• Преподавателю
  • Другое
  • Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А. И. Петелина)

Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А. И. Петелина)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство общего профессионального образования

Свердловской области

Управление образования Невьянского городского округа

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №3

Школьное научное общество «Кристалл»




Судьба человека в истории страны

(на примере жизни А.И.Петелина)

(Исследовательский проект)


Исполнитель: Загайнов Никита,

ученик 5 Б класса

Руководитель: Филяевских Ольга Евгеньевна, учитель русского языка и литературы высшей кв.к.






Невьянск

2014

Содержание


Введение…………………………………………………………………….3

  1. История России в 10 - 80 годы XX века.

1.1.Крах императорской России………………………………..6 1.2. Россия после Великой Октябрьской революции……………..9 1.3. Трудные годы коллективизации и раскулачивания………………11

1.4. Великая Отечественная война - тяжёлое испытание для народа.

Последствия войны………………………………………………….14

1.5. Жизнь в России в 70-80е годы……………………………………..16

1.6.Попытки преобразования советского общества в 50-70-е гг. XX в...18

1.7. Освоения «морских» просторов в 50-70хх гг……………………19

2. Жизнь А.И.Петелина - неотъемлемая страница жизни России.

2.1. Детские и юношеские годы А.И.Петелина……………………….23

2.2. Учёба в Высшем Военно-морском училище имени М.Фрунзе…25

2.3. Служба в годы Великой Отечественной войны…………………...27

2.4. Поход на Северный полюс на первой атомной подводной лодке

«Ленинский комсомол» (К - 3)……………………………………29

2.5. Жизнь Героя………………………………………………………..35

Заключение………………………………………………………………..37

Список использованной литературы…………………………………..39

Приложение……………………………………………………………….40


Жизнь человеческая укладывается в несколько строк,

но не о каждом из нас написано несколько слов!

философ М.Монтень


Введение

В жизни каждого человека на его пути служения Отечеству встречаются суровые испытания, и преодолеть их непросто. На протяжении всей истории нашей страны можно составить ни один том книг героев Отечества, удостоенных не только высокого звания, но и просто человеческой похвалы.

История нашей страны неразрывно связана с человеческими судьбами, которые внесли свою лепту в её развитие. Именно человек строит не только города и села, но тем самым создает определенное время своей эпохи.

Имена защитников Родины в любое сложное для страны время увековечены на мемориальных плитах братских захоронений, внесены в летопись России. Память о них передается из поколения в поколение. О них написаны книги, сняты кинофильмы, сложены стихи и песни. В больших и маленьких музеях бережно сохраняются реликвии о защитниках Отечества.

На одной из встреч сотрудник музея Венера Рафкатовна Набиуллина рассказала нам некоторые факты из жизни нашего земляка А.И.Петелина, которому в 2013 году исполнилось 100 лет. Как простой шуралинский мальчишка стал настоящим Героям Советского Союза! Эта тема меня заинтересовала, и я углубился в изучение биографии Героя. К сожалению, ни одного целостного печатного издания об А.И.Петелине на сегодняшний день даже в музее г.Невьянска не нашлось. Я решил собрать более целостный материал о судьбе нашего земляка. Поэтому я выбрал тему исследовательского проекта «Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)».

Объектом моего исследования стала история России в 10-80-е годы XX века, предметом исследования - судьба А.И.Петелина.

Цель: показать взаимосвязь судьбы отдельного человека и страны на примере жизни Героя Советского Союза контр-адмирала А.И.Петелина.

Для достижения этой цели мне предстояло решить следующие задачи:

  1. Познакомиться с историей России 10-80 гг. XXвека.

  2. Изучить литературу и периодическую печать, архивные материалы, посвящённые Петелину А.И. и его родственникам.

  3. Встретиться с сотрудниками музея и библиотеки для глубоко познания жизни Героя.

  4. Создать летопись биографии Петелина А.И.

  5. Овладеть поисковой деятельностью и исследовательскими навыками отбирать материал, отделять главное, структурировать материал.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Первая глава «История России в 10 - 80 годы XX века» посвящена объекту исследования. В ней выделено семь параграфов («Крах императорской России», «Россия после Великой Октябрьской социалистической революции», «Трудные годы коллективизации и раскулачивания», «Великая Отечественная война - тяжёлое испытание для народа. Последствия войны», «Жизнь в России в 70-80е годы», «Попытки преобразования советского общества в 50-70-е годы XXв.» и «Освоения «морских» просторов в 50-70хх гг.»). Вторая глава «Жизнь А.И.Петелина - неотъемлемая страница жизни России» посвящена предмету исследования. В ней выделено четыре параграфа, каждый из которых ориентирован на решение отдельной задачи («Детские и юношеские годы А.И.Петелина»,

«Учёба в Высшем Военно-морском училище имени М.Фрунзе», «Служба в годы Великой Отечественной войны», «Поход на Северный полюс на первой атомной подводной лодке «Ленинский комсомол» (К - 3)», «Жизнь Героя»).

Такая структура помогает соблюсти целостность исследования.

Основными методами исследования являются беседа, интервью, метод статистического анализа. В ходе исследования встречались с краеведами с.Шурала и г.Новоуральска, работниками Невьянского государственного историко-архитектурного музея, сотрудниками Центра детского чтения «Радуга». Результаты исследования представлены на заочной муниципальной викторине, посвященной 100-летию Героя Советского Союза А.И.Петелина, организованная МКОУ ДОД Станция юных натуралистов Невьянского городского округа. Новизна работы заключается в том, что ни в одном печатном издании не собран полностью материал о жизни А.И.Петелина. Практическая значимость работы состоит в том, что восстановлена ещё одна страница героической жизни жителя Невьянского городоского округа, уроженца с.Шурала. Собранные данные могут использовать учителя истории, классные руководители для знакомства школьников с историей своего края на примере жизни Героя Советского Союза А.И.Петелина, сотрудники музея для проведения экскурсий, для дополнения краеведческого материала.

В ходе работы нами были изучены материалы:

- энциклопедии об истории России в 10-80-е годы XX века;

- энциклопедия «Золотые звёзды свердловчан»;

- художественные книги, посвящённые первому походу к Северному полюсу первой атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» М. Кореневского «Курс - норд, идём подо льдами» и Вениамина Тихомирова «Небо закрыто льдами»;

- мемуары Леонида Осипенко и Льва Жильцова «Атомная подводная эпопея»;

- мемуары Владимира Чернавина «Атомный подводный»

- просмотр документального фильма «Герой не нашего времени»

Благодаря данным публикациям и фильму мы смогли составить представление о походе к Северному полюсу первой атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» и о героической личности Петелина А.И.


  1. История России в 10 - 80 годы XX века.

