- Преподавателю
- Другое
- Методические рекомендации по самостоятельной работе по дисциплине Экономика отрасли
Методические рекомендации по самостоятельной работе по дисциплине Экономика отрасли
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Федорова Г.Ю. |
Дата | 16.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки Самарской области
государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Тольяттинский политехнический техникум»
(ГБОУ СПО «ТПТ»)
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР
___________ С.А.Гришина
___ ____________ 201__
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации самостоятельной (внеаудиторной) работе
студентов по учебной дисциплине
«Экономика отрасли»
Специальность 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Тольятти, 2013
ОДОБРЕНА
Протокол УПО № 2
от ___ _____20__ № ____
Методист УПО № 2
________ Степанова М.П.
___ ______ 20__
СОГЛАСОВАНО
Старший методист
________ Н.В. Роменская
___ _______ 20___
Методические рекомендации по организации самостоятельной (внеаудиторной) работы по учебной дисциплине разработаны на основе Рабочей программы и Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)
190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Организация-разработчик: ГБОУ СПО «ТПТ»
Разработчики: Федорова Г. Ю., преподаватель
Рекомендована ___________________________________________________
Заключение №____________ от «____»__________20__ г.
-
Введена впервые
-
Редакция №1 ____ ______________20___г.
СОДЕРЖАНИЕ
Цели, основные виды самостоятельной работы студентов 5
Памятка для выполнения самостоятельных заданий 5
Тема 1. Отрасль. Предприятие в отрасли 8
Тема 2. Предприятие, организационно-правовые формы предприятий 8
Тема 3. Производственное предприятие 8
Тема 8. Имущественный комплекс предприятия и материальное обеспечение деятельности 9
Тема 5. Персонал и оплата труда 10
Тема 6. Ценообразование 11
Тема 7. Маркетинговая деятельность предприятия 11
Тема 11. Эффективность деятельности предприятия 12
Тема 12.Инвестиционная деятельность предприятия 12
Тема 13. Бизнес-планирование 13
Тема 14. Курсовая работа 13
Правила оформления рефератов, подготовки выступлений и презентаций 14
Список рекомендуемой литературы 16
Глоссарий 17
Приложения 25
Введение
Учебная дисциплина «Экономика отрасли» относится к вариативной части профессионального цикла.
Выполнение самостоятельной работы по дисциплине должно способствовать более полному усвоению программного материала.
Методические указания для выполнения самостоятельной работы составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине, рассчитаны на 58 часов. Предусматривают самостоятельное изучение многих экономических проблем, позволяют ознакомиться с экономическими аспектами деятельности предприятия, фирмы, отрасли, получить необходимые знания о важнейших показателях работы предприятия, их смысле, методике расчета, а так же учитывают время самостоятельной работы над курсовой работой по дисциплине.
В результате выполнения самостоятельной работы студент должен иметь представление:
- об основных аспектах развития отрасли, организаций (предприятий) как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
Оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки заработной платы, простоев;
-
Рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации);
-
Разрабатывать бизнес-план;
-
Использовать необходимые нормативно-правовые документы в профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
Действующие нормативные и законодательные правовые акты регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;
-
Материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования
-
Методики расчета основных технико-экономических показателей деятельности организации;
-
Методику разработки бизнес-плана;
-
Механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
-
Основы маркетинговой деятельности, менеджмента и делового общения;
-
Основы организации работы коллектива исполнителей;
-
Основы планирования, финансирования и кредитования;
-
Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
-
Производственную и организационную структуру организации;
Цели, основные виды самостоятельной работы студентов
Цели самостоятельной внеаудиторной работы студентов
- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, самостоятельное овладение новым учебным материалом;
- формирование профессиональных явлений;
- формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;
- мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности;
- развитие самостоятельного мышления;
-формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации.
Основные виды самостоятельной работы студентов
Первичное овладение знаниями (усвоение нового материала):
- чтение дополнительной литературы;
Закрепление и систематизация знаний:
- работа с конспектами лекций;
- ответы на контрольные вопросы;
- подготовка к выступлению на занятиях, а также рефераты и доклады.
Применение знаний, формирование умений:
- решение задач по образцу, вариативных задач;
- выполнение ситуационных производственных задач;
- оформление отчетных практических работ;
- выполнение индивидуальных заданий (работа над курсовой).
Памятка для выполнения самостоятельных заданий
1. Изучить содержание задания.
2. Подобрать литературу для получения ответов на задания.
3. Составить план выполнения задания:
3.1 Выбрать вопросы для изучения.
4. Выполнить составленный план.
5. Убедиться, что задание выполнено:
5.1 Обдумать собранную информацию, обобщить ее.
5.2 Выяснить дополнительные вопросы, возникшие в ходе выполнения задания.
5.3 Изложить результаты выполнения задания в соответствии с указанием преподавателя.
6. Оформить отчетную практическую работу
6.1 Проверить решение выполненное на уроке
6.2 Оформить решение на листах формата А4 для сдачи на проверку
(требования к оформлению практической отчетной работы см. Методические рекомендации по выполнению практических работ)
Самостоятельная работа студентов по дисциплине
«Экономика отрасли» (60 часов)
Тема
Количество часов
Вид работы
1
2
3
Тема 1. Отрасль. Предприятие в отрасли
1
Завершение выполнения отчетной практической работы № 1
3
Самостоятельная работа с конспектом, учебником
Доклад, (реферат).
Тема 2. Предприятие, организационно-правовые формы предприятий
1
Завершение выполнения отчетной практической работы № 2
3
Самостоятельная работа с конспектом, учебником
Доклад, (реферат).
