Мастер-класс с педагогами дополнительного образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение

Раньше на Руси семьи были большие и дружные, уважали старших. О доме и семье говорили с большим уважением. У каждого из нас много родных, каждая семья имеет свою родословную. Но к сожалению, мало кто может назвать своих дальних родственников. На протяжении многих веков социальный мир семьи являлся сильнейшим фактором формирования личности ребенка. Его влияние нельзя исключить и не учитывать в образовательном воспитательном процессе учреждений дополнительного образования детей.

На данном занятии происходит знакомство с понятиями родства, о сути оберегов, их названии и признании - оберегать и защищать людей, семью, о технологии изготовления оберегов из подручных материалов. Самое главное в жизни каждого человека это его семья, дом. Не зря говорят: «Мой дом - моя крепость». Основная цель моих занятий не только научить ребенка сделать ту или иную поделку, но и научить понимать, что он сам может принять активное участие в украшении дома, создании уюта и хорошего настроения в нем или приготовить подарки для близких ему людей. И очень здорово, если взрослые вместе с детьми будут этим заниматься, ведь ничто так ни сближает, как совместное творчество!

Методическая разработка предназначена для проведения занятия с детьми среднего и старшего возраста и может быть использована педагогами в своей работе. Данное занятие помогает развитию творческих способностей ребёнка, формированию уважительного отношения к членам семьи.

Тип занятия: формирование новых знаний

Цель занятия:

- расширить представление обучающихся о семье, её особенностях, традициях;

- изготовить оберег;

- формировать доброе отношение к родным и близким.

Задачи:

Образовательные: научить изготавливать оберег; развивать познавательный интерес детей, расширить представление о семье, об особенностях оберегов;

Развивающие: развивать художественный вкус, интерес к творческому рукоделию, умение с пользой проводить свободное время.

Воспитывающие: прививать уважение к русским традициям и обычаям, приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей; формировать трудолюбие, аккуратность, взаимовыручку.

Виды деятельности: беседа, самостоятельная практическая работа.

Методы обучения:

Словесный - беседа, рассказ, стихи, пословицы.

Наглядный - фотографии, иллюстрации, образцы поделок, просмотр слайдов.

Практический - выполнение оберега.

Валеологический - физкультминутка.

Формы работы: индивидуальная.

Технические средства обучения - ПК, мультимедийный проектор.

Межпредметные связи: история, литература.

Материалы и инструменты: предметы - сувениры(обереги). Природный материал, злаки, монеты, ткань, заготовки для оберегов, клей.

Предварительная работа: рассматривание оберегов, знакомство с символикой оберегов, знакомство с семейными традициями русского народа, с бытом. Знакомство с правилами создания оберегов. Демонстрация и изучение бросового и природного материала для современных оберегов. Этапы занятия:

I. Организационно-подготовительный этап.

Цель для учащихся - продуктивная работа на занятии.

Цель для педагога - создать условия для продуктивной работы на занятии.

II. Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.

II. Этап сообщения.

Цели этапа:

- расширить представление обучающихся о семье, её особенностях, традициях (презентация №1);

- формировать доброе отношение к родным и близким.

III. Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. («Открытие» детьми нового знания).

Цели этапа:

- подвести ребенка к освоению нового опыта через разрешение проблемы;

- раскрыть смысловое содержание слова «оберег» (презентация №2);

- организовать коммуникативное взаимодействие.

IV. Этап деятельностный.

Цели этапа:

- подготовка к практической работе;

-применить полученные знания, умения и навыки;

- планировать трудовой процесс;

- организовывает рабочее место;

- физкультминутка;

- сообщение правил техники безопасности;

- проводить технологические операции и самоконтроль.

V. Этап рефлексии.

Цели этапа:

- оценить собственную деятельность на занятии;

-самоанализ воспитанников;

- анализ типичных ошибок.

VI. Заключительный этап.

Цель этапа:

- выставка

Конспект занятия


I. Организационно-подготовительный этап.

II. Этап сообщения:

Сейчас мы начинаем наше занятие и предлагаю вам послушать стихотворение.

В семейном кругу мы с вами растём!

Основа основ - родительский дом!

В семейном кругу все корни твои!

И в жизнь ты выходишь из семьи!

