- Преподавателю
- Другое
- Учебное занятие Герои Социалистического труда Тайшетского района
Учебное занятие Герои Социалистического труда Тайшетского района
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Брачева М.П. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Управление образования администрации Тайшетского района
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр творческого развития и гуманитарного образования «Радуга»
Методическая разработка
учебного занятия по теме: «Герои Социалистического труда Тайшетского района».
Автор: Брачева М.П.,
педагог дополнительного образования,
творческое объединение «Меридиан--97»
Тайшет - 2013 г.
Содержание
1. Пояснительная записка ………………………………………………3стр.
2. Содержание учебного занятия……………………………………….4стр
3. Список рекомендуемой литературы…………………………………9стр
4.Приложения № 1,2.3,4……………………………………………….. 10-34стр
Пояснительная записка
Учебного занятия по теме «Герои Социалистического труда Тайшетского района» проведёно 15.10.2010 года для детей 12-14 лет, в соответствии с календарно-тематическим планированием по авторской программе «Юные экскурсоводы» (Д.М.Гилевич, Н.П.Черданцева, методическое руководство Т. М. Лесничева. - Братск, 2007г.).
Изучения историко-краеведческого наследия народов Сибири способствует духовно-нравственному воспитанию, интеллектуальному и творческому развитию школьников, побуждает их вносить посильный вклад в сохранения народных традиций.
Разработка учебного занятия может стать основой разных краеведческих мероприятий, видео фильма о Героях социалистического труда Тайшетского района, страниц сайтов.
Для выполнения поставленных задач, рекомендую использовать наглядный метод: мультимедийную презентацию, которая поможет обучающимся получить эмоциональный настрой, окунуться в атмосферу послевоенных лет.
В результате системной и последовательной работы обучающиеся получают в доступной форме информацию о процедурах получения звания Героя Социалистического труда, наглядно видят эти ордена и грамоту Президиума Верховного Совета СССР, знакомятся с Героями социалистического труда Тайшетского района, с работами художников, музыкантов, чьи работы прославляют людей Труда.
Работа со справочной литературой и периодической печатью, помогает обучающимся подготовиться к восприятию нового учебного материала.
При использовании поисковых и исследовательских методов происходит пополнение и развитие познавательной и практической деятельности обучающихся.
Проверку результатов учебной деятельности детей рекомендуется провести в форме защиты своих слайдов, так как это создает условие для адекватной самооценки.
Рефлексия «Незаконченные предложения» устанавливает качество и объем знаний, нацеливает на дальнейшую работу.
Для достижения целей занятия рекомендуется задействовать сочетание приёмов фронтальной, групповой, индивидуальной работы, использовать нелинейную форму организации занятия. В результате чего задействованы все рецепторы восприятия информации: зрительные, слуховые и деятельностные.
Предложенные, в разработке учебного занятия материалы могут быть использованы на уроках истории и краеведения, во внеклассной работе с учащимися общеобразовательных учреждений и дополнительного образования.
Содержание учебного занятия
Тема: «Герои Социалистического Труда Тайшетского района»
(дисциплина «Краеведение»).
Подготовка обучающихся к занятию:
-
узнать имена Героев Социалистического труда Тайшетского района, найти о них опубликованные материалы;
-
найти в поисковых системах интернет положение о присвоении звания Героя Социалистического труда;
Цели:
Образовательная:
дать, актуализировать знания о советском периоде
нашей страны и родного края (1930-1950 гг.);
Воспитательная:
формирования уважительного отношения к трудовому подвигу
советских людей, тайшетцев и сознательного отношения к выполнению трудовых обязанностей;
Развивающая:
формирования качества творческой личности школьников.
Задачи:
-
познакомить с Героями Социалистического труда Тайшетского района;
-
развивать самостоятельные навыки создания страницы для слайдовой презентации и подборку материала к ней;
-
прививать чувства уважения к историческому прошлому Тайшетского района;
Форма занятия:
Классно-урочная
Методика: объяснительно-иллюстративный, самостоятельная исследовательская работа, работа в учебных группах, работа со справочной литературой, метод проектов.
Литература и оборудование:
-
газета «Бирюсинская новь» № 3,4.5 за 2010 г.;
-
мультимедийная презентация: «Герои Социалистического труда Тайшетского района»;
-
«70 лет. Тайшет- город стальных магистралей / Под ред. А.М. Заика, Н.Ф. Гаева и др. - Красноярск, изд. дом «Сибирские промыслы», 2008.
-
Большой словарь иностранных слов. - Самара: «ЛадКом», 2008г.
Ход занятия
-
Сообщение темы занятия:
Учитель: Тема нашего занятия. «Герои Социалистического труда Тайшетского района»
II. Основная часть урока
1.Работа над терминологической проблемой:
Учитель: Для проведения занятия нам необходимо установить при помощи словарей значения слов: «макет», «презентация», «герой». Найдите в имеющихся на ваших рабочих местах словарях определение указанных понятий.