Тема 3. Производственное предприятие
1
Завершение выполнения отчетной практической работы № 3
3
Самостоятельная работа с конспектом, учебником
Доклад, (реферат) (по желанию).
Тема 4. Имущественный комплекс предприятия и материальное обеспечение деятельности
2
Завершение выполнения отчетной практической работы № 4-5
3
Доклад, (реферат) (по желанию)
Тема 5. Персонал и оплата труда
1
Завершение выполнения отчетной практической работы № 6
3
Самостоятельная работа с конспектом, учебником
Доклад, (реферат).
Тема 6. Ценообразование
2
Завершение выполнения отчетной практической работы № 7-8
3
Доклад, (реферат).
Тема 7. Маркетинговая деятельность предприятия
3
Самостоятельная работа с конспектом, учебником
Доклад, (реферат).
Тема 8. Эффективность деятельности предприятия
2
Завершение выполнения отчетной практической работы № 9-10
3
Самостоятельная работа с конспектом, учебником
Доклад, (реферат).
Тема 9. Инвестиционная деятельность предприятия
1
Завершение выполнения отчетной практической работы № 11
3
Самостоятельная работа с конспектом, учебником
Доклад, (реферат).
Тема 10. Внешнеэкономическая политика предприятия
2
Доклад, (реферат).
11. Бизнес- планирование
2
Завершение выполнения отчетной практической работы № 12-18
2
Оформление бизнес-плана с применением информационных технологий
1
Подготовка к защите бизнес-плана
12. Курсовая работа
5
Расчет разделов курсовой работы
5
Техническое оформление разделов с применением информационных технологий
5
Подготовка к защите курсовой работы
ИТОГО
60
Тема 1. Отрасль. Предприятие в отрасли
Основные вопросы темы
Понятие отрасли. Классификация отраслей. Развитие отрасли. Показатели, характеризующие уровень развития отрасли. Место предприятия (организации) в отрасли. Экономика организаций как подсистема экономической науки. Общие основы и принципы функционирования рыночной экономики. Структурная перестройка экономики. Проблемы создания конкурентной среды в экономике. Свобода конкуренции и антимонопольное законодательство. Структура национальной экономики. Понятие автомобильной промышленности и сопутствующих сфер
Выполнение (завершение и оформление) практической работы
№ 1. Расчет темпа роста отрасли и коэффициента опережения
Контрольные вопросы и задания
-
Понятие отрасли. Классификация отраслей.
-
Развитие отрасли. Показатели, характеризующие уровень развития отрасли.
Тема докладов (рефератов)
-
Основные отрасли Самарского региона.
-
Отрасль машиностроения в Самарском регионе
Тема 2. Предприятие, организационно-правовые формы предприятий
Основные вопросы темы
Предпринимательство и бизнес. Субъекты предпринимательства. Статус и права предпринимателя. Объединения предпринимателей. Хозяйственный риск: сущность, итоги, показатели риска. Предприятие - как главный субъект микро экономики. Классификация предприятий по формам собственности, отраслевому признаку, типам производства, размерам. Виды предприятий в различных отраслях. Организационно-правовые формы предприятий. Объединения предприятий: концерны, консорциумы, ассоциации, международные объединения. Государственные предприятия: особенности их функционирования в рыночных условиях. Арендные предприятия. МП. СП. Фирмы. Предприятие и предпринимательство в рыночной среде. Особенности предпринимательства в промышленности. Риски предприятия. Виды предпринимательства.
Выполнение (завершение и оформление) практической работы
№ 2. Определение организационно-правовой формы предприятия № 4.
Контрольные вопросы
-
Понятие и виды экономических отношений.
-
Предпринимательская деятельность и наемный труд.
-
Признаки предпринимательской деятельности: самостоятельность, направленность на получение прибыли, рисковый характер.
-
Значение предпринимательской деятельности.
Тема докладов (рефератов)
-
Особенности организации предпринимательской деятельности за рубежом.
-
Роль малого бизнеса в экономике России.
-
Тенденции развития акционерных обществ.
-
Аспекты предпринимательской деятельности в регионе
Тема 3. Производственное предприятие
Основные вопросы темы
Организация производства на предприятии. Производственная и организационная структура предприятия. Типы производства. Организация производственного процесса. Концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование, диверсификация, унификация. Показатели технического развития и организации производства, их расчет. Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчета. Производственная мощность предприятия Производственный цикл. Пути сокращения длительности производственного цикла
Выполнение (завершение и оформление) практической работы
№ 3. Производственная структура и производственная мощность
Контрольные вопросы
-
Производственный процесс и принципы его организации.
-
Типы организации производства.
-
Производственная мощность и загрузка оборудования
-
Производственный цикл. Пути сокращения его длительности
-
Факторы, влияющие на экономическую эффективность каждой из форм организации производства в отрасли.
Тема докладов (рефератов)
-
Как определить пропускную мощность СТО,
-
Производственная структура СТО
-
Показатели потенциала организации.
-
Показатели технического уровня и эффективности новой техники и технологии.
Тема 8. Имущественный комплекс предприятия и материальное обеспечение деятельности
Основные вопросы темы
-
Имущество предприятия. Пути формирования активов предприятия. Значение активов предприятия для осуществления производственной деятельности
-
Основные средства. Сущность, назначение и состав основных средств. Классификация и структура производственных основных средств. Оценка основных средств, износ и амортизация. Показатели эффективности использования основных средств (фондоотдача, фондоемкость). Фондовооруженность. Показатели интенсивного и экстенсивного использования оборудования. Пути повышения эффективности использования основных средств в условиях рыночной экономики.
