- Преподавателю
- Другое
- Выступление Процесс внедрения ФГОС ООО
Выступление Процесс внедрения ФГОС ООО
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Низамутдинова М.И. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Результаты исследований в 2000- 2009 годах показали, что по всем ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям российские учащиеся, оканчивая основную школу, значительно отстают от сверстников из большинства развитых стран мира. Умения воспроизводить знания и применять известные алгоритмы преобладают над интеллектуальными умениями высокого уровня (обобщать, анализировать, прогнозировать, выдвигать гипотезы). Для решения этой задачи потребовалось пересмотреть роль стандартов, уйти от идеи перечисления в нем всех единиц информации в сторону идеи определения целевых ориентиров образования, описания его результатов и условий их осуществления. Эту роль, по-видимому, сыграет стандарт второго поколения.
Традиционный взгляд на школу состоит в том, что она должна давать прочные знания. Но в современных условиях, когда количество новой информации постоянно возрастает, такой подход становится ограниченным.. Стандарт второго поколения впрямую говорит о смене образовательной парадигмы и о новом образовательном результате - развитии личности. Знание становится средством, а не целью. Принят стандарт, состоящий из трех частей:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. N 15785;
-Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644).
-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 г. зарегистрирован Минюстом России 07 июня 2012 г. N 24480).
Федеральный государственный образовательный стандарт введется по графику. С 2011-12 учебного года в первых классах, с 2015 - 2016 учебного года в 5 классах. Но 2013 -2014 учебный год для восьми школ нашего района стал особенным. В них начался опережающее введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Наша школа одна из этих школ. Введение ФГОС влечёт за собой изменения в педагогическую систему: в ценностях, целях и результатах обучения и воспитания (от усвоения ЗУНов - к формированию базовых социальных и предметных компетенций);
-
в содержании обучения (от по-предметно разбросанной абстрактной теоретической информации, мало связанной с практикой, - к системному формированию практических действий и поступков);
-
в педагогической деятельности учителя, преподавателя (от монологического изложения учебного материала - к педагогике творческого сотрудничества и диалогу преподавателя и обучающегося);
-
в технологическом обеспечении образовательного процесса (от традиционных «сообщающих» методов - к педагогическим технологиям, реализующим принципы совместной деятельности и творческого взаимодействия педагога и обучающихся, единства познавательной, исследовательской будущей практической деятельности);
-
в деятельности школьника (от репродуктивной, «ответной» позиции, пассивного приема и запоминания учебной информации - к активному участию в приобретении знаний);
-
в образовательной среде как системе влияний и условий формирования и развития личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении образовательного заведения;
-
в отношениях с внешней средой: с семьей, социальным окружением города или деревни, своей национально-культурной общностью, производственными предприятиями, средствами массовой информации, учреждениями культуры, отдыха и спорта;
-
в уровне финансового, материально-технического, организационного и кадрового обеспечения деятельности реформируемой системы образования.
Что нам мешает внедрить в школах ФГОС ООО и какие вы предлагаете пути решения? Это мы определим структурой сингл - рауд- робин. Обсуждение какого - либо вопроса учсатников по кругу один раз. Каждому участнику дается 30 секунд. Если кто - то затруднился, другие участники задают вопросы. Затем из каждой группы выступит один участник. Регламент одна минута.
В настоящее время в теории внутришкольного управления активно разрабатывается новое направление, основанное на принципах управления качеством. Дополнив привычное словосочетание "внутришкольный контроль" понятием "качество", мы выдвигаем принципиально новые требования к внутришкольному контролю. Внутришкольный контроль в условиях введения ФГОС - это контроль качества образовательного процесса.
Три группы требований к качеству, прописанные в стандартах определили для нас три направления внутришкольного контроля, соответствующие направлениям оценки качества образования.
При проектировании контроля мы следуем следующему алгоритму:
-
Сначала прописываются цели ВШК как результаты деятельности всех субъектов, определяющих качество школьного образования.
-
Определяется содержание по целям.
-
Для данного содержания выбирается диагностический инструментарий.
-
Определяются условия реализации каждой процедуры ВШК.
-
Определяется формат получаемых продуктов.
На основании полученной информации проектируется подробный регламент ВШК.
Первый раздел ВШК: "Качество результатов". В этом разделе собирается и анализируется информация об уровне реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Этот раздел начнём с оценки такого критерия результативности, как уровень здоровья обучающихся.
Для оценки личностных образовательных результатов обязательными, отражающими требования ФГОС, рассматриваем три показателя:
-
уровень учебно-познавательной мотивации каждого ученика по отношению к каждому предмету;
-
уровень воспитанности;
-
уровень сформированности здорового образа жизни обучающегося.
Метапредметные образовательные результаты будем оценивать по следующим позициям:
-
уровень реализации регулятивных УУД;
-
уровень реализации познавательных УУД;
-
уровень реализации коммуникативных УУД;
Качество и динамика обученности включает такие показатели:
-
подтверждение обученности по результатам внешней, независимой оценки;
-
уровень обучаемости;
-
участие и победы в предметных конкурсах, олимпиадах, НПК.
