Статья БЛОГ-УРОК КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие новых форм взаимодействия всех участников образовательного процесса сегодня идет семимильными шагами.Блог является одной из новых форм взаимодействия субъектов образовательного процесса. Блог-урок создает условия для формирования умений человека XXI века, предметных, метапреметных, личностных результатов обучения.Блоги открывают перед учителем новую информационную среду и дают новые широкие возможности организации образовательного процесса и профессионального роста.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БЛОГ-УРОК КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

…Учитель учит ученика,.. а ученик в этот момент не учится! Известная картина? Несомненно. Кто является главным в школе? Ученик. Именно он - целеобразующий субъект. С чего мы начинаем построение урока? С целеполагания. Для кого? Для учителя, а не для ученика. Современные образовательные стандарты заставляют нас повернуться лицом к ученику, сделать его субъектом, реальным участником, образовательного процесса. Именно поэтому планировать урок надо с целеполагания ученика - чему его мы хотим научить, при помощи каких ресурсов. И, пожалуй, самый главный вопрос, который мало кто из педагогов задаёт себе - А СМОЖЕТ ЛИ ЭТО ВЗЯТЬ УЧЕНИК СЕЙЧАС? Достаточно ли его внутренних ресурсов для этого?

Внутренние ресурсы ученика можно представить в виде виртуального портфеля. Там внутри его, ученика, ЗНАЮ, УМЕЮ, МОГУ. Портфель закрыт на замок, наша задача - открыть его и посмотреть, а что там? Замочек - это его, ученика, ХОЧУ - если он не хочет, ничего из этого нам не покажет.

Элберт Грин Хаббард (амер. философ, писатель) считал, что «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».

«Альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились». Ян Амос Каменский «Великая дидактика»

Нельзя научить, можно лишь НАУЧИТЬСЯ самому. А эта цель достигается через метапредметные результаты обучения. Для формирования единого образовательного пространства, способствующего достижению метарезультатов, возможно использование следующих средств и форм обучения:

  • Метапредметы

  • Метапредметные программы

  • Метакурсы (элективные, по выбору и т.д.)

  • Метапредметный урок

  • Предметный урок + метапредметная тема

  • Метапредметные задания

  • Межпредметные проблемные ситуации

  • Межпредметные, надпредметные проекты

На сегодняшний день мы ведём разговор лишь об одной форме обучения - предметный урок в сочетании с метапредметной темой, самая первая ступенька к освоению метапредметности в школе.

Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока. Учитель не актёр, а режиссёр!

Развитие новых форм взаимодействия всех участников образовательного процесса сегодня идет семимильными шагами. Без профессионального роста в освоении информационно-коммуникационных технологий и желания их применять в образовательном процессе - не обойтись! Очень важно формировать и развивать ИКТ - компетентность учителя. В современном, динамично-развивающемся мире информационно-коммуникационная компетентность (ИКК) учителя должна успевать за успехами в развитии информационных и телекоммуникационных технологий. В примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя входит умение грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы.

Блог является одной из новых форм взаимодействия субъектов образовательного процесса. Такие понятия, как блог, блогер, блогосфера, все чаще находят отражение в образовательном процессе.

Блог (англ. blog, от weblog - интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) - веб-сайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).

Людей, ведущих блог, называют бло́герами. Совокупность всех блогов Сети принято называть блогосферой.

Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев) посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей, веб-форумами и чатами.

Под блогами также понимаются персональные сайты, которые состоят в основном из личных записей владельца блога и комментариев пользователей к этим записям.

Блоги, особенно профессиональные, учительские, сравнительно новое явление в среде педагогов. Создавая блоги, учителя не всегда представляют, какие дополнительные возможности открываются как для них самих, так и для других участников и читателей их блога.

Блоги разнообразны по своим целям, задачам и структуре. Например, на Pedsovet.org предлагается такая классификация: блог-черновик, блог-проект, блог-партия, блог-СМИ, блог-визитная карточка, блог-дневник, блог-ссылка.

По авторскому составу блоги могут быть личными, групповыми (корпоративными, клубными…) или общественными (открытыми). По содержанию - тематическими или общими.

