- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по хакасской литературе (9 класс)
Рабочая программа по хакасской литературе (9 класс)
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Султрекова Л.М. |
Дата | 11.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Бутрахтинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Согласовано Утверждено
Руководитель МО заместитель директора школы по УВР Директор МБОУ «Бутрахтинская СОШ»
__________Тохтобина Л.И. МБОУ Бутрахтинская СОШ. ____________Кулумаева А.В.
Протокол №____ ________Сагалакова Л.С. приказ №_______
от «___»______2015г. «____»___________2015г. от «___»__________2015г.
Рабочая программа по хакасской литературе
9 класс
Составитель:
учитель хакасского языка и литературы
Султрекова Л.М.
Образование: высшее, ХГУ им.Н.Ф.Катанова
Пед.стаж:10 лет
с.Бутрахты, 2015-2016 уч.г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по хакасской литературе для 9 класса разработана в соответствии с приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312; Типовым положением об образовательном учреждении от 01.02.05; Примерной программой основного (общего) образования по хакасской литературе для основной общеобразовательной школы (V-IX классы), включающей в себя компонент государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089; с учетом требований Федерального Государственного стандарта общего образования; Письмом МО и науки РХ об учебных планах на 2014-2015 учебный год от 12.08.2014г. № 100-39-77.
Структура данной рабочей программы:
-
пояснительная записка;
-
учебно-тематический план;
-
календарно-тематический план;
-
литература для учащихся;
-
литература для учителя.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Хакасская литература. 9 класс» автор-составитель М.П.Боргоякова (издательство «Хак. книжное изд-во», 2009г.).
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс предметных знаний, отражающих основные объекты изучения. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: формирование социокультурных компетенций (коммуникативных, языковедческих, культуроведческих), развитие духовно-нравственных ценностей.
Цель курса:
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Базисный учебный план образовательных учреждений Республики Хакасия предусматривает в 9 классе изучение хакасской (родной) литературы на этапе основного общего образования в объеме 35 часов. За счет компонента образовательного учреждения нагрузка увеличилась на 1 час и составляет 70 часов, 2 часа в неделю. Данное тематическое планирование рассчитано на 70 учебных часа, 2 часа резервных. Предусматривается использование внеурочной деятельности: дополнительные занятия, подготовка к конкурсам, мероприятиям, предметным олимпиадам.
В девятом классе обучается 4 учащихся, из них владеют языком 4 учащихся. Класс по уровню обученности средний: двое занимаются на «хорошо», двое занимаются на «удовлетворительно». В работе используются методы адаптивного обучения, коммуникативной деятельности, методы здоровьесберегающей технологии.
Требования к уровню подготовки учащихся:
-
понимать устную и письменную речь, диалогическую и монологическую речь;
-
знать норму речевого этикета;
-
знать признаки основных языковых единиц и ярусов языка, грамматическую терминологию;
-
знать особенности звукового строя, грамматической системы и лексики хакасского языка;
-
знать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические нормы современного хакасского литературного хакасского языка;
-
уметь осуществлять речевой самоконтроль;
-
уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
уметь читать и пересказывать текст, соблюдая интонацию высказывания, темп речи, паузы, громкость голоса, логическое ударение;
-
уметь определять тему текста, формулировать его основную мысль, членить текст на смысловые части, составлять план прочитанного.
Учебно-тематическое планирование по хакасской литературе в 9 классе.
(70 ч.)
№
Раздел учебного курса
Тема раздела
Количество часов
1.
Введение.
Художественная литература как вид искусства
1
2.
Хакасская литература ХХ века.
В.А. Кобяков. Жизнь и творчество.
1
Рассказ «Пасха кiзi анмары».
1
Основной конфликт произведения.
1
Мастерство Кобякова-рассказчика.
1
Н.Г. Доможаков.
Жизнь и творчество (обзор).
1
Поэма «Терпектер муне».
1
Художественное мастерство поэта-лирика. Гуманизм произведения.