-
Оборотные средства. Понятие, состав, структура, классификация. Показатели оборачиваемости. Пути повышения эффективности оборачиваемости оборотных средств.
-
Земля как специфический ресурс предприятий АПК. Цена земли и принципы ее определения. Классификация земельных ресурсов.
-
Аренда, лизинг, нематериальные активы. Аренда в хозяйственной практике. Опыт стран с развитой рыночной экономикой по аренде ОС. Лизинг, хайринг, рентинг. Состав нематериальных активов. Виды оценок и амортизация нематериальных активов.
Выполнение (завершение и оформление) практической работы
№ 4. Формирование уставного капитала, имущества предприятия
№ 5. Основные и оборотные фонды предприятия, показатели характеризующие эффективность их использования
Контрольные вопросы
-
Имущество организации: понятие, состав.
-
Капитал организации. Источники формирования капитала.
-
Уставный капитал. Особенности формирования уставного капитала акционерных обществ.
-
Основные фонды предприятия
-
Расчет показателей, характеризующих эффективность использования основных фондов на предприятии
-
Оборотные фонды предприятия
-
Расчет показателей характеризующих эффективность использования оборотных фондов на предприятии
Тема докладов (рефератов)
-
Влияние конкуренции на ускорение обновления основных фондов.
-
Резервы экономии оборотных средств на предприятии.
-
Значение приобретения материальных активов организацией.
Тема 5. Персонал и оплата труда
Основные вопросы темы
-
Трудовые ресурсы и производительность труда. Профессионально-квалификационный состав и структура кадров предприятия. Движение кадров и показатели их оборота Виды численности работающих, ее расчет. Бюджет времени предприятия и работника (баланс рабочего времени). Методы измерения и оценки производительности. Факторы и резервы роста производительности труда. Роль рационального использования внутрипроизводственных резервов на предприятии, участке, рабочем месте в рыночных условиях.
-
Формы и системы оплаты труда. Принципы и механизм организации заработной платы на предприятии. Мотивация в новых условиях. Тарифная система оплаты труда. Рекомендации и пути использования ЕТС в бюджетных и коммерческих организациях. «Бестарифные варианты» организации заработной платы. Формы и системы оплаты труда: сдельная и повременная, их разновидности, преимущества и недостатки, области применения. Основные элементы и принципы механизма организации премирования. Особенности выбора показателей премирования в условиях рынка. Зарубежный опыт организации оплаты и мотивации труда.
Выполнение (завершение и оформление) практической работы
№ 6. Расчет численности сотрудников на предприятии и оплаты труда, производительность труда.
Контрольные вопросы
-
Организация, нормирование и оплата труда.
-
Производственный персонал организации (предприятия).
-
Планирование численности и состава персонала.
Тема докладов (рефератов)
-
Проблемы дифференциации оплаты труда в России
-
Совершенствование тарифной и бестарифной систем оплаты труда
-
Методы совершенствования организации труда на предприятии
Тема 6. Ценообразование
План изучения
1. Издержки производства. Издержки производства и реализации продукции, работ. услуг (себестоимость). Себестоимость работ и услуг. Классификация затрат и себестоимости. Отраслевые особенности структуры себестоимости. Виды себестоимости продукции. Методы калькулирования. Зарубежный опыт определения издержек производства - «директ - костинг». Факторы и пути снижения себестоимости.
2. Ценообразование. Экономическое содержание, функции цен. Виды цен и их структура. Механизм рыночного ценообразования. Методы определения цен. Ценовая конкуренция. Антимонопольное законодательство.
Выполнение (завершение и оформление) практической работы
№ 7. Себестоимость услуги, составление сметы расходов
№ 8. Формирование цены услуги.
Контрольные вопросы
-
Затраты.
-
Себестоимость продукции,
-
Формирование цены
-
Понятие и значение сметы, калькуляции,
-
Виды, принципы составления калькуляции
Тема докладов (рефератов)
-
Особенности формирования себестоимости продукции, работ, услуг в России.
-
Формирование ценовой политики на предприятиях различных форм собственности.
-
Ценовая конкуренция
-
Антимонопольное законодательство
Тема 7. Маркетинговая деятельность предприятия
Основные вопросы темы
Понятие маркетинга. Маркетинг: основы, концепции, принципы, цели, функции. Реклама понятие, назначение, виды рекламы. Конкурентоспособность и качество продукции, услуг Сущность и виды управленческих решений, управленческая структура. Маркетинг на предприятиях различных форм хозяйствования. Конкурентоспособность продукции, продвижение товара на внешний и внутренний рынок.
Контрольные вопросы
-
Понятие маркетинга
-
Маркетинг: основы, концепции, принципы,
-
Маркетинг: цели, функции.
-
Реклама назначение, классификация.
-
Виды рекламы
-
Конкурентоспособность и качество продукции, услуг
-
Требования, предъявляемые к рекламе.
Тема докладов (рефератов)
-
Реклама: назначение, классификация.
-
Требования, предъявляемые к рекламе.
-
Правовая база рекламной деятельности.
-
Планирование и проведение рекламных кампаний.
-
Виды рекламы, эффективность рекламы разных видов.
Тема 11. Эффективность деятельности предприятия
Основные вопросы темы
Прибыль предприятия - основной показатель результатов хозяйственной деятельности. Сущность прибыли, ее источники и виды. Функции и роль прибыли в рыночной экономике. Распределение и использование прибыли на предприятии. Валовая, товарная, реализованная продукция. Работы, услуги, специфика расчета в автомобильной сфере и других отраслях экономики. Рентабельность - показатель эффективности работы предприятия. Показатели рентабельности. Расчет уровня рентабельности предприятия и продукции. Пути повышения рентабельности.
