ШКОЛЬНЫЕ ДЕБАТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПОЛИЯЗЫЧИЯ

Дебаты – это современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам. Лучшим способом для начала будет овладение знаниями, навыками и умениями в формальных дебатных играх по формату Карла Поппера. Формальные дебаты пытаются упорядочить хаотичные дебаты, происходящие в повседневной жизни.Многообразие культур и языков, их равное сосуществование являются безусловным достоянием нашей страны, а проводимая языковая политика обеспе...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дебаты как инструмент развития полиязычия.

Узакбаев С.А. учитель истории СОШЛ№20

Многообразие культур и языков, их равное сосуществование являются безусловным достоянием нашей страны, а проводимая языковая политика обеспечивает соблюдение языковых прав всех этносов и предоставляет свободный выбор языка для общения, получения образования, реализации творческих потребностей. Известно, что только то государство может успешно развиваться, которое сумеет создать для своих граждан достойные условия для приобретения качественного и современного образования.

В соответствии с задачами, поставленными Президентом РК в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 гг., Государственной программе функционирования и развития языков на 2011-2020 гг. и культурной программе "Триединство языков" к 2020 году инновации в сфере образования предусматривают создание новой модели образования, способствующей формированию конкурентоспособного в условиях глобализации поколения, владеющего языковой культурой. Знание казахского, английского и русского языков даст молодежи ключ к мировым рынкам, науке и новым технологиям, создаст условия для формирования мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, казахстанской и мировой культурам. Реализация полиязычного образования требует расширения образовательного пространства, обмена опытом, увеличения лингвистического капитала учащихся и формирования поликультурной личности.

Одним из важных этапов в реализации данных мероприятий является переход казахского языка с кириллицы на латиницу. В Послания Президента "Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства", Нурсултан Назарбаев сообщил, что к 2025 году казахский алфавит должен быть переведен на латиницу и работа в этом направлении должна вестись уже сейчас. Однако, необходимость этого шага и механизм его реализации является спорными, имеются как противники, так и сторонники использования латинского алфавита. Важно не слепое следование, а вдумчивое рассмотрение проблемы и нахождение аргументированных действенных решений. Такому подходу способствуют формирование у учащихся навыков критического мышления и дебатирования. Обсуждение проблемы не должно быть спором ради самого спора. Необходимо учиться как ораторскому искусству, риторике, так и умению высказывать собственную позицию, выстраивать собственные мысли в стройные концепции, контраргументировать и опровергать. Одним из эффективных средств для такого развития учащихся, формирования у них компетенций, необходимых и полезных для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества являются дебаты.

Дебаты - это современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам. Лучшим способом для начала будет овладение знаниями, навыками и умениями в формальных дебатных играх по формату Карла Поппера. Формальные дебаты пытаются упорядочить хаотичные дебаты, происходящие в повседневной жизни. Формальные дебаты начинаются с темы, представляющей собой краткую формулировку темы дебатов. Каждая команда (утверждающая команда и отрицающая команда) пытаются убедить нейтрального судью. Для этого они защищают свою позицию с помощью аргументов и опровергают аргументы своих оппонентов.

В дебатах Карла Поппера участвуют две команды из трех человек (они называются спикерами). Спикеры обсуждают заданную тему, при этом одна команда утверждает тезис (эту команду называют утверждающей), а другая (отрицающая команда) его опровергает.

Основными структурными элементами кейса являются: критерий и аргументы.

Критерий - цель, позитивная ценность; инструмент, при помощи которого можно обосновать свою точку зрения по поводу данной резолюции.

Аргументы - суждения в защиту и опровержение темы, поддерживающие критерий

Доказательства имеют своей целью подтверждение логики аргумента.

В рамках декады триязычия «Мой родной край» в школе прошла дебатная игра по теме «Переход казахского языка на латиницу (не) оправдан».

Тема резолюции «Переход казахского языка на латиницу (не) оправдан».

ШКОЛЬНЫЕ ДЕБАТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПОЛИЯЗЫЧИЯШКОЛЬНЫЕ ДЕБАТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПОЛИЯЗЫЧИЯ

Кейс утверждения:

Критерий

"Латиница - объективно сложившееся веление нашего времени"
Аргументы

1 . "Латиница исторически уже была основой казахского алфавита"

(1929-1940 гг. - помешала 2 мировая война и надвигавшаяся война с Германией)

2. "Успешный опыт перехода на латиницу тюркоязычных стран"

(например, Турция, Азербайджан, Узбекистан и др.)

3. "Латиница поможет Казахстану успешно развиваться в рамках информаци-онной, техногенной цивилизации"

(компьютерные технологии, использующие латиницу как основу своих языков + современное молодое поколение легко читает транслитерацию в смс-сообщениях и соцсетях + интернет-протоколы и их шифрование)

ШКОЛЬНЫЕ ДЕБАТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПОЛИЯЗЫЧИЯ

Кейс опровержения:

Критерий

"Изменяя язык, мы нарушим целостность общества, его равновесие"

Аргументы

1. "Переход на латиницу есть угроза национальной безопасности"

(развитие глобализации само по себе есть угроза целостности суверенных государств, их национальных и культурных интересов, к тому же, переход на иной алфавит усилит разрыв между поколениями, что чревато непредсказуемыми последствиями).

2. "Смена языка приведёт к утрате исторически богатого культурного наследия"

(с момента вхождения в состав Российской империи казахи несколько раз сменили алфавит, однако, исторически сложилась письменная литература, огромное количество издано документов и создано научных работ и исследований на основе кириллицы; всё это может стать недоступным для следующих поколений).

3. Финансовые затраты перехода на латиницу угрожают затяжным экономическим кризисом"

(в связи с переводом на другое написание потребуется полностью изменить как государственную символику, так и неимоверно огромное количество документов, переиздать государственные нормативные акты, юридические и пр. материалы, что требует существенных финансовых затрат).

Таким образом, обе команды создали немалое количество точек столкновения и организовали острейшие дебаты. Спикеры показали своё мастерство владения как содержанием материала, так и навыками ораторского искусства.

Дебатные игры показали, что способствуют тщательному анализу разнообразных проблем, признавая, что уважение к каждому человеку и терпимость - это основные ценности современного общества. Для освоения правил игры и работы с информацией, с поддержками на этапе подготовки и в ходе игры изучались: метод мозгового штурма при подготовке и выработке решения, принципы подбора, анализа и критики источников информации, технологии структурирования информации, правила использования статистики для доказательства, рассматривались практические советы для работы в Интернете и библиотечном каталоге, подготовки поддержек - фактов, организации материала перед игрой. Особое место занимала словарная работа, разбор дефиниций, новых терминов по проблеме, изучение исторических и культурных аспектов развития казахского, русского и английского языка в Казахстане.

В целом, дебаты как инструмент развития мышления и речи благотворно способствует принятию и усвоению полиязычия в нашем обществе. Прошедшая в школе дебатная игра в рамках декады яркое тому доказательство.


© 2010-2022