1
Непреходящее значение созданных Н.Доможаковым характеров.
1
И.М. Костяков
Жизнь и творчество (обзор).
1
Роман «Чiбек хур».
1
Роман - эпический жанр.
1
Образ Паскира.
1
Сочинение «Паскир - чааҷы омазы»
1
Образ Галины.
1
Война и любовь в жизни человека.
1
Сочинение «Галяныӊ Паскирге хынызын чаа ӧтіре апарғаны».
1
Гуманизм и патриотизм произведения.
1
Сочинение « Чонныӊ чиӊіске киртінізі»
1
Смысл названия романа.
1
Сочинение
1
Н.Е. Тиников
Жизнь и творчество (обзор).
1
Повесть «Кун сузында» (в сокращении).
1
Отражение реальной действительности.
1
Гуманизм произведения.
1
Сочинение « Ипчі кізініӊ орны амғы чуртаста».
1
Рассказ «Тіріг кізі ӧлбеҷеӊ»
1
Художественное мастерство писателя.
1
Сочинение «Корамастыӊ омазы».
1
М.Туран
Жизнь и творчество (обзор).
1
Рассказ «Ир кiзiнiн: iстiнде изерлiг ат чызаан».
1
Проблема нравственной ответственности в рассказе.
1
Смысл названия произведения.
1
М.Н. Чебодаев
Жизнь и творчество (обзор).
1
Рассказ «Крепин».
1
Проблема любви и традиций.
1
Сочинение «Крепинніӊ омазы»
1
Своеобразие стиля и языка
1
Художественное мастерство автора.
1
М.Р. Баинов
Жизнь и творчество (обзор).
1
Поэмы «Тустарча чорых чоргенi»,
1
«Тан солбанында тогазыг»
1
Философская лирика М.Р. Баинова.
1
Образ лирическuго героя.
1
Художественные достоинства поэм.
1
А.А. Халларов
Жизнь и творчество (обзор).
1
Повесть «Акай».
1
Автобиографический характер повести.
1
Сочинение «Акайныӊ кічіг тузы»
1
Нравственная проблематика произведения.
1
Художественное мастерство автора
1
Сочинение «Чалғыс тыт ағастыӊ омазы Акайныӊ чуртазында».
1
Сочинение «Чир-чайаан паза мин»
1
В.Г. Майнашев
Жизнь и творчество (обзор).
1
Стихотворения «Кумус кулбустер»,
1
», «Минiн хазыным»,
1
«Iчемнiн сарыны»
1
Национальные истоки художественного мастерства поэта.
1
Отражение традиций русской лирической поэзии в творчестве В.Майнашева.
1
Д.И. Чанков
Жизнь и творчество (обзор).
1
Повесть «Торгайах табызы».
1
Отражение основных событий XX века в повести.
1
Связь человека и природы.
1
Особенности поэтики писателя.
1
Маған Тимос. Рассказ «Саар паза Сахсар»
1
Сочинение «Микей Мосовичтіӊ омазы»
1
Литература тюркоязычных народов России (2 час)
Основные темы, проблематика, традиции и новаторство в произведениях алтайской, тывинской, шорской литератур. Творческие искания писателей (А. Адаров, Б. Бедюров, А. Даржай, Н. Куулар, Г. Косточаков и др.).
1
Поиски нравственного идеалa в хакасской литературе и литературах тюркоязычных народов России.
1
Повторение пройденных произведений за год
2
Календарно-тематическое планирование по хакасской литературе в 9 классе.
(70 ч.)
№
Тема урока
Содержание
Требования к уровню подготовки обучающихся
План дата
Факт дата
Примечание
1
Художественная литература как вид искусства
Художественная литература как вид искусства и одна из форм освоения мира. Литература и жизнь. Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства. Литература и фольклор.
Знать образную природу словесного искусства. Владеть навыками конспектирования. Развивать логическое мышление.
03.09
2
В.А. Кобяков. Жизнь и творчество.
Обзор жизни и творчества писателя.
Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции.
