Сценарная разработка: Героические страницы За свободу родную, как ветер

Кубань - это казачий край. Теме казачества, его героическому прошлому, его вкладу в славную историю Кубани посвящены многие труды. Мы много знаем о самобытной культуре казаков, о традициях и народном творчестве. На казачьих песнях вырос, без всякого сомнения, каждый житель Кубани. Но тема женщины-казачки, ее роли в жизни казаков как-то обделена вниманием. Именно этой теме посвящена данная разработка. О том - какой на самом деле является женщина-казачка. О ее роли в семье, станице, об отважных и ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Сценарий

Героические страницы «За свободу родную, как ветер»

О подвигах кубанских казачек.

18 октября 2014 года


1.Кто вечернею порою
За водой бежит к реке
С распущенной косою
С коромыслом на руке?

Сценарная разработка: Героические страницы За свободу родную, как ветер
2. Ясно вижу взор казачки,
Брови лоснятся дугой,
На груди неугомонной
Кудри стелятся волной,


1.Стан роскошный к упоенью
За собой манит во след.
Вот мелькнул и в отдалении
Скрылся шелковый бешмет.


2. Раздалася огневая
Песня звучная родная,
Песня Родины святой.


1. Это ты, моя землячка,
Узнаю твои черты,
Черноокая казачка
Чудо нежной красоты.

ПЕСНЯ « Дочка атамана» в исполнении народного хора

2. Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Не было выстрелов и шумного веселья в казачьей семье, как при рождении сына, если на свет появлялась девочка. Это была тихая домашняя радость, сопровождаемая молитвами и обрядами. Девочка приносит в дом душевное тепло, доброту и ласку. С первых дней в каждой малышке старались развить женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. Уже в пять лет казачка умела шить, вышивать и вязать на спицах и крючком. У нее была и особая обязанность - нянчить младших сестер и братьев. Девочку готовили к тому, что она должна в будущем стать хозяйкой семьи и матерью.

1. С детства же девочки знакомились и с особенностями наездничества, с элементами военного дела. Ведь только со второй половины XIX в. у кубанского казачества начинается переход от традиционной передачи знаний в ходе проведения станичных "домашних игр" к подготовке воинов на профессиональной основе. То есть вплоть до окончания Кавказской войны женщины имели возможность непосредственно наблюдать тренировки казаков на территории станицы, а зачастую и участвовать в них (в шуточной форме)..

2. В первые десятилетия жизни на Кубани женщины стремились получить подобные навыки не из праздного любопытства, а из суровой воен­ной необходимости. И многие мужчины шли им навстречу, в неофициальной обстановке обучая самому необходимому. Это давало казачкам больше шансов противостоять нападениям горцев, как при индивидуальной опасности, так и при обороне станиц.

1. Например, при нападении в 1807 г. на ст. Пластуновскую, горцы проникли в сени одного из домов и попытались захватить спавшую там казачку Анну Блакиткину, но проснувшаяся девушка оказала такое сопротивление, что черкесы ушли ни с чем, сумев только легко ранить ее саблей

На Кубани и Тереке «женщина, вечная труженица в мирное время, в минуты опасности являлась таким же точно бойцом, как ее отец, муж или сын»...

2. История знает и помнит боевые подвиги казачек. Вот один из случаев, показывающих женскую смекалку и отвагу:

В начале июня 1774 года крепость Моздок потрясло известие: сильный турецкий корпус вышел выжечь все русские поселения по Тереку. Моздокский гарнизон приготовился к бою. Из соседних станиц для обороны крепости стали прибывать казаки. Их жены и дети, со всем имуществом, которое можно было увезти, выехали в Наур.

1. Оставшиеся в Науре казаки со своими семьями и не занятые на службе солдаты находились в церкви.

. Вдруг прогремели выстрелы. Враг появился быстрее, чем ожидали. Уже спустя полчаса станица была окружена восьмитысячным войском.

Когда началась атака, полковник Савельев лично руководил обороной. На подмогу небольшому числу солдат и казаков, вооружившись серпами, вилами и косами, высыпали казачки.
Перепачканные сажей, нередко раненые, казачки бегали от котла со смолой ко рву, обливая очередную волну наступавших. Но вскоре на дне котла не осталось ничего, а неприятель снова пошел на штурм.
2.. - Девки, - закричала одна из старейших жительниц станицы Федотья, - тащите щи праздничные, что казакам понаготовили, авось турки эти и не пробовали еды казачьей.
Хитроумная выдумка казачки была сразу же подхвачена станичницами, и в котел, где некогда варилась смола, полились щи.
- Ой, бабы, - смеясь и подбадривая землячек, кричала Федотья, - и побьют же нас мужья, узнав, кого мы кормили сегодня.

