Выступление Процесс внедрения ФГОС ООО

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Результаты исследований в 2000- 2009 годах показали, что по всем ключевым для формирования функциональной грамотности направлениям российские учащиеся, оканчивая основную школу, значительно отстают от сверстников из большинства развитых стран мира. Умения воспроизводить знания и применять известные алгоритмы преобладают над интеллектуальными умениями высокого уровня (обобщать, анализировать, прогнозировать, выдвигать гипотезы). Для решения этой задачи потребовалось пересмотреть роль стандартов, уйти от идеи перечисления в нем всех единиц информации в сторону идеи определения целевых ориентиров образования, описания его результатов и условий их осуществления. Эту роль, по-видимому, сыграет стандарт второго поколения.

Традиционный взгляд на школу состоит в том, что она должна давать прочные знания. Но в современных условиях, когда количество новой информации постоянно возрастает, такой подход становится ограниченным.. Стандарт второго поколения впрямую говорит о смене образовательной парадигмы и о новом образовательном результате - развитии личности. Знание становится средством, а не целью. Принят стандарт, состоящий из трех частей:

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г, зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г. N 15785;

-Федеральный государственный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644).

-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 г. зарегистрирован Минюстом России 07 июня 2012 г. N 24480).

Федеральный государственный образовательный стандарт введется по графику. С 2011-12 учебного года в первых классах, с 2015 - 2016 учебного года в 5 классах. Но 2013 -2014 учебный год для восьми школ нашего района стал особенным. В них начался опережающее введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Наша школа одна из этих школ. Введение ФГОС влечёт за собой изменения в педагогическую систему: в ценностях, целях и результатах обучения и воспитания (от усвоения ЗУНов - к формированию базовых социальных и предметных компетенций);

  • в содержании обучения (от по-предметно разбросанной абстрактной теоретической информации, мало связанной с практикой, - к системному формированию практических действий и поступков);

  • в педагогической деятельности учителя, преподавателя (от монологического изложения учебного материала - к педагогике творческого сотрудничества и диалогу преподавателя и обучающегося);

  • в технологическом обеспечении образовательного процесса (от традиционных «сообщающих» методов - к педагогическим технологиям, реализующим принципы совместной деятельности и творческого взаимодействия педагога и обучающихся, единства познавательной, исследовательской будущей практической деятельности);

  • в деятельности школьника (от репродуктивной, «ответной» позиции, пассивного приема и запоминания учебной информации - к активному участию в приобретении знаний);

  • в образовательной среде как системе влияний и условий формирования и развития личности, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении образовательного заведения;

  • в отношениях с внешней средой: с семьей, социальным окружением города или деревни, своей национально-культурной общностью, производственными предприятиями, средствами массовой информации, учреждениями культуры, отдыха и спорта;

  • в уровне финансового, материально-технического, организационного и кадрового обеспечения деятельности реформируемой системы образования.

Что нам мешает внедрить в школах ФГОС ООО и какие вы предлагаете пути решения? Это мы определим структурой сингл - рауд- робин. Обсуждение какого - либо вопроса учсатников по кругу один раз. Каждому участнику дается 30 секунд. Если кто - то затруднился, другие участники задают вопросы. Затем из каждой группы выступит один участник. Регламент одна минута.

В настоящее время в теории внутришкольного управления активно разрабатывается новое направление, основанное на принципах управления качеством. Дополнив привычное словосочетание "внутришкольный контроль" понятием "качество", мы выдвигаем принципиально новые требования к внутришкольному контролю. Внутришкольный контроль в условиях введения ФГОС - это контроль качества образовательного процесса.

Три группы требований к качеству, прописанные в стандартах определили для нас три направления внутришкольного контроля, соответствующие направлениям оценки качества образования.

При проектировании контроля мы следуем следующему алгоритму:

  1. Сначала прописываются цели ВШК как результаты деятельности всех субъектов, определяющих качество школьного образования.

  2. Определяется содержание по целям.

  3. Для данного содержания выбирается диагностический инструментарий.

  4. Определяются условия реализации каждой процедуры ВШК.

  5. Определяется формат получаемых продуктов.

На основании полученной информации проектируется подробный регламент ВШК.

Первый раздел ВШК: "Качество результатов". В этом разделе собирается и анализируется информация об уровне реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Этот раздел начнём с оценки такого критерия результативности, как уровень здоровья обучающихся.

Для оценки личностных образовательных результатов обязательными, отражающими требования ФГОС, рассматриваем три показателя:

  • уровень учебно-познавательной мотивации каждого ученика по отношению к каждому предмету;

  • уровень воспитанности;

  • уровень сформированности здорового образа жизни обучающегося.

Метапредметные образовательные результаты будем оценивать по следующим позициям:

  • уровень реализации регулятивных УУД;

  • уровень реализации познавательных УУД;

  • уровень реализации коммуникативных УУД;

Качество и динамика обученности включает такие показатели:

  • подтверждение обученности по результатам внешней, независимой оценки;

  • уровень обучаемости;

  • участие и победы в предметных конкурсах, олимпиадах, НПК.

Второй раздел "ВШК качества процесса" позволит нам определить уровень созданных условий реализации основной образовательной программы, в том числе кадровых, психолого-педагогических, информационно-методических, материально-технических и иных условий.