1.1.Крах императорской России.


К началу XX века Россия не была страной классического капитализма. Запоздавшая реформа 1861 года, хотя и дала значительный толчок развитию России по буржуазному пути, не позволила ей решить многие задачи общественного развития.

В марте 1917 года Россия перестала быть империей. Российский император Николай II отрекся от престола. Было образовано временное правительство, которое осуществляло власть в стране. Однако, оно не смогла выполнить тех условий и требований, которые выдвигал народ, прежде всего рабочие и крестьянство. Требования народа: мира, земли и изменений условий труда.

Народ требовал мира, потому что устал от войны. Россия продолжала участвовать в первой мировой войне и несла огромные потери. Люди страдали от вызванных войною бедствий - голода и разрухи в хозяйстве страны.

Народ требовал земли, потому что большая часть земли оставалась у помещиков. В сельских местностях участились беспорядки. Крестьяне самовольно захватывали и делили между собой помещичьи земли. Правительство направляло войска для устрашения недовольных, что еще более возмущало крестьян.

Народ требовал изменения условий труда на предприятиях. Заводы и фабрики принадлежали капиталистам. Временное правительство так и не установило 8-часовой рабочий день. Росли цены на продукты питания и другие товары, а зарплата оставалась прежней. На городских предприятиях все чаще происходили забастовки.

Такое положение грозило стране новой революцией. Её начали готовить большевики - так называли партию сторонников В.И.Ленина. Большевики вели активную работу в армии, на заводах и фабриках, в деревне. Они разъясняли всем, что Временное правительство не даст народу того, чего он хочет. Чтобы сбылись надежды людей, нужна народная власть, власть Советов. Только она способна покончить с войной, освободить рабочих и крестьян от угнетения, улучшить условия жизни.

24 октября 1917 года отряды революционно настроенных солдат, матросов и рабочих захватили в Петрограде вокзалы, мосты, телеграф, электростанцию. В ночь на 26 декабря в Зимнем дворце были арестованы министры Временного правительства.

Власть перешла к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Именно они устанавливали порядки в городах, деревнях и военных частях. Этот Совет возглавил В.И.Ленин.

В январе 1918 года была образована Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), столица- г.Москва.

В одних районах страны советская власть за короткий срок установилась в России. Но в некоторых районах произошли кровопролитные бои. Это сопротивление и стало началом Гражданской войны, которая ещё долгое время эхом отзывалась в глубинках России.

В России столкнулись две непримиримые силы: белые (помещики и купцы), сторонники старых порядков и красные, и красные (крестьяне и рабочие), сторонники советской власти. Эта была жестокая война, в которой погибло 8 миллионов человек, 7 миллионов беспризорных детей, лишенных семьи. Люди погибали на боях сражений, умирали от голода и болезней.

Бедствия Гражданской войны усиливались вмешательством иностранных государств: Англии, Франции, США, Японии, которые снабжали белых оружием и деньгами.

Поздней осенью 20-го года Гражданская война в России закончилась победой красных.

Сами руководители белых объясняли свои неудачи тем, что их не поддержал народ. Действительно, белые, защищая старый порядок и прежних хозяев страны, не смогли предложить простым людям ничего лучше того, что было обещано советской властью.

Октябрьскую революцию сегодня оценивают по-разному. Одни считают её величайшим событием всемирной истории, в результате которого российский народ стал свободным и получил права, которых прежде не имел. Другие, напротив, усматривают в ней трагедию великой страны, откинувшую развитие страны на многие десятилетия назад.

Революция - это переворот, изменение порядка в стране. Октябрьская революция коренным образом изменила путь развития России, оказала влияние и на другие страны мира.

Октябрьская революция началась в результате ряда веских причин:

  • В 1914-1918 гг. Россия была вовлечена в первую мировую войну, положение на фронте было не из лучших, отсутствовал толковый предводитель, армия несла большие потери.

  • В промышленности преобладал рост военной продукции над потребительской, что привело к росту цен и вызвало недовольство масс. Солдаты и крестьяне хотели мира, а наживавшаяся на поставках военных средств буржуазия жаждала продолжения военных действий.

  • Национальные конфликты.

  • Накал классовой борьбы. Крестьяне веками мечтавшие избавиться от гнета помещиков и кулаков и завладеть землей были готовы к решительным действиям.

  • Падение авторитета Временного правительства, которое не в силах было решить проблемы общества.

  • У большевиков был сильный авторитетный предводитель В.И. Ленин, который обещал народу решить все общественные проблемы.

  • Распространенность идей В.И.Ленина в обществе.


  1. Россия после Великой Октябрьской революции.

К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько государств. Среди них - РСФСР, Украинская, Белорусская, Азербайджанская, Армянская, Грузинская советские социалистические республики.

В декабре 1922 года был образован Союз Советских Социалистических Республик (СССР).

Много испытаний пришлось на долю нашей страны впервые десятилетия XX века. Долго не заживали раны первой мировой войны, сказывались события 1917 года и последующих лет. Большинство районов пострадало от военных действий: были разрушены заводы и фабрики, выведены из строя железные дороги, мосты, шахты и рудники, не хватало топлива и сырья. Пустовали магазины без необходимых людям товаров. Чтобы избежать голода, часть рабочих с детьми перебирались в деревни, где можно было хоть как-то прокормить семьи.

После окончания Гражданской войны перед новой властью встала задача восстанавливать разрушенное хозяйство страны. Вместе с тем, требовалось обеспечить развитие производства: увеличить добычу и переработку полезных ископаемых, наладить выпуск станков и машин, создать отрасли промышленности, которых раньше России не знала.

С конца 20-х годов Россия стала походить на большую стройку: комбинаты, гидроэлектростанции, автомобильные заводы.

Для строительства новых заводов и фабрик требовалось много рабочих. Откуда они брались? В основном из деревень. Они не владели такими навыками, приходилось им учиться, чтобы стать профессиональными рабочими. Рабочая смена длилась 6-8 часов, но люди работали по 10-12 часов. Размещались рабочие в деревянных бараках и в землянках без всяких удобств.

К концу 20-х годов участились перебои в снабжении продовольствием. В 1929 году для жителей городов ввели специальные талоны - карточки на продукты питания. По ним можно было приобрести на каждого 600 граммов хлеба в день, 1 литр растительного масла и 1 килограмм сахара в месяц. В 1935 году карточки отменили, но зато выросли цены на продукты питания.

Это были трудные для народа годы: голод и болезни, но за эти годы в стране создана мощная промышленность.








  1. Трудные годы коллективизации и раскулачивания.

После Октябрьской революции заметные изменения произошли и в деревне.

