Методическая разработка по теме: здоровье сберегающие технологии на уроках

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Берестянская ОШ» - филиал МКОУ «Демушкинская СШ»













Здо­ровь­е с­бе­ре­гаю­щие тех­но­ло­гии на уро­ках немецкого и рус­ско­го язы­ка и ли­те­ра­ту­ры







Выполнила: учитель

немецкого, русского языка и литературы

Васильева Л. А.















2015 -2016

Здо­ровь­е с­бе­ре­гаю­щие тех­но­ло­гии на уро­ках

Немецкого и рус­ско­го язы­ка и ли­те­ра­ту­ры

Содержание:

I. Введение.

II. Требования к здоровье сберегающему уроку.

III. Виды физкультминуток.

I V.Содержание урока и здоровье сберегающие технологии.

V. Педагогическое общение как здоровье сберегающая технология.

VI. Выводы.

V. Список использованной литературы.

I. Введение.

Сегодня по всей России идет широкомасштабная реализация приоритетного национального проекта «Образование». Переход на новые образовательные стандарты требует от учителя не только высокой профессиональной компетенции, освоения нового содержания образования, но и овладения современными образовательными технологиями, инновационными программами. Обновление и совершенствование технологий обучения в настоящее время невозможно без использования здоровье сберегающих технологий. Медицинские исследования последних лет свидетельствуют, что здоровье наших детей под угрозой. Большое количество детей поступает в школу, уже имея различного рода заболевания, среди которых особо надо отметить неврологические (а следствием их часто являются гиперактивность, рассеянное внимание). За годы школьного обучения и без того слабое здоровье ученика ухудшается. Искривление позвоночника, желудочно-кишечные заболевания - вот, что «получают» дети вместе с образованием. Поэтому одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, формирования у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Таким образом, перед учителем встаёт проблема: как при отсутствии физической нагрузки и при увеличивающейся психической нагрузке во время урока способствовать сохранению здоровья ученика.

Цель данного проекта - представить здоровье сберегающие технологии как неотъемлемую часть современного урока. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • -рассмотреть основные образовательные технологии с точки зрения здоровье сбережения;

  • - рассмотреть требования к здоровье сберегающему уроку;

  • -представить различные виды физкультминуток (подвижные зарядки, гимнастики для глаз, расслабляющие упражнения, самомассаж);

  • как решить проблему внимания на уроке;

  • - рассмотреть педагогическое общение как часть здоровье сберегающей технологии.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. К каждой из этих составляющих можно подобрать как педагогическое, так и медицинское определение. Взгляд на здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели как совокупности соматического, физического, психического и нравственного компонентов.

II. Требования к здоровье сберегающему уроку.

Здо­ровь­е с­бе­ре­гаю­щие тех­но­ло­гии - это сис­те­ма мер по ох­ра­не и ук­ре­п­ле­нию здо­ро­вья уча­щих­ся, учи­ты­ваю­щая важ­ней­шие ха­рак­те­ри­сти­ки об­ра­зо­ва­тель­ной сре­ды и ус­ло­вия жиз­ни ре­бен­ка, воз­дей­ст­вую­щие на здо­ро­вье. Цель здоровье сберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. И что­бы ре­зуль­та­тив­но реа­ли­зо­вать здо­ровь­е с­бе­ре­гаю­щую тех­но­ло­гию в пе­да­го­ги­че­ской дея­тель­но­сти, при­ме­няются не­ко­то­рые об­ра­зо­ва­тель­ные тех­но­ло­гии по их здо­ровь­е с­бе­ре­гаю­щей на­прав­лен­но­сти. При­ведём оцен­ку этих на­прав­ле­ний:

-лич­но­ст­но-ори­ен­ти­ро­ван­ные, где в центр об­ра­зо­ва­тель­ной сис­те­мы став­ится лич­ность ре­бён­ка, обес­пе­чиваются ком­форт­ные ус­ло­вия её раз­ви­тия и реа­ли­за­ции при­род­ных воз­мож­но­стей.