05.09
3
Рассказ «Пасха кiзi анмары».
Характер народа в рассказе, его художественные особенности. Связь с историей.
Знать содержание изученного литературного произведения.
10.09
4
Основной конфликт произведения.
Основной конфликт произведения. Особенности построения сюжета. Роль детали в раскрытии характера. Связь с историей.
Уметь находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и передавать это описание словами, составлять письменное высказывание - описание внешности человека с учетом его психологического состояния.
12.09
5
Мастерство Кобякова-рассказчика.
Нравственная проблематика, мир природы в рассказах писателя. Художественное мастерство рассказчика.
Знать содержание изученного литературного произведения.
17.09
6
Н.Г. Доможаков.
Жизнь и творчество (обзор).
Обзор жизни и творчества писателя.
Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции.
19.09
7
Поэма «Терпектер муне».
Характер народа в рассказе, его художественные особенности. Связь с историей.
Знать содержание изученного литературного произведения.
24.09
8
Художественное мастерство поэта-лирика. Гуманизм произведения.
Нравственная проблематика, мир природы в рассказах писателя. Художественное мастерство рассказчика.
Знать содержание изученного литературного произведения.
26.09
9
Непреходящее значение созданных Н.Доможаковым характеров.
Характер народа в рассказе, его художественные особенности. Связь с историей.
Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.
01.10
10
И.М. Костяков
Жизнь и творчество (обзор).
Обзор жизни и творчества писателя.
Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции.
03.10
11
Роман «Чiбек хур».
Характер народа в рассказе, его художественные особенности. Связь с историей.
Знать содержание изученного литературного произведения.
08.10
12
Роман - эпический жанр.
Понятие роман. Его художественные особенности.
Знать значение понятия роман.
10.10
13
Образ Паскира.
Образ Паскира.
Уметь находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и передавать это описание словами, составлять письменное высказывание - описание внешности человека с учетом его психологического состояния.
15.10
14
Сочинение «Паскир - чааҷы омазы»
Подготовка к написанию сочинения.
Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.
17.10
15
Образ Галины.
Образ Галины.
Уметь находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и передавать это описание словами, составлять письменное высказывание - описание внешности человека с учетом его психологического состояния.
22.10
16
Война и любовь в жизни человека.
Образ войны. Гуманизм человека.
Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.
24.10
17
Сочинение «Галяныӊ Паскирге хынызын чаа ӧтіре апарғаны».
Подготовка к написанию сочинения.
Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.
29.10
18
Гуманизм и патриотизм произведения.
Гуманизм и патриотизм произведения.
Выразительное чтение: самостоятельная работа с текстом, аргументированные ответы на вопросы.
31.10
19
Сочинение « Чонныӊ чиӊіске киртінізі»
Подготовка к написанию сочинения.
Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.
12.11
20
Смысл названия романа.
Смысл названия романа.
Выразительное чтение: самостоятельная работа с текстом, аргументированные ответы на вопросы.
14.11
21
Сочинение «Чааныӊ сурыптары»
Подготовка к написанию сочинения.
Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.
19.11
22
Н.Е. Тиников
Жизнь и творчество (обзор).
Обзор жизни и творчества писателя.
Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции.
21.11
23
Повесть «Кун сузында» (в сокращении).
Характер народа в рассказе, его художественные особенности. Связь с историей.
Знать содержание изученного литературного произведения.
26.11
24
Отражение реальной действительности.
Автобиографический характер повести. Связь с историей.
Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции.
28.11
25
Гуманизм произведения.
Гуманизм произведения.
Знать содержание изученного литературного произведения. Развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения.
03.12
26
Сочинение « Ипчі кізініӊ орны амғы чуртаста».
Подготовка к написанию сочинения.
Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.
05.12
27
Рассказ «Тіріг кізі ӧлбеҷеӊ»
Характер народа в рассказе, его художественные особенности. Связь с историей.
Знать содержание изученного литературного произведения.
10.12
28
Художественное мастерство писателя.