Выполнение (завершение и оформление) практической работы
№ 9. Расчет экономического результата деятельности предприятия
№ 10. Расчет показателей, характеризующих эффективность работы предприятия
Контрольные вопросы
-
Выручка, доход. Прибыль.
-
Налоговое бремя предприятия.
-
Рентабельность, виды, расчет
-
Показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятия
Тема докладов (рефератов)
-
Конкурентоспособность предприятия.
-
Налоги, виды, формы налогообложения, налоговые ставки, налоговое бремя предприятия
-
Формирование прибыли.
-
Рентабельность: сущность, виды.
Тема 12.Инвестиционная деятельность предприятия
Основные вопросы темы
Капитальные вложения, инвестиции и их эффективность. Проблемы обновления материально-технической базы предприятий в новых условиях. Структура, источники финансирования и показатели эффективности капитальных вложений, методика расчета. Дисконтирование. Инвестиционная политика предприятия. Срок окупаемости вложений.
Выполнение (завершение и оформление) практической работы
№ 11. Расчет эффективности капитальных вложений.
Контрольные вопросы
-
Инвестиционная политика предприятия.
-
Инновационная деятельность предприятия
Тема докладов (рефератов)
-
Инвестиционная политика организации. Основные отрасли Самарского региона
-
Автомобильная отрасль в Самарском регионе
-
Роль финансовых, реальных инвестиций для развития организации.
Тема 13. Бизнес-планирование
Основные вопросы темы
-
Методы расчета основных показателей работы предприятия (фирмы). Показатели экономической эффективности капитальных вложений в новую технику: приведенные затраты, коэффициент эффективности, срок окупаемости. Показатели использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Смета затрат на производство. Планирование и прогнозирование деятельности предприятия. Бизнес-план предприятия, понятие. Цели и задачи бизнес-плана. Основные разделы бизнес-плана. Характеристика основных разделов бизнес-плана
Выполнение (завершение и оформление) практической работы
№ 12. Бизнес-план (резюме, сведения о предприятии)
№ 13. Бизнес-план (организационная структура предприятия)
№ 14. Бизнес-план (анализ положения дел в отрасли)
№ 15. Бизнес-план (производственный план)
№ 16. Бизнес-план (план маркетинга)
№ 17. Бизнес-план (финансовый план)
№ 18. Оформление бизнес-плана с применением информационных технологий (презентация в PowerPoint)
Контрольные вопросы
-
Планирование и прогнозирование деятельности предприятия
-
Бизнес-план предприятия, цели, задачи,
-
Бизнес-план предприятия, основные разделы и их характеристика
-
Конкурентоспособность предприятия
Тема 14. Курсовая работа
Курсовая работа выполняется с учетом методических рекомендаций по выполнению курсовой работы
Самостоятельная работа включает:
-
Подбор литературы с учетом полученного задания на выполнение курсовой работы
-
Техническое оформление разделов 1-6 с применением информационных технологий
-
Выполнение теоретических разделов: введение, заключение, с применением информационных технологий
-
Оформление списка использованных источников (и остальных обязательных листов) при выполнении работы с применением информационных технологий
-
Подготовка к сдаче работы на проверку (оформление, сшивка)
-
Подготовка основных вопросов курсовой работы для публичной защиты
Правила оформления рефератов, подготовки выступлений и презентаций
Реферат
Рефераты оформляются на листах формата А4, односторонняя печать;
Титульный лист оформляется в соответствии с приложением А;
Шрифт 14, Times New Roman;
Интервал 1,5;
Абзацный отступ 1,25;
Поля: слева 30, справа 10, сверху, снизу 15;
Объем реферата 7-10 страниц печатного текста;
Обязательно наличие введения, заключения (выводов), списка использованных источников (в противном случае работа приравнивается к плагиату);
Работа скрепляется и подшивается в папку практических работ
Презентация
Содержание презентации должно быть четко структурировано. Каждый новый слайд должен логически вытекать из предыдущего и одновременно подготавливать появление следующего. Лучший способ проверить, правильно ли построена презентация, - быстро прочитать только заголовки. Если после этого станет ясно, о чем презентация - значит, структура построена верно.
Презентация должна обязательно делиться на разделы, желательно не больше пяти. Чтобы помочь слушателю продуктивнее воспринимать построения и выводы, презентацию обязательно следует снабжать оглавлением.
Перед началом выступления слушатели должны знать, о чем и сколько им придется слушать.
После того как содержание презентации собрано, с ним следует аккуратно поработать, сократив его насколько возможно. Оптимальным объемом презентации считается 24 традиционных слайда, если презентация умещается в 16 слайдов - еще лучше, ну а 12 и менее слайдов - это то, что редко встречается и крепко запоминается.
Количества текста на слайдах должно быть минимальным. Весь ненужный текст следует оставить либо для устного выступления, либо заменить его иллюстративным материалом: графиками, картинками и т.д.
При разработке формы презентации всегда следует думать о том, как зритель ее будет видеть. Поэтому в первую очередь нужно решить вопрос с носителем: на бумаге, экране монитора или большой экране с помощью проектора. От вида зависит очень многое. Скажем, для бумажной презентации использование шрифта не меньше 18 кегля - лишь желательно, но для экранной - это обязательно (экран не рассматривают вблизи). От альтернативы принтер-монитор-экран зависит и выбор цвета: график, который на экране выглядел контрастно, на бумаге станет просто серым, а текст, который прекрасно воспринимался в процессе редактирования презентации, окажется совершенно нечитабелен в темной комнате с освещенным экраном.
И наконец, есть несколько важных запретов, которыми, к сожалению, постоянно пренебрегают.