-пе­да­го­ги­ка со­труд­ни­че­ст­ва - её мож­но рас­смат­ри­вать как соз­даю­щую все ус­ло­вия для реа­ли­за­ции за­дач со­хра­не­ния и ук­ре­п­ле­ния здо­ро­вья уча­щих­ся и пе­да­го­гов. Один из способов работы по данной технологии - групповая работа. Класс делится на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитывается личностное отношение детей к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета. Для каждой группы разрабатываются задания разной сложности, различающиеся по объему и приемам выполнения. В составе группы школьники сами выбирают задания, оценивая свою подготовленность на данное время. У учителя появляется возможность помочь детям «слабой» группы. Можно применять также различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок, что позволяет избежать монотонности на уроке. Спокойная, доброжелательная обстановка урока положительно влияет на работоспособность учащихся. Про­яв­ле­ния гу­ман­но­го от­но­ше­ния к де­тям, пе­ре­чис­лен­ные в ка­че­ст­ве фак­то­ров учеб­но-вос­пи­та­тель­но­го про­цес­са, та­кие как лю­бовь к де­тям и оп­ти­ми­стич­ная ве­ра в них, от­сут­ст­вие пря­мо­го при­ну­ж­де­ния, при­ори­тет по­ло­жи­тель­но­го сти­му­ли­ро­ва­ния, тер­пи­мо­сти к дет­ским не­дос­тат­кам в со­че­та­нии с про­яв­ле­ния­ми де­мо­кра­ти­за­ции от­но­ше­ний - пра­вом ре­бён­ка на сво­бод­ный вы­бор, на ошиб­ку, на соб­ст­вен­ную точ­ку зре­ния - ока­зы­ва­ют бла­го­при­ят­ное воз­дей­ст­вие на пси­хи­ку уча­щих­ся и спо­соб­ст­ву­ют фор­ми­ро­ва­нию здо­ро­вой пси­хи­ки и, как след­ст­вие, вы­со­ко­го уров­ня пси­хо­ло­ги­че­ско­го здо­ро­вья.

-тех­но­ло­гия уров­не­вой диф­фе­рен­циа­ции обу­че­ния. Уро­ки строятся с уче­том ин­ди­ви­ду­аль­ных воз­мож­но­стей и спо­соб­но­стей уча­ще­го­ся. По­яв­ля­ет­ся воз­мож­ность диф­фе­рен­ци­ро­ван­но по­мо­гать сла­бо­му уче­ни­ку и уде­лять вни­ма­ние силь­но­му, бо­лее эф­фек­тив­но ра­бо­тать с труд­ны­ми деть­ми. Силь­ные уча­щие­ся ак­тив­но реа­ли­зу­ют своё стрем­ле­ние бы­ст­рее про­дви­гать­ся впе­рёд и вглубь, сла­бые - мень­ше

По-прежнему основной формой организации учебы является урок, на котором учитель должен задействовать все свое умение, знания, опыт, для того, чтобы «вдохновлять каждого ученика радостью мышления, стремлением к богатой жизни в мире мысли» (Сухомлинский).

Требования к здоровье сберегающему уроку:

  1. Гигиенические условия в классе: чистота, температура, рациональность освещения.

  2. Число видов учебной деятельности, нормой считается 4-7 видов за урок (опрос, письмо, чтение, слушание, рассматривание наглядности и др.)

  3. Средняя частота и продолжительность чередования видов учебной деятельности 7-10 минут.

  4. Не менее 3х видов преподавания за урок (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа). Чередование видов преподавания через 10-15 минут.

  5. Использования методов, способствующих активизации творческого самовыражения уч-ся (методы свободного выбора - свободная беседа, выбор действия, свобода творчества и т.д., активные методы - ролевая игра, дискуссия, семинар и т.д.,, методы, направленные на самопознание и развитие).

  6. Позы уч-ся и их чередование от характера выполняемой работы.

  7. Физкультминутки. Норма - на 15-20 мин. урока по 1 мин. из 3х лёгких упр. с 3-4 повторами каждого.

  8. Включение в содержание урока вопросов, связанных со здоровьем.

  9. Наличие у уч-ся мотивации к учеб. деятельности на уроке. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь.

  10. Благоприятный психологический климат на уроке. Проявление доброжелательности учителя, улыбчивости, наличие эмоциональных разрядок.

  11. Темп и окончание урока: отсутствие «скомканности», время на вопросы уч-ся и дом.зад.


Струк­тур­ны­ми эле­мен­та­ми уро­ков вы­сту­па­ют:

  • при­вет­ст­вие;

  • оп­рос са­мо­чув­ст­вия;

  • ре­лак­са­ция;

  • оз­до­ро­ви­тель­ные уп­раж­не­ния;

  • реф­лек­сия;

  • про­ща­ние

По­сле­до­ва­тель­ность эта­пов уро­ка оп­ре­де­ля­ет­ся его це­лью и со­дер­жа­ни­ем, од­на­ко ком­форт­ное бла­го­по­лу­чие воз­мож­но при ус­ло­вии, что ка­ж­дый урок со­дер­жит все эле­мен­ты от при­вет­ст­вия до про­ща­ния. Важ­ная со­став­ная часть здо­ровь­е с­бе­ре­гаю­щей ра­бо­ты пе­да­го­га - это ра­цио­наль­ная ор­га­ни­за­ция уро­ка. По­ка­за­те­лем ра­цио­наль­ной ор­га­ни­за­ции учеб­но­го про­цес­са яв­ля­ют­ся:

