Развитие тьюторства в России

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие тьюторства в России.

Тьюторство, заимствованное из британского образования, предстает в российской образовательной ситуации на современном этапе как инновационный элемент. Тьюторство не столько технология, сколько культура, которая формировалась в истории параллельно культуре преподавания и обучения. Для великого философа Я.А.Коменского было очевидно, что необходимо одновременно учить людей чтению и письму и учить и обучать тому, что усвоено.

Тьюторство-традиция британской школы, основанная на индивидуальной работе с воспитанниками. В отечественной образовательной системе никогда не вводилась отдельная фигура тьютора. Наставничество было среди домашних учителей, но в сравнении с тьюторами, им не хватало открытого образовательного пространства, присутствовал только индивидуальный подход к подопечному. Также существовала традициия монастырских наставников-старцев и старчества на Руси, которую описал Ф.М Достоевский в романе «Братья Карамазовы» (духовные поиски Алеши Карамазова и наставничества старца Зосимы). Далее гувернеры в аристократических семьях дореволюционной России. Затем феномен классической русской литературы и ее выдающейся роли в духовной жизни, в культуре России. Литературы, вмещающей в себя функции философии, социально направленной публицистики и даже основы психологической культуры.

В России тьюторство как самостоятельное педагогическое движение было развернуто и стало оформляться в конце 1980-х годов во время реформирования всей системы отечественного образования. Сегодня тьюторство активно внедряется в образовательных системах многих стран. В том числе и в России, где его развитие идет в различных направлениях: от сопровождения индивидуальной образовательной программы до обучения в рамках дистанционного курса.

Тьютор- преподаватель особого типа, преподаватель, играющий роль консультанта, наставника, организатора самостоятельной деятельности обучающихся по освоению содержания курса и личностно-профессиональному саморазвитию.

Тьюторское сопровождение в современной школе сегодня уже перестает быть делом отдельных педагогов- энтузиастов. На сегодняшний день в России существуют школы, в которых реализуется система тьюторского сопровождения. Заимствованная за рубежом тьюторская технология в России обросла дидактическими атрибутами. Так специфичными требованиями к тьютору как личности стали широта взглядов, чувство ответственности, контактность, психологическая устойчивость; как специалисту - владение знаниями не только по своей дисциплине, но и по смежным; как воспитателю, который формирует образ личности и гражданина; как психологу - тьюторство предлагает использование отдельных техник и приемов из практической психологии.

Современные отечественные технологии тьюторской деятельности опираются на оригинальную педагогическую традицию и разработаны в русле российского образования, его проблематики и актуальных подходов.

Наличие в современной педагогике огромного количества технологий и их применение предполагают, что только взаимодействие, сотрудничество обучающего и обучающегося приносит результат. Во все времена великие достижения педагогики появлялись при личной встрече учителя и ученика. Построение отношений «учитель-ученик» может рассматриваться как человеческое общение, путешествие по «океану знаний» в поисках выхода, «погружения» в проблемы и творчество другого человека. Только тогда возникает интерес к другому человеку, происходит познание и изменение себя и мира.

Взросление ребенка наполнено трудностями, успехами и болезненными моментами, непониманиями и озарениями, победами и поражениями. Ребенок в своем развитии не объект воспитательных усилий, а субъект, претерпевающий изменение. Главное-искоренение равнодушия в отношениях между учителем и учеником, построение взаимодействия, сотрудничества в образовании ребенка. Эти положения и лежат в основе тьюторства в современной школе.

Тьютор или наставник призван не исправлять, а направлять; не указывать на ошибки, а дать им состояться (например - в неправильном планировании, в неумении себя организовать в коллективе и т.п.) под присмотром взрослого. Ребенок сам делает выводы о тех ошибках, которые он проанализировал с тьютором.

Современная школа дает возможность детям самостоятельно выбирать кружки по интересам, огромное количество конкурсов различных уровней, направлений предлагается для проявления возможностей каждого ребенка, его развития и совершенствования.

Содержание и формы организации учебной и воспитательной деятельности в школе проектируют определенный тип сознания и мышления учащихся. Центральной линией развития каждого является формирование интеллектуальной деятельности и произвольности всех психических процессов, при этом наиболее важными являются организационные, рефлексивные умения, способность к реализации внутреннего плана действий.

Деятельность, организуемая тьютором, отличается от простой организации череды мероприятий. Важно, что идет совместная работа взрослого и ребенка, любое событие проектируется совместно с детьми . Обсуждая с детьми проблемы, на которые это действие или событие может быть направлено, тьютор формирует активную позицию ребенка по отношению к себе и внешнему пространству. Обсуждая цели и задачи работы, способы достижения цели, ресурсы и результаты ее, тьютор как бы дает ребенку потренироваться в том, что ждет ребенка в его пути по жизни.

Опыт нетделим от деятельностного подхода в педагогике. С другой стороны, важна преемственность: тьюторство должно стать частью жизни ребенка с первого класса, тогда у тьюторства в старшей школе и в сопровождении молодежи в их социальных инициативах будет та логика и та коммуникативная направленность, которая позволит добиваться высоких образовательных результатов.

Сущность тьюторского сопровождения заключается в целенаправленном создании тьютором ситуации осмысления учеником собственных образовательных выборов и действий. Тьютор обсуждает с ребенком, как тот сам достигает собственных целей: как выбирает цель, как определяет способы ее достижения.

Тьюторское сопровождение очень интересно и привлекательно для педагога, который ценит и поддерживает самостоятельность ученика, его активность и право на собственный выбор, ориентацию на собственные усилия и ответственность за свою жизнь.

Необходимость введения данной должности диктуется тем, что для индивидуального развития личностного и образовательного пути каждого ученика, как определено в новом законе об образовании и новых ФГОС, в образовательном учреждении должны быть те, кто координирует самостоятельную учебу и выбор учебного профиля.

Наша школа ориентирована на принцип индивидуализации и рассматривает этот принцип как базовый, поэтому считает, что должность тьютора необходима школе.

Список литературы:

1.Приказ Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216н и № 217 н.

2.Выготский Л.С Психология (Текст)/ Л. С. Выготский- М., 2000.-1008 с.

3.Коменский Я.А. Избранные педагогические чтения (Текст) Я. А.Коменский-М: Педагогика, 1995- 920с.

© 2010-2022