- Преподавателю
- Другое
- Конспект и презентация занятия по курсу Основы информационной культуры. Тема: Выбор книг в библиотеке. Алфавитный и систематический каталог. Картотеки. , 5 класс
Конспект и презентация занятия по курсу Основы информационной культуры. Тема: Выбор книг в библиотеке. Алфавитный и систематический каталог. Картотеки. , 5 класс
Раздел | Другое |
Класс | 5 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Бурдина И.П. |
Дата | 29.10.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Тема занятия: Выбор книг в библиотеке. Алфавитный и систематический каталог. Картотеки.
Возраст: 5 класс
Цель занятия: обучение самостоятельному поиску информации.
Задачи:
-
Познакомить учащихся с различными видами книжных выставок.
-
Напомнить, что такое «открытый доступ к книжному фонду».
-
Углубить знания об особенностях расстановки книг в школьной библиотеке.
-
Углубить знания об алфавитном и систематическом каталогах.
-
Ознакомить с типами картотек, библиографических указателей, тематических списков литературы.
Оборудование: книжная выставка, конспект занятия, компьютер, презентация Microsoft Offiсe PowerPoint 2000-2003, мультимедиа проектор.
Форма проведения: Урок-практикум «Самостоятельный поиск книг по заданной тематике»
Ход занятия:
№ этапа
Содержание
Задачи
I
Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее наше занятие будет посвящено теме самостоятельного поиска информации. Наше занятие не первое, и вы уже имеете кое-какой навык поиска информации, знаете:
-
что такое «открытый доступ» (ответы учащихся);
-
знаете порядок расстановки книг на библиотечных полках (ответы учащихся);
-
знаете, что первые помощники в поиске нужных книг - (ответы учащихся) - правильно - каталоги и картотеки.
Сегодня я более подробно познакомлю вас с этой темой и расскажу ещё о нескольких помощниках в море информации.
Введение в тему занятия, постановка проблемного вопроса, знакомство с целями и задачами урока.
II
Книжные выставки в библиотеке организуются по мере необходимости и знакомят читателей с наиболее значительными юбилейными датами; достижениями науки; событиями, происходящими в культуре и искусстве; а также выставки, приуроченные к какому-либо событию, т.е. тематические. Это:
-
выставки к памятным датам;
-
выставки литературы к олимпиадам и предметным неделям;
-
выставки новых поступлений.
(слайд №4)
Существуют и постоянные книжные выставки. Это выставки литературы, которая постоянно востребована читателями. В нашей библиотеке они тоже есть:
-
«Готовимся к ЕГЭ»
-
«В помощь учителю»
-
«Энциклопедии, словари, справочники»
-
«Поэзия»
(слайд №5)
Кроме вышеперечисленных выставок, существуют внутриполочные. Внутриполочные выставки находятся среди основного фонда библиотеки, они не вынесены на отдельные стеллажи или стенды. У нас это:
-
«Писатели Забайкалья»
-
Детям о Забайкалье»
-
«Книги - детям»
-
«Стихи - детям»
(слайд №6)
Необходимо каждому читателю знать и помнить, что книги, выставленные на выставке, можно брать и читать дома точно так же, как и любые другие, находящиеся в библиотеке
(слайд №7)
Познакомить учащихся с различными видами книжных выставок
III
«Открытый доступ» в библиотеке означает то, что любой читатель может выбирать себе нужные книги непосредственно с книжных полок. Задумывались ли вы над тем, почему библиотекарь так быстро находит любую книгу? Секрет в том, что в библиотеке книги на полках расставлены по определённым правилам. Библиотекарь эти правила хорошо знает, и вам, ребята, тоже необходимо эти правила изучить и запомнить
(слайд №8)
Книги на полках расставлены в определённой системе, их расстановка так и называется - систематическая. Разделы отделены друг от друга специальными разделителями, на которых написан номер и название раздела.
Существует 8 основных разделов, которые, в свою очередь, более подробно делятся на подразделы.
