Рабочая программа по хакасской литературе (9 класс)

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Бутрахтинская средняя общеобразовательная школа


Рассмотрено Согласовано Утверждено

Руководитель МО заместитель директора школы по УВР Директор МБОУ «Бутрахтинская СОШ»

__________Тохтобина Л.И. МБОУ Бутрахтинская СОШ. ____________Кулумаева А.В.

Протокол №____ ________Сагалакова Л.С. приказ №_______

от «___»______2015г. «____»___________2015г. от «___»__________2015г.


Рабочая программа по хакасской литературе

9 класс







Составитель:

учитель хакасского языка и литературы

Султрекова Л.М.

Образование: высшее, ХГУ им.Н.Ф.Катанова

Пед.стаж:10 лет



с.Бутрахты, 2015-2016 уч.г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по хакасской литературе для 9 класса разработана в соответствии с приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312; Типовым положением об образовательном учреждении от 01.02.05; Примерной программой основного (общего) образования по хакасской литературе для основной общеобразовательной школы (V-IX классы), включающей в себя компонент государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089; с учетом требований Федерального Государственного стандарта общего образования; Письмом МО и науки РХ об учебных планах на 2014-2015 учебный год от 12.08.2014г. № 100-39-77.

Структура данной рабочей программы:

  • пояснительная записка;

  • учебно-тематический план;

  • календарно-тематический план;

  • литература для учащихся;

  • литература для учителя.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Хакасская литература. 9 класс» автор-составитель М.П.Боргоякова (издательство «Хак. книжное изд-во», 2009г.).

Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс предметных знаний, отражающих основные объекты изучения. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: формирование социокультурных компетенций (коммуникативных, языковедческих, культуроведческих), развитие духовно-нравственных ценностей.

Цель курса:

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Базисный учебный план образовательных учреждений Республики Хакасия предусматривает в 9 классе изучение хакасской (родной) литературы на этапе основного общего образования в объеме 35 часов. За счет компонента образовательного учреждения нагрузка увеличилась на 1 час и составляет 70 часов, 2 часа в неделю. Данное тематическое планирование рассчитано на 70 учебных часа, 2 часа резервных. Предусматривается использование внеурочной деятельности: дополнительные занятия, подготовка к конкурсам, мероприятиям, предметным олимпиадам.

В девятом классе обучается 4 учащихся, из них владеют языком 4 учащихся. Класс по уровню обученности средний: двое занимаются на «хорошо», двое занимаются на «удовлетворительно». В работе используются методы адаптивного обучения, коммуникативной деятельности, методы здоровьесберегающей технологии.

Требования к уровню подготовки учащихся:

  • понимать устную и письменную речь, диалогическую и монологическую речь;

  • знать норму речевого этикета;

  • знать признаки основных языковых единиц и ярусов языка, грамматическую терминологию;

  • знать особенности звукового строя, грамматической системы и лексики хакасского языка;

  • знать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного хакасского литературного хакасского языка;

  • уметь осуществлять речевой самоконтроль;

  • уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • уметь читать и пересказывать текст, соблюдая интонацию высказывания, темп речи, паузы, громкость голоса, логическое ударение;

  • уметь определять тему текста, формулировать его основную мысль, членить текст на смысловые части, составлять план прочитанного.

Учебно-тематическое планирование по хакасской литературе в 9 классе.

(70 ч.)

Раздел учебного курса

Тема раздела

Количество часов

1.

Введение.

Художественная литература как вид искусства

1

2.

Хакасская литература ХХ века.

В.А. Кобяков. Жизнь и творчество.

1


Рассказ «Пасха кiзi анмары».

1


Основной конфликт произведения.

1


Мастерство Кобякова-рассказчика.

1


Н.Г. Доможаков.

Жизнь и творчество (обзор).

1


Поэма «Терпектер муне».

1


Художественное мастерство поэта-лирика. Гуманизм произведения.

1


Непреходящее значение созданных Н.Доможаковым характеров.