Деревня рассматривалась властями страны не только как источник продовольствия, но и как важнейший источник средств для финансирования индустриализации. Но трудно забирать эти средства у миллионов мелких индивидуальных хозяйств, намного проще иметь дело с несколькими сотнями крупных, коллективных хозяйств. В стране началась и массовая коллективизация. Коллективизация проходила одновременно с раскулачиванием. Эти два процесса были взаимосвязаны.

Рассмотрим эти два процесса в отдельности.

Был принят Закон о земле. Земля стала принадлежать не отдельным лицам, как раньше, а всем трудящимся. Правом пользоваться землей, вести на ней хозяйство и распоряжаться полученной продукцией могли лишь те, кто эту землю обрабатывал.

В годы Гражданской войны нужно было снабжать продовольствием Красную Армию, население городов. Не имея средств закупать сельскохозяйственную продукцию у крестьян, государство стало забирать у них «излишки» хлеба, мяса, картофеля, овощей и других продуктов.

Крестьяне часто отказывались добровольно отдавать, что досталось им тяжелым трудом. Представителям советской власти приходилось отбирать продукты силой, использовать для этого специальные отряды. Поэтому крестьяне не были заинтересованы больше сеять хлеб, разводить скот на мясо, выращивать овощи.

После окончания Гражданской войны положение несколько изменилось. С 1921 года крестьяне должны были отдавать государству не все «излишки», а только определенный продовольственный налог.

Но как бы старательно не работали крестьяне, они не могли полностью обеспечить растущее городское население продуктами питания. Один крестьянин кормил, кроме своей семьи, дополнительно двух человек. Еще нужно было снабжать промышленность сельскохозяйственным сырьем.

Чтобы облегчить труд, крестьяне одной деревни объединялись в колхозы. Вместе пахали и сеяли, собирали урожай. На вырученные деньги могли купить трактор. Так возникали колхозы, где всё становилось общим: земля, орудие труда, скот. Предполагалось, что все крестьяне пойдут в колхозы добровольно, но этого не произошло. Многие хотели самостоятельно пользоваться землей и для себя выращивать овощи и скотину. Нарушалась добровольность вступления в колхозы, как прописывалось в Законе. Фактически крестьянину не оставили выбора - или ты идешь в колхоз, или ты враг советской власти. А это значит ссылка в Сибирь или расстрел.

Еще до Октябрьской революции среди крестьян складывалось неравенство, наряду с массой бедняков появились и сельские богачи. Их называли кулаками. В 20-е годы к кулакам относили тех крестьян, которые использовали в своем хозяйстве наемных работников, заставляя их обрабатывать земли, пасти скот.

Советская власть всячески ограничивала кулацкие хозяйства. При создании колхозов было решено вовсе их ликвидировать - «раскулачить». У тех, кого причисляли к кулакам, отбирали землю, скот, сельскохозяйственные машины, дома и амбары, а их самих вместе с семьями (стариками и детьми) выселяли в отдаленные районы страны - на Урал, в Сибирь, Дальний Восток. Многие просто погибали от голода и холода, так как в данной местности жизнь для человека не была предусмотрена: жили в деревянных бараках в лесу, без тепла - обратного пути для них не было! Они бесплатно трудились на стройках первых пятилеток, обеспечивая впечатляющие темпы индустриализации. Обычно их бросали на самые тяжелые работы - на рубку леса в тайге, добычу каменного угля, нефти в необжитых районах страны, в суровых условиях севера. Часть кулаков, сопротивлявшихся насилию над ними, была расстреляна или посажена в тюрьму. Нет полных данных о численности осужденных в те годы. Ясно, что речь идет о многих миллионах безвинно пострадавших людей.

Очень часто в числе кулаков оказывались трудолюбивые крестьяне. Они не пользовались чужим трудом, не нанимали батраков, старательно работая в своем хозяйстве.

По имеющимся сведениям численность крестьян, подвергшихся раскулачиванию, превысила 3,5 миллиона человек.

Коллективизация имела тяжелые последствия:

  • За первые три года с 1929 по 1932 год поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на треть, свиней и овец - более чем в два раза. На 10 процентов сократилось производство зерна. Но самыми страшными были человеческие потери: согласно переписи 1937 года, население СССР сократилось более чем на 10 миллионов человек по сравнению с 1926 годом.

  • Крестьяне массово истребляли свой скот, не желая отдавать его в колхозы. Повальное раскулачивание разоряло деревни. В результате в 1932-1933 годах в стране разразился небывалый голод, охвативший около 30 миллионов человек. По разным оценкам, от голода погибло 5-7 миллионов человек.

  • Еще одним результатом коллективизации стало безразличие колхозников к обобществленному имуществу и к результатам своего труда. У них пропал стимул к плодотворному труду.

Только спустя время после смерти Сталина народ узнал страшную правду о времени его правления, о беззакониях, которые творились при нем.


1.4. Великая Отечественная война - тяжёлое испытание для народа. Последствия.

В 4 часа утра 22 июня 1941 года войска фашистской Германии (5,5 миллионов человек) перешли границы Советского Союза, немецкие самолеты (5 тысяч) начали бомбить советские города, воинские части и аэродромы. В Европе к этому времени уже почти два года шла Вторая мировая война. На первом этапе Великой Отечественной войны (1941-1942 гг.) Красная Армия терпела одно поражение за другим, отходя все дальше вглубь страны. Около двух миллионов советских солдат попало в плен или погибло. Причинами поражений стали неготовность армии к войне, серьезные просчеты высшего руководства, преступления сталинского режима, внезапность нападения. Но и в эти тяжелые месяцы советские воины героически сражались с врагом.

Сложно переоценить и героизм советского народа в тылу. Жизнь в тылу была подчинена главному: «Все для фронта, все для Победы!». Женщины, старики и дети вставали к станкам, добывали топливо и варили сталь, водили машины. Деревенские ребята наравне со взрослыми работали в полях.

Сложно кратко описать в проекте все баталии военных действий в данный период времени, поэтому условно я обозначил 4 основных этапа:
1) первый этап - начало войны, ноябрь 1941 г. - характеризуется отступлением Красной армии. Стратегическая инициатива находилась в руках немецкого командования (немцы заняли Прибалтику, Молдавию, Украину, Белоруссию, блокировали Ленинград и подступили к Москве);
2) второй этап (декабрь 1941 - ноябрь 1942 г.) - неустойчивое равновесие сил. В мае 1942 г. германские войска перешли в контрнаступление и согласно новому стратегическому плану летом 1942 г. вышли к Кавказу и Сталинграду. Сталинградская битва (17 июля - 18 ноября) завершилась окружением свыше 330 тыс. войск противника;
3) третий период Великой Отечественной войны (19 декабря 1942 - 31 декабря 1943 г.) - переход стратегической инициативы к Советскому Союзу. В ходе сражения на Курской дуге (июль-август 1943 г.) вермахт потерял свыше 500 тыс. человек, 3 тыс. орудий, 1,5 тыс. танков, свыше 3,7 тыс. самолетов, что означало крах германской наступательной стратегии. После победы под Курском началось мощное наступление Красной армии на фронте протяженностью до 2 тыс. км;
4) четвертый период (1944 г. - 9 мая 1945 г.) - в январе 1944 г. была полностью снята блокада Ленинграда. В ходе начавшейся 23 июня операции «Багратион» освобождена большая часть Белоруссии. Успешные действия в Польше позволили советским войскам уже к 29 января 1945 г. вступить на территорию Германии. Завершающей операцией Великой Отечественной войны стало взятие Берлина. 8 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии.