1. Изображения и текст на слайдах не должны быть мелкими.
2. Если презентация будет цветной, то следует избегать ярких, так называемых чистых тонов - алого, ярко-синего, зеленого, фиолетового (они режут глаз). Такие краски следует зарезервировать для выделения действительно ключевых моментов, а для рядовых изображений использовать пастельные тона и контрастные сочетания цветов шрифта и фона.
3. Пестрота на экране (больше четырех цветов одновременно) - также признак неопытной руки.
4. Самое главное табу накладывается на спецэффекты. Анимации в виде вращающихся заголовков, падающего по букве текста, переворачивающихся слайдов, а также любые звуки только затягивают презентацию и раздражают слушателей.
Структура презентации:
- титульный лист, на котором указывается тема и автор презентации;
- оглавление, перечень основных разделов презентации;
- основная часть презентации: текст, фотографии, схемы и т.д.;
- список литературы.
Основные правила выступления
Презентация состоит из двух частей: демонстрация слайдов и сопровождение их тестом. Хотя выступление и является единством слайдов и речи, все же первичен - выступающий, а не его слайды. Функция слайдов - поддержка выступления, а не наоборот. Нарушение этого принципа вкупе с уже разобранным и осужденным преобладанием текста обычно приводит к весьма плачевным последствиям: презентер вместо выступления просто зачитывает текст на слайдах. Таких ораторов слушатели не уважают, текст они могут и сами прочитать, если нужно.
Стоит напомнить, что выступление должно быть подготовлено, прорепетировано и даже отхронометрировано. Большинство выступающих этим простым правилом пренебрегает, а вот аудитория замечает сразу.
Список рекомендуемой литературы
Основная литература:
-
Конституция РФ от 12 декабря 1993 года
-
Гражданский кодекс РФ
-
Кодекс РФ об административных правонарушениях
-
Трудовой кодекс РФ
-
Закон РФ «О занятости населения в РФ» в
-
Тыщенко А.И. «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» Ростов на дону, 2007 .
-
Румынина В.В. «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» Москва, 2008
-
Бархатов Е.Ю. Учебник: Правовое обеспечение профессиональной деятельности» Москва, 2006 .
-
Тузов Д.О., Аракчеев В.С., учебник: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» Москва 2006
-
Правовое регулирование хозяйственной деятельности: учебник Д.М.Срок, Н.Г. Зиморенова, Москва 2003 .
-
Волков О.И, Скляренко В.К.. Экономика предприятия.- М, 2005.
-
Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия. Учебное пособие и практикум - М., 2007.
-
Загородников С., Миронов М. Экономика отрасли // Форум, Инфра-М, 2010. - 320 с.
-
Зайцев, Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: учебное пособие / Н.Л. Зайцева. - М.: ИНФРА-М, 2005.- 491 с.
-
Лопарева А.М.. Экономика организации (предприятия). Учеб-метод. Комплекс и Рабочая тетрадь. - Финансы и статистика: ИНФРА-М, 2008.
-
Экономика предприятия (фирмы) Учебник для вузов под ред.Горфинкеля В.Я., Швандара В.А. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Internet-ресурсы:
-
cbr.ru (сайт Банка России)
-
government.ru (сайт Правительства России)
-
economi.gov.ru (сайт Минэкономразвития России)
-
minfin.ru (сайт Минфина РФ)
-
gks.ru (сайт Росстата РФ)
-
worldbank.org.ru (сайт Всемирного Банка)
-
imf.org.ru (сайт МВФ)
-
wto.org.ru (сайт ВТО)
-
iea.ru (сайт Института экономического анализа)
-
beafing.org.ru (сайт Бюро экономического анализа)
Глоссарий
Административно-командная экономика - экономическая система, основанная на государственной концентрации всех разрабатываемых и утверждаемых экономических директив в области производства, распределения и обмена материальных благ.
Анализ хозяйственной деятельности конкурирующего предприятия - направление научного исследования текущих и стратегических планов развития предприятия-соперника.
Амортизация - см.Ускоренная амортизация.
Аренда- временная передача владельцем имущества (арендодателем) другому лицу (арендатору) юридического права на использование орудий труда и других элементов основных производственных фондов.
База - исходная позиция, экономические показатели, относящиеся к определенному периоду (базисному году) и используемые в дальнейшем для сравнения с показателями, полученными в более поздние сроки.
Баланс предложения и спроса - одно из условий регулирования рыночной экономики, согласно которому объем и структура продукции должны соответствовать объему и структуре спроса и предложения.
Безубыточность - объем продаж товара, выручка от реализации которого тождественна затратам на производство.
Бизнес-план - основная программа предпринимательской деятельности фирмы, включающая экономически обоснованные организационно-технические мероприятия, запланированные для выполнения в ближайшей перспективе (3-5 лет).
Биржа - наиболее развитая форма постоянно действующей системы купли и продажи на основе заключения двустороннего соглашения.
Биржа труда - государственная организация, работа которой направлена на удовлетворение потребности в трудовых ресурсах посредством широкого распространения информации о наличии вакантных рабочих мест.
Бюджет государственный - сбалансированный перечень доходов и расходов, разрабатываемый, утверждаемый и регулируемый законодательными и исполнительными органами власти. Положительный остаток бюджета отражает превышение доходов над расходами (профицит). Дефицит возникает в случае превышения расходов над доходами.
Вход на рынок - условия, льготы, ограничения, предусмотренные для товаропроизводителя, вступающего на рынок.
Выход с рынка - рыночная экономическая ситуация, характерная для отдельного товаропроизводителя, продукция которого из-за низкой конкурентоспособности не может обеспечить достаточной выручки в длительном периоде.
