• Преподавателю
  • Другое
  • Педагогический проект «ИКТ – технологии как эффективное средство достижения качества образования по биологии»

Педагогический проект «ИКТ – технологии как эффективное средство достижения качества образования по биологии»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №6 Камышловского городского округа












Педагогический проект

«ИКТ - технологии как эффективное

средство достижения качества образования по биологии»















Автор: Коровякова Ольга Владимировна
Учитель биологии 1 квалификационной категории




Камышлов, 2015г.





Аннотация программы

Владение информационными технологиями ставится в современном мире

в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывают данные психолого-педагогичеких и дидактических исследований, необходимым потенциалом в развитии мотивационной сферы учащихся обладают методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Именно они способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т. д.

Использование средств ИКТ способствует учёту индивидуальных возможностей каждого ученика, его интересов, склонностей, субъективного опыта, накопленного в обучении и реальной жизни, а также необходимости требования индивидуализации обучения, адаптации его к познавательным потребностям и интересам обучаемых.

Программа предусматривает совместную работу учителя (классного руководителя), информационно- методического центра, учащихся среднего и старшего звена, родителей.

Целевой группой проекта являются учащиеся 5-9 классов всех уровней развития.

Реализован проект был на протяжении пяти лет. Положительная динамика успешности учащихся в школьных, районных, окружных (олимпиады УрФО) олимпиадах, учащихся, занимающихся проектной деятельностью, позволяет говорить о том, что планируемые результаты достигнуты.

Обоснование необходимости проекта

«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество»

(Из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года»).

В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. Сегодня ученик должен получить возможность выбора индивидуальной образовательной траектории. Другими словами, приоритетной задачей образования становится развитие личности учащихся, воспитания у них умений анализировать и принимать ответственные решения. Только в этом случае современное образование становится качественным. Конечно, биологическое образование не является исключением и должно соответствовать ожиданиям общества, развиваться в свете современных тенденций. Особенно в свете того, что 21 век мировое сообщество определило веком биологии и экологии. Несомненно, одним из основных ресурсов повышения качества образования является совершенствование и применение современных педагогических технологий.

(Гипотеза) Предполагается, что

  • использование ИКТ технологий в преподавании биологии будет способствовать оптимизации учебного процесса, улучшению усвоения материала, а, следовательно, повышению качества образования, расширению возможностей использования новых открытий в биологии с помощью работы в пространстве Интернета.

  • использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Поэтому необходимым условием обеспечения этих составляющих на высоком технологическом уровне является формирование единого информационного пространства образовательного учреждения, а также эффективное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и ресурсов Интернета в учебном процессе по биологии. На выбор этой темы повлияло то, что в настоящее время мы являемся свидетелями растущей информатизации общества.

Методологическую основу проекта составляет личностно-ориентированное обучение, здоровье - сберегающие и ИКТ - технологии.





Цель и задачи проекта

Цель проекта: способствовать повышению качеству образовательного процесса через использование ИКТ технологий в преподавании биологии.

Задачи:

  • 1. Выявить и проанализировать исходный уровень развития информационной компетенции обучающихся.

  • 2. Рассмотреть разносторонние возможности использования ИКТ в учебном процессе.

  • 3. Составить структуру использования технологии в учебном процессе в динамике.

  • 4.Повышение компьютерной грамотности, знакомство с дидактическим потенциалом компьютерных технологий.

  • 5.Рассмотреть возможные этапы дальнейшего развития ИКТ технологии в биологии.

  • 6.Определить эффективность формирования информационной компетенции учащихся по биологии в урочной и внеурочной деятельности и представить результаты реализации данного проекта.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Для достижения поставленных целей, проект способствует решению следующих методических задач:

1.Углубление и расширение знаний по биологии.

2.Формирование навыков работы с различными компьютерными программами.


Тип проекта: практико-ориентированный в динамике

В качестве одного из эффективных средств реализации поставленных целей я выбрала ИКТ - технологии, потому что новые подходы к преподаванию предмета, позволяют расширить возможности изучения новых аспектов с использованием наглядного, теоретического и практического материала через использование ЦОР. Проект предусматривает последовательные этапы реализации внедрения информационных технологий с привлечением в перспективе педагогов, заинтересованных в работе по этому направлению. Позволяет оказать реальную конкретную помощь в развитии ИКТ технологий по биологии.