9 мая советские войска освободили Прагу.
В конце 1941 года враг стоял в нескольких десятках километрах от Москвы, а Ленинград был полностью окружен. Но немецкий план закончить войну осенью был сорван.

За свою победу страна заплатила огромную цену: около 27 миллионов человек погибло, миллионы остались калеками и инвалидами, была уничтожена треть национального достояния.

В послевоенные десятилетия сложно пришлось советскому народу. Редкая семья не потеряла на войне родных и близких. Многие дети лишились родителей, у большинства не стало отцов. В районах, где происходили военные действия, были разрушены сотни городов, уничтожены тысячи сел. С окончанием войны требовалось восстановить разрушенное, перевести хозяйство на выпуск «мирной» продукции, в том числе товаров, нужных населению.

Случались перебои в снабжении с продовольствием. До 1947 года продукты питания выдавали по карточкам. Но и после их отмены большинство семей не могло позволить себе разнообразное питание.

1.5.Попытки преобразования советского общества в 50-70-е гг. XXв.

Смерть Сталина в марте 1953 положила конец репрессиям в СССР. Смягчение партийной политики в период руководства Н.С.Хрущева, с 1955 по 1964, получило название "хрущевской оттепели". Многие политические заключенные возвратились из лагерей; большинство из них было реабилитировано. Значительно большее внимание в пятилетних планах стало уделяться производству товаров народного потребления и жилищному строительству.
Увеличивался объем сельскохозяйственного производства; росли зарплаты, жилищное строительство, снижались обязательные поставки и налоги, в экономике наблюдались темпы роста, превышавшие западные. В целях повышения рентабельности колхозы и совхозы укрупнялись и разукрупнялись, хотя порой без особого успеха. Большие крупные совхозы были созданы при освоении целинных и залежных земель на Алтае и в Казахстане. Эти земли давали урожай только в годы с достаточным количеством осадков, приблизительно три из каждых пяти лет, но они позволили значительно увеличить в среднем количество собранного зерна. Система МТС была ликвидирована, и колхозы получили во владение собственную сельхозтехнику. Осваивались гидроэлектрические, нефтяные и газовые ресурсы Сибири; где также возникали крупные научные и промышленные центры. Многие молодые люди ехали на целинные земли и стройки Сибири, энтузиазм населения был очень высок. Социальный оптимизм населения поддерживался крупными успехами советской науки, приоритетом, достигнутым в освоении космоса, медленным, но все же ощутимым повышением благосостояния народа, хотя и в основном горожан. Во многих крупных городах, в первую очередь, в столицах союзных республик, появилось метро - наиболее удобный вид общественного транспорта (в Москве первые линии метро были построены еще в тридцатые годы), с помощью советских строителей метро было построено в некоторых столицах стран восточной Европы (Будапешт).
Однако попытки Хрущева ускорить экономическое развитие вскоре натолкнулись на сопротивление управленческого аппарата. Хрущев намеревался также провести значительное сокращение военных затрат, что следовало из доктрины "мирного сосуществования" с миром.

Несмотря на тяготы военного и поствоенного времени, в стране активно строились новые города, именно в 50-е годы в СССР осваивались просторы космоса и морские глубины.






1.6. Жизнь в России в 70-80е годы.

Условия жизни в СССР в 70-80-е годы хуже, чем в развитых странах мира: по-прежнему не хватало жилья, продуктов питания и различных промышленных товаров; низкие доходы многих семей не позволяли им хорошо питаться, одеваться и отдыхать.

Пожалуй, основной проблемой для страны в те годы было обеспечение населения продовольствием. В некоторых районах вновь стали вводить распределения продуктов по карточкам. Меры, которыми правительство пыталось исправить положение в сельском хозяйстве, не давали ожидаемых результатов. Приходилось в больших количествах закупать зерно, мясо, масло в других странах. Откуда брались деньги для этих закупок? Главным образом от продажи за границу древесины, нефти и газа.

Много средств уходило на вооружение армии и флота, создание новых ракет, самолетов, кораблей, танков и другой военной техники .Ради этого приходилось сокращать расходы на содержание школ и иных учреждений образования, охрану здоровья населения, жилищное строительство, благоустройство городов и сел.

При столь незавидном положении дел в стране, газеты и журналы заполнялись сообщениями об успехах СССР, радио вещало, а телевидение старалось показывать, как легко и радостно живется людям.

Как же так вышло, что наша страна, располагая огромными природными богатствами: плодородными землями, лесами, каменным углем, нефтью и газом, золотом и алмазами - не могла обеспечить своим гражданам достойную жизнь? Одна из основных причин сложившегося положения состояла в том, что руководство СССР не способно направить развитие страны на то, чтобы из года в год укреплялось ее хозяйство, улучшать условия жизни людей.

1.7. Освоения «морских» просторов в 50-70хх гг.

Не менее героической эпопеей было освоение советскими подводниками Арктики. Первоначально арктический опыт ограничивался рамками Северного морского пути; этот путь сам по себе был достаточно труден. До 1959 года по нему было проведено 54 подводные лодки. Маршрут в 1200- 1500 миль шли они в тяжелом битом, а то и в сплошном льду, впритык за ледоколами. В 1956 году 8 подводных лодок, не сумевших вырваться из ледового плена, провели тяжелейшую зимовку в протоке Пантелеевка на Колыме.

