам контроля, совещание при заместителе директора по УВР.

Инспектирующий: Зам директор по УВР




План работы со слабоуспевающими

Введение.

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять план деятельности учителя- предметника и классного руководителя со слабоуспевающими учащимися и их родителями.

Я работаю в 6, 7, 9 классах. В 6 классе у меня 5 слабоуспевающих учеников, которые иногда получают «2» Это учащиеся, которые не всегда делают домашнюю работу, не внимательно слушают на уроках, а если заниматься усердно, у них есть способности. Из 7 класса был 1 ученик - Ширеева Аня. Она из неблагополучной семьи, месяцами учится в реабилитационном центре, иногда пропускает. Способности у девочки есть. В этом году включила в этот список Семенову Настю. Девочка способная, но очень невнимательная, начала получать иногда «2», потому решила заниматься с ней дополнительно. В 9 классе 2 ученика: Владимирова В и Кудряшов А. Владимирова В очень старательная девочка, но у нее ничего не получается по математике, кто только не занимался: и прикрепленные ученики, и актив, и родители, и учительница. Кудряшов А включен в этом году, потому что отстал.

Цели:

1. Обеспечить выполнение Закона об образовании

2. Повысить уровень обученности и качество обучения отдельных учеников.

Задачи:

Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду.

Повысить ответственность родителей за обучение детей в соответствии с Законом об образовании.

План работы учителя со слабоуспевающими учащимся и его родителями.

Провести контрольный срез в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.

Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить

Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем)

Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН.

Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.

Учитель предметник обязан поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более "2")

Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.

Ф.И. ученика

Причины неуспеваемости

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов.

Исаева Елена

Не внимательна,

иногда не делает д/з

Устный, письменный, индивидуальный

Регулярный и систематический опрос, следить за выполнением д/з

Андреев Алексей

Медлителен, иногда не делает д/з

Устный, письменный, индивидуальный

Регулярный и систематический опрос, следить за выполнением д/з

Таратин Николай

Медлителен, иногда не делает д/з

Устный, письменный, индивидуальный

Регулярный и систематический опрос, следить за выполнением д/з

Сотников Владимир

Не внимателен, иногда не делает д/з

Устный, письменный, индивидуальный

Регулярный и систематический опрос, следить за выполнением д/з

Семенов Алексей

Не внимателен, иногда не делает д/з, болеет, устает быстро.

Устный, письменный, индивидуальный

Регулярный и систематический опрос, следить за выполнением д/з

Ширеева Анна

иногда не делает д/з, пропускает.

Устный, письменный, индивидуальный

Индивидуальная консультация,

регулярный и систематический опрос, следить за выполнением д/з

Семенова Анастасия

Нет способностей к математике.

Устный, письменный, индивидуальный

Регулярный и систематический опрос, следить за выполнением д/з

Владимирова В

Медлителен, иногда не делает д/з

Устный, письменный, индивидуальный

Индивидуальная консультация, регулярный и систематический опрос, следить за выполнением д/з

Кудряшов Анатолий

Иногда не делает д/з, отставание в программе

Устный, письменный, индивидуальный

Индивидуальная консультация, регулярный и систематический опрос, следить за выполнением д/з

План деятельности классного руководителя

Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу, социальному педагогу (методы работы: анкетирование учащихся, родителей, собеседование),

  • учитывая, что к возможным причинам можно отнести:

  • пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине)

  • недостаточная домашняя подготовка

  • низкие способности

  • нежелание учиться

  • недостаточная работа на уроке

  • необъективность выставления оценки на уроке

  • большой объем домашнего задания

  • высокий уровень сложности материала

  • другие причины

В случае, если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить причины пропуска (уважительная, неуважительная)

Классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случае единичный), через беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через малый педсовет ( если прогулы систематические)

В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной работы на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с родителями ученика, обращаясь за помощью к социальному педагогу или психологу в случае уклонения родителей от своих обязанностей.

В случае указания учащимся на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с учителем предметником или обратиться к директору ОУ, заместителю директора по УВР, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания соответствующим нормам.

Организовать помощь слабоуспевающим учащимся со стороны актива класса.

Ученик обязан:

Ученик обязан выполнять домашнее задание, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания.

Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.

Ученик, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины), обязан самостоятельно изучить учебный материал, но в случае затруднения ученик может обратиться к учителю за консультацией

Родители обязаны:

Родители обязаны явиться в школу по требованию педагога или классного руководителя.

Родители обязаны контролировать выполнение домашнего задания учеником и его посещение школы

Родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам .

Родители имеют право посещать уроки, по которым учащийся показывает низкий результат.

Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, учителю- предметнику.

В случае уклонения родителей от своих обязанностей оформляются материалы на ученика и его родителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер наказания к родителям.



© 2010-2022