Гибкая технология - возможность действующей технологии быстро перестраиваться на изготовление новой или частично измененной номенклатуры продукции.
Дефицит - превышение спроса над предложением.
Диверсификация - расширение сферы экономической деятельности предприятия, объединения или отрасли с целью увеличения номенклатуры продукции и повышения доли новой продукции в общем объеме производства.
Дисконт - снижение (скидка) цены на товар; разница между номинальной стоимостью ценной бумаги и ценой ее продажи.
Доход облагаемый - валовой доход предприятия, уменьшенный на сумму валового дохода, освобожденного от уплаты налогов в соответствии с действующим законом о льготах и скидках.
Доходы теневые - доходы юридического или физического лица от участия в теневой экономической деятельности.
Емкость рынка - предполагаемая величина предложения (потенциальная выручка) при заданном уровне цен, объеме реализации за определенный период.
Жизненный цикл товара- период от зарождения технической идеи и ее материализации до момента снятия изделия с производства.
Загрузка оборудования - коэффициент использования внутрисменного времени, отражающий долю фактического времени работы оборудования в течение определенного периода (смена, сутки, декада и т.д.) в суммарном эффективном фонде времени установленного оборудования за соответствующий период.
Загрузка производственных мощностей - уровень использования потенциальных возможностей производства, которые оцениваются отношением фактического выпуска продукции к максимально возможному.
Закон предложения - закон, согласно которому между ценой и предложением существует взаимосвязь, т.е. по мере роста предложения цены также растут.
Закон спроса - закон, согласно которому между спросом и ценой существует обратно пропорциональная связь.
Издержки конкуренции - не включенные в план дополнительные затраты, направленные на рекламу потребительских свойств товара для повышения спроса.
Издержки переменные (пропорциональные) - текущие издержки производства, которые находятся в прямой зависимости от объема производства, например: основные материалы, заработная плата основных производственных рабочих и т.п.
Издержки постоянные (непропорциональные) - затраты, которые при изменении объема производства существенно не изменяются (расходы на отопление, освещение и т.п.).
Имидж - репутация, общественная оценка деятельности предприятия, фирмы, формируемая у заказчиков, поставщиков, потребителей и т.п.
Инновационный потенциал - технико-экономические возможности промышленного предприятия проектировать и производить новую конкурентоспособную продукцию, отвечающую требованиям рынка.
Интервал поставки - период времени между плановыми очередными поставками товарно-материальных ценностей. При отклонении фактического периода времени (увеличении) поставки от планового создаются запасы (страховой запас, транспортный запас и т.п.).
Интеллектуальная собственность - особая форма собственности, отражающая присвоение результатов интеллектуального труда, право собственности на которые принадлежит авторам, создавшим их.
Инфляционный риск - опасность возникновения потерь в результате роста цен.
Инфраструктура рынка - совокупность предприятий и организаций, обслуживающих рынок (биржа, торговый дом и т.п.).
Коммерческое предприятие - юридическое лицо, работающее в условиях самофинансирования и преследующее своей целью получение прибыли.
Конкурентоспособность продукции - совокупность технико-экономических показателей, которая оценивается интегральным показателем относительной конкурентоспособности товара.
Конкурентоспособность производства - оценка технико-экономических возможностей производства для обеспечения согласованности интересов производителя и потребителя.
Конкуренция - экономические условия реализации товаров, при которых возникает соперничество за рынки сбыта товаров с целью получения прибыли или других выгод.
Контроль качества - оценка соответствия фактических эксплуатационных характеристик товара, определяющих пригодность его для потребления, с характеристиками, утвержденными техническими условиями, стандартами или требованиями заказчика.
Контроль над ценами - совокупность государственных мер по регулированию оптовых и розничных цен путем установления предельных коэффициентов их роста. Сумма превышения верхнего предела цен изымается в бюджет государства.
Контрольный пакет акций - доля акций, позволяющая их владельцу (физическому или юридическому лицу) осуществлять полный контроль над деятельностью акционерного общества.
Коэффициент использования сменного режима работы оборудования - отношение фактического коэффициента сменности к режиму работ оборудования. Например, при 2-сменном режиме работы оборудования и фактическом коэффициенте сменности Ксм = 1,6 коэффициент использования Ксм исп = 1,6/2 = 0,8.
Коэффициент риска - расчетная величина предполагаемых потерь при переходе к производству новой продукции, отнесенная к прибыли от ее реализации.
Кризис перепроизводства - ситуация, при которой произведенные товары не находят сбыта в связи с их превышением реальной потребности и платежеспособности покупателей.
Лизинг - одна из форм аренды оборудования на длительный срок.
Ликвидность - способность превращения активов предприятия в наличные деньги для погашения возникшей задолженности по обязательствам.
Лицензия - разрешение на использование запатентованных авторских решений в течение установленного срока за определенную сумму вознаграждения.
Логистика - технологические процедуры, связанные с планированием, управлением и контролем (включая складирование) за движением материальных потоков для обеспечения соответствующего уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции и снижения ее себестоимости.
Льготный налог - налог, размер которого ниже установленной законом выплаты юридическими и физическими лицами обязательных платежей в бюджет.
Макроэкономика - раздел экономической науки, посвященный исследованию экономических проблем и ситуаций на правительственном уровне, например инвестиционная и налоговая политика государства.
Маржа - доход, получаемый на разнице процентов, которые устанавливаются для ссуды, выдаваемой клиенту, и для привлечения денежных средств в банк.
Маркетинг - система управления той сферой деятельности фирмы (предприятия), которая обеспечивает продвижение товара на рынок для удовлетворения спроса.