Однако с появлением атомных подводных лодок способных преодолевать большие подледные пространства и наносить удары из-под льда, Арктика все более приобретала важнейшее стратегическое значение.
В марте 1958 года на Северном флоте в Баренцевом море совершила подледное плавание группа подводных лодок: С-347 В. Н. Чернавина, Б-76 В. Н. Берковченко и Б-70 Л. А. Матушкина. Основной их задачей было исследование возможности приема радиопередач подо льдом. Пройдя на север около 90 миль под сплошным ледовым покровом, лодки повернули назад и на пределе своих энергетических емкостей всплыли в битом льду, не дойдя до чистой воды. Это все, что могли сделать наши новые дизель- электрические подводные лодки в ответ американским подводным лодкам.
Что, в сущности, тогда мы знали об Арктике? К началу 1960-х годов общее представление о рельефе дна Северного Ледовитого океана складывалось из знания отдельных случайно измеренных глубин по результатам деятельности дрейфующих станций (СП-1, СП-2 и СП-3), а также высаженных на лед с воздуха экспедиций полярников. К этому времени был открыт хребет Ломоносова и установлено, что Арктический бассейн имеет сложный по строению рельеф дна с более чем десятком действующих подо льдами вулканов, положение которых не было с точностью определено. Имевшиеся морские навигационные карты были малоинформативны по отношению практически ко всему Ледовитому океану.
В 1959 году подводная лодка К-3 капитана 1 ранга Л. Г. Осипенко прошла под льдами Арктики 260 миль. В 1961 году четыре атомные подводные лодки под командованием Л. М. Жильцова, В. П. Рыкова, В. И. Зверева и В. Л. Березовского также совершили походы в Арктику, причем К-52 В. П. Рыкова прошла под льдами 516 миль, а К-3 Л. М. Жильцова достигла 82° северной широты. Но наиболее значительное подледное плавание в течение 50 суток совершила в 1962 году подводная лодка К-21 капитана 2 ранга В. Н. Чернавина. Лодка прошла подо льдом 1700 миль, разработав и освоив тактику подледного плавания, в том числе приемы ориентирования в подледном пространстве, методику поиска полыней и всплытия в них.
Опытом и материалами похода В. Н. Чернавина воспользовались в своем плавании на Северный полюс подводники К-3. 17 июля 1962 г. лодка "К- 3" капитана 2 ранга Л. М. Жильцова наконец-то достигла вершины планеты. За выдающийся подвиг контр-адмирал А.И.Петелин (старший похода), капитаны 2 ранга Л. М. Жильцов и Р. А. Тимофеев были удостоены звания Героев Советского Союза. Более подробно о данном событии в истории нашей страны мы рассмотрим во второй главе данного исследования.

Этот подвиг имел огромное военно-политическое значение, показав всему миру, что Арктика уже не является полем деятельности только одних американских подводников.
Плавание под льдами Арктики как тогда, так и позже, всегда таило в себе неопределенность, огромную зависимость от множества случайностей и высокую вероятность внезапного возникновения критических ситуаций. Крайне малоисследованный район, непредсказуемость процессов образования льда, возможные встречи с айсбергами и глубоководными ледовыми осколками, неустойчивость работы навигационных приборов, и наконец, опасность возникновения любой неисправности (в частности, пожара) требовали предельного мужества, ответственности, постоянной собранности и совершенно необычного психологического настроя всего экипажа лодки. Такой психологический настрой по своей необычности не шел ни в какое сравнение ни с одним из известных нам видов деятельности человека на Земле и даже в космосе.
В Арктике нет проторенных дорог, они всегда различны, и каждая опасна по-своему. Поэтому каждый арктический поход был подвигом.
Не всякий человек мог пойти на это рискованнее плавание.
В 1963 году впервые в истории нашего флота подводные лодки К-115 капитана 2 ранга И.Р.Дубяги (старший похода капитан 1 ранга В. Г. Кичёв) и вслед за ней К-178 капитана 1 ранга А.П.Михайловского (старший похода капитан 1 ранга Н. К. Игнатов) совершили межфлотский переход с Севера на Тихий океан, пройдя подо льдами Арктики за шесть суток 1600 миль. В том же году 24 сентября подводная лодка К-181 капитана 2 ранга Ю. А. Сысоева (руководитель похода - командующий Северным флотом адмирал В.Л.Касатонов) достигла Северного полюса и всплыла точно на пересечении меридианов земного шара. В походе участвовали: главный штурман ВМФ А. Н. Мотрохов, начальник оперативного управления штаба флота Д. И. Шиндель, заместитель командующего 1-й флотилией по электромеханической части М. М. Будаев и заместитель командира 3-й дивизии подводных лодок В. П. Рыков. Адмиралу В. А. Касатонову, капитану 1 ранга А. П. Михайловскому, капитанам 2 ранга И. Р. Дубяге и Ю. А. Сысоеву были присвоены звания Героев Советского Союза.
В 1968 году подледный переход на Тихий океан совершили подводные лодки К-42 капитана 2 ранга В. И. Заморева (старший похода капитан 1 ранга А. П. Михайловский) и К-55 капитана 2 ранга Ю. В. Перегудова (старший похода капитан 1 ранга В.Г.Кичев). Этот поход отличался от всех предыдущих тем, что лодки несли на себе штатное ядерное оружие.
В 1977-1978 гг. состоялись рискованные межфлотские подледные переходы на восток однореакторных подводных лодок пр. 670: К-429 капитана 1 ранга В. Т. Козлова (старший перехода контр-адмирал Е.Д.Чернов), К-325 капитана 2 ранга В.П.Лушина (старший перехода контр-адмирал Р. А. Голосов) и К-212 капитана 3 ранга А. А. Гусева (старший перехода капитан 1 ранга Е. А. Томко).

Все они были удостоены звания Героев Советского Союза.
В 1980-х годах несколько переходов с Востока на Север совершили тихоокеанские лодки.
В общей сложности через Арктику было совершено 28 межфлотских походов подо льдами, все они окончились успешно.
В итоге Советский Союз значительно опередил США в освоении Арктики. К 1984 году американские подводные лодки имели на своем счету 26 арктических походов, в то время как у советских их насчитывалось свыше 70. И это число постоянно росло, как росло мастерство и искусство наших "ледовых капитанов". К числу их можно по праву отнести: адмиралов А. А. Березина, В. М. Бусырева, Р. А. Голосова. Н. К. Игнатова, В. Г. Кичева, А. П. Михайловского, М. В. Моцака, И. И. Налётова, Ю. А. Сухачёва, В. Н. Чернавина, Ю.А. Федорова, А.И.Шевченко, А.И.Петелина и других, чье мастерство и мужество обеспечило решение военно-политической задачи огромной важности - освоения арктического стратегического района, прикрывавшего нашу страну от ударов с севера.



2. Жизнь А.И.Петелина - неотъемлемая страница жизни России.

2.1. Детские и юношеские годы А.И.Петелина.


Петелин Александр Иванович родился 22 октября 1913г. в селе Шурала, Невьянского района Свердловской области. (Приложение1)

Иван Андреевич Петелин 1870 года рождения (отец А.И.Петелина) был унтер - офицером запаса. По возвращению со службы в царской армии, отец Александра Ивановича вернулся в Шуралу и стал старателем (искателем золота). Иван Андреевич был нрава независимого, ходил в старателях одиночках. Мечтал найти самородок, который бы прославил и обогатил его. Но всю жизнь попадался только жиденький золотой песок.