Выполнение задания завершается работой с глоссариями, которые находятся у детей на рабочих местах.
2. Сообщения заранее подготовленных учащихся: о присвоении звания Героя Социалистического труда, информация о развитие Тайшетского района довоенное и послевоенное время:
(СЛАЙД № 4, Приложение №1)
Ученик:
Звание Героя Социалистического труда - это высшая степень трудового отличия в СССР. Это звание было установлено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года и присваивалось Президиумом Верховного Совета СССР за личные или коллективные заслуги перед Советским государством и обществом, связанные с совершением трудового подвига.
Герою социалистического труда вручались:
знак особого отличия - медаль "Серп и молот";
высшая награда СССР - орден Ленина;
грамота Президиума Верховного Совета СССР.
Медаль "Серп и молот" Героя Социалистического труда носится на левой стороне груди над орденами и медалями СССР.
(СЛАЙД № 5, Приложение №1)
Ученик:
Орден Ленина учрежден Постановлением Президиума ЦИК СССР от 6 апреля 1930 года. Орден Ленина является высшей наградой СССР за особо выдающиеся заслуги в революционном движении, трудовой деятельности, защите социалистического Отечества, развитии дружбы и сотрудничества между народами, укреплении мира и иные особо выдающиеся заслуги перед Советским государством и обществом. за исключительные достижения и успехи в области экономического, научно-технического и социально-культурного развития общества, повышении эффективности и качества работы, за особо важные заслуги в защите социалистического Отечества, в развитии дружбы и сотрудничества между народами Советского Союза и других государств; в борьбе за мир, демократию и социальный прогресс;
Орден Ленина носится на левой стороне груди и при наличии других орденов СССР располагается перед ними.
Ученик:
Грамота Президиума Верховного Совета СССР
(Показывает грамоту, зачитывает кто награждён. Приложение № 3)
Ученик:
Все трудоспособное коренное население Тайшетского района занималось крестьянским хозяйством. Судя по тому, с какой скоростью росли переселенческие деревни (участки) в Тайшетском районе в начале века, ведение крестьянского хозяйства было делом прибыльным. После того, как в тридцатые годы в район стали вливаться потоки раскулаченных единоличников из европейской части страны, продуктивность труда повысилась. Это можно объяснить тем, что под раскулачивание попали единоличные хозяйства, а их владельцы, даже находясь в ссылке не могли работать на земле спустя рукава. Будучи в большинстве людьми верующими, они не озлобились, смирились с судьбой и, внедряя передовые методы ведения хозяйства, внесли заметный вклад в развитие сельского хозяйства на территории нашего района.
Ученик:
Во второй половине тридцатых годов ХХ столетия, когда на территории Тайшетского района появилось сразу несколько исправительно-трудовых учреждений, перед которыми ставилась задача по организации лесозаготовительного производства и строительства БАМа, началось активное развитие лесозаготовительного и лесоперерабатывающего производства. Впоследствии эти предприятия заняли главное место в экономическом развитии района.
Ученик:
Послевоенное время было тяжёлым для нашей страны. Разруха, голод, потеря близких, душевные раны. Перед правительством Советского Союза, советским народом стояли трудные задачи: восстановить разрушенную страну, победить голод, создать условия для хорошей жизни советскому народу.
В своих творчестве художники: Пластов, Яблонская, Никитин; композиторы и поэты: Свиридов, Дунаевский, Лебедев-Кумач, Новиков, Харитонов, Фельцман, Рождественский прославляли людей труда и воодушевляли советский народ на новые трудовые подвиги.
Чтобы почувствовать эпоху того времени, я предлагаю просмотреть ролики:
Ролик № 1 (СЛАЙД № 6, Приложение №1)
Ролик №2 (СЛАЙД № 7, Приложение № 1)
Учитель:
Подавляющее большинство работников на своих рабочих местах добивалось воистину героических показателей, за что и были награждены орденами и медалями Советского Союза. Профессионализм этих людей и их отношение к труду должны быть ярким примером, на который следует равняться молодому поколению.
Героями Социалистического труда богата и наша тайшетская земля. (СЛАЙД № 9, Приложение №1)
3. Проверка домашнего задания:
Учитель: К сегодняшнему занятию я вас просила узнать имена Героев Социалистического труда Тайшетского района.
Назовите имена Героев Социалистического труда?
Какие источники помогли?