Сегодня наш разговор о семье. Вы становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью. А как вы понимаете это слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите? В семье идёт всё своим чередом: рождаются дети, которые, повзрослев, сами становятся сначала родителями, а потом стариками: дедушками, бабушками, прадедушками и прабабушками. Когда они были маленькими, то о них заботились их родители, а когда они сами стали родителями, то стали заботиться о своих детях и о своих пожилых родителях. И так повторяется из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сестры - наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

- Что же нам дает семья? ( Любовь, взаимоуважение, взаимопонимание, быть нужным кому-то, защиту, образование, дом, поддержку)

Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. И этому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные пословицы, поговорки… В них говорится о семье. Вашему вниманию Серенко Дарья приготовила презентацию - «Семья - это то, что со мною всегда», и я предоставляю ей слово (презентация №1).

III. Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. («Открытие» детьми нового знания).

В каждой семье есть свои ценности, традиции, семейные обряды, праздники, есть свои талисманы и обереги. Сегодня мы поговорим об оберегах. Почему их так называют и что это такое? (презентация №2)

В древности люди пытались защитить себя и свою семью от различных напастей и злых сил. Для этого они наделяли магическими защитными свойствами различные предметы, которые могли очень сильно отличаться друг от друга, но всегда имели одно и, то, же значение - защитное. На сегодняшний день нет точных сведений о том, в какой стране оберег появился впервые. Различные обереги и талисманы присутствуют в истории всех странах, просто в одних странах оберегам предавали большее значение, а в других - меньшее. (Слайд 2)

Послушайте как в «Энциклопедии для детей» раскрывается смысл слова «оберег». «Оберег - предмет, знак, действие, слово, фраза, запах, которым приписывается способность охранять людей, животных, растения, постройки и отдельные предметы от вредоносного действия злых сил (божеств, духов, сглаза колдовских чар и т. п.); частной формой проявления оберега является амулет». (Слайд 3)

А в книге «Обереги» раскрывается смысл слова оберег и символика оберегов «Оберег» - древний амулет счастья.

Злаки и бобовые - символ достатка и сытости.

Кукуруза - символ здоровья у детей.

Мак и его зерна - символ исполнения желаний.

Чеснок - отгоняет нечистую силу.

Лекарственные травы и орехи - символ крепкого здоровья.

Рябина- символ женской красоты и молодости.

Перец - символ мужского здоровья.

Самшит - символ любви и верности.

Семена тыквы - символ плодородия.

Лавровый лист - символ долголетия.

Семена подсолнуха - символ солнца, жизнерадостности, привлекает новых людей». (Слайд 4)

Из толкового словаря С.И. Ожегова: «Оберег - предмет - оберегающий, охраняющий от чего-нибудь». (Слайд 5)

Оберег - это привычный бытовой предмет, единственная характерная черта которого - некая мистическая сила, призванная защищать человека от опасностей. С давних пор люди умели защитить себя и свой дом от бед, несчастий, сглаза. Они умели делать Обереги. И эти Обереги имели силу, они действительно защищали своих хозяев. Люди верили, что обереги охраняют семью от болезни, «дурного сглаза», хищных зверей, стихийных бедствий, и разных напастей. Собираясь в дальний путь, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него, добро, вера и любовь согревали душу, напоминали об отчем доме, родной земле. (Слайд 6)

Традиция украшать дом оберегами - восходит к древним славянским народам. Люди верили, что в каждом доме живёт домовой, которого нужно задабривать, иначе он начнёт сердиться и вредить обитателям дома. А.С. Пушкин посвятил эти строки «Домовому».

Поместья мирного незримый покровитель,

Тебя молю, мой добрый домовой,

Храни селенье, лес, и дикий садик мой,

И скромную семьи моей обитель! (Слайд 7)

Существует много оберегов, но я расскажу о некоторых из них.

Веник - символ, оберегающий от зла входящего в дом. Один из самых сильных оберегов. Метелкой вверх - к деньгам, отпугивает от жилья злых духов. Вниз - выметает ссор из избы. Также веник является семейным оберегом. (Слайд 8)

Домовик

Домовик в ваш дом войдет

И порядок наведет.

Только вы его возьмите

И местечко приглядите.

А как только он войдет

Так с порога заорет:

«Ну-ка счастье приходи,

А беда совсем уйди.

Я теперь за всем слежу

И беды не допущу!...»

Весь напыжится, встряхнется,

Ножкой топнет, улыбнется.

Вот и друг я вам теперь,

Не гоните меня в дверь. (Слайд 9)

Венок - оберег от всякой нечисти. Венки оставляли на деревьях и чердаках от молний, клали под первый сноп для увеличения следующего урожая.

