• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект и презентация занятия по курсу Основы информационной культуры. Тема: Выбор книг в библиотеке. Алфавитный и систематический каталог. Картотеки. , 5 класс

Конспект и презентация занятия по курсу Основы информационной культуры. Тема: Выбор книг в библиотеке. Алфавитный и систематический каталог. Картотеки. , 5 класс

Цель занятия: обучение самостоятельному поиску информации. Задачи: 1.     Познакомить учащихся с различными видами книжных выставок. 2.     Напомнить, что такое «открытый доступ к книжному фонду». 3.     Углубить знания об особенностях расстановки книг в школьной библиотеке. 4.     Углубить знания об алфавитном и систематическом каталогах. 5.     Ознакомить с типами картотек, библиографических указателей, тематических списков литературы. Оборудование: книжная выставка, конспект занятия, компьют...
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема занятия: Выбор книг в библиотеке. Алфавитный и систематический каталог. Картотеки.

Возраст: 5 класс

Цель занятия: обучение самостоятельному поиску информации.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с различными видами книжных выставок.

  2. Напомнить, что такое «открытый доступ к книжному фонду».

  3. Углубить знания об особенностях расстановки книг в школьной библиотеке.

  4. Углубить знания об алфавитном и систематическом каталогах.

  5. Ознакомить с типами картотек, библиографических указателей, тематических списков литературы.

Оборудование: книжная выставка, конспект занятия, компьютер, презентация Microsoft Offiсe PowerPoint 2000-2003, мультимедиа проектор.

Форма проведения: Урок-практикум «Самостоятельный поиск книг по заданной тематике»

Ход занятия:

№ этапа


Содержание

Задачи

I

Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее наше занятие будет посвящено теме самостоятельного поиска информации. Наше занятие не первое, и вы уже имеете кое-какой навык поиска информации, знаете:

  • что такое «открытый доступ» (ответы учащихся);

  • знаете порядок расстановки книг на библиотечных полках (ответы учащихся);

  • знаете, что первые помощники в поиске нужных книг - (ответы учащихся) - правильно - каталоги и картотеки.

Сегодня я более подробно познакомлю вас с этой темой и расскажу ещё о нескольких помощниках в море информации.

Введение в тему занятия, постановка проблемного вопроса, знакомство с целями и задачами урока.

II

Книжные выставки в библиотеке организуются по мере необходимости и знакомят читателей с наиболее значительными юбилейными датами; достижениями науки; событиями, происходящими в культуре и искусстве; а также выставки, приуроченные к какому-либо событию, т.е. тематические. Это:

  • выставки к памятным датам;

  • выставки литературы к олимпиадам и предметным неделям;

  • выставки новых поступлений.

(слайд №4)

Существуют и постоянные книжные выставки. Это выставки литературы, которая постоянно востребована читателями. В нашей библиотеке они тоже есть:

  • «Готовимся к ЕГЭ»

  • «В помощь учителю»

  • «Энциклопедии, словари, справочники»

  • «Поэзия»

(слайд №5)

Кроме вышеперечисленных выставок, существуют внутриполочные. Внутриполочные выставки находятся среди основного фонда библиотеки, они не вынесены на отдельные стеллажи или стенды. У нас это:

  • «Писатели Забайкалья»

  • Детям о Забайкалье»

  • «Книги - детям»

  • «Стихи - детям»

(слайд №6)

Необходимо каждому читателю знать и помнить, что книги, выставленные на выставке, можно брать и читать дома точно так же, как и любые другие, находящиеся в библиотеке

(слайд №7)

Познакомить учащихся с различными видами книжных выставок

III

«Открытый доступ» в библиотеке означает то, что любой читатель может выбирать себе нужные книги непосредственно с книжных полок. Задумывались ли вы над тем, почему библиотекарь так быстро находит любую книгу? Секрет в том, что в библиотеке книги на полках расставлены по определённым правилам. Библиотекарь эти правила хорошо знает, и вам, ребята, тоже необходимо эти правила изучить и запомнить

(слайд №8)

Книги на полках расставлены в определённой системе, их расстановка так и называется - систематическая. Разделы отделены друг от друга специальными разделителями, на которых написан номер и название раздела.

Существует 8 основных разделов, которые, в свою очередь, более подробно делятся на подразделы.