1


И.М. Костяков

Жизнь и творчество (обзор).

1


Роман «Чiбек хур».

1


Роман - эпический жанр.

1


Образ Паскира.

1


Сочинение «Паскир - чааҷы омазы»

1


Образ Галины.

1


Война и любовь в жизни человека.

1


Сочинение «Галяныӊ Паскирге хынызын чаа ӧтіре апарғаны».

1


Гуманизм и патриотизм произведения.

1


Сочинение « Чонныӊ чиӊіске киртінізі»

1


Смысл названия романа.

1


Сочинение

1


Н.Е. Тиников

Жизнь и творчество (обзор).

1


Повесть «Кун сузында» (в сокращении).

1


Отражение реальной действительности.

1


Гуманизм произведения.

1


Сочинение « Ипчі кізініӊ орны амғы чуртаста».

1


Рассказ «Тіріг кізі ӧлбеҷеӊ»

1


Художественное мастерство писателя.

1


Сочинение «Корамастыӊ омазы».

1


М.Туран

Жизнь и творчество (обзор).

1


Рассказ «Ир кiзiнiн: iстiнде изерлiг ат чызаан».

1


Проблема нравственной ответственности в рассказе.

1


Смысл названия произведения.

1


М.Н. Чебодаев

Жизнь и творчество (обзор).

1


Рассказ «Крепин».

1


Проблема любви и традиций.

1


Сочинение «Крепинніӊ омазы»

1


Своеобразие стиля и языка

1


Художественное мастерство автора.

1


М.Р. Баинов

Жизнь и творчество (обзор).

1


Поэмы «Тустарча чорых чоргенi»,

1


«Тан солбанында тогазыг»

1


Философская лирика М.Р. Баинова.

1


Образ лирическuго героя.

1


Художественные достоинства поэм.

1


А.А. Халларов

Жизнь и творчество (обзор).

1


Повесть «Акай».

1


Автобиографический характер повести.

1


Сочинение «Акайныӊ кічіг тузы»

1


Нравственная проблематика произведения.

1


Художественное мастерство автора

1


Сочинение «Чалғыс тыт ағастыӊ омазы Акайныӊ чуртазында».

1


Сочинение «Чир-чайаан паза мин»

1


В.Г. Майнашев

Жизнь и творчество (обзор).

1


Стихотворения «Кумус кулбустер»,

1


», «Минiн хазыным»,

1


«Iчемнiн сарыны»

1


Национальные истоки художественного мастерства поэта.

1


Отражение традиций русской лирической поэзии в творчестве В.Майнашева.

1


Д.И. Чанков

Жизнь и творчество (обзор).

1


Повесть «Торгайах табызы».

1


Отражение основных событий XX века в повести.

1


Связь человека и природы.

1


Особенности поэтики писателя.

1


Маған Тимос. Рассказ «Саар паза Сахсар»

1


Сочинение «Микей Мосовичтіӊ омазы»

1


Литература тюркоязычных народов России (2 час)

Основные темы, проблематика, традиции и новаторство в произведениях алтайской, тывинской, шорской литератур. Творческие искания писателей (А. Адаров, Б. Бедюров, А. Даржай, Н. Куулар, Г. Косточаков и др.).

1


Поиски нравственного идеалa в хакасской литературе и литературах тюркоязычных народов России.

1


Повторение пройденных произведений за год

2



Календарно-тематическое планирование по хакасской литературе в 9 классе.

(70 ч.)

Тема урока

Содержание

Требования к уровню подготовки обучающихся

План дата

Факт дата

Примечание

1

Художественная литература как вид искусства

Художественная литература как вид искусства и одна из форм освоения мира. Литература и жизнь. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства. Литература и фольклор.

Знать образную природу словесного искусства. Владеть навыками конспектирования. Развивать логическое мышление.

03.09

2

В.А. Кобяков. Жизнь и творчество.

Обзор жизни и творчества писателя.

Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции.

05.09

3

Рассказ «Пасха кiзi анмары».

Характер народа в рассказе, его художественные особенности. Связь с историей.

Знать содержание изученного литературного произведения.

10.09

4

Основной конфликт произведения.

Основной конфликт произведения. Особенности построения сюжета. Роль детали в раскрытии характера. Связь с историей.

Уметь находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и передавать это описание словами, составлять письменное высказывание - описание внешности человека с учетом его психологического состояния.

12.09

5

Мастерство Кобякова-рассказчика.

Нравственная проблематика, мир природы в рассказах писателя. Художественное мастерство рассказчика.

Знать содержание изученного литературного произведения.

17.09

6

Н.Г. Доможаков.

Жизнь и творчество (обзор).

Обзор жизни и творчества писателя.

Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции.

19.09

7

Поэма «Терпектер муне».

Характер народа в рассказе, его художественные особенности. Связь с историей.

Знать содержание изученного литературного произведения.

24.09

8

Художественное мастерство поэта-лирика. Гуманизм произведения.

Нравственная проблематика, мир природы в рассказах писателя. Художественное мастерство рассказчика.

Знать содержание изученного литературного произведения.

26.09

9

Непреходящее значение созданных Н.Доможаковым характеров.

Характер народа в рассказе, его художественные особенности. Связь с историей.

Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.

01.10

10

И.М. Костяков

Жизнь и творчество (обзор).

Обзор жизни и творчества писателя.

Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции.

03.10

11

Роман «Чiбек хур».

Характер народа в рассказе, его художественные особенности. Связь с историей.

Знать содержание изученного литературного произведения.

08.10

12

Роман - эпический жанр.

Понятие роман. Его художественные особенности.

Знать значение понятия роман.

10.10

13

Образ Паскира.

Образ Паскира.

Уметь находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и передавать это описание словами, составлять письменное высказывание - описание внешности человека с учетом его психологического состояния.

15.10

14

Сочинение «Паскир - чааҷы омазы»

Подготовка к написанию сочинения.

Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.

17.10

15

Образ Галины.

Образ Галины.

Уметь находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и передавать это описание словами, составлять письменное высказывание - описание внешности человека с учетом его психологического состояния.

22.10

16

Война и любовь в жизни человека.

Образ войны. Гуманизм человека.

Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.

24.10

17

Сочинение «Галяныӊ Паскирге хынызын чаа ӧтіре апарғаны».

Подготовка к написанию сочинения.

Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.

29.10

18

Гуманизм и патриотизм произведения.

Гуманизм и патриотизм произведения.

Выразительное чтение: самостоятельная работа с текстом, аргументированные ответы на вопросы.

31.10

19

Сочинение « Чонныӊ чиӊіске киртінізі»

Подготовка к написанию сочинения.

Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.

12.11

20

Смысл названия романа.

Смысл названия романа.

Выразительное чтение: самостоятельная работа с текстом, аргументированные ответы на вопросы.

14.11

21

Сочинение «Чааныӊ сурыптары»

Подготовка к написанию сочинения.

Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.

19.11

22

Н.Е. Тиников

Жизнь и творчество (обзор).

Обзор жизни и творчества писателя.

Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции.

21.11

23

Повесть «Кун сузында» (в сокращении).

Характер народа в рассказе, его художественные особенности. Связь с историей.

Знать содержание изученного литературного произведения.

26.11

24

Отражение реальной действительности.

Автобиографический характер повести. Связь с историей.

Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции.

28.11

25

Гуманизм произведения.

Гуманизм произведения.

Знать содержание изученного литературного произведения. Развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения.

03.12

26

Сочинение « Ипчі кізініӊ орны амғы чуртаста».

Подготовка к написанию сочинения.

Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.

05.12

27

Рассказ «Тіріг кізі ӧлбеҷеӊ»

Характер народа в рассказе, его художественные особенности. Связь с историей.

Знать содержание изученного литературного произведения.