Основное содержание проекта

Целевой группой проекта являются учащиеся 5-9 классов.

Теоретические основы ИКТ - технологий.

Вовлечение информационно-коммуникативных технологий в образовательную деятельность обучающихся - это не просто требование времени, это и процесс формирования компетентностей, необходимых в для реализации своих возможностей в современном обществе. « …качество личности, проявляющееся у школьников в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, путем обобщения раскрывать сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять для решения разнообразных проблем» помогут в дальнейшем школьникам адаптироваться в динамично развивающемся обществе [ Петунин, О. В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла : монография, с. 14 ].

В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения.

Роль наглядности в преподавании биологии общепризнанна, наглядность обучения - это один из основных принципов дидактики. Необходимость конкретно-чувственной опоры была обоснована еще Я.А. Каменским и развита К.Д. Ушинским. Актуальны мысли последнего о роли наглядности в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся.

По замечанию А.В. Осина "... появление ИКТ должно изменить формы и методы процесса обучения. Они позволяют перейти учителю от изложения материала к дискуссии", и шире - от приоритета объяснительно- иллюстративных методов обучения к интерактивным.

Информационные технологии используются в моделировании, конструировании и анализе предметных информационных сред, их содержательной и дидактической компоненты. Конструирование информационных предметных сред - принципиально новая задача методики преподавания, требующая специальных знаний в области дидактики, психологии, управления. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.





Методологические основы Проблема психологической целесообразности применения компьютерной техники в образовании наиболее зримо выдвигает на передний план возрастные, индивидуально-психологические и социально-психологические аспекты. В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, С.Л. Рубинштейном, Ю.К. Бабанским, Н.Ф. Талызиной и др.

Отечественные и зарубежные исследования по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе убедительно доказывают возможность и целесообразность использования ИКТ в развитии речи, интеллекта и в целом личности обучающегося (И.Г. Захарова, В.Г. Беспалько, С. Пейперт, Г. К. Селевко и др.), рассматривают психологические аспекты применения компьютера в процессе обучения (Е.И. Виштынецкий, А.О. Кривошеев, Е. С. Полат и др.); роль и место ИКТ в системе гуманитарного обучения (Б.С. Гершунский, И.Г.Захарова и др.).

Опираясь на теорию развития высших психических функций Л.С. Выготского, где говорится, что «психические процессы изменяются у человека так же, как изменяются процессы его практической деятельности», было установлено, что учебная деятельность в условиях применения информационно-коммуникационных технологий, усиливая интеллектуальные возможности учащихся, одновременно перестраивает саму структуру познавательной деятельности.

Есть предположение, что на развитие личности применения ИКТ оказывает дифференцированное воздействие. У учащихся с математическим складом, увлекающихся компьютерными технологиями, может отмечаться отрицательная динамика формирования навыков межличностного взаимодействия (частичный отказ от общения с другими людьми, разрыв дружеских связей, ослабление эмоциональных реакций, сужение сферы интересов). У учащихся гуманитарной направленности могут наблюдаться полярные изменения: насыщенность эмоциональной сферы, стремление к межличностным контактам. Обучающая среда, по утверждению Б.С. Гершунского, формирует такие характеристики мышления, как склонность к экспериментированию, гибкость, связность, структурность. Эти характеристики соответствуют познавательным процессам, связанным с творческой деятельностью и решением проблем. Целевой группой программы являются учащиеся 6-9 классов всех уровней развития. Поэтому при использовании ИКТ - технологий обязательно соблюдение санитарно-гигиенических норм при работе на компьютере для сохранения здоровья учащихся. Возможна интеграция здоровьесберегающих и личностно-ориентированных технологий с ИКТ - технологиями. Все мероприятия по основным направлениям организуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.





Технология опыта

С целью выявить и проанализировать исходный уровень развития информационной компетенции (уровень владения различными средствами ИКТ) обучающихся, был проведен опрос участников образовательного процесса. В опросе приняли участие 150 учащихся 5-9классов.

Были получены следующие результаты: большинство учащихся могут работать в программах Word и Power Point, могут осуществлять поиск информации в Интернете. Лишь 10% учащихся знакомы с программой Excel.

Недостаточно навыков работы в создании презентаций у учащихся среднего звена (5-7 классы). Нет навыка работы с информационными сайтами по предметам у большинства учащихся. После анализа результатов анкетирования и их обсуждения с учителями информатики, были сделаны следующие выводы: необходимы дополнительные занятия для учащихся старших классов навыкам работы с информационными сайтами по предмету биологии, включить в элективный курс «За страницами учебника биологии» раздел «Как сделать презентацию к уроку».

