Занятие на тему Что такое проектная и исследовательская деятельность

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. АЛГОРИТМ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1 час

Цель: дать понятие проекта и исследования, показать основные отличия проектной деятельности от исследовательской, познакомить с видами проектов и исследований.

Материалы: схема «Виды проектов», схема «ПД и ИД».

Ход урока:


  1. ТСЗ (проверка ранее изученного).

    1. наука

2-3. научное познание

4-5. эмпирическое исследование

6-7. теоретическое исследование

8-9. философское познание

10-11. обыденное познание

12-13. лженаучное познание

14-15. паранаучное познание

16-17. религиозное познание


  1. ТСЗ (новые понятия).

    1. проект

2-3. прикладной проект

4-5. исследовательский проект

6-7. информационный проект

8. исследование

9-10-11. индивидуальные и групповые проекты

12-13-14-15. эмпирические, теоретические и фантастические исследования


  1. Что такое проект.

«Мозговой штурм»

Проект (от латинского progectus - брошенный вперед) - прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности.

Если обратиться к толковому словарю Ефремова:

Проект - это:

  1. Совокупность документов, необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия.

  2. Предварительный текст какого-либо документа, представляемый на обсуждение, утверждение.

  3. Какой-либо замысел или план.

В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода к решению задач.

Исследователи по-разному объясняют значение словосочетания «метод проектов».

Так, Дж. Дьюн трактует метод проектов «как способ обучения через делание», когда мы

  • самым непосредственным образом включены в активный познавательный процесс,

  • самостоятельно формулируем проблему,

  • осуществляем сбор необходимой информации,

  • планируем варианты решения проблемы,

  • делаем выводы,

  • анализируем свою деятельность,

  • приобретаем новый учебный и жизненный опыт.

ВЗанятие на тему Что такое проектная и исследовательская деятельностьЗанятие на тему Что такое проектная и исследовательская деятельностьИДЫ ПРОЕКТОВ

Занятие на тему Что такое проектная и исследовательская деятельностьЗанятие на тему Что такое проектная и исследовательская деятельность

прикладные исследовательские информационные ролевые,

игровые

Прикладные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников:

  • документ, созданный на основе полученных результатов исследования;

  • программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, в обществе, в организации); проект закона;

  • справочный материал;

  • словарь;

  • аргументированное объяснение какого-либо физического или химического явления;

  • проект зимнего сада школы и т.д.;

  • проект собственного журнала для одноклассников и родителей;

  • проект какого-либо предмета, явления.

Прикладной проект требует:

  • тщательно продуманной и оформленной структуры;

  • определения функций каждого из участников;

  • оформления результатов проектной деятельности;

  • презентация полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику;

  • внешней оценки проекта (рецензирования).

Исследовательские проекты. Под ними подразумевается деятельность, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением. Он предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

ИЗанятие на тему Что такое проектная и исследовательская деятельностьЗанятие на тему Что такое проектная и исследовательская деятельностьССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ


предметные межпредметные

Информационные проекты направлены на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении.

Предполагается ознакомление с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории.

Приблизительная структура:

  • цель проекта, его актуальность;

  • источники информации (литературные, СМИ, базы данных, включая электронные, интервью, анкетирование, «мозговая атака» и пр.);

  • методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);

  • результаты (статья, реферат, доклад, видео и пр.);

  • презентация проекта (публикация, в том числе в Интернете, обсуждение в телеконференции и т.п.).

Ролевые, игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы.

Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Имитируются социальные или деловые отношения, которые осложняются гипотетическими игровыми ситуациями.

Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце. Здесь очень высока степень творчества.


  1. Что такое исследование.

«Мозговой штурм».

Исследование - это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовать означает искать что-то неизвестное.

Виды исследований:

  1. Индивидуальные и групповые.

  2. Кратковременные и длительные.

  3. На уроке и внеурочные, внеклассные.

  4. Фантастические (ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений), эмпирические (тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов) и теоретические (ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках).

Теоретические исследования.

Являются самыми сложными, они предполагают:

  • самостоятельную работу с информацией;

  • необходимость тщательного подбора используемой литературы, где были бы представлены материалы для сопоставления, анализа и синтеза (это могут быть монографии, учебники, учебные пособия, периодические издания, справочная литература, архивные документы, Интернет);

  • при работе с текстом следует выбрать самое главное, найти факты, свидетельствующие о том или ином явлении, подтверждающие главные мысли;

  • результатом изучения литературы является выявление основных точек зрения, совпадение и различие в них;

  • важно подчеркнуть, что нового, оригинального внесено автором каждой из работ, высказать свое отношение к авторским позициям, к полученным исследовательским методам;

  • доказать и проиллюстрировать все, что было выявлено в ходе исследовательского поиска;

  • изучая литературные источники, нужно тщательно следить за оформлением выписок, безымянных выписок существовать не должно.

Эмпирические исследования.

Наиболее привлекательные. Они способствуют творческому развитию, полезны в информационном плане:

  • эмпирические исследования основаны на житейском опыте и наблюдении;

  • итоги работы можно ограничить минимальной выборкой и проверкой результатов на основе изучения нескольких предметов, небольшого круга респондентов;

  • методы исследования, способы решения задач, методики проведения опытов могут быть разработаны самим исследователем, модифицированы на основе имеющихся в литературе;

  • исследования предполагают наличие экспериментальной части (наблюдения, проведение специальных наблюдений и опытов).

Фантастические исследования.

Фантастическими называются темы, связанные с разработкой несуществующих объектов. Они могут быть очень интересны. Идея может быть рождена на основе просмотренного фильма, репортажа, детской фантазии.

Предполагаемые темы: «Космическая электростанция», «Школа будущего», «Школа в космосе», «Кораблю - космический турист», «Домашний робот» и др.