В семье было четверо детей: Анна 1896 года рождения, Сергей 1900 года рождения, Ираида (Ира) 1906 года рождения и Александр 1913 года рождения. (Приложение 2)

Семья имела дом, лошадь, корову и сенокосную землю. (Приложение3) После революции, примерно в 1919 году Иван Андреевич, больной ревматизмом, работу старателя прекратил и поступил работать сторожем на железнодорожную станцию Шурала Пермской железной дороги. В 1920 году из-за болезни ног он ушёл и из сторожей. В 1921г. от голода и сыпного тифа умерли родители.

Хоронили отца и мать Марию Евгеньевну в один день.

Так как дом и всё хозяйство были проданы ещё во время болезни родителей, они переезжают жить к тёте (сестре матери) Араповой Зинаиде Спиридоновне. Его опекунами стали сначала старший брат Сергей, а с 1925г. - сестра Ираида. (Приложение 4) Ламповщица на медном руднике, какого только дополнительного труда она не искала, чтобы заработать лишнюю копейку, чтобы накормить и согреть братишку. Она дала себе обещание, что Саша будет учиться.

В 8 лет Александр поступил в Шуралинскую школу и окончил 4 класса (по некоторым документам 7 классов). К сожалению, когда я с мамой посещал с.Шурала, школа уже была закрыта, но сотрудник ДК Ирина Павловна много о чем мне рассказала. На дверях класса была мемориальная доска: «В этом классе учился Герой Советского Союза Петелин А.И.», многие мечтали посидеть за партой, за которой сидел сам А.И.Петелин. (Приложение 5)

В детстве Александр Иванович был очень любознательным ребёнком: много читал, любил ходить в лес по грибы, по ягоды, увлекался летом рыбалкой, а зимой лыжами.

В 1926г. участвовал в хлебозаготовках. С февраля 1927г по август 1928г. Саша поступает рассыльным при сельсовете с.Шурала, затем работает сезонно на торфоразработках с землемерной партией. В 1928 году он поступает на вечерние курсы по подготовке в ФЗУ (фабрично - заводское училище). В том же году он направляется чернорабочим на Калатинский (Кировградский) медеплавильный завод. В память об учёбе в ФЗУ Александр Иванович сделал себе наколку около большого пальца правой руки «ФЗУ», которая осталась с ним до конца его жизни, в память о первом рабочем месте на заводе. (Приложение 6)



2.2. Учёба в Высшем Военно-морском училище имени М.Фрунзе.

В сентябре 1929 году он переехал в город Кыштым Челябинской области и поступил учиться ещё в одно ФЗУ на горное отделение.

В мае 1932 году закончил его и получил специальность инструктора по бурению. (Приложение 7)

В 1932г. Александра вызвали в райком комсомола и объявили, что он едет в Ленинград в Военно-морское училище. А он хотел в кавалерийское училище. Перемена была столь неожиданной, что Александр наотрез отказался от такого предложения. Свой отказ аргументировал тем, что он в глаза не видел моря и не умеет плавать. Несговорчивого комсомольца направили на беседу в райком партии. На собеседование он попал к бывшему матросу - балтийцу, который объяснил, какое счастье ему выпало - служить на флоте. «Ну, раз счастье, то согласен!»,- сказал Саша и пошёл собирать вещи.

Из воспоминаний родственников Александра Ивановича: «Все его уговаривали не ездить в далёкий Ленинград. Что такой маленький, худой, пропадёт и потеряется там. Помочь чем-то, семья тоже не сможет, и как он будет жить там один в незнакомом городе». Но он собрался и уехал.

Ленинград поразил его своими размерами, река Нева и Финский залив были для него большим океаном.

В ВВМУ имени М.Фрунзе Александр провалил все экзамены, а учителя математики привёл в шоковое состояние своим вопросом: «Что такое тригонометрия?», не знал английский. Чтобы помочь трудовой молодёжи выдержать строгие экзамены, при училищах были созданы подготовительные курсы - рабфак.

Преподаватели училища, заметив ещё на экзаменах, желание учиться у уральского паренька, определили его на такие курсы. По восемь - десять часов шли занятия на таких курсах, да ещё дома самостоятельно нужно было заниматься часа три. Через год Александр выдержал экзамены в училище и был принят на первый курс.

Наряду с учёбой, он успешно занимается спортом. В 1936 году курсант Петелин А.И. получает «Грамоту», которая: «Дана лучшему физкультурнику Союза Советских Социалистических Республик» (Приложение 8)

На первых курсах учёбы Александр не думал о специализации, а когда пришло время, выбрал подводный флот. В 1937 году он получает удостоверение штурмана подводного флота

Именно в Ленинграде он познакомился со своей будущей женой Ниной Васильевной Афанасьевой (после замужества она оставила свою фамилию), которая всю жизнь сопровождала его. В 1939г. У них родилась дочь Марьяна, а в1941г. - сын Александр. (Приложение 9)

Любимым числом Александра Ивановича было -13. Он жил по улице Набережная реки Карповки в доме №13, квартире №13 в Ленинграде. Радовался, если куда - то ехал и попадался вагон под № 13, номер его автомобиля был 1313.

В 1952 году А.И.Петелин поступает в Военно-морскую Академию ордена Ленина им. К.Е.Ворошилова.

В 1955 году её заканчивает по специальности командно - штабной, оперативно - тактической, общефлотской. Решением Государственной экзаменационной комиссии от 27 октября 1955 года капитану 2 -го ранга Петелину А.И. присвоена квалификация офицера ВМФ с высшим Военно-морским (академическим) образованием.

Нина Васильевна - жена Петелина А.И. вспоминала, что Александр Иванович защищал свой диплом на английском языке и сдал на отлично.


2.3. Служба в годы Великой Отечественной войны

В 1937 году командир подводной лодки «Щ - 126» Тихоокеанского флота принимает молодого штурмана Петелина А.И.. А в 1938 году он переведён на лодку «Щ - 118», которой командовал Владимир Никифорович Иванов, будущий вице - адмирал. Молодой офицер быстро перенимает опыт своего командира и в 1939 году его направляют на штурманские курсы. Но во Владивостоке его «перехватывают» и оставляют на курсах командиров подводных лодок. После окончания курсов его назначают сначала помощником командира подводной лодки «Щ - 118», а с ноября 1940 года он назначен командиром подводной лодки «М - 43» с присвоением воинского звания капитан - лейтенанта. Последующие 12 лет, Александр Иванович командовал подводными лодками всех проектов, имеющихся на то время в Военно-морском флоте Советского Союза.