  • объ­ем учеб­ной на­груз­ки - ко­ли­че­ст­во уро­ков и их про­дол­жи­тель­ность, вклю­чая за­тра­ты вре­ме­ни на вы­пол­не­ние до­маш­них за­да­ний;

  • на­груз­ка от до­пол­ни­тель­ных за­ня­тий в шко­ле;

  • за­ня­тия ак­тив­но-дви­га­тель­но­го ха­рак­те­ра: ди­на­ми­че­ские пау­зы, уро­ки фи­зи­че­ской куль­ту­ры, спор­тив­ные ме­ро­прия­тия и т.п

Ка­ж­дый но­вый урок - это сту­пень­ка в зна­ни­ях и раз­ви­тии уче­ни­ка, но­вый вклад в фор­ми­ро­ва­ние его ум­ст­вен­ной и мо­раль­ной куль­ту­ры, по­это­му важ­но кон­ст­руи­ро­ва­ние и осу­ще­ст­в­ле­ние ка­ж­до­го уро­ка. Для реализации здоровье сберегающего урока предлагаются педагогические методы и приёмы обучения:

1. Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления: а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!" б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе" в) рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые символизируют предстоящий день и т.д.

2. Проведение на уроке разнообразных валеологических пауз, самомассажа, дыхательной гимнастики, направленных на поддержание у учащихся высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости, а значит сохранение, укрепления и развития своего здоровья, релаксации. Ребята осваивают и используют эти способы снятия напряжения и усталости.

3. Учёт ведущей модальности, темперамента.

4. Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащихся, как это предлагается в технологии личностно-ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети научатся обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственною позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности.

5. Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер.

6. Идти от реальных индивидуальных способностей ребёнка.

7. Каждый здоровье сберегающий урок должен обязательно включать работу с телом, с душой и разумом детей и учителя.

8. Включение в уроки заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.

9. Личный пример учителя. Благодаря позитивному примеру учителя дети овладевают способами делового и личностного общения, сотрудничества, принятие иной точки зрения, умением слышать и слушать, умением понять и принять другого человека, овладевают способами формирования правильной осанки и т.д.

10. Организация саморефлексии. Умело проведённая рефлексия даёт возможность понять: насколько дети осознают, что и как они делают на уроке, что им помогает и что смогут использовать в своей жизни за пределами класса и школы.

III. Виды физкультминуток.

Физкультминутки на уроках могут быть разнообразными: гимнастические упражнения, знакомые ребятам по урокам физкультуры, точечные массажи ушных раковин, «третьего глаза», гимнастики для глаз, зарядки- релаксации. Некоторые из них рекомендованы СанПиНом.

Виды физкультминуток:

  • упражнения для снятия общего или локального утомления;

  • упражнения для кистей рук;

  • гимнастика для глаз;

  • гимнастика для слуха;

  • упражнения, корректирующие осанку;

  • дыхательная гимнастика.

Требования к проведению физкультминуток:

  • комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;

  • физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;

  • предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст.

При планировании урока можно включать многократные зарядки-релаксации, в общей сложности отводя на них 3-5 минут. Цель проведения релаксации - снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведёт к улучшению усвоения материала, а приобщение учащихся к оценке своей работы позволяет учителю избежать конфликтов, а у учащихся формирует оценочное суждение. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Во время проведения релаксации учитель не ставит перед учащимися цель - запомнить программный материал. Релаксация должна освобождать на какое-то время от умственного напряжения. Вот несколько примеров.

1.Разрядка для снятия напряжения глаз с использованием проектора и экрана - физкультминутка для глаз. Дети следят за появляющимися на экране разноцветными фигурками, время такой зарядки-1-2 минуты.

2.Разрядка с использованием различного вида движения, физкультминутка, хорошо знакомая детям еще по начальной школе.

3. Шутливые истории на уроке, притчи, загадки т.д.

На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки (2-3 раза), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты) - послушать хорошую музыку, связанную с темой урока, посмотреть слайд с изображением пейзажа, обсудить увиденное и услышанное.

Упражнения для глаз, зрительная гимнастика

Выполнять сидя или стоя, с максимальной амплитудой глаз.
Упражнение 1.
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мыщцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Упражнение 2.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.
Упражнение 3.
Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15
Упражнение 4.
Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6.
Упражнение 5.
Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 2-3 раза.
Упражнение 6.
Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.
Упражнение 7.
При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо, после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6.