Художественные средства создания характеров.
Уметь находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и передавать это описание словами, составлять письменное высказывание - описание внешности человека с учетом его психологического состояния.
12.12
29
Сочинение «Корамастыӊ омазы».
Подготовка к написанию сочинения.
Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.
17.12
30
М.Туран
Жизнь и творчество (обзор).
Обзор жизни и творчества писателя.
Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции.
19.12
31
Рассказ «Ир кiзiнiн: iстiнде изерлiг ат чызаан».
Характер народа в рассказе, его художественные особенности. Связь с историей.
Уметь развивать умение давать оценку поступкам героев, самостоятельность в мыслительной деятельности, аргументированность, развивать монологическую речь.
24.12
32
Проблема нравственной ответственности в рассказе.
Нравственная проблематика, мир природы в рассказах писателя. Художественное мастерство рассказчика.
Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.
26.12
33
Смысл названия произведения.
Смысл названия произведения.
Уметь находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и передавать это описание словами, составлять письменное высказывание - описание внешности человека с учетом его психологического состояния.
14.01
34
М.Н. Чебодаев
Жизнь и творчество (обзор).
Обзор жизни и творчества писателя.
Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции.
16.01
35
Рассказ «Крепин».
Характер народа в рассказе, его художественные особенности. Связь с историей.
Знать определение понятий эпитет и сравнение. Уметь находить их в тексте.
21.01
36
Проблема любви и традиций.
Традиции и современность. Своеобразие авторской позиции. Связь с историей.
Выразительное чтение: самостоятельная работа с текстом, аргументированные ответы на вопросы.
23.01
37
Сочинение «Крепинніӊ омазы»
Подготовка к написанию сочинения.
Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.
28.01
38
Своеобразие стиля и языка
Своеобразие стиля и языка
Выразительное чтение: самостоятельная работа с текстом, аргументированные ответы на вопросы.
30.01
39
Художественное мастерство автора.
Нравственная проблематика, мир природы в рассказах писателя. Художественное мастерство рассказчика.
Знать содержание изученного литературного произведения.
04.02
40
М.Р. Баинов
Жизнь и творчество (обзор).
Обзор жизни и творчества писателя.
Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции.
06.02
41
Поэмы «Тустарча чорых чоргенi»,
Мир человека и мир природы.
Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст
11.02
42
«Тан солбанында тогазыг»
Мир человека и мир природы.
Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст
13.02
43
Философская лирика М.Р. Баинова.
Мир человека и мир природы.
Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст
18.02
44
Образ лирическuго героя.
Мир человека и мир природы.
Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст
20.02
45
Художественные достоинства поэм.
Нравственная проблематика, мир природы в произведениях писателя. Художественное мастерство рассказчика.
Знать содержание изученного литературного произведения.
25.02
46
А.А. Халларов
Жизнь и творчество (обзор).
Обзор жизни и творчества писателя.
Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции.
27.02
47
Повесть «Акай».
Мир детства в рассказе, его художественные особенности. Связь с историей.
Знать содержание изученного литературного произведения.
04.03
48
Автобиографический характер повести.
Обзор жизни и творчества писателя.
Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции.
06.03
49
Сочинение «Акайныӊ кічіг тузы»
Подготовка к написанию сочинения.
Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.
11.03
50
Нравственная проблематика произведения.
Нравственная проблематика, мир природы в произведениях писателя. Художественное мастерство рассказчика.
Уметь находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и передавать это описание словами, составлять письменное высказывание - описание внешности человека с учетом его психологического состояния.
13.03
51
Художественное мастерство автора
Нравственная проблематика, мир природы в рассказах писателя. Художественное мастерство рассказчика.
Выразительное чтение: самостоятельная работа с текстом, аргументированные ответы на вопросы.
18.03
52
Сочинение «Чалғыс тыт ағастыӊ омазы Акайныӊ чуртазында».
Подготовка к написанию сочинения.
Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.
20.03
53
Сочинение «Чир-чайаан паза мин»
Подготовка к написанию сочинения.
Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.
01.04
54
В.Г. Майнашев
Жизнь и творчество (обзор).
Обзор жизни и творчества писателя.
Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции.
03.04
55
Стихотворения «Кумус кулбустер»,
Связь человека с природой.
Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.
08.04
56
«Минiн хазыным»,
Мир человека и мир природы.
Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст
10.04
57
«Iчемнiн сарыны»
Мир человека и мир природы.
Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст
15.04
58
Национальные истоки художественного мастерства поэта.
Мир человека и мир природы.
Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст
17.04
59
Отражение традиций русской лирической поэзии в творчестве В.Майнашева.
Традиции и современность. Своеобразие авторской позиции.
Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст
22.04
60
Д.И. Чанков
Жизнь и творчество (обзор).
Обзор жизни и творчества писателя.
Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции.
24.04
61
Повесть «Торгайах табызы».
Человек и природа в рассказах. Отражение народных традиций. Идейное и художественное своеобразие рассказов.
Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.
29.04
62
Отражение основных событий XX века в повести.
Отражение основных событий XX века в повести.
Уметь развивать умение давать оценку поступкам героев, самостоятельность в мыслительной деятельности, аргументированность, развивать монологическую речь.
01.05
63
Связь человека и природы.
Человек и природа в рассказах. Отражение народных традиций. Идейное и художественное своеобразие рассказов.
Уметь развивать умение давать оценку поступкам героев, самостоятельность в мыслительной деятельности, аргументированность, развивать монологическую речь.
06.05
64
Особенности поэтики писателя.
Мир человека и мир природы.
Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст
08.05
65
Маған Тимос. Рассказ «Саар паза Сахсар»
Обзор жизни и творчества писателя.
Знать основные факты из жизни и творчества писателя, этапы творческой эволюции.
13.05
66
Сочинение «Микей Мосовичтіӊ омазы»
Подготовка к написанию сочинения.
Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.
15.05
67
Основные темы, проблематика, традиции и новаторство в произведениях алтайской, тывинской, шорской литератур. Творческие искания писателей (А. Адаров, Б. Бедюров, А. Даржай, Н. Куулар, Г. Косточаков и др.).
Основные темы, проблематика, традиции и новаторство в произведениях алтайской, тывинской, шорской литератур.
Знать текст художественного произведения, понимать чувства и переживания героя. Уметь строить устное высказывание с опорой на текст.
20.05
68
Поиски нравственного идеалa в хакасской литературе и литературах тюркоязычных народов России.
Обзор пройденных за год произведений.
Знать и уметь определять роды и жанры произведений, владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение, уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям.
22.05
27.05
29.05
69-70
Повторение пройденных произведений за год
Литература для учителя.
-
Стандарты и программы по хакасскому языку и хакасской литературе для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений, Абакан, 2010 г.
-
Боргоякова М.П. паза пасх. Хакас литературазы. 9 классха. Тиксі угредіг школаның угренҷілеріне учебник. Абакан, 2009 ч.
-
Султрекова З.И., Кулумаева Е.Н., Толмашова Н.А. Диктанттар паза изложениелер чыындызы 5-9 класстарға. Абакан. 2008 ч.
-
Мамышева Н.А. Хакас тілі паза литература уроктары (Алтын чыынды) Абакан, 2003 ч.
-
Толмашова Н.А., Кызласова М.М. паза пасх. Уроктар тоозылған соонда. Абакан.2001 ч.
-
Мамышева Н.А. Уроки хакасского языка и литературы, Абакан, 2008 ч.
Литература для учащихся.
-
Боргоякова М.П. паза пасх. Хакас литературазы. 9 классха. Тиксі угредіг школаның угренҷілеріне учебник. Абакан, 2009 ч.
-
О.В.Субракова. Хакасско-русский словарь. Новосибирск, «Наука», 2006г.
-
Детский журнал «Тигір хуры»
-
Журнал писателей Хакасии «Ине сай»