Девушки умывались водой с мокрого венка для красоты и здоровья (Слайд 10)

Домики - символ единства семьи. (Слайд 11)

Солнышко - главный из славянских оберегов. До сих пор в деревнях на

старых воротах и наличниках можно увидеть солярные розетки - знаки солнца, оберегающие дом. (Слайд 12)

Обереги семейного счастья - этот оберег поможет сохранить теплоту семейных отношений, возродить огонь любви и сберечь его на долгие годы. (Слайд 13)

Мешок - это обереги приносят благополучия: здоровья, богатства, счастья и т.д. Ещё в мешочек клали лекарственные травы. (Слайд 14)

Лапоть. Издавна на Руси лапоть был оберегом семейного счастья и домашнего уюта, в него прятали гостинцы для домовых. Во многих странах

изношенные лапти считаются верным средством от сглаза. Лапоть - Это место, где живет домовой. (Слайд 15)

IV. Этап деятельностный.

Сегодня я познакомлю вас с искусством изготовления оберега - веничка, который считается одним из древнейших оберегов. Великое множество примет и поверий связано с веником. Издавна существовал обычай обметать специальным веником-оберегом все углы по часовой стрелке, такой веник украшали, считалось, что, чем он нарядней и аккуратней, тем большей силой обладает. Если в дом приходили напасти, обрядовый веник, вобравший в себя всю отрицательную энергетику, закапывали на перекрестке, чтобы все беды ушли в землю и не перешли к другим людям. Так же такие веники использовали в обрядах для богатого урожая, мели дорогу жениху с невестой, ими обметали больного человека для быстрейшего выздоровления. Мы с вами тоже попробуем своими руками сделать оберег для дома и семьи. Ведь ни для кого не секрет, что предметы, сделанные своими руками, обладают огромным запасом положительной энергии и именно на ней строиться чудесная оберегающая и защищающая сила оберегов.

1. Подготовка к практической работе

На предыдущих занятиях мы изготовили поделки из соленого теста (солнце, овощи, хлебобулочные изделия, ручки, подкова и т.д.). А сегодня мы будем украшать декоративный веничек символами благополучия. Надеюсь, вы решили, для кого вы сегодня будете делать оберег. От этого зависит выбор украшений на вашем веничке.

2.Организация рабочего места.

3.Физкультминутка «Во дворе растет подсолнух» (приложение №1).

4.Сообщение правил техники безопасности. (приложение №2)

- В ходе практической работы вы должны соблюдать правила по технике безопасности при работе с ножницами иголкой, нитками. Давайте вспомним эти правила (проговариваются). Кроме этого, вы должны следить за осанкой, сидеть ровно, не горбясь. Чтобы у нас всё получилось, как мы с вами должны работать? (Дружно, сплоченно).

5.Технологическая карта изготовления (приложение №3).

- Можно приступать к практической работе. Чтобы вам было легче, перед вами лежат карточки, где показана последовательность выполнения работы. При затруднении обращайтесь к ним.

6.Карточки - полезные советы, где указанно что обозначают предметы-символы. (приложение №4).

V. Этап рефлексии.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что сделали? Посмотрите, какие красивые работы у нас получились! Для кого вы сделали оберег? Почему?

Обереги не всесильны, это верования народа. Чтобы сохранить семью, нужны ваши добрые дела, слова, добрые отношения.

Я думаю, что каждый из вас вложил в изготовление оберега тепло своих рук и добрые мысли. Пусть ваш оберег станет желанным подарком вашей семье и близким вам людям! Оберег - не просто красивый сувенир, это и маленький кусочек волшебства в вашем доме, приносящий счастье, здоровье и удачу. И нет лучшего подарка для близких людей, чем сделанный с добром и любовью оберег. Это - маленькая ниточка, связывающая нас с нашим прошлым, с нашими древними предками. Это дань Родной истории и культуре, к родному обычаю.

VI. Заключительный этап.

Выставка работ


Используемая литература

1. А.Э .Шептуля Обереги своими руками. Укрась и защити свой дом.

Традиции. Символика. Технология. М.; Эксмо,2007

2. Значение оберегов - http;//suvenirtade.ru/obereg_desc.html

http;//stramasterov.ru/node369738

http;//nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2012/10/04.klassnyy-chas-semya-eto-chto-s-toboy-vsegda-7-8










© 2010-2022