Экспресс-исследования.

Предполагает массовое участие при их реализации. Суть сводится к тому, что учащиеся проводят оперативное исследование по предложенной педагогом тематике.

Возможны и теоретические, и фантастические экспресс-исследования.

Теоретические экспресс-исследования технически сложнее, однако продуктивны и их легко привязать к основным предметам. Например: искусство портрета, забытые народные музыкальные инструменты.


  1. Основные отличия проектирования от исследования.

Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что

исследование - это процесс бескорыстного поиска неизвестного, новых знаний,

проект - это всегда решение какой-то практической задачи.

Для знания важен критерий истинности.

Для проекта - критерий реализуемости.

Основным продуктом исследования являются знания, а основным продуктом проектирования является проект.

Исследование носит вневременный характер. Исследователь стремится к знанию, часто не зная, что принесет ему сделанное открытие и как можно будет на практике использовать добытые сведения.

Например, Фарадей, открывший законы электромагнитной индукции, на вопрос о том, где могут быть использованы результаты его открытий, не мог сказать ничего вразумительного. И только позже, в середине XX в., его открытия стали активно использоваться в радиоэлектронике и электротехнике.

Совсем иначе обстоят дела при проектировании. Человек, реализующий проект, не просто ищет нечто новое, он решает реальную проблему. Ему часто приходится учитывать массу обстоятельств, находящиеся далеко за пределами задачи поиска истины.

Например, известный американский ученый из Питсбурга Владимир Кузьмич Зворыкин (уроженец Мурома) разрабатывал идею иконоскопа - так он называл создаваемый им прообраз современного телевизора. Конечный продукт его поисков в виде некоего прототипа уже существовал в его воображении. Неясны были многие существенные его составляющие, требующие творческого, исследовательского поиска. В 1923г. В стенах своей вестингаузской лаборатории Зворыкин продемонстрировал телевизионную систему с электроннолучевой трубкой и подал заявку на ее патент.

В практике термины исследовательское и проектное обучение порой воспринимаются чуть ли не как синонимы. Между тем эти деятельности противоположны друг другу.

Грубо говоря, в исследовании обнаруживается то, что уже есть, в проекте создается то, чего нет.

Схематично это можно изобразить так:

ПД

(проектная деятельность)

Занятие на тему Что такое проектная и исследовательская деятельность

задумал


Занятие на тему Что такое проектная и исследовательская деятельность

Занятие на тему Что такое проектная и исследовательская деятельность

спроектировал


Занятие на тему Что такое проектная и исследовательская деятельность

Занятие на тему Что такое проектная и исследовательская деятельность

осуществил








ИД

(исследовательская деятельность)

Занятие на тему Что такое проектная и исследовательская деятельность

отталкивается от

явления, которое

вЗанятие на тему Что такое проектная и исследовательская деятельностьызывает опред. вопросы


эЗанятие на тему Что такое проектная и исследовательская деятельностьто явление подвергается

описанию с помощью

чисел, графиков, схем

Занятие на тему Что такое проектная и исследовательская деятельность

оЗанятие на тему Что такое проектная и исследовательская деятельностьписание позволяет

строить объясняющую

модель, которая прове-

ряется в наблюдениях

и экспериментах


ВИДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ


Виды исследований:

  1. Индивидуальные и групповые.

  2. Кратковременные и длительные.

  3. На уроке и внеурочные, внеклассные.

  4. Фантастические (ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений), эмпирические (тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов) и теоретические (ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках).

Теоретические исследования.

Являются самыми сложными, они предполагают:

  • самостоятельную работу с информацией;

  • необходимость тщательного подбора используемой литературы, где были бы представлены материалы для сопоставления, анализа и синтеза (это могут быть монографии, учебники, учебные пособия, периодические издания, справочная литература, архивные документы, Интернет);

  • при работе с текстом следует выбрать самое главное, найти факты, свидетельствующие о том или ином явлении, подтверждающие главные мысли;

  • результатом изучения литературы является выявление основных точек зрения, совпадение и различие в них;

  • важно подчеркнуть, что нового, оригинального внесено автором каждой из работ, высказать свое отношение к авторским позициям, к полученным исследовательским методам;

  • доказать и проиллюстрировать все, что было выявлено в ходе исследовательского поиска;

  • изучая литературные источники, нужно тщательно следить за оформлением выписок, безымянных выписок существовать не должно.

Эмпирические исследования.

Наиболее привлекательные. Они способствуют творческому развитию, полезны в информационном плане:

  • эмпирические исследования основаны на житейском опыте и наблюдении;

  • итоги работы можно ограничить минимальной выборкой и проверкой результатов на основе изучения нескольких предметов, небольшого круга респондентов;

  • методы исследования, способы решения задач, методики проведения опытов могут быть разработаны самим исследователем, модифицированы на основе имеющихся в литературе;

  • исследования предполагают наличие экспериментальной части (наблюдения, проведение специальных наблюдений и опытов).

Фантастические исследования.

Фантастическими называются темы, связанные с разработкой несуществующих объектов. Они могут быть очень интересны. Идея может быть рождена на основе просмотренного фильма, репортажа, детской фантазии.

Предполагаемые темы: «Космическая электростанция», «Школа будущего», «Школа в космосе», «Кораблю - космический турист», «Домашний робот» и др.

Экспресс-исследования.

Предполагает массовое участие при их реализации. Суть сводится к тому, что учащиеся проводят оперативное исследование по предложенной педагогом тематике.

Возможны и теоретические, и фантастические экспресс-исследования.

Теоретические экспресс-исследования технически сложнее, однако продуктивны и их легко привязать к основным предметам. Например: искусство портрета, забытые народные музыкальные инструменты.

© 2010-2022