- Преподавателю
- Другое
- Программа лидера ДО Мы будущее
Программа лидера ДО Мы будущее
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Орлова Е.А. |
Дата | 01.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 110» г. Ростов-на-Дону
ПРОГРАММА
Детского общественного объединения
«МЫ - БУДУЩЕЕ» на 2013-2016 гг.
Автор: Орлова Евгения Анатольевна,
учитель биологии
МБОУ «Школа №110» г. Ростова-на-Дону
Люби Родину,
Твори добро,
Береги природу
Не требуй ничего взамен.
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап жизни общества испытал ряд радикальных преобразований. Не обошли радикальные преобразования и воспитательную систему образовательных учреждений. Одним из основных направлений системы образования является гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное становление и жизненное самоопределение подрастающего поколения, формирование гуманистических, социально-значимых ценностей гражданского поведения, национального, этнического самосознания.
Программа ДОО «Мы - будущее» направлено на воспроизводство ценностей общечеловеческой культуры, достижение внутренней гармонии и гармонии с обществом.
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, креативные, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью, способные не только помнить историю своего народа, но и уметь создавать достойное будущее России. В то же время в обществе ощущается «дефицит нравственности»: как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. В последние годы наблюдалось отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Существенные изменения, произошедшие в стране и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности воспитания личности, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания и послужило поводом организации детского общественного объединения «Мы - будущее».
Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.
Важнейшим направлением реализации программы «Мы - будущее» является повышение общественного института воспитания и образования, обновление воспитательного процесса на основе отечественных, региональных традиций и современного опыта, обеспечение единства и разнообразия образовательно-воспитательного процесса школы, баланса государственного, общественного и семейного воспитания.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Процесс воспитания в современном обществе в условиях постиндустриальной цивилизации, глобализации хозяйственной и политической жизни, глубинного социально-экономического реформирования требует нового подхода. Наряду с позитивными тенденциями имеется ряд проблем, связанных с воспитанием подрастающего поколения, формированием гражданско-патриотических основ.
Осложняется демографическая ситуация в обществе, ухудшается состояние здоровья населения. Эмоциональное неблагополучие подростков, связанное с деятельностью общества, осложняет взаимодействие с окружающим миром, снижает стремление активно участвовать в жизни общества, быть гражданином, патриотом своей страны. Семья как один из главных институтов воспитания, ощущает на себе моральную, правовую, экономическую незащищенность, что является результатом снижения воспитательного потенциала семьи, ее роли в процессе социализации ребенка. Неблагополучие в семьях, высокий уровень занятости родителей, пагубно сказываются на формировании нравственно-этических, физических качеств ребенка. Основными ценностями, на которые ориентируют своих детей родители, являются достаток, профессиональное самоутверждение, уважение со стороны друзей. Мощный информационный поток, не ведающий цензуры и границ, захлестнул детей и молодежь, превратив их жизнь в дезориентирующий фактор. Рост преступности, наркомании в молодежной среде являются нормой для многих молодых людей. Все эти негативные факторы способствуют разрушению основ гражданско-патриотического воспитания, нравственных устоев нашего общества.
Существенно ослабляют воспитательный потенциал ограниченность доступности культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений. Детский досуг коммерциализируется и ориентирован на обслуживание интересов лишь состоятельной части населения. Программа развития ДОО является социально-педагогической, комплексной и предполагает работу по следующим направлениям:
-
гражданско-патриотическому;
-
социальному;
-
игровому;
-
спортивно-оздоровительному;
-
нравственно-эстетическому;
-
историко-краеведческому;
-
образовательное.
Каждое направление - шаг к успеху. Педагогическая целесообразность данной программы заключается в развитии у подростков лидерских качеств, индивидуальных способностей, организаторских навыков, интересного, продуктивного общения со сверстниками, старшими и младшими товарищами, забота о своем здоровье и здоровья окружающих. Помогает ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности.
Цель: создание условий для общественной самореализации воспитанников и раскрытие их духовного и творческого потенциала;
развитие личности, социально-адаптированной к современным условиям,
формирование духовно-нравственных, гражданско-патриотических качеств подрастающего поколения
Задачи:
-
организовать деятельность для духовно-нравственного воспитания, гражданского становления личности ребенка;
-
обеспечить возможность участия детей в социально-значимой деятельности, пробудить желание делать это добровольно и бескорыстно;
-
привлечь внимание детей к проблеме здорового образа жизни;
-
предоставить детям возможность проявить и развить навыки лидерского поведения, организаторские знания и умения, способность применять их на практике;
-
помочь детям развить социальную восприимчивость, социальное воображение, доверие, умения выслушать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;
-
пробудить интерес к родному краю и его природе;
-
мотивировать необходимость интеллектуального развития, и самосовершенствования;
-
организовать сферы деятельности, позволяющие развить творческую активность у воспитанников объединения.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОО «МЫ- БУДУЩЕЕ»
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском, профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности.