2. Естественные науки

20. Естественные науки в целом

22. Физико-математические науки

24. Химические науки

26. Науки о Земле

28. Биологические науки

3. Техника. Технические науки

(слайд №9)

4. Сельское и лесное хозяйство

5. Здравоохранение. Медицина

6/8. Общественные и гуманитарные науки

60.общественные науки в целом

63. История

65. Экономика

66. Политика

67. Государство и право

68. Военная наука. Военное дело

(слайд №10)

70/79. Культура. Наука. Просвещение

80/84. Филология. Художественная литература

85. Искусство

86. Религия

87. Философия

88. Психология

9. Литература универсального содержания

Внутри каждого раздела, подраздела книги стоят в строгом алфавитном порядке. Поэтому, если знать тематику нужной вам книги и её автора, то найти её в огромном книжном море не составит труда (слайд №11)

Напомнить, что такое «открытый доступ к книжному фонду». Углубить знания об особенностях расстановки книг в школьной библиотеке.

IV

Необходимо заметить, что наша школьная библиотека очень мала, всего 9000 экземпляров книг, но существуют библиотеки в десятки раз больше нашей, и ориентироваться в их фонде гораздо сложнее. Тем более что в крупных библиотеках чаще всего отсутствует система открытого доступа. И здесь вам на помощь придут библиотечные каталоги, картотеки, библиографические указатели, тематические списки литературы

(слайд №12)

Для начала нужно выяснить, есть ли нужная вам книга в этой библиотеке. Для этого существует «АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ».

Для начала вспомним, что такое «КАТАЛОГ» (ответы учащихся)

Слово «каталог» означает «список» всех книг, имеющихся в библиотеке. Состоит он из множества карточек, на которых написаны все данные о книге: её автор, название, издательство и год издания, количество страниц и стоимость книги. Карточки в каталоге, как и книги на полке стоят в строгом алфавитном порядке и, если вам нужна книга, например, Аркадия Гайдара, то искать вы её должны за разделителем с буквой «Г» (слайд №13)

АЛГОРИТМ ПОИСКА ЛИТЕРАТУРЫ


Конспект и презентация занятия по курсу Основы информационной культуры. Тема: Выбор книг в библиотеке. Алфавитный и систематический каталог. Картотеки., 5 класс

(слайд №14)

Но бывает и так, что вы не знаете автора и название книги, известна вам лиши тема поиска - например, нужно найти книгу о китах. Тогда вы должны обратиться к другому каталогу - «СИСТЕМАТИЧЕСКОМУ» (слайд №15)

АЛГОРИТМ ПОИСКА ЛИТЕРАТУРЫ

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ

(слайд №16)Конспект и презентация занятия по курсу Основы информационной культуры. Тема: Выбор книг в библиотеке. Алфавитный и систематический каталог. Картотеки., 5 класс

Мы с вами уже говорили о расстановке книг на библиотечных полках. Так вот, карточки в систематическом каталоге расположены в таком же порядке, как и книги на полках. Поэтому, сначала вам нужно определиться с тематикой поиска, затем найти в систематическом каталоге нужный вам раздел - и вы сразу увидите, какие книги по вашей теме есть в фонде этой, конкретной, библиотеки.

Не стоит забывать и то, что в случае каких-либо затруднений, всегда можно и нужно обращаться к библиотекарю.

Углубить знания об алфавитном и систематическом каталогах.

Ознакомить с типами картотек, библиографических указателей, тематических списков литературы.

В фонде любой библиотеки есть не только книги, но и периодические издания, т.е. газеты и журналы. Самую новую, современную информацию, в-первую очередь, можно найти в периодике. И на помощь вам здесь придёт «СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТОТЕКА СТАТЕЙ». Её структура точно такая же, как и в систематическом каталоге, только отображают в ней не книги, а статьи из журналов и газет

(слайд №17)

Кроме вышеперечисленных каталогов и картотек, в библиотеках есть и другие - тематические картотеки, например:

  • Краеведческая картотека статей

  • Экология

  • Животный мир нашей Родины

  • Растительный мир Забайкалья

  • Народные ремёсла

  • Культура и искусство и т.д.

О содержании книг и статей, включенных в эти картотеки, можно судить по их названию.

Необходимо помнить, что и каталоги, и картотеки предназначены для того, чтобы облегчить вам поиск нужной информации (слайд №18)

Ознакомить с типами картотек, библиографических указателей, тематических списков литературы.

Ход работы:

  1. Каждому из учащихся даётся индивидуальное задание по поиску книг (учитывая, поиск с использованием АК, СК, СКС и тематических картотек, имеющихся в библиотеке).

Например:

  • книги А.Гайдара

  • книги по теме «бабочки»

  • книги о войне

  • детские стихотворения о школе

  • книги писателей Забайкалья

  • сборники школьных песен

  • книги Д. Паустовского и т.п.

  1. По-окончании работы делим класс на группы по два человека, проводится взаимопроверка.

В ходе работы библиотекарь помогает учащимся в случае каких-либо затруднений.

Практическая работаКонспект и презентация занятия по курсу Основы информационной культуры. Тема: Выбор книг в библиотеке. Алфавитный и систематический каталог. Картотеки., 5 класс

© 2010-2022