10.12

28

Художественное мастерство писателя.

Художественные средства создания характеров.

Уметь находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и передавать это описание словами, составлять письменное высказывание - описание внешности человека с учетом его психологического состояния.

12.12

29

Сочинение «Корамастыӊ омазы».

Подготовка к написанию сочинения.

Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.

17.12

30

М.Туран

Жизнь и творчество (обзор).

Обзор жизни и творчества писателя.

Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции.

19.12

31

Рассказ «Ир кiзiнiн: iстiнде изерлiг ат чызаан».

Характер народа в рассказе, его художественные особенности. Связь с историей.

Уметь развивать умение давать оценку поступкам героев, самостоятельность в мыслительной деятельности, аргументированность, развивать монологическую речь.

24.12

32

Проблема нравственной ответственности в рассказе.

Нравственная проблематика, мир природы в рассказах писателя. Художественное мастерство рассказчика.

Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.

26.12

33

Смысл названия произведения.

Смысл названия произведения.

Уметь находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и передавать это описание словами, составлять письменное высказывание - описание внешности человека с учетом его психологического состояния.

14.01

34

М.Н. Чебодаев

Жизнь и творчество (обзор).

Обзор жизни и творчества писателя.

Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции.

16.01

35

Рассказ «Крепин».

Характер народа в рассказе, его художественные особенности. Связь с историей.

Знать определение понятий эпитет и сравнение. Уметь находить их в тексте.

21.01

36

Проблема любви и традиций.

Традиции и современность. Своеобразие авторской позиции. Связь с историей.

Выразительное чтение: самостоятельная работа с текстом, аргументированные ответы на вопросы.

23.01

37

Сочинение «Крепинніӊ омазы»

Подготовка к написанию сочинения.

Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.

28.01

38

Своеобразие стиля и языка

Своеобразие стиля и языка

Выразительное чтение: самостоятельная работа с текстом, аргументированные ответы на вопросы.

30.01

39

Художественное мастерство автора.

Нравственная проблематика, мир природы в рассказах писателя. Художественное мастерство рассказчика.

Знать содержание изученного литературного произведения.

04.02

40

М.Р. Баинов

Жизнь и творчество (обзор).

Обзор жизни и творчества писателя.

Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции.

06.02

41

Поэмы «Тустарча чорых чоргенi»,

Мир человека и мир природы.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст

11.02

42

«Тан солбанында тогазыг»

Мир человека и мир природы.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст

13.02

43

Философская лирика М.Р. Баинова.

Мир человека и мир природы.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст

18.02

44

Образ лирическuго героя.

Мир человека и мир природы.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст

20.02

45

Художественные достоинства поэм.

Нравственная проблематика, мир природы в произведениях писателя. Художественное мастерство рассказчика.

Знать содержание изученного литературного произведения.

25.02

46

А.А. Халларов

Жизнь и творчество (обзор).

Обзор жизни и творчества писателя.

Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции.

27.02

47

Повесть «Акай».

Мир детства в рассказе, его художественные особенности. Связь с историей.

Знать содержание изученного литературного произведения.

04.03

48

Автобиографический характер повести.

Обзор жизни и творчества писателя.

Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции.

06.03

49

Сочинение «Акайныӊ кічіг тузы»

Подготовка к написанию сочинения.

Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.

11.03

50

Нравственная проблематика произведения.

Нравственная проблематика, мир природы в произведениях писателя. Художественное мастерство рассказчика.

Уметь находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и передавать это описание словами, составлять письменное высказывание - описание внешности человека с учетом его психологического состояния.

13.03

51

Художественное мастерство автора

Нравственная проблематика, мир природы в рассказах писателя. Художественное мастерство рассказчика.

Выразительное чтение: самостоятельная работа с текстом, аргументированные ответы на вопросы.

18.03

52

Сочинение «Чалғыс тыт ағастыӊ омазы Акайныӊ чуртазында».