Всю войну Александр Иванович охранял Дальневосточные границы Советского Союза, где ожидалась японская агрессия. Очень переживал, что в своё время не смог перейти штурманом на прославленную ПЛ «С - 56», которой командовал легендарный Щедрин. Считал, что он тоже смог бы принести много пользы, служа на той лодке. Лодке, которая успешно боролась с немцами на Северном флоте.

В 1940 году Петелин вступает в ряды ВКП(б). Во время Великой Отечественной войны участвовал в проводке конвоев - транспортов, за что награждён орденом Красной Звезды, вторым орденом Красной Звезды удостоен за подготовку личного состава к боевым действиям на фронтах Великой Отечественной войны. Награждён также медалями «За боевые заслуги» и « За победу над Японией».

Вот что написано в его боевой характеристике:

«…морально устойчив, классово бдителен, военную тайну хранить умеет, энергичен, требователен к себе и подчинённым. Вынослив. Умело, организованно обеспечивает своё решение и настойчиво проводит его в жизнь. Лично дисциплинирован, примерный офицер-подводник. Тактически и в специальном отношении хорошо подготовлен, умело передаёт свои знания и навыки своим подчинённым. Работает над повышением своих знаний, навыков, в результате чего заметно растёт в деловом и политическом отношениях. Исключительно обладает всеми положительными качествами моряка - подводника. Очень любит море, походы…» Подпись: Член Военного Совета флота генерал - лейтенант Береговой службы - Захаров. (Приложение 10)

За годы Великой Отечественной войны Петелин А.И. был неоднократно награждён за умелые действия в военной обстановке, мужество и отвагу. Это говорит о том, знания, полученные в училище, умело применял на практике. Так же как отец с братом, верой и правдой служил Отчизне в трудное для неё время.





2.4. Поход на Северный полюс на первой атомной подводной лодке «Ленинский комсомол» (К - 3)

После окончания Академии Александр Иванович назначается:- начальником штаба бригады подводных лодок Северного флота;

- в мае 1956 года ему присваивается очередное воинское звание - капитана 1-го ранга;

- в 1958 году он командир бригады подводных лодок Северного флота;

- в 1959 году начальник штаба дивизии подводных лодок, подводных сил Северного флота;

- в 1960 году присваивается очередное воинское звание контр - адмирал;

- с мая 1961 года заместитель начальника штаба по боевому управлению Северного флота;

- с ноября 1961 года по июль 1964 года он - командующий 1 - ой флотилией подводных лодок Северного флота. (Приложение 11)

В 1962 году перед подводными силами Северного флота поставлена задача: достигнуть Северного полюса. Выбор упал на 1 - ю атомную подводную лодку «Ленинский комсомол» под командованием капитана 2 - го ранга Льва Михайловича Жильцова. Лев Михайлович так же, как и Александр Иванович, человек преданный морю и своему делу. Он также как и Петелин рос без отца. Рано познал цену трудового хлеба. Ещё в детстве решил, что станет моряком. После войны учился в специальной морской школе, затем в Высшем военно-морском училище. До этого похода много лет прослужил на подводных лодках. ПЛ «Ленинский комсомол» строилась на его глазах, поэтому он знал её до последнего винтика. Подготовку ПЛ к походу торопили, т. к. летом 1962 года Мурманскую область должен был посетить Никита Сергеевич Хрущёв - руководитель КПСС и Советского Союза. При этом планировалась его поездка на военно-морскую базу Северного флота, роль которого всё более усиливалась в обороне страны.

Было два фактора, определивших участие данной лодки в походе:

- корабль был хорошо построен с учётом опыта предшественников. Лодка много ходила подо льдами Баренцева моря;

- подводная лодка имела хорошо сработанный экипаж.

Ответственным за дальний поход был назначен Александр Иванович Петелин. К походу готовились очень внимательно, были отработаны все внештатные ситуации.

Из воспоминаний Нины Васильевны - жены Петелина: «В последний день перед походом, Александр Иванович взял с собой на работу походную форму подводников «разушку». Целый день с командой проверял все узлы и системы подводной лодки. Домой вернулся в форме, изорванной в «ленточки»».

Вот как описывает адмирал В.Чернавин в своей книге «Атомный подводный» Александра Ивановича Петелина того времени:

«У меня была возможность тогда впервые внимательно присмотреться к Петелину, с которым потом связала длительная совместная служба на Северном флоте. Внешней внушительностью он не обладал. Небольшое, чуть угловатое, неправильных черт лицо не производило сразу впечатления. Напротив, оно сначала настораживало кажущейся жестокостью, безжалостностью, взрывным нравом. Хмурые брови, глубокие, малоподвижные глаза, суховатая скуластость, нависающий лоб - всё это преображалось, менялось, когда Петелин начинал говорить. Ровным, текучим, без интонаций голосом, ладным товарищеским тоном. Он больше соглашался, чем возражал, но ни кому не позволял переступать грань субординации, подчинял все интересы дела и был в этом тоже прямодушно, но неумолимо строг и требователен.

Худощавый, мускулистый, небольшого роста, он был из породы тех жилистых русских, которые никогда ни на что не жалуются, сохранял с годами выносливость и жизнестойкость, в чём я много раз впоследствии неоднократно убеждался».

Выход подводной лодки «Ленинский комсомол» к Северному полюсу был назначен на 10 июля 1962 года. Много неожиданностей подстерегало лодку в пути. Час спустя после погружения на подводной лодке обнаружился «заяц». Это был Владимир Резник. Фактически член экипажа ПЛ «К-3», но не внесённый в приказ об участии в дальнем походе. В тот вечер, когда сыграли тревогу, Резник выполнял какую - то работу на борту. Прозвучала команда: «Всем посторонним на берег!». Он забрался в дальний угол трюма, где, в самом деле, можно не услышать команду. Когда лодка ушла на глубину, Владимир вышел из трюма. Его сразу же доставили к капитану Жильцову. Туда же пришёл Петелин. Жильцов спросил Резника слышал ли он команду об уходе на берег. Владимир честно признался, что слышал, но не мог уйти, т. к. думал, что он тоже пригодится в походе. Проступок был серьёзный, но адмирал Петелин поймал себя на мысли, что на месте Резника, поступил бы так же, являясь членом экипажа, он не мог остаться на берегу. После беседы с капитаном корабля и адмиралом «заяц» был отправлен в экипаж.

О следующей неожиданности вспоминает Л.М. Жильцов в книге «Атомная подводная эпопея»: «… Не успели выйти с Баренцева моря, как с пульта управления ГЭУ (Главной энергетической установки) докладывают: «Греется подшипник электродвигателя главного циркулярного насоса!». А ведь только - только во время ремонта подшипник был заменён на заводе. Но, видимо, попался бракованный или поставили его неумело, а наши техники недосмотрели. Неисправность была устранена, подшипник был поставлен новый. Лодка продолжила свой путь к Северному полюсу»

Успех похода гарантировала команда, которая была настолько слажена, психологически подготовлена, что каждый член экипажа был уверен друг в друге на все 100%. Это были люди спаянные одной идеей и прекрасно знающие свою технику.