Упражнения на снятие зрительного переутомления.

Упражнения выполняются через каждые 20-25 минут зрительной работы.

Исходное положение каждого упражнения - стоя или сидя.

  1. Совершите 15 колебательных движений глазами по горизонтали: справа-налево, затем слева-направо.

  2. Совершите 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз, вниз-вверх.

  3. Совершите 15 круговых вращательных движений глазами слева-направо.

  4. То же самое, но справа-налево.

  5. Совершите 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, а затем в левую сторону.

Для профилактики нарушения осанки у обучающихся, рекомендуются следующие упражнения:

· Исходное положение - сидя на стуле, ноги вместе. На счет раз - выполнить захват ножек стула ногами изнутри; на счет два - вернуться в исходное положение; на счет три - захват ножек стула снаружи; на счет четыре - вернуться в исходное положение. Упражнение выполнить 8 - 10 раз.

· Исходное положение - стоя, стопы параллельны на ширине ступни, руки на поясе. Выполнить перекат с пятки на носок и обратно.

I V.Содержание урока и здоровье сберегающие технологии.

Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. И здесь нам могут помочь ИКТ, прежде всего использование компьютера на уроке. Благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране, внимание учащихся можно удерживать в течение всего урока, при этом то, что происходит на экране, требует ответной реакции ученика, т.е. внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер. Использование компьютера не только позволяет демонстрировать наглядность, но дает возможность изменять темп урока, форму подачи материала, осуществлять дифференцированный подход к ученику. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук, а разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся.

Одним из основополагающих принципов здоровье сберегающих технологий является творческий характер образовательного процесса и обеспечение мотивации образовательной деятельности. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается за счет использования на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. Большой энтузиазм вызывают у учеников уроки, на которых можно проявить себя творчески. Например, с использованием ролевых игр, инсценирования, написания текстов по началу или по заданным рифмам.

Ученики могут завести «Словарь мудрых мыслей» …» и делать в нем записи:

  • Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды",

  • "По яблоку в день - и доктор не нужен",

  • "Ешь просто - доживёшь лет до ста",

  • «Здоров на еду, да хил на работу».

  • «Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест».

  • "Хороший смех оздоравливает душу",

  • "Здоровый сон - прекрасное самочувствие днём",

  • "Улыбка - лучшая таблетка".

  • "Пешком ходить - долго жить",

  • "Будешь двигаться - через хребет перевалишь, будешь сидеть - в яму скатишься",

  • "Систематически заниматься спортом - значит заботиться о своём здоровье",

  • "Воздух, солнце и вода - три кита здоровья".

На уро­ках рус­ско­го язы­ка ши­ро­ко ис­поль­зовать для лин­гвис­ти­че­ско­го ана­ли­за, в ка­че­ст­ве кон­троль­ных, са­мо­стоя­тель­ных ра­бот тек­сты, про­па­ган­ди­рую­щие спорт, раз­ные его ви­ды, ту­ризм. При изу­че­нии на­кло­не­ний гла­го­лов (6 класс) рас­смат­ри­вать ре­жим дня школь­ни­ка с по­сле­дую­щим его об­су­ж­де­ни­ем. Изу­че­ние чис­ли­тель­ных да­ёт воз­мож­ность ис­поль­зо­вать тек­сты, рас­ска­зы­ваю­щие де­тям об ис­то­рии Олим­пий­ских игр, за­воё­ван­ных ме­да­лях на­ши­ми спорт­сме­на­ми в раз­ные пе­рио­ды. На уро­ках ли­те­ра­ту­ры чи­та­ем про­из­ве­де­ния о жи­вот­ных, род­ном крае и го­во­рим об их со­хра­не­нии.

V. Педагогическое общение как здоровье сберегающая технология

С учителя начинается все. Он - начало всех начал. Сила действия урока целиком зависит от учителя, его обаяния, выразительности поведения, оригинальности личности, основой которой всегда является высокоразвитая органика, т. е. от умения общаться.

Важным и наиболее сложным звеном в деятельности учителя является достижение эмоционального контакта. Естественно, что речь идет о положительных эмоциях, которые, будучи самоценностью, выполняют в учебно-воспитательном процессе побуждающую функцию.

Общение - это не только и, не столько природный дар, сколько технология.

Приемы здоровье сберегающего общения

  1. Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дарит.