Подготовка к написанию сочинения.

Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.

20.03

53

Сочинение «Чир-чайаан паза мин»

Подготовка к написанию сочинения.

Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.

01.04

54

В.Г. Майнашев

Жизнь и творчество (обзор).

Обзор жизни и творчества писателя.

Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции.

03.04

55

Стихотворения «Кумус кулбустер»,

Связь человека с природой.

Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.

08.04

56

«Минiн хазыным»,

Мир человека и мир природы.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст

10.04

57

«Iчемнiн сарыны»

Мир человека и мир природы.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст

15.04

58

Национальные истоки художественного мастерства поэта.

Мир человека и мир природы.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст

17.04

59

Отражение традиций русской лирической поэзии в творчестве В.Майнашева.

Традиции и современность. Своеобразие авторской позиции.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст

22.04

60

Д.И. Чанков

Жизнь и творчество (обзор).

Обзор жизни и творчества писателя.

Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции.

24.04

61

Повесть «Торгайах табызы».

Человек и природа в рассказах. Отражение народных традиций. Идейное и художественное своеобразие рассказов.

Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.

29.04

62

Отражение основных событий XX века в повести.

Отражение основных событий XX века в повести.

Уметь развивать умение давать оценку поступкам героев, самостоятельность в мыслительной деятельности, аргументированность, развивать монологическую речь.

01.05

63

Связь человека и природы.

Человек и природа в рассказах. Отражение народных традиций. Идейное и художественное своеобразие рассказов.

Уметь развивать умение давать оценку поступкам героев, самостоятельность в мыслительной деятельности, аргументированность, развивать монологическую речь.

06.05

64

Особенности поэтики писателя.

Мир человека и мир природы.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст

08.05

65

Маған Тимос. Рассказ «Саар паза Сахсар»

Обзор жизни и творчества писателя.

Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции.

13.05

66

Сочинение «Микей Мосовичтіӊ омазы»

Подготовка к написанию сочинения.

Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.

15.05

67

Основные темы, проблематика, традиции и новаторство в произведениях алтайской, тывинской, шорской литератур. Творческие искания писателей (А. Адаров, Б. Бедюров, А. Даржай, Н. Куулар, Г. Косточаков и др.).

Основные темы, проблематика, традиции и новаторство в произведениях алтайской, тывинской, шорской литератур.

Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.

20.05

68

Поиски нравственного идеалa в хакасской литературе и литературах тюркоязычных народов России.

Обзор пройденных за год произведений.

Знать и уметь определять роды и жанры произведений, владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение, уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям.

22.05

27.05

29.05

69-70

Повторение пройденных произведений за год


Литература для учителя.


  1. Стандарты и программы по хакасскому языку и хакасской литературе для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений, Абакан, 2010 г.

  2. Боргоякова М.П. паза пасх. Хакас литературазы. 9 классха. Тиксі угредіг школаның угренҷілеріне учебник. Абакан, 2009 ч.

  3. Султрекова З.И., Кулумаева Е.Н., Толмашова Н.А. Диктанттар паза изложениелер чыындызы 5-9 класстарға. Абакан. 2008 ч.

  4. Мамышева Н.А. Хакас тілі паза литература уроктары (Алтын чыынды) Абакан, 2003 ч.

  5. Толмашова Н.А., Кызласова М.М. паза пасх. Уроктар тоозылған соонда. Абакан.2001 ч.

  6. Мамышева Н.А. Уроки хакасского языка и литературы, Абакан, 2008 ч.

Литература для учащихся.


  1. Боргоякова М.П. паза пасх. Хакас литературазы. 9 классха. Тиксі угредіг школаның угренҷілеріне учебник. Абакан, 2009 ч.

  2. О.В.Субракова. Хакасско-русский словарь. Новосибирск, «Наука», 2006г.

  3. Детский журнал «Тигір хуры»

  4. Журнал писателей Хакасии «Ине сай»


© 2010-2022