Первый подраздел ВШК качества процесса называется "Качество обучающей предметной деятельности". Содержание этого раздела - предмет обсуждения на проблемных педагогических советах, методических семинарах:

  • качество деятельности по реализации требований по сохранению здоровья обучающихся в учебном процессе;

  • качество планирования и организации уроков по предмету;

  • качество деятельности по развитию метапредметных умений (УУД);

  • качество деятельности по обучению и развитию обучающихся на основе использования ИКТ;

  • качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных учебных программ для отдельных учащихся;

  • качество деятельности по организации и проведению предметных событий в школе;

  • качество деятельности по организации и проведению внешкольной предметной деятельности обучающихся: экскурсий, экспедиций и др.;

  • качество реализации деятельности по обучению детей с ОВЗ;

  • качество деятельности учителей по развитию предметного кабинета и образовательного пространства школы;

  • качество деятельности педагогического коллектива по реализации внеурочной деятельности как ресурса реализации требований к "портрету выпускника".

А теперь поиграием в синквейн

СИНКВЕЙН - это интересное и увлекательное упражнение, замаскированное под свободное творчество и заставляющее размышлять на заданную тему. Его строгие правила заставляют анализировать и чётко формулировать свои мысли, использовать ёмкие понятия, учат обобщать, выделять главное.

Классический синквейн - это пятистрочная форма, составленная по следующим правилам:

  • первая строка содержит одно слово из любого количество слогов - термин, фамилия, понятие;

  • вторая строка содержит два слова - определение предмета, темы стихотворения;

  • третья строка содержит три глагола, определяющие деятельность, функции главного слова синквейна;

  • четвёртая строка содержит предложение из четырёх слов, раскрывающее смысл главного слова синквейна;

  • пятая строка - одно слово, определяющее эмоцию автора по отношению к главному слову синквейна.

Например: Учитель

Талатливый, умный

Помогает, наставляет, вдохновляет

Учит оставаться собой и идти к большой цели.

Проводник.

А теперь каждая группа составит два синквейна про урок традиционный и современный

Одно из новшеств, которое предполагает новый стандарт это появление внеурочной деятельности. Внеурочные занятия - не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д.

В подразделе "Качество воспитательной работы" отслеживаются три составляющие:

  • содержание и структура системы воспитательной работы, отражающие требования к содержанию и структуре программы воспитательной работы (духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни);

  • качество реализации программы воспитательной работы;

  • качество работы с родителями.

«Как организовать внеурочную деятельность в условиях внедрения ФГОС ООО» Эта структура называется рафт. Каждая группа сделает свой проект. Четные группы в виде брошюры, нечетные в виде плаката. Дается 15 минут. После этого каждая группа защитит свой проект в течении двух минут.

Одним из важнейших ресурсов качества образовательного процесса является научно-методическая система школы. В формате ВШК у нас "работает" мониторинг уровня профессиональной компетентности учителя, который реализует не только функцию внутришкольного контроля, но и обеспечивает отсутствие сложностей при переходе к новой системе оплаты труда. В этом разделе представлены такие направления, как:

  • динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя;

  • качество деятельности ШМО;

  • качество реализации программы педагогического эксперимента;

  • качество работы библиотеки;

  • качество деятельности социально-психологической службы.

Представленная выше система реализации ВШК как ресурса управления качеством, несомненно, требует ещё коррекции к реальным условиям нашей школы, мы подбираем методики для каждого критерия оценивания каждого показателя. В разработке находится раздел "Контроль качества управления", который фрагментально был в нашем контроле. И согласитесь, именно в системе управления часто находятся ресурсы для инновационных изменений в школе. Наши показатели для определения качества управления:

cоставили:

  • качество управления реализацией требований государственных документов (СанПиН, ГОСТ и т. д.);

  • качество выполнения Положения о документообороте образовательного процесса (полнота, своевременность и правильность ведения школьной документации всеми участниками образовательного процесса);

  • качество управления материально-технической базой образовательного процесса (достаточность и качество оснащения образовательной среды школы);

добавили:

  • качество управления профессиональным ростом педагогов школы (наличие и реализация в ВШК необходимой совокупности показателей качества профессиональной деятельности учителя для установления размера стимулирующей части зарплаты);

  • оптимальность состава и структуры ВШК;

  • компетентность субъектов управления (уровень управленческой компетентности администраторов школы, специалистов, возглавляющих структурные подразделения).

Мы помним о том, что есть главное правило, основанное на принципах опережающего управления: прежде чем вводить в режим функционирования любой новый параметр качества, необходимо убедиться, что все субъекты его реализации понимают и принимают смысл требования и согласны со способами его измерения.

Только в условиях "прозрачности" оценивания и осознанности смысла каждого критерия будут эффективно реализованы контролирующая функция внутришкольного контроля, а также остальные функции управления: мотивирующая, организационная, регулятивная, плановая. При этом контроль качества школьного образования сыграет роль не только инструмента реализации требований федерального государственного образовательного стандарта, но и инструмента их функционирования.

В заключении хочется сказать, по каким бы стандартам ни учился ребенок, наши любовь и внимание необходимы ему, чтобы он был счастлив, успешен в учебе.



© 2010-2022