Работа с семьёй по повышению педагогической культуры родителей

Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностны...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, авторитетом становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к выходу ребенка из-под влияния семьи.

Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.

К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:

- познавательная сфера жизни,

- поддержка физического здоровья воспитанников,

- дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей,

- поддержка одаренных детей,

- социальная поддержка и профилактика безнадзорности.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, в развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагоги устанавливают партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создают атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

Вся работа с родителями в учреждении осуществляется в 3 этапа:

1 этап - ежегодно в начале учебного года определяется социальный статус семей, проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт класса.

2 этап - выявление семей, находящихся в социально опасном положении, и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана.

3 этап - анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год.

Вся работа с семьей подразделена на еженедельную, ежемесячную, разовую.

Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы и консультаций с ПДО об индивидуальном развитии своего ребенка. Их темы и цели отражаются в планах и опираются на материал наблюдений, диагностики, программного материала. Они востребованы родителями, вопрос состоит только в определении наиболее актуальных тем для консультаций и приглашении специалистов, врачей, работников социальных служб.

Ежемесячные формы общения с родителями - это: праздники, родительские собрания, спортивные мероприятия, походы.

Сегодня выделяют примерно три группы родителей:

Первая группа: родители - помощники в воспитательной работе в объединении с детьми.

Они активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь.

Вторая группа: родители - потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.

Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований учреждения в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к ДДТ, педагогам, проявляя это реже - открыто, чаще - скрыто.

Достичь успеха в работе с родителями нелегко, особенно с родителями третьей группы. Попытки приобщить родителей к коллективным делам не сразу дают положительные результаты. В практике ПДО используются и такие формы, как:

  1. Профилактическая, разъяснительная работа с родителями по вопросам здоровья детей, формирования личности .

  2. Выявление проблемных семей детей. Коррекционная работа с ними. Защита прав ребенка.

  3. Приглашение на заседания родительского комитета.

Методы изучения семьи

Наиболее распространенными методами работы с родителями являются:

диагностика, консультация, тренинг, наблюдения, беседа, тестирование и анкетирование, метод обобщения независимых характеристик.

Чтобы проникнуться позитивным импульсом в воспитании детей, родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста, с чего и начинается настоящее воспитание родителей.

Содержание работы с родителями состоит в следующем:

  1. Повышение психолого-педагогических знаний родителей.

  2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

  3. Участие родителей в управлении учреждением.

Выделяют индивидуальные и коллективные формы работы с родителями, а также традиционные и нетрадиционные. Коллективные: родительское собрание, тематические конференции по обмену опытом воспитания детей на сайте учреждения, презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации, вечера вопросов и ответов. Нетрадиционные: дистанционная родительская конференция, круглый стол, вернисаж, тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях), презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.

Традиционными в учреждении стали мастер-классы, совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение спектаклей, конкурсы, экскурсионные поездки, авторские выставки. Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали.



© 2010-2022