Менеджмент - совокупность методов, приемов и средств управления фирмой (предприятием) в рыночных условиях с целью максимизации прибыли.
Микроэкономика - научная экономическая дисциплина, изучающая относительно маломасштабные экономические процессы и объекты.
Монополия - исключительное право физических, юридических лиц и государства на осуществление какого-либо вида деятельности.
Налог на добавленную стоимость - налог, который рассчитывается как разница между стоимостью реализованной продукции (РП) и стоимостью материальных ресурсов (МЗ), используемых в процессе производства продукции, скорректированная на установленную величину НДС, равную 20%: НДСабс = (РП - МЗ)НДС.
Налог на прибыль - налог, который определяется как произведение облагаемой налогом прибыли (ПРобл) на ставку налога (Нпр), т.е. отчисления в бюджет рассчитываются по формуле: ПРгб = ПРобл · Нпр ; ПР = ПРбал - ПРпг, где ПРбал - балансовая прибыль, ПРпг - часть балансовой прибыли, которая не облагается налогом.
Ноу-хау - результат интеллектуального труда, материализованный в научно-технических и конструктивных решениях, которые используются в технологических процессах и обеспечивают конкурентоспособность продукции и рост эффективности производства.
Оборачиваемость оборотных средств - показатель использования оборотных средств, отражающий время одного оборота в днях: Д = 360/О, где О - количество оборотов, рассчитываемое как отношение себестоимости реализованной продукции к нормативу оборотных средств.
Оборотные средства - совокупность материальных и денежных средств, необходимых для нормального функционирования производственного процесса и реализации продукции. Подразделяются на оборотные фонды и фонды обращения.
Оборотные фонды - часть оборотных средств, которая полностью потребляется в каждом производственном цикле и стоимость которой переносится на вновь созданную стоимость.
Окупаемость капитальных вложений с учетом дисконтирования - период, в течение которого авансированные капитальные вложения окупаются полученным доходом при расчетной норме дисконта.
Основные производственные фонды (средства) - средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, выполняя качественно различные функции. Постепенно изнашиваясь, они переносят свою стоимость на созданный продукт по частям в течение ряда лет в виде амортизационных отчислений.
Остаточная стоимость - часть стоимости основных производственных средств (основного капитала), которая не перенесена на готовую продукцию. В жизни основных производственных средств наступает момент, когда их дальнейшее использование экономически нецелесообразно.
План маркетинга - раздел бизнес-плана, в котором содержится программа развития предприятия, фирмы.
Потребность в оборудовании - количественная оценка потребности в оборудовании для выполнения запланированного объема производства.
Предложение - номенклатура продукции, представленной на рынке товаров продавцом для реализации по установленной или договорной цене.
Предпринимательство - самостоятельная, осуществляемая от своего имени и на свой риск деятельность физических или юридических лиц, направленная на получение дохода, максимальной прибыли от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Прибыль льготная - часть валовой прибыли, которая частично или полностью не облагается налогом в соответствии с действующим законодательством.
Прибыль облагаемая - валовая или балансовая прибыль, уменьшенная на величину льготной прибыли.
Производительность труда - показатель эффективности использования ресурсов труда в материальном производстве; определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу продукции (трудоемкость).
Процентная ставка - ставка за пользование кредитом; может быть постоянной и плавающей.
Профицит бюджета - превышение доходной части бюджета над расходной.
Расходы на освоение и подготовку производства - расходы, которые включают затраты на освоение новых предприятий, цехов, новых видов продукции и технологических процессов; на проектирование и конструирование, разработку технологического процесса изготовления нового изделия и т.п.
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования - затраты, включающие следующие статьи: амортизация оборудования и транспортных средств для перемещения предметов труда, эксплуатация оборудования, текущий ремонт и т.п.
Резервное оборудование - часть парка установленного оборудования, находящегося в плановом ремонте или резерве.
Резервный фонд - фонд, который создается для погашения текущих выплат предприятия в случае, когда чистая прибыль не обеспечивает полного денежного оборота при расширении основных производственных и оборотных средств.
Рентабельность - доходность, прибыльность предприятия, изделия; показатель экономической эффективности производства.
Рынок - система экономических отношений, складывающихся в сфере товарного производства в результате обращения и распределения товаров и услуг при купле-продаже.
Рыночная экономика - экономическая система, для которой главным условием развития хозяйства страны являются законы товарного производства, т.е. спрос, предложение, закон стоимости и т.п.
Сегмент рынка - часть рынка товаров, основные потребители которых объединены общими интересами.
Спрос - экономическая категория, характерная для товарного производства и отражающая совокупную общественную потребность в различных товарах с учетом платежеспособности покупателей.
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (средств) - показатель, отражающий изменение стоимости в течение года в результате ввода новых и выбытия физически изношенных и морально устаревших основных производственных фондов.
Срок службы оборудования - период с начала эксплуатации оборудования (начало амортизационного периода) до его полного физического износа. Установление экономически обоснованного срока службы оборудования является объективной процедурой, позволяющей установить наиболее достоверную норму амортизации.
Станкоемкость детали - время обработки детали на станке в соответствии с технологическими условиями, измеряется в минутах, часах. Если станкоемкость выражается в нормочасах, вводится коэффициент выполнения норм (Квн), с помощью которого нормированная станкоемкость пересчитывается в фактические затраты времени (SEфакт), т.е. , SEфакт = SEн - Квнчасов.
Структура рынка - основные характерные черты рынка: количество представленных на рынке товаропроизводителей и объем их продаж.
Структура себестоимости - доля текущих затрат по каждой калькуляционной статье в себестоимости единицы продукции или доля текущих затрат каждого элемента себестоимости в общей сумме текущих затрат на производство.