О, улыбка! Беглая, щедрая, ангельская, лисья, лучистая, доверчивая, милая, усталая, глупая, ослепительная, широкая, любезная…

Улыбка «открывает» нас, делает доброжелательнее, доверительнее.

  1. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.

Давайте выясним, каков же арсенал средств общения, которые может использовать учитель.

  1. Паралингвистические средства: культура голоса, тембр, интонация, паузация, темп, громкость, ритмика, тональность, мелодика.

  2. Экстралингвистические средства: смех, вздохи, касания, имидж учителя, выразительность и обаяние.

  3. Кинесические средства: жесты, мимика, пантомимика, позы, физические воздействия, визуальный контакт.

  4. Проксемические средства: пространственные передвижения и расположение в пространстве, расстояние между комм

Речевой артистизм

Римский учитель красноречия Квинтилиан писал: «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять».

Наиболее часто встречающийся недостаток речи учителя - это так называемое «быстроговорение» - очень быстрая речь, результат которой - «проглатывание» или «съедание» начала и конца слова. Еще некоторые, весьма серьезные для педагогической профессии недостатки - невнятность, нечеткость речи, затрудняющая не только понимание отдельных слов, но и общий смысл высказывания; частое использование слов иностранного происхождения, слов, непонятных ученику.

Уметь общаться, быть хорошим речевым партнером для учителя - не роскошь и не желаемое приложение, а жизненная необходимость. Магия словесного общения с аудиторией - это энергетика речи, ее интенсивность, ассоциативность, выразительность, экспрессивность, интонационное богатство, безупречная дикция.

Правильное интонирование

«Когда нужна истинная сила речи - забудьте о громкости и помните об интонации с ее верхами и низами…» - говорил Константин Сергеевич Станиславский (русский режиссер и актер - 1863 -1938гг.) Интонацию называют зеркалом нашей эмоциональной жизни. Наша речь - это та же музыка, пение. Порой она бывает гипнотической. Чем богаче палитра голосовых оттенков, тем эффективнее воспринимается информация, сообщаемая коллегам, детям

Невербальная выразительность и общение

А.С.Макаренко говорил: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение».

Невербальная выразительность - одна из составляющих успешного педагогического общения. (жесты, мимика, позы, взгляд, манеры слушать)

VI. Выводы


Использование здоровье сберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

  1. обеспечивает сохранение психического и физического здоровья учащихся, способствует лучшему овладению ими системой знаний, умений и навыков по русскому языку и литературе.

  2. направлено на цель - обеспечение психического здоровья учащихся.

  3. опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).

  4. достигается через средства - учёт особенностей аудитории (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, сохраняющих интерес детей к учебному материалу; создание условий для самовыражения; инициация разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

  5. приводит к результатам - предотвращает усталость и утомляемость; усиливает мотивацию к учебной деятельности.

  6. зависит от ресурсов - личный пример педагога; использования специальных педагогических технологий, эффективных средств самооценки деятельности педагога на уроке.


V. Список использованной литературы

1.Педагогические советы: оптимизация учебно-воспитательного процесса. Здоровье сберегающие технологии.- Вып.5/ авт.-сост. В.В.Гордеева, Г.И.Викулова.- Волгоград: Учитель, 2008.

2. edu54.ru

3. open chass.ru

4. razvivaus.ucoz.ru

5. malahovaelen.rusedu.net

6. СанПиН

7. Белая А.Я., Мирясов В.И. Пальчиковые игры для развития речи, изд-во «Астель», 2001.

8. Беспалова Е.В. Факторы, негативно влияющие на здоровье ребенка. Справочник классного руководителя, № 3, 2008.

9. Газета «Здоровье детей», № 1, 2005, изд-во «Первое сентября», Москва.

10. Газета «ПедСовет», № 4, 2006.

11. Громова Ю.О. Вся правда о курении. Классный руководитель, № 5, 2007.

12. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. Москва, «Вако», 2004.

13. Зуева С.В. Рациональное питание. Классный руководитель, № 4, 2008.

14. Савина. Пальчиковая гимнастика. Образовательные проекты, изд-во «Астель», 2001.

15. Санпины.

16. Стрельникова. Дыхательная гимнастика. Москва, 1997.

17. Сулина И. Физкультуру не любить - под собою сук пилить. Воспитание школьников, № 8, 2007.

18. Ткачук М. Влияние положительных эмоций на здоровье школьников. Воспитание школьников, № 9 2007.

19. Ужегов Г. Н. Туберкулез. Симптомы, лечение, профилактика. Москва,

изд-во «Вече», 2002.

20. Физминутка на уроке. Под рук. Бородай А.А. Москва.


© 2010-2022