Прошло несколько дней и вот Лев Михайлович объявляет по громкой связи: «Товарищи моряки, наша лодка на полюсе! Запоминайте, мы прошли полюс в 6 часов 59 минут 10 секунд!». Громкое: «Ура!» грянуло в отсеках. Были объятия, поцелую и даже слёзы, но их не стеснялись моряки подводной лодки. Это произошло 17 июля 1962 года. Всплыть над самим Северным полюсом не смогли, т. к. вверху был многометровый лёд. Долго искали полынью для всплытия, в конце концов повезло. Всплыли удачно. Полыньи вокруг лодки не было. « К - 3» со всех сторон была обжата льдами. С любого борта можно было прыгать на лёд прямо с мостика - воды между бортом и льдиной не было. Экипажу разрешили выйти на берег. В это же время радистом были приняты поздравления от главкома и командующего флотом, начальников политуправлений, а позднее от руководителей партии и государства.

В торосах нашли ровное место, закрепили флаг Советского Союза. Опять грянуло мощное, троекратное: «Ура!». Моряки веселились как дети: бегали на перегонки, кидались снежками, боролись, толкались, взбирались на высокие торосы. Оказалось, некоторые моряки взяли с собой в поход коньки, лыжи, футбол. Устроили соревнования по этим видам спорта и даже провели соревнования по стрельбе из малокалиберной винтовки. На борту не разрешалось фотографировать, но на стоянке были сфотографированы все соревнования. За 4 часа стоянки 3 боевые смены успели побывать на льдине.

После этого лодка отправилась на базу Северного флота Иоканьгу.

Но и на обратном пути не обошлось без ЧП. При сдаче к дальнему походу лодка не была принята по очень важному пункту: один из двух имеющихся на борту турбогенераторов искрил на коллекторе. Неисправность удалить не смогли. Решено было оставить всё, как есть до капитального ремонта. Когда лодка на полном ходу пошла домой, развивая вместо 17 узлов, 23 , искры образовали в коллекторе круговой огонь. Специалисты очистили коллектор, промыли спиртом, запустили турбогенератор, огонь распространился снова. Операцию пришлось повторить. Так на полных парах лодка неслась под водой двое суток.

Вспоминая тот поход, капитан Л.М.Жильцов в книге «Атомная подводная эпопея» пишет: «Я был рад, что руководителем похода назначили А.И.Петелина. В то время в ответственных походах присутствие командира высокого ранга было обязательным. Для командира лодки всегда спокойнее, если на борту есть старший, который может подстраховать, подсказать. Я в ту пору был 34 -летним командиром, которому довелось поплавать лишь в Белом и Баренцовом морях. Адмиралу Петелину было под 50; он плавал около Гренландии и в Атлантике. К тому же он прошёл лихую школу службы на Балтике. А хуже этого места, не знаю, есть ли: сплошные мели, рифы, банки».

Немалое его достоинство было в том, что как все люди, знающие себе цену, Петелин никогда не стремился самоутвердиться. Вступив на борт лодки, он сказал мне: «Лев, не обращай на меня внимания! А когда надо, я тебе подскажу. Убедившись, что я без него справляюсь, он возникал только в сложных ситуациях. «На твоём месте, я бы сделал так - то». Так что воспоминания о совместном плавании с адмиралом Петелиным у меня остались самые лучшие».

На лодку прибыл приказ командующего о срочном возвращении на базу. Двое суток лодка неслась в подводном положении. При входе в бухту, прямо по курсу из тумана вынырнул торпедный катер, на котором находился вице -адмирал В.Н. Иванов (бывший командир подводной лодки «Щ -118», на которой начинал свою службу Петелин А.И.). Он сообщил, что на берегу их ждёт Никита Сергеевич Хрущёв. На борт доставил два чемодана, в которых были чистые тужурки, правда мятые, для капитана и адмирала. Но в них не было надобности. У Петелина и Жильцова была своя запасная форма.

Экипаж подводной лодки прошёл в спортивное зало военно-морской базы. Руководители страны: Хрущёв Н.С., министр обороны СССР Р.Я. Малиновский, главком ВМФ С.Г. Горшков, Д.Ф. Устинов - сидели на сцене за столом президиума. Вдоль остальных стен помещения была построена флотилия, а в центре поставлены стулья для экипажа «К -3» и научной группы. Зачитывается приказ о присвоении звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «золотая Звезда» контр -адмиралу Петелину А.И., капитану 2 -го ранга Жильцову Л.М., командиру электромеханической боевой части атомной подводной лодки инженер - капитану 2 - го ранга Тимофееву Рюрику Александровичу. Остальных отметили орденами Красного Знамени, Красной звезды, медалью «За боевые заслуги». Без награды не остался ни один человек, ходивший на полюс, даже В.Резник. По поводу «зайца» Петелину А.И. пришлось писать отдельное представление на награждение. (Приложение 13)

Я прочитал достаточно воспоминаний участников похода, больше всего впечатлило меня письмо старшины команды машинистов-турбинистов Николая Петровича Ботина: "Самая дорогая реликвия у меня от службы - это фотография и грамота, врученные мне на Северном полюсе командиром Львом Михайловичем Жильцовым.. И главная заслуга в успешном выполнении подледного похода к полюсу - это грамотные, отважные и решительные действия нашего командира Л.М. Жильцова, нашего механика Р. А. Тимофеева, старшего на борту командира базы А.И. Петелина, а также всех офицеров дивизионов и служб. Личный состав к плаванию тоже был подобран особо, среди нас маменькиных сынков не было. Поход был не из легких. Выходил из строя циркулярный насос, грелись подшипники линии вала и генератора, много было проблем с протоком холодной воды по трубам, которые одевались в белую шубу, были искажения в показаниях шкалы манометра забортного давления...

В ходе похода подводники подтвердили гипотезу известного учёного челюскинца Якова Яковлевича Гаккеля, о наличии ещё одного подводного хребта, который открыли моряки атомохода, кроме хребтов Менделеева и Ломоносова. Вершина этого хребта названа именем ПЛ «Ленинский комсомол». Открытие данного хребта было подтверждено учёным Чилингаровым, который спустился в батискафе на дно Северного полюса и достал грунт со дна океан.

2.5.Жизнь Героя.


С июля 1964 года больше пяти лет Александр Иванович служит в качестве Первого заместителя командующего Краснознамённым