Текущие издержки производства - совокупность материальных и трудовых затрат на изготовление продукции. Включают заработную плату основных производственных рабочих, сырье и материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, амортизацию, запасные части для ремонта, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и т.п.
Тендер - распределение заказов на поставку товарно-материальных ценностей и выполнение подрядных работ на конкурсной основе.
Технико-экономические показатели - система плановых или учетных показателей, отражающих объемы производства в натуральном и стоимостном выражениях, использование материальных и трудовых ресурсов, средств производства, например стоимость товарной продукции, фондоотдача, выработка и т.п.
Товарная политика предприятия - составная часть перспективного плана развития производства (бизнес-план), включающая предварительный выбор номенклатуры продукции и услуг, которая в дальнейшем должна быть включена в план производства.
Трудоемкая продукция - продукция, производство которой связано с большими затратами труда.
Трудоемкость изделия - затраты рабочего времени на изготовление единицы изделия или единицы работ. Если трудоемкость выражается в нормочасах, вводится коэффициент выполнения норм (Квн), с помощью которого нормированная трудоемкость (ТЕнор) пересчитывается в фактические затраты времени работы станочника: SEфакт = SEнорм / Квн, часов.
Удельная фондоемкость единицы изделия (нормативная) - показатель, который разрабатывается на основе экономико-математического моделирования, позволяющего оценить влияние производственных факторов (аргументов) на его величину в отдельные интервалы расчетного периода.
Удельная фондоемкость работы оборудования - показатель, отражающий стоимость основных производственных средств, приходящуюся на 1 час работы оборудования или на один час станкоемкости годовой программы.
Ускоренная амортизация - метод, который позволяет перенести на готовую продукцию большую часть стоимости основных производственных фондов в первые годы их эксплуатации.
Установленное оборудование - станки, машины и прочее оборудование, сданные в эксплуатацию и закрепленные на рабочем месте, а также оборудование, находящееся в ремонте, даже если оно временно демонтировано.
Фактор времени - фактор, обеспечивающий при расчетах эффективности капитальных вложений приведение разновременности осуществления капитальных вложений к одному моменту времени.
Фондовооруженность труда - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, приходящаяся на одного среднесписочного работника предприятия. При повышении фондо-вооруженности труда должно выполняться следующее условие эффективности: темпы роста фондовооруженности труда должны отставать от темпов роста производительности труда.
Фондоемкость продукции - показатель, который используется для определения потребностей в основных производственных средствах. Рассчитывается как отношение среднегодовой стоимости основных производственных средств к стоимости произведенной продукции за определенный период.
Фондоотдача - обобщающий показатель, характеризующий использование основных производственных средств. Рассчитывается как отношение стоимости произведенной продукции к среднегодовой стоимости основных производственных средств. Рост фондоотдачи отражает повышение эффективности использования основных производственных средств.
Фонды обращения - составная часть оборотных средств, которая обслуживает сферу обращения и включает готовую продукцию на складе предприятия, товары, отгруженные и находящиеся в пути, денежные средства, находящиеся на расчетных счетах, в кассе, банке, а также в расчетах.
Хозяйственный учет - система постоянного учета всей совокупности текущих и единовременных затрат, связанных с производством продукции и выполнением услуг.
Хранение материалов - комплекс организационно-технических мероприятий, предупреждающих утрату качественных и количественных характеристик материалов, находящихся на складах.
Цена - денежное выражение стоимости товара; экономическая категория, позволяющая косвенно измерить затраченное на производство товара рабочее время. В условиях товарных отношений цена выступает как связующее звено между производителями и потребителями, т.е. является механизмом, обеспечивающим равновесие между спросом и предложением.
Цена оптовая предприятия - цена товара, при которой возмещаются затраты и обеспечивается прибыль. На основе этой цены определяют выручку от реализации продукции как произведение цены на объем реализации.
Цена оптовая промышленности - цена товара, устанавливаемая дополнительно к оптовой цене предприятия. Включает дополнительно налог на добавленную стоимость и текущие издержки сбытовых и торговых организаций.
Цена отпускная - разновидность оптовой цены; цена, по которой предприятие отпускает, отдает свои товары потребителям. Для мелких предприятий и разовых изделий цены более высокие, а при оптовой продаже - льготные.
Цена рыночная - цена, по которой осуществляется купля-продажа товаров на соответствующем рынке.
Экономическая эффективность абсолютная (общая) - результативность осуществления капитальных вложений, которая определяется отношением результата (экономия, прибыль) к единовременным затратам. Проект или мероприятие признается эффективным, когда расчетная величина отношения не меньше установленного норматива.
Экономия - система организационно-технических мероприятий, направленных на рациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства товарно-материальных ценностей. Например, экономия по заработной плате, достигаемая в результате снижения трудоемкости.
Энерговооруженность труда - показатель, отражающий мощность соответствующих энергоносителей, приходящуюся на одного среднесписочного рабочего.
Эффект экономический - результат внедрения соответствующего мероприятия, который может быть выражен экономией от снижения себестоимости, прибылью и т.п.
Эффект экономический (годовой) - результат экономической деятельности, который рассчитывается по сравниваемым вариантам осуществления капитальных вложений и представляет собой разницу между приведенными затратами, скорректированными на годовой объем производства.
Приложения
Приложение А
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Тольяттинский политехнический техникум
(ГБОУ СПО «ТПТ»)
РЕФЕРАТ
Тема:
«Основные организационно-правовые формы коммерческих
предприятий»
по дисциплине: «Экономика отрасли»
Группа
Та-41
Студент
С.А. Иванова
Преподаватель
Н.В. Правдина
Тольятти, 201___