• Преподавателю
  • Другое
  • Обмен опытом работы: Здоровьесберегающий педагогический подход в воспитании учащихся СОШ №5 в осознанном сохранении и укреплении своего здоровья

Обмен опытом работы: Здоровьесберегающий педагогический подход в воспитании учащихся СОШ №5 в осознанном сохранении и укреплении своего здоровья

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальная общеобразовательная школа №5, имени О.И. Семенова -Тян-Шанского г. Мончегорск Мурманская область.



Каролина Николаевна Сорбалэ

учитель биологии

« Заслуженный учитель РФ»

:

Здоровьесберегающий педагогический подход в воспитании учащихся СОШ №5 в осознанном сохранении и укреплении своего здоровья.

Изменения, происходящие в школе в последние годы, не сократили числа серьезных социальных проблем, которые связаны с состоянием здоровья детей. В школе по - прежнему преподают, обучают, воспитывают, дают основы знаний, но не учат в системе как беречь здоровье смолоду, развивать свои физические данные и оставаться молодым до старости.

В последнее время педагоги и медицинские работники, встревоженные массовым ухудшением здоровья школьников, пытаются вводить в учебных заведениях оздоровительный режим, стремятся к улучшению питания. Вводят так называемую технологию обучения. Это хорошо, но важно еще поставить дело так, чтобы сам школьник мог участвовать в укреплении своего здоровья, противодействуя негативным влияниям, умея в экстремальных ситуациях не только противостоять искушению, но и оказать себе и товарищам необходимую помощь.

Учитывая актуальность обсуждаемых вопросов, в средней школе № 5 с 2000 года действует программа «Здоровье», в основу которой вошли положения педагогической концепции здорового образа жизни.

Создавая программу, изучая отечественный опыт, педагогический коллектив пришел к твердому убеждению в том, что надо начинать с психологической переориентации взрослых: родителей, учителей, воспитателей - всех, кто в той или иной мере связан с воспитанием детей. В настоящее время необходим общий взгляд на проблему, детям нужен пример взрослых. Суть здорового образа жизни мы видим в том, чтобы решить проблему выбора, нужного им для дела занятия, закрепить полезные привычки и принять их в качестве норм. Трудности же заключаются в том, что приобщение к здоровому образу жизни связано с ограничениями, с выполнением определенных нагрузок, с обязанностями школьников участвовать в целенаправленной деятельности по первичной профилактике негативных последствий факторов риска. Главное для педагогического коллектива школы - научить ребят избегать необоснованного риска, видеть опасность, предотвращать ее и, если беда случилась, не растеряться и действовать четко и правильно.

Приобщение к здоровому образу жизни предполагает комплексное воздействие на личность школьника. В соответствии с этим выделены четыре основных направления, по которым строится вся здоровьесберегающая программа школы - это физическое совершенствование, психическое здоровье, социальная безопасность и основы экологических знаний.

Тем не менее, полагаем, что все содержание школьной работы должно быть направлено на формирование здорового образа жизни:

  • овладение навыками общей культуры, включающей культуру тела;

  • знание основ санитарии и гигиены;

  • развитие двигательной активности;

  • профилактические меры, отказ от вредных привычек;

  • знакомство с правилами социальной безопасности и др.

Программа «Здоровье» предполагает широкое привлечение к просветительской и профилактической деятельности самых разных специалистов (врачей, психологов, спортсменов, специалистов по охране окружающей среды, работников милиции, пожарных ит.д. Здоровье и красота, гармония и совершенство, сила и грация - вот те понятия, вокруг которых строится вся система работы в школе.

Наш регион невольно оказался втянут в «серьезные игры», осложнившие нашу жизнь. И вовсе не праздное любопытство привело нас в эту аудиторию. Рассматриваемая сегодня проблема весьма актуальна. О наркомании и токсикомании последнее время много говорят и пишут. Ученые, врачи, педагоги вскрывают причины этого весьма опасного по своим последствиям явления, показывают влияние наркотических средств на организм человека, его психику, прослеживают моральную и нравственную деградацию личности.

Проблема эта не из простых, ее решение требует целенаправленных усилий, единения форм и методов в антинаркотическом и антиалкогольном воспитании учащихся, поиска путей повышения действенности всей этой работы. Неотъемлемое условие антинаркотического и антиалкогольного воспитания в школе - формирование у подростков высоконравственных качеств личности, сильной воли, стремления к самосовершенствованию и самовоспитанию. Антинаркотическое воспитание - это не только педагогическая профилактика социального зла, которая заключается в наблюдении за поведением учащихся на уроках. Необычная рассеянность, невнимание, вялость, сонливость, полное безразличие школьника во время занятий, чего не замечалось прежде, настораживают учительский коллектив. Работа эта весьма многогранна, проводится в ходе учебных занятий во внеурочное время, носит систематический и комплексный характер, требует деликатности и сдержанности. Полагаю, что заслуживает внимания наш опыт в поисках путей здоровьесбережения:

  • обязательное ознакомление с листами здоровья в классном журнале каждым педагогом, ведущим преподавание в классе;

  • создание на 3 ступени обучения профильных специализированных классов с медицинским уклоном (10 -11), при обучении в которых врачи МЦГБ раскрывают негативное влияние употребления ПАВ, а учащиеся видят последствия их действия на человека во время прохождения практики в отделениях городской больницы. СЛАЙД.