. 1 Крупная, седовласая, с морщинистым, перепачканным углем и сажею лицом, она напоминала былинную ведьму. Пока полковник Савельев руководил казаками и солдатами, Федотья повела "бабью рать" с косами и серпами на вал, другим приказала перетаскивать на место, где усиливался натиск врага, чугунные пушки.
2. Не боясь свиста пуль и гиканья нападавших, рядом со старыми, закаленными воинами сражались женщины, нередко вступая даже в рукопашную схватку. В один момент враг почти прорвал оборону. Через ров полезли горцы. Положение спасла молодая казачка. Кинувшись на врага с косой, она перерезала ему горло, отобрала ружье и немедля открыла огонь по узкому проходу, куда рвался неприятель.
Двенадцать часов шел бой.
К вечеру бой стал затихать. Турки отвели войска от рва.
Наутро турки сняли осаду и направились прочь от Терека. Многие жительницы Наура были награждены медалями, учрежденными императрицей Екатериной II за турецкую войну 1769 - 1774 годов.

И вдруг напев остановился…(Аня)
На вышке дальней на юру,
Огонь сигнальный появился,
Как говорится, не к добру.
Беда в калитки, в окна билась…
Шла на станицу вражья рать.
От хаты в хату покатилось:
- Вставать!
- Вставать!
- Вставать!
- Вставать!
Звала служивых колокольня.
Но казаки в поход ушли…
А как без них? И слёз невольно
Сдержать казачки не могли.
К завалам, тяжко ковыляя,
Седые старцы тихо шли.
Бранились вслух, себя ругая.
Что сил в боях не сберегли.
- Робыть шо станем?
Во, пехота!
Ну, бисов нипотрибный враг…
Под ропот этот шла работа,
Мелькали юбки во дворах.
- Того дононе не бывало,-
Хорунжий старый говорил.
Клубились бабы у завала.
А враг всё ближе подходил.
У жёлтой Малки - речки звонкой,
Собрали женщин старики.
Они - ну чем не амазонки? -
Расположились у реки.
Мальчишки воду кипятили:
Пылали жаркие костры.
В руках у женщин вилы были,
Кинжалы,пики, топоры…
Я слышал:
- Нюська, вон, взгляни-ка,
Татарин прёт на старика…
Но пуля,будто земляникой,
Сценарная разработка: Героические страницы За свободу родную, как ветер Мазнула Нюрку у виска.
Я слышал:
- Марья, слева, глянь-ка,
Из-за куста,плескай на плешь…
В бою любая марьичанка
Стояла насмерть за рубеж.
От кипятка парило всюду.
Шёл в ход и чай, и шли борщи…
Я слышал: - Марья, бей паскуду!
И слышал: - Дашка, полощи!
Горели детские качалки,
У рва, как щит, - огни, огни…
Такими были наурчанки.
И здесь казачки, как они.
Врага на приступах встречая,
Терчанки бились…Страшен час.
С небес глядела Мать Святая.
Их охранял казачий Спас.
Была тяжёлою победа
Тех отгоревших болью дней.
Былое памятью согрето
Во славу женщин и детей.

1. Кто бы ни была женщина, к ней надо было относиться уважительно и защищать ее - ибо в женщине будущее твоего народа. Характерный пример защиты женщины описан в повести казачьего писателя Гария Немченко.
В 1914 году, утром по станице Отрадной проскакал казак с красным флагом, оповещая войну. К вечеру Хоперский полк уже двигался в походной колонне к месту сбора. Вместе с полком, естественно, ехали провожающие - старики и женщины. Одна из женщин управляла лошадью, запряженную в бричку и проехала одной стороной колес по помещичьему полю. Один из офицеров, известный на весь полк фамилии Эрдели подъехал к женщине и хлестнул ее за это плетью. Из колонны выехал казак и зарубил его. Такие были казаки, так свято чтили свои обычаи.

2. В экстремальных условиях приграничной жизни выковался не только характер воина-казака, но и совершенно особый тип женщины - казачки. Когда мы говорим, что казаки освоили и возделали огромные пространства Дона, Кубани, Терека, Приуралья, надо помнить, что в значительной мере это было сделано женскими руками.

1. Задолго до девицы-улана Дуровой прославилась и донская казачка Прасковья Куркина. По преданиям, зафиксированным в дореволюционных источниках, она была молодой симпатичной вдовушкой из станицы Нагавской и вела не очень строгий образ жизни. Однажды, в 1792 г., учинила пожар, за что, по казачьим законам, следовало крепко вздуть. Но Прасковья скрылась. Переоделась в мужскую одежду, взяла оружие - вероятно, оставшееся от супруга, оседлала лошадь и направилась на польскую войну.

2. Выдала себя за мужчину и вступила в казачий полк Балабина. Участвовала в боях, была ранена, за неоднократные отличия получила чин урядника. Хотя остается сомнительным, как же казаки ее не раскусили. В отличие от офицерши Дуровой, казачка крепостных денщиков не имела, и при первом же купании коней правда должна была открыться. Скорее, все же знали, да помалкивали. И, наверное, не случайно полковник Балабин взял «казака Куркина» к себе ординарцем. Но воевала Прасковья храбро, была произведена в хорунжие, а потом и в сотники. После войны в 1794 г. вернулась в станицу, и о прежних прегрешениях больше не вспоминали, весь

Дон признал ее героиней.