В настоящее время наблюдается настоящий бум образовательных блогов, постоянно появляется новый опыт, который дает все новые идеи.

Образовательный блог дает возможность более продуктивно построить образовательный процесс. Блог учителя - это эффективный инструмент организации обучения.

1. Здесь можно размещать информацию и дидактические материалы, которые дополняют учебник, упражнения, контрольные материалы, тесты и т.д. Это позволит ученикам работать самостоятельно дома: осмыслить, потренироваться, уточнить, проверить себя.

2. Можно организовать совместную работу онлайн: обсуждать какие-то проблемы, совместно искать решение проблем, обсуждать прочитанное.

3. Используя онлайн сервисы, можно публиковать материалы (публикации, презентации, карты памяти и т.д.

4. Каждый ученик может размещать авторские материалы: эссе, сочинения, размышления по каким-то вопросам.

5. В блог можно встроить презентации, видео, фото, схемы и т.д, с целью использования в учебном процессе

6. Публиковать расписание, планы работы, программы, ссылки на интернет-ресурсы, задания ученикам (например, найти материал к уроку).

7. Публиковать для родителей информацию о событиях в школе, об успехах их детей, результаты их творчества.

8. Создание виртуальных сообществ и клубов учеников познавательной направленности.

9. Можно организовать продуктивное общение на блоге, встроив форум, чат, форму обратной связи.

10. На блоге ученики могут вести «электронную тетрадь»

11. Организовать учебную дискуссию.

12. Создать электронную доску объявлений

13. Здесь можно публиковать процесс и результаты работы с учебным проектом.

14. Совместная публикация класса, например, цифровая классная стенгазета.

Цели и задачи использования блогов на уроке:

1. Блог - маленький кусочек реального мира, который поможет сообщить о том, где можно найти задания по интересующей теме.

2. Блоги на уроках это очень удобная вещь. С их помощью можно разнообразить урок и заинтересовать класс, т.к. детям более интересна работа с новыми технологиями, чем с учебниками.

3. Блоги - это современно. С их помощью дети лучше усваивают предложенный им материал.

4. Блоги помогают развивать навыки рефлексии, что необходимо в первую очередь самому учащемуся.

5. Блог позволяет организовать дифференцированный подход к обучению.

6. Блог позволяет детям участвовать в дискуссиях.

7. Блог помогает развивать способность аргументации.

8. Блог позволяет учителю установить контакт с отсутствующими учениками. Отсутствующие ученики - прогульщики и те, кто болеют, дети с ограниченными возможностями.

9. Блог является своеобразной станцией помощи, где учитель может опубликовать необходимую информацию.

10. Блог дает возможность общения с широкой аудиторией.

11. Блог может являться доской объявлений.

12. Блог дает возможность учителю курировать учащихся.

13. Учитель очень быстро может проверить и добавить материал.

В работе блога могут быть использованы следующие программы и сервисы:

-Google Документ
-Google Таблица
-Google Презентация
-Google Форма
Чтобы провести блог-урок, учителю, кроме умений работать в облачных сервисах и желания провести блог-урок рекомендую изучить алгоритм подготовки к блог-уроку.

  1. Целеполагание.

  2. Прогнозирование (планируемый результат)

  3. Содержание урока (источники информации, ее количество)

  4. Определение видов деятельности детей на уроке

  5. Разработка траектории/траекторий освоения деятельностного пространства

  6. Способ представления продукта деятельности

  7. Выбор (и обоснованность) видов коммуникации

  8. Определение целесообразности используемых сервисов

  9. Выбор инструментов формирующего оценивания

  10. Корректировка содержания урока (строгая дозировка программы минимума)

  11. Определение формы рефлексии

Блог-урок создает условия для формирования умений человека XXI века, предметных, метапреметных, личностных результатов обучения.

Блоги открывают перед учителем новую информационную среду и дают новые широкие возможности организации образовательного процесса и профессионального роста.

Таким образом, одна из современных педагогических задач - сделать блог рабочим инструментом учителей и включить этот инструмент в учебную практику, то есть, педагогу необходимо научиться конструктивному образовательному блоггингу.

© 2010-2022