В основе обучения с помощью компьютерных технологий лежит, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения учащихся, которая представляет интерес для любого творчески работающего учителя и позволяет получить ответ на поставленные ранее вопросы.

Применение ИКТ технологии в учебном процессе может осуществляться через:

  • Урочную деятельность.

  • Внеурочную деятельность.

  • Классное руководство.

Возможности использования ИКТ в учебном процессе и место компьютерных технологий в системе обучения можно отразить следующей схемой: Схема1.

Педагогический проект «ИКТ – технологии как эффективное средство достижения качества образования по биологии»

Преимущества использования компьютерных технологий на уроке я вижу в следующем:

  • возможность использования на различных этапах урока;

  • многократность использования и необходимость приостановки в нужный момент;

  • детализирование изучаемых объектов и их частей;

  • восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.

На уроке ИКТ - технологии используются общие принципы организации обучения с применением ПК. Эффективное обучение с применением компьютерной техники базируется на следующих общих принципах и выводах по ним.

Компьютерные средства обучения на уроке позволяют:

  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

  • осуществлять контроль с диагностикой ошибок, обратную связь;

  • проводить самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

  • высвобождать учебное время за счет выполнения компьютером рутинных вычислительных работ;

  • визуализировать учебную информацию; моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления; проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;

  • формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях; развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);

  • усиливать мотивацию обучения;

  • формировать культуру познавательной деятельности.

В своей работе я использую следующие методические приемы:

1. При использовании мультимедиа можно: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальнейшее протекание процесса, попросить объяснить процесс.

2. При изучении текстового материала: можно дать задание заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос по материалу.

3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой.

4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.

5.Практикую домашние задания, вызывающие интерес учащихся, например: - найти в Интернете 3 сайта по теме "Клонирование" и написать рецензию;

- найти 3 анимации по теме «Хрящевые рыбы» и составить к ним задания;

- открыть сайт с указанным адресом, изучить теорию по теме и выполнить задание и т. д.

Разнообразны и формы использования ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности. При подготовке и проведении уроков биологии на различных ступенях обучения использую различные формы ИКТ, а именно:

1. Мультимедиа

Мультимедиа - это:

  • технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;

  • информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;

  • компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;

  • компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;

  • особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).

Таким образом, в широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем). Разработка хороших мультимедиа учебно-методических пособий - сложная профессиональная задача, требующая знания предмета, навыков учебного проектирования и близкого знакомства со специальным программным обеспечением. Поэтому мною используются готовые электронные учебники. Мультимедиа учебные пособия могут быть представлены на CD-ROM - для использования на автономном персональном компьютере или быть доступны через Web.

Их применение помогает решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету,

  • систематизировать усвоенные знания,

  • сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ,

  • сформировать навыки самоконтроля,

  • сформировать мотивацию к учению в целом и к биологии в частности,

  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,

  • обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.

Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала. Такая работа может осуществляться на разных этапах урока

- как способ создания проблемной ситуации (предложены биологические объекты и учащимся предлагается их классифицировать, потом определяется, что лишнее, не подходящее под классификацию, этот объект и является предметом изучения на уроке).

- как способ объяснения нового материала (видео и иллюстрационный материал, схемы, таблицы - для объяснения нового материала).

-как форма закрепления изученного (итоговое тестирование, различные виды лабиринтов, вставить пропущенные слова, виртуальные лабораторные и практические работы).

- как форма проверки домашнего задания (тестирование, рассказ по рисунку, кроссворды, синквейны).

- как способ проверки знаний в процессе урока (заполнить таблицу, озвучить видеосюжет, проговаривание схем и т.д).

2. Мультимедийные презентации на уроках биологии

Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации - формирование у школьников системы мыслеобразования. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию. При подготовке презентации обучающийся должен провести огромную исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Данный вид учебной деятельности формирует общеучебные умения и навыки, он позволяет развивать у ученика логическое мышление, приобретается опыт публичных выступлений. Совместно с информационным центром были разработаны критерии оценки мультимедийных презентаций учащихся.

Мною создан банк презентаций по классам и разделам, как собственных продуктов, так и презентаций, подготовленных учащимися. Некоторые работы учащихся получили высокую оценку на конкурсах разного уровня.

3. Использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board

Интерактивная доска (ИД) - это комплекс оборудования, позволяющий педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, помогает эффективно осуществлять обратную связь, повышает эффективность обучения, вносит в учебный процесс новое восприятие, способствует повышению мотивации обучающихся. В процессе работы с интерактивной доской, можно предложить следующие виды заданий: компьютерные наблюдения, экспериментальные задачи-исследования, задания с последующей компьютерной проверкой, лабораторные работы, дидактические игры, демонстрация готовых материалов (фронтальная работа), публичное обсуждение с демонстрацией результатов самостоятельной работы учащихся (групповая, индивидуальная форма работы), организация контроля по заранее подготовленным материалам (тестам, схемам, рисункам) и многие другие. Задания и ресурсы можно приготовить на самой доске, взять из другой компьютерной программы или из цифровых образовательных ресурсов. ИД - это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно, представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов. Учитель и обучающиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. ИД может упростить объяснение схем и помочь разобраться в сложной проблеме. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске. Например, на открытом уроке с применением ИД учащиеся моделировали процесс, что произойдёт в лесу, если улетит филин. Им нужно было распределить правильно этапы ситуации и расставить иллюстрации.

На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Учитель и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что, несомненно, привлекает всеобщее внимание. Например, составляя с учащимися опорный конспект можно использовать инструмент шторки. Заранее составленная таблица закрыта, а после объяснения и обсуждения нового материала постепенно открывается. Что же дает использование интерактивной доски на уроках в школе?

  • Ясную, эффективную и динамичную подачу учебного материала ориентация на определенные потребности разных возрастных групп.

  • Существенное повышение мотивации учащихся. Даже те ученики, которые с неохотой идут на урок, моментально вовлекаются в учебный процесс, т.к. сами прекрасно ориентируются в цифровом мире и активно используют в повседневной жизни различные электронные устройства.

  • Активизацию познавательной деятельности учащихся и коммуникативных навыков - это незаменимый инструмент для организации самостоятельных и коллективных форм работы, дискуссий, в которых развивается умение учащихся аргументировать и объяснять свою точку зрения.

  • Экономию учебного времени. Заранее подготовленные занятия (а также диаграммы, рисунки, тесты, таблицы, музыка, карты и другие ресурсы для урока) дают возможность сохранять быстрый темп урока.

  • Создание и расширение методической базы - коллекции занятий по разнообразным предметам и темам, стимул профессионального роста.

  • Интерактивная доска позволяет использовать на уроке одновременно изображения, текст, звук, видео, ресурсы Интернет и другие необходимые материалы. Учитель имеет возможность воздействовать на все системы человека одновременно (визуальную, слуховую, кинестетическую), тем самым ориентируется на каждого ученика в своем классе.

Можно выделить преимущества и для учащихся: ИД

  • -делает занятия интересными и развивает мотивацию.

  • предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.

  • учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

  • учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

В своей работе использую программное обеспечение Notebook, инструменты коллекции СМАРТ, комплект, посвященный изучению LAT (Lesson Activity Toolkit) - коллекции интерактивных средств организации деятельности для ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. Эта коллекция - важная составляющая одной из самых распространенных сегодня в школах России и дружелюбных для учителя программ, предназначенных для подготовки материалов к показу на ИД - программы Smart Notebook, Коллекция LAT 2.0-RU учителя информатики МОУ «Егорьевская СОШ»

А.Б. Розенфельда. Все элементы коллекции разбиты по назначению на 6 групп-разделов: занятия, примеры, игры, графика, страницы, средства.

В своей работе использую такие интерактивные средства как: анаграмма. Такое средство используется для создания игровой актуализации для учащихся среднего звена, для закрепления изученного материала. Такие Интерактивные средства как - сортировщик по категориям - изображение, текст; подбор ключевого слова; несколько вариантов ответа, отображение заметок, пары, мозаика, отображение временной шкалы, сортировка вихрей - изображения, текст; активные точки, игральные кости - помогают сделать урок интересным и увлекательным.

4. Интернет-ресурсы.

Говоря о новых информационных технологиях, невозможно не вспомнить про Интернет - чем он может помочь учебному процессу на уроках биологии? Сейчас Интернет можно использовать для:

1. Поиска информации по учебным вопросам, создание презентаций;

2. Проведения учебных телекоммуникационных проектов;

3. Доставки учебных видеопрограмм;

4. Повышения квалификации учителей;

5. Для размещения собственной информации на сайтах.