Отче наш… звенят слова молитвы…
Трупы турок покрывают вал…
Ты в Азове не боялась битвы
И в руке дымился самопал.
Веря свято Покрову Пречистой,
Ты за мужем на валы пошла,
И, шипя по склонам травянистым,
Полилась кипящая смола.
…Сколько слёз твои пролили очи,
сколько болей затаила грудь…
Отче наш…В грядущей страшной ночи
Освети ей, мученице, путь.

1. Века постоянных боевых тревог военно-полукочевого образа жизни, выработали в казачке бесстрашную решительность и способность сохранять присутствие духа в моменты неожиданной опасности.

Эту землю снова и снова (Женя Долгова)
Поливала горячая кровь.
Ты стояла на башне Азова
Меж встречающих смерть казаков.


И на ранней заре, средь тумана,
Как молитва звучали слова:
За Христа, за святого Ивана,

За казачий престол Покрова,

Сценарная разработка: Героические страницы За свободу родную, как ветерЗа свободу родную, как ветер,
За простую степную любовь,
И за всех православных на свете,
И за свой прародительский кров.

Не смолкало церковное пенье;
Бушевал за спиною пожар;
Со стены ты кидала каменья
В недалеких уже янычар

И хлестала кипящей смолою,
Обжигаясь сама и крича...
Дикий ветер гулял над тобою
И по-братски касался плеча:

За святого Ивана, за волю,
За казачью любовь навсегда!..
Отступала, бежала по полю
И тонула на взморье орда.

Точно пьяная ты оглянулась, -
Твой сосед был уродлив и груб;
Но ты смело губами коснулась
Его черных, запекшихся губ.

2. Она сумела достойно встать вместе с казаками с оружием в руках на защиту своих детей, куреня и станицы. История помнит славные имена: жена атамана Татаринова во главе казачек отстаивала Азов от турок.
Полковница Стеха Абакумова отстояла с казачками городок от татар. Прабабка Гугниха и до сих пор чтится в памяти уральских казаков, а среди кубанцев - Мария Горбатка - героиня "Липкинского поста".

1. "Бабы- георгиевские кавалеры" - героини кавказской войны, Мария Платова, известная даже в Европе , Галина Булавина. Но несмотря на все это, казачка не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам.

. Наверное, как ни к кому больше, к казачке относится изречение древних, что «Женщина приходит в мир, чтобы возвеличить его своей красотой, материнской добротой и любовью.

2. Ты несешь терпеливо страданья,
К нам доносятся слезы и стон.
Ты забыла уже ликованья
И не слышишь былой перезвон.
Объяви же сполох, дорогая,
Воскреси ты свободу свою
За нее, про себя забывая,
Как один, мы пойдем на войну.
Слава прадедов наших седая,
Не страшили их смерть и полон,
И мы, гордо о них вспоминая,
Шлем земной тебе низкий поклон.

1. Вся внешность казачки дышит изяществом и сознанием своей очаровательности, и что первое видится в казачке - это быстрота и проворность в действиях и поступках.

Отношение к казачкам могло показаться грубоватым со стороны казаков, но на самом деле было рыцарским Атаман Платов в 1816 г в приказ по Войску Донскому писал о казачках: «Пускай верность и усердие их, а наше за то к ним признательность, взаимное уважение и любовь, послужат в позднейшем потомстве для поведения жен донских». Женщина-казачка всегда держала в своих руках связь времен, воспитывая детей и направляя их по жизненному пути:


2.Казачек все любили,
уважали

Как спутниц храбрых
в жизни и в бою,
Им почести повсюду
воздавали -
Так было на Кубани,
Тереке, Дону…

ТАНЕЦ « Девчата- казачата»

1. "Казачка, казачка" - желанное слово,
В нем музыка, радость, волненье и свет.
Пусть ДОЛЯ казачки бывает суровой,
Но СЛАВА не меркнет в мелькании лет.

2. Великая слава сияла в Азове,
Где жены-Казачки дрались на стенах.
Любимые лица лишь были суровей,
В крови и огне незаметен был страх.


  1. В тяжелые годы войны и лишений
    Походным порядком с мужьями ушли,
    Сквозь черные дымы станиц разоренных
    Святую любовь, как алмаз, пронесли.

    2. СПАСИБО ЗА ВСЕ Вам, Казачки родные,
    Храните с молитвой отеческий дом.
    СПАСИБО ЗА ВСЕ…и за ТО, Дорогие,
    ЧТО МУЖ ОСТАЕТСЯ НАВЕК КАЗАКОМ!

ПЕСНЯ « КАЗАКИ» в исполнении народного хора

Сценарная разработка: Героические страницы За свободу родную, как ветер









9

© 2010-2022