Учащиеся: (называют Героев Социалистического труда Тайшетского района);
Учитель показывает слайды, с названными Героями Социалистического труда Тайшетского района (СЛАЙДЫ № 10, 11,12,13, 14, 15, ,16, Приложение №1)
4. Подготовка к работе в группах: ( СЛАЙД № 17, Приложение №1)
Учитель: Сегодня об этих героях мы будем создавать страницы (макеты) для слайдовой презентации. Для работы мы разделимся на группы, определимся о каком из Героев Социалистического труда вы будете составлять страницу слайда:
-
Халаман Пётр Назарович;
-
Ботов Дмитрий Прохорович;
-
Фтемов Павел Иванович;
-
Лановский Тимофей Дмитриевич;
-
Жуков Никифор Никифорович;
-
Михайлов Никой Михайлович;
-
Лакомов Виктор Иванович;
Страницу для слайдовой презентацию следует составлять по плану:
-
ФИО героя социалистического труда
-
Дата и место рождения
-
Место работы
-
Когда и за какие заслуги было присвоено звание героя социалистического труда
-
Другие награды
( план появляется на СЛАЙДЕ № 18, Приложение №1)
Из материалов газеты «Бирюсинская новь» № 3,4.5 за 2010 год «Герои Социалистического труда Тайшетского района» по предложенному плану выбрать материал для страниц слайдовой презентации.
6.Работа в группах:
Самостоятельная практическая работа (создание страниц для слайдов презентации). Во время самостоятельной работы учитель контролирует работу учащихся, помогает выбрать материал для страниц слайдовой презентации по предложенному плану.
III Итог урока:
1.Проверка, подготовленных страниц для слайдовой презентации « Герои Социалистического труда Тайшетского района».
Учащиеся: Защищают страницы слайдовой презентации. Критерии оценивания страниц слайдовой презентации по предложенному плану.
( Приложение № 4)
2. Домашнее задание:
Учитель: К следующему занятию сделать компьютерный вариант слайда
(высвечивается СЛАЙД № 19, Приложение №1)
Учитель: Закончить наше занятие предлагаю проведением рефлексии « Незаконченного предложения»
(высвечивается СЛАЙД № 20, Приложение №1)
Я знал (а)…
Я узнал (а)…
Я хочу узнать…
Ученик:
Я знал имена героев Советского Союза наших земляков, участников Великой Отечественной Войны.
Я узнал имена Героев Социалистического труда Тайшетского района.
Я хочу узнать прошлое нашего района.
Ученица:
Я знала, что Лакомов Виктор Иванович- Герой Социалистического труда.
Я узнала имена других Героев Социалистического труда.
Я хочу узнать, как сейчас живёт Лакомов В. И.
Учитель: В нашем районе в любой сфере деятельности каждый из вас найдёт себе место по душе. (СЛАЙД № 21, Приложение №1)
Список рекомендуемой литературы:
-
газета «Бирюсинская новь» № 3,4.5. 2010г.;
-
«70 лет. Тайшет- город стальных магистралей / Под ред. А.М. Заика, Н.Ф. Гаева и др. - Красноярск, изд. дом «Сибирские промыслы», 2008.
-
Большой словарь иностранных слов издательство.- Самара: «ЛадКом» 2008г.
Приложение № 2
Глоссарий:
Макет - предварительный образец, обычно, в уменьшенном виде по сравнению с оригиналом.
Презентация - публичное представление чего-нибудь, вновь созданного
( фильма, печатного издания, предприятия).
Герой - отличающийся храбростью, доблестью, самоотверженностью, совершающий подвиги.
Социалистический труд - общественный труд, на благо родины.
Депортация - принудительное переселение.
ОГПУ - органы государственного политического управления.
Спецпереселенцы - особая категория зажиточных, раскулаченных крестьян, которые не поддерживали коллективизацию и в принудительном порядке были сосланы в отдаленные районы, для место проживания в спецпосёлках.
Неуставная сельхозартель- объединение спецпереселенцев для совместного труда.
Промартель - основная форма производственного объединения граждан для производства промышленных товаров (в Тайшетском районе заготовка, переработка живицы).
МТС - машинно-тракторная станция.
Сельхозартель - основная форма производственного объединения граждан для ведения, коллективного хозяйства на базе обобществления средств производства;
Сельхозартель- объединение лиц некоторых профессий (связанных с физическим трудом) для совместной работы, с участием и общих доходов и общей отвественностью.
Учётник - работник, ведущий учёт чего-нибудь.
Приложение № 3
Грамота Президиума Верховного Совета СССР
Приложение № 4
Макет страницы для слайдовой презентации
Михайлов Николай Михайлович
24.12.1928г.- в бурятском селе Эдуй Бичурского района;
1942г. - Колхоз «Гигант» в Томской области;
1949г.- Томская обл. с. Каргасак - зам. начальника лесозаготовительного участка;
1954г.- г. Черемхово Иркутской области;
1955г.- строительство алюминиевого комбината в г. Шелехово;
1974г.- удостоен звания Героя Социалистического Труда
Имеет: медаль «За строительство Байкало-Амурской
Магистрали»
орден «Трудового Красного Знамени»