6. Участие в предметных олимпиадах, конкурсах различного уровня.

По итогам анкетирования лишь часть учащихся старших классов имеют навыки работы с информационными сайтами. Поэтому в первую очередь необходима консультация по данному вопросу и самостоятельный поиск информации имеет смысл поручать в первую очередь старшеклассникам. На уроках в классах среднего звена использование материалов, полученных из Интернета, носит в большей степени познавательно-развлекательный характер, позволяет дополнительно заинтересовать учащихся и расширить их кругозор. Вместе с учащимися мы создали каталог некоторых сайтов по биологии, информацию которых используем как для подготовки к уроку, так и для внеурочной работы, например для участия в районной викторине «Знатоки природы», где мои учащиеся неоднократно занимали призовые места.

Формы ИКТ широко используются и во Внеурочной деятельности.

Педагогический проект «ИКТ – технологии как эффективное средство достижения качества образования по биологии»

Возможности активного включения учащихся в различные виды деятельности, освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде, развитие навыков и умений адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека предоставляет метод проектов. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования.

Развивать мышление, обучить формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний позволяет технология исследовательской деятельности учащихся.

В ходе исследовательской деятельности учащиеся:

• учатся умению самостоятельно добывать знания;

• испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;

• развивают навыки самоорганизации;

• формируют адекватную самооценку;

• приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия;

• осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др.

Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи. Использование форм ИКТ позволяет более качественно оформить и представить свою исследовательскую работу, подобрать богатый теоретический материал. Исследовательские работы моих учащихся занимали призовые места.

Работа классного руководителя ориентирована на создание условий для неформального общения школьников класса и имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. С помощью ИКТ - технологий создаются презентации для классных часов, осуществляется компьютерная поддержка родительских собраний, ведётся контроль пропусков уроков в программе таблицы Excel, создаётся компьютерная фотолетопись и др.



Новизна проекта

По высказыванию А.В. Осина "... появление ИКТ должно изменить формы и методы процесса обучения. Они позволяют перейти учителю от изложения материала к дискуссии", и шире - от приоритета объяснительно- иллюстративных методов обучения к интерактивным. Информатизация системы образования - одно из приоритетных направлений модернизации российского образования. Информатизацию образования рассматривают как систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе. Поэтому данную программу можно рассматривать как элемент приоритетного направления модернизации образования. Она отражает информатизацию учебной деятельности по биологии.

Новизна педагогического проекта заключается в компетентностном подходе, использовании новых информационных технологий и интегрированном характере обучения: при использовании различных форм ИКТ необходимо знание основ компьютерной грамотности.

Кроме того, проект имеет ярко выраженную практическую направленность.

Ежегодно на открытых уроках и семинарах, педагогических советах я делюсь с коллегами опытом применения ИКТ-технологий. Уровень компьютерной грамотности позволяет педагогу заниматься разработкой собственных компьютерных продуктов в виде: раздаточного материала, разноуровневых контрольных работ, документально- методических комплексов, компьютерных презентаций по предмету, по методической работе, создание WEB- сайтов, интерактивных презентаций и т.д. Создание информационного центра в школе позволяет воспользоваться и поделиться накопленным опытом каждого педагога школы или через учительские сообщества в сети Интернет.

Данная программа была представлена на школьном методическом объединении. В реализации проекта задействованы учителя информатики, информационный центр школы, педагог-психолог, родители.







Ресурсы.

Программа предусматривает совместную работу учителя - предметника и информационной команды школы на базе информационного центра школы.

Показателем, отражающим готовность к реализации программы, может служить наличие в образовательном учреждении компьютерной техники и использование её в учебном процессе и в методической работе. Целевой группой программы являются учащиеся 5-9 классов всех уровней развития. В реализации данной программы для достижения высокого результата не требуются дополнительные затраты, так как педагоги трудятся в рамках рабочего времени.





Партнеры.

Программа предусматривает сотрудничество учителя биологии со школьной командой информатизации, на базе информационного центра школы, классными руководителями, педагогом-психологом, родителями. В образовательном процессе по внедрению ИКТ- технологий в учебный процесс по биологии было задействовано 100% учащихся, 80% педагогов и родителей, которые заинтересованы во всестороннем развитии своих детей, во внеурочное время - более 60%.