Второй раздел "ВШК качества процесса" позволит нам определить уровень созданных условий реализации основной образовательной программы, в том числе кадровых, психолого-педагогических, информационно-методических, материально-технических и иных условий.
Первый подраздел ВШК качества процесса называется "Качество обучающей предметной деятельности". Содержание этого раздела - предмет обсуждения на проблемных педагогических советах, методических семинарах:
-
качество деятельности по реализации требований по сохранению здоровья обучающихся в учебном процессе;
-
качество планирования и организации уроков по предмету;
-
качество деятельности по развитию метапредметных умений (УУД);
-
качество деятельности по обучению и развитию обучающихся на основе использования ИКТ;
-
качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных учебных программ для отдельных учащихся;
-
качество деятельности по организации и проведению предметных событий в школе;
-
качество деятельности по организации и проведению внешкольной предметной деятельности обучающихся: экскурсий, экспедиций и др.;
-
качество реализации деятельности по обучению детей с ОВЗ;
-
качество деятельности учителей по развитию предметного кабинета и образовательного пространства школы;
-
качество деятельности педагогического коллектива по реализации внеурочной деятельности как ресурса реализации требований к "портрету выпускника".
А теперь поиграием в синквейн
СИНКВЕЙН - это интересное и увлекательное упражнение, замаскированное под свободное творчество и заставляющее размышлять на заданную тему. Его строгие правила заставляют анализировать и чётко формулировать свои мысли, использовать ёмкие понятия, учат обобщать, выделять главное.
Классический синквейн - это пятистрочная форма, составленная по следующим правилам:
-
первая строка содержит одно слово из любого количество слогов - термин, фамилия, понятие;
-
вторая строка содержит два слова - определение предмета, темы стихотворения;
-
третья строка содержит три глагола, определяющие деятельность, функции главного слова синквейна;
-
четвёртая строка содержит предложение из четырёх слов, раскрывающее смысл главного слова синквейна;
-
пятая строка - одно слово, определяющее эмоцию автора по отношению к главному слову синквейна.
Например: Учитель
Талатливый, умный
Помогает, наставляет, вдохновляет
Учит оставаться собой и идти к большой цели.
Проводник.
А теперь каждая группа составит два синквейна про урок традиционный и современный
Одно из новшеств, которое предполагает новый стандарт это появление внеурочной деятельности. Внеурочные занятия - не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д.
В подразделе "Качество воспитательной работы" отслеживаются три составляющие:
-
содержание и структура системы воспитательной работы, отражающие требования к содержанию и структуре программы воспитательной работы (духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни);
-
качество реализации программы воспитательной работы;
-
качество работы с родителями.
«Как организовать внеурочную деятельность в условиях внедрения ФГОС ООО» Эта структура называется рафт. Каждая группа сделает свой проект. Четные группы в виде брошюры, нечетные в виде плаката. Дается 15 минут. После этого каждая группа защитит свой проект в течении двух минут.
Одним из важнейших ресурсов качества образовательного процесса является научно-методическая система школы. В формате ВШК у нас "работает" мониторинг уровня профессиональной компетентности учителя, который реализует не только функцию внутришкольного контроля, но и обеспечивает отсутствие сложностей при переходе к новой системе оплаты труда. В этом разделе представлены такие направления, как:
-
динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя;
-
качество деятельности ШМО;
-
качество реализации программы педагогического эксперимента;
-
качество работы библиотеки;
-
качество деятельности социально-психологической службы.
Представленная выше система реализации ВШК как ресурса управления качеством, несомненно, требует ещё коррекции к реальным условиям нашей школы, мы подбираем методики для каждого критерия оценивания каждого показателя. В разработке находится раздел "Контроль качества управления", который фрагментально был в нашем контроле. И согласитесь, именно в системе управления часто находятся ресурсы для инновационных изменений в школе. Наши показатели для определения качества управления:
cоставили:
-
качество управления реализацией требований государственных документов (СанПиН, ГОСТ и т. д.);
-
качество выполнения Положения о документообороте образовательного процесса (полнота, своевременность и правильность ведения школьной документации всеми участниками образовательного процесса);
-
качество управления материально-технической базой образовательного процесса (достаточность и качество оснащения образовательной среды школы);
добавили:
-
качество управления профессиональным ростом педагогов школы (наличие и реализация в ВШК необходимой совокупности показателей качества профессиональной деятельности учителя для установления размера стимулирующей части зарплаты);
-
оптимальность состава и структуры ВШК;
-
компетентность субъектов управления (уровень управленческой компетентности администраторов школы, специалистов, возглавляющих структурные подразделения).
Мы помним о том, что есть главное правило, основанное на принципах опережающего управления: прежде чем вводить в режим функционирования любой новый параметр качества, необходимо убедиться, что все субъекты его реализации понимают и принимают смысл требования и согласны со способами его измерения.
Только в условиях "прозрачности" оценивания и осознанности смысла каждого критерия будут эффективно реализованы контролирующая функция внутришкольного контроля, а также остальные функции управления: мотивирующая, организационная, регулятивная, плановая. При этом контроль качества школьного образования сыграет роль не только инструмента реализации требований федерального государственного образовательного стандарта, но и инструмента их функционирования.
В заключении хочется сказать, по каким бы стандартам ни учился ребенок, наши любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.