  • введение в учебный план элективных курсов: «Здоровье и окружающая среда» 9 класс; «Карта человеческого тела» 8 класс; организация исследовательской деятельности учащихся. СЛАЙД

  • проведение уроков здоровья, на которых раскрываются биологические последствия этого зла; на которых задача учителей, врачей, психологов состоит в том, чтобы объяснить подросткам, что наркотические вещества вызывают пристрастие, отрицательно влияют на физическое и умственное развитие, вызывают заболевания различных органов, т. е. представляют огромную опасность для растущего организма. СЛАЙД

  • Проведение классных часов, устных журналов для 1 и 2 ступеней обучения, разработанных и учащимися специализированных медицинских классов (10 - 11кл.). Основное внимание уделяется формированию мотивации на здоровый образ жизни, составлению валеологического паспорта класса, формированию убеждений в необходимости здорового образа жизни, о вреде алкоголизма, токсикомании и наркомании. СЛАЙД

  • Выпуск тематических санбюллетений: «Болезни поведения»; «Как распознавать опасность»; «Начало трагедии»; «Болезнь эгоистов»; «От соблазна к кошмару»; «Режим, и мы» и т. д. СЛАЙД.

  • Ежегодное проведение 07 апреля Всероссийского дня здоровья детей. Во время которых совместными усилиями классных руководителей, учителей: ОБЖ, биологии и экологии, физической культуры, педагога- психолога, медицинских работников, лекторских групп учащихся 10-11 классов и родителей проводятся классные часы, уроки здоровья, выставки, встречи, круглые столы, диспуты, спортивные оздоровительные турниры, викторины, показ видеофильмов;

  • Родительские собрания и родительский всеобуч с привлечением специалистов. Участие родителей школы в городской общественной организации «Родители против наркотиков». в акции «Отец года» и др. СЛАЙД.

  • Одной из задач школы является отвлечение детей от пустой траты времени после занятий, в выходные дни и каникулярное время. Это работа в школьных объединениях на базе МРЦ, внеурочные занятия в кружках по интересам и в факультативах, вовлечение учащихся в школьный театр, в вокальные группы и спортивные секции как в школе, так и во внешкольных учреждениях города.

  • Ежегодные конкурсы газет и постеров «Курению - нет.», «Я выбираю жизнь», «Сделай свой выбор», «Умей сказать нет», «Вредные привычки» и т.д.

Полагаю, что заслуживает внимания работа группы волонтеров школы «ШТАР», занимающихся профилактикой и пропагандой ЗОЖ через занятия во внеурочное время, ежегодно участвующих в декаде «SOS» по волнующей проблеме, заслуги которых известны не только в школе, городе, но и в области (руководитель Благовещенская Ю.В.). СЛАЙД.

В настоящее время учащиеся школы работают над созданием стендов по теме «Знак беды…», «Опасная традиция», «Роковой шаг» в которые войдут плакаты и рисунки учащихся, бюллетени, высказывания великих людей о наркомании и токсикомании, алкоголе и курении. СЛАЙД.

Учитывая актуальность обсуждаемых сегодня вопросов, перед школой, внешкольными учреждениями , высшими и специальными учебными заведениями , общественными молодежными организациями нашего города стоит главная задача - формирования и развития у школьников, студентов и молодежи представлений о здоровье, мотивации их на здоровый образ жизни, навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности и стремления к физическому совершенству, а также привлечения внимания родителей к проблемам сохранения и укрепления здоровья детей. Только совместными усилиями, где самая ответственная роль отведена семье, можно предотвратить это социальное зло, которое так печально отражено в этом высказывании: «Идет человек по прекрасному саду и видит красивый дом, Любопытство толкает заглянуть. А сзади - хлоп. И нет выхода. И внутри - пустота, мрак и боль …Можно выйти разбив стену. Но это сопряженно с большой болью и ужасом. Надеешься на чудо, но чудес не бывает! Помогите?! Услышат ли?».

Мидлер

Только объединив усилия, всем вместе, можно отвести беду и помочь подрастающему поколению, а значит обеспечить их и наше будущее.


© 2010-2022