Целевая аудитория.

Целевой группой программы являются учащиеся 5-9 классов всех уровней развития. Программа предусматривает совместную работу учителя - предметника и информационной команды школы на базе информационного центра школы.

План реализации проекта.

Содержание методических задач определило этапы исследования и план деятельности.

Этапы реализации проекта:

Iэтап Подготовительный

Сентябрь-ноябрь 2013года

Проведение анкетирования, определение уровня мотивации и уровень владения различными компьютерными навыками среди учащихся.

Изучение концепции ИЕОС.

Разработка модели проекта.

I I этап -Практико - внедренческий

Декабрь 2013 - ноябрь 2014

-Апробирование модели; Создание банка ЦОР педагога; Создание каталога Интернет-ресурсов;

Изучение возможностей приёмов и методов работы с ИД; создание банка интерактивных презентаций и собственных образовательных ресурсов для работы с ИД; Использование ИКТ технологий в разных видах учебной деятельности. Создание сайта учителя. Создание исследовательских и творческих работ учащихся.Участие в НПК и конкурсах разного уровня.

I I I этап - Рефлексивный

Декабрь - 2014 года

- Оценка эффективности модели;

анализ достигнутых результатов, обобщение и распространение опыта. Определение перспектив дальнейшего развития.

Результаты.

Предполагаемые образовательные результаты:

  • формирование информационной компетенции обучающихся;

  • высокий уровень мотивации к изучению предмета;

  • повышение качества знаний в процессе преподавания предмета;

  • рост интереса к внеурочной деятельности по биологии.

Результативность моего опыта использования ИКТ - технологий на уроках биологии, можно проследить по следующим фактам:

-Повысился уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов;

-Возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование и увеличение числа учащихся, выбирающих биологию для сдачи выпускного экзамена.

-Вырос уровень сложности исследовательских работ учащихся по предмету, качество выполняемых презентаций.

Работа над проектом позитивно повлияла на совершенствование, повышение научно- теоретического, методического и моего профессионального уровня как педагога. Активно распространяю педагогический опыт через участие в городских семинарах, экологической конференции, являлась руководителем методического объединения учителей естественнонаучного цикла, неоднократно составляла олимпиадные работы для школьного этапа муниципальных олимпиад, неоднократно являлась председателем жюри по проверке олимпиадных работ муниципального уровня; членом жюри НПК и Муниципальной экологической конференции «Спасти и сохранить», экологической викторины «Знатоки природы». Являюсь председателем школьной стимулирующей комиссии. Мои учащиеся являются постоянными призерами и победителями творческих конкурсов, предметных олимпиад и других мероприятий на Муниципальном, окружном и Всероссийском уровне.

Только творческий учитель на основе использования информационных технологий способен организовать современный урок, так, что организация познавательной деятельности учащихся носит технологический, развивающий эффект. Таким образом, внедрение в обучение информационно-коммуникационных технологий повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся, постоянно поддерживает учителей в состоянии творческого поиска дидактических новаций.





Перспективы дальнейшего развития проекта.

Реализация проекта была рассчитана на 1 год. Работа в данном направлении будет продолжена, так как компьютерные технологии стали неотъемлемой частью целостного образовательного процесса. Работа будет продолжена в направлении активизации использования интерактивной доски, создание сайта класса, изучение и применение новых образовательных информационных программ.






Литература.

1. Масленникова А.В. Бессонова И.П. «Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях» Центр "Школьная книга", 2003

2. Якиманская И.С. «Технология личностно ориентированного образования» - М 2000

3. Чечель И.Д. «Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов» Директор школы 1998 №4

4.ronl.ru/pedogogicheskaya_psihologiya/11363.htm · 37 КБ Мотивация учебной деятельности средствами ИКТ

5. Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании». - Москва, 2003.

6. Селевко Г. Учитель проектирует компьютерный урок // Журнал «Народное образование». 2005г. №8 С.140.

7. Смирнов В.А. Пути использования персонального компьютера // Биология в школе. 1995. №6.

8. Смирнов В.А. Компьютеризация: от энтузиаста-учителя к коллективу единомышленников. - Народное образование, 1992.

9.Смирнов В.А., Соломин В.П. ЭВТ на уроках биологии. Учебное пособие. - СПб.: Образование, 1997.

10. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

31

© 2010-2022