2. Естественные науки
20. Естественные науки в целом
22. Физико-математические науки
24. Химические науки
26. Науки о Земле
28. Биологические науки
3. Техника. Технические науки
(слайд №9)
4. Сельское и лесное хозяйство
5. Здравоохранение. Медицина
6/8. Общественные и гуманитарные науки
60.общественные науки в целом
63. История
65. Экономика
66. Политика
67. Государство и право
68. Военная наука. Военное дело
(слайд №10)
70/79. Культура. Наука. Просвещение
80/84. Филология. Художественная литература
85. Искусство
86. Религия
87. Философия
88. Психология
9. Литература универсального содержания
Внутри каждого раздела, подраздела книги стоят в строгом алфавитном порядке. Поэтому, если знать тематику нужной вам книги и её автора, то найти её в огромном книжном море не составит труда (слайд №11)
Напомнить, что такое «открытый доступ к книжному фонду». Углубить знания об особенностях расстановки книг в школьной библиотеке.
IV
Необходимо заметить, что наша школьная библиотека очень мала, всего 9000 экземпляров книг, но существуют библиотеки в десятки раз больше нашей, и ориентироваться в их фонде гораздо сложнее. Тем более что в крупных библиотеках чаще всего отсутствует система открытого доступа. И здесь вам на помощь придут библиотечные каталоги, картотеки, библиографические указатели, тематические списки литературы
(слайд №12)
Для начала нужно выяснить, есть ли нужная вам книга в этой библиотеке. Для этого существует «АЛФАВИТНЫЙ КАТАЛОГ».
Для начала вспомним, что такое «КАТАЛОГ» (ответы учащихся)
Слово «каталог» означает «список» всех книг, имеющихся в библиотеке. Состоит он из множества карточек, на которых написаны все данные о книге: её автор, название, издательство и год издания, количество страниц и стоимость книги. Карточки в каталоге, как и книги на полке стоят в строгом алфавитном порядке и, если вам нужна книга, например, Аркадия Гайдара, то искать вы её должны за разделителем с буквой «Г» (слайд №13)
АЛГОРИТМ ПОИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
(слайд №14)
Но бывает и так, что вы не знаете автора и название книги, известна вам лиши тема поиска - например, нужно найти книгу о китах. Тогда вы должны обратиться к другому каталогу - «СИСТЕМАТИЧЕСКОМУ» (слайд №15)
АЛГОРИТМ ПОИСКА ЛИТЕРАТУРЫ
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КАТАЛОГ
(слайд №16)
Мы с вами уже говорили о расстановке книг на библиотечных полках. Так вот, карточки в систематическом каталоге расположены в таком же порядке, как и книги на полках. Поэтому, сначала вам нужно определиться с тематикой поиска, затем найти в систематическом каталоге нужный вам раздел - и вы сразу увидите, какие книги по вашей теме есть в фонде этой, конкретной, библиотеки.
Не стоит забывать и то, что в случае каких-либо затруднений, всегда можно и нужно обращаться к библиотекарю.
Углубить знания об алфавитном и систематическом каталогах.
Ознакомить с типами картотек, библиографических указателей, тематических списков литературы.
В фонде любой библиотеки есть не только книги, но и периодические издания, т.е. газеты и журналы. Самую новую, современную информацию, в-первую очередь, можно найти в периодике. И на помощь вам здесь придёт «СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТОТЕКА СТАТЕЙ». Её структура точно такая же, как и в систематическом каталоге, только отображают в ней не книги, а статьи из журналов и газет
(слайд №17)
Кроме вышеперечисленных каталогов и картотек, в библиотеках есть и другие - тематические картотеки, например:
-
Краеведческая картотека статей
-
Экология
-
Животный мир нашей Родины
-
Растительный мир Забайкалья
-
Народные ремёсла
-
Культура и искусство и т.д.
О содержании книг и статей, включенных в эти картотеки, можно судить по их названию.
Необходимо помнить, что и каталоги, и картотеки предназначены для того, чтобы облегчить вам поиск нужной информации (слайд №18)
Ознакомить с типами картотек, библиографических указателей, тематических списков литературы.
Ход работы:
-
Каждому из учащихся даётся индивидуальное задание по поиску книг (учитывая, поиск с использованием АК, СК, СКС и тематических картотек, имеющихся в библиотеке).
Например:
-
книги А.Гайдара
-
книги по теме «бабочки»
-
книги о войне
-
детские стихотворения о школе
-
книги писателей Забайкалья
-
сборники школьных песен
-
книги Д. Паустовского и т.п.
-
По-окончании работы делим класс на группы по два человека, проводится взаимопроверка.
В ходе работы библиотекарь помогает учащимся в случае каких-либо затруднений.
Практическая работа