Организационные принципы:
-
должна быть обеспечена целостность, последовательность и преемственность содержания и организационных форм воспитания с учетом местных традиций;
-
организационные формы гражданско-патриотического воспитания разрабатываются и внедряются на основе принципов гуманизации, концентрации воспитания на развитии личности, с учетом изменяющихся потребностей и интересов общества;
-
Стержнем работы является формирование нравственных качеств, патриотических чувств, гражданской позиции учащихся.
Направления и условия развития ДОО «Мы - будущее»
-
ориентация учащихся на общечеловеческие ценности (Человек, Семья, Земля, Родина, Труд, Знания);
-
воспитание в духе демократии, личного достоинства,
-
изучение индивидуальных особенностей детей;
-
широкое использование возможностей детских школьных объединений;
-
развитие самоуправления;
-
взаимодействие с родителями и общественностью (совет ветеранов, Ростовский зоопарк; ДОУ «Незабудка»,
-
обобщение и трансляция передового опыта по реализации программы (семинары, круглые столы, интернет)
Содержание и механизм реализации программы
Содержание программы предусматривает шесть основных направлений деятельности и соответственно - шесть проектных линий: «Мы патриоты Родины», «Добро есть жизнь», «Экологи», «Знайки», «Мир глазами детей».
Направление
Проектная линия
Содержание деятельности
Формы работы
Гражданско-патриотическое
«Мы патриоты Родины»
Деятельность ориентирована на развитие активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно - нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.
Беседы,
диспуты,
КТД,
встречи с интересными людьми, экскурсии,
уроки Памяти, уроки Мужества
Социальное
«Добро есть жизнь»
Внимание уделяется таким общечеловеческим ценностям, как гуманизм, милосердие, человеколюбие и сострадание. Занимаясь волонтерской работой, дети оказывают помощь тем людям, которым действительна, она нужна (пожилые люди, ветераны, люди с ограниченными возможностями, младшие школьники, воспитанники детских домов, детских садов).
Беседы,
диспуты,
КТД,
социальное проектирование, выездные концерты в дом Милосердия, детский дом, социальный приют, ДОУ «Незабудка»
Спортивно-оздоровительное
«Физкультурно-инициативные фантазеры»
Деятельность направлена на укрепления здоровья детей, привлечение их внимания к здоровому образу жизни, проблемам вредных привычек.
Декады здоровья,
Конкурсы,
КТД,
беседы,
диспуты
Образовательное направление
Школа актива
Деятельность направлена на формирование активной жизненной позиции, на развитие лидерских качеств, на стимуляцию решения к дальнейшему личностному росту. В школе актива ребята не только расширяют свои знания о детском объединении, но и учатся общению, взаимодействию с взрослыми, сверстниками и младшими воспитанниками, овладевают практическими навыками творческой деятельности и умению организовать коллективно - творческую деятельность.
Лекции,
беседы, диспуты, тренинги, тестирование, деловые , ролевые игры, ток-шоу, социальное проектирование, КТД,
упражнения
Эколого-туристическое
«Экологи»
Деятельность направлена на пропаганду экологической культуру;
На озеленение классов, школы;
Организацию членов ДОО на участия в мероприятиях эколого-туристического характера;
Сотрудничество с учителями биологии;
Организацию экскурсий, тематических вечеров, викторин, научных конференции по проблемам экологии и защиты окружающей среды.
Лекции,
КТД,
беседы, упражнения, тестирование, деловые,
ролевые игры, тренинги.
В рамках каждого направления работа ведется по проектным линиям. Все направления находятся в логической взаимосвязи, но одновременно обладают значительной самостоятельностью. Работа по проектным линиям ведется на протяжении всего срока реализации программы. Все члены детского общественного объединения «Мы - будущее» являются непосредственными участниками деятельности в рамках всех проектных линий.
Список используемой литературы
-
Федеральный закон "Об образовании", 22 августа 2004.
-
Федеральный закон "Об общественных объединениях" № 82-ФЗ, 19 мая 1995.
-
Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", 28 июня 1995.
-
Конституция Российской Федерации, 2009 г.
-
Азбука общения. - Нижний Новгород: изд-во ООО Педагогические технологии", 2007.
-
Газманов О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. - Москва: изд-во МИРОС, 2002 г.
-
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Коллективно-творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. - М.: Педагогическое общество России, 2004 г.
-
Маленкова Л.И. Как вести за собой: Большая книга вожатого. Москва: Педагогическое общество России, 2004 г.
-
Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
-
Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М.: Творческий центр СФЕРА, 2003 г.
-
Шаламова Л. Ф., Ховрин А. Ю. Вожатый - старт в профессию. М.: Педагогическое общество России, 2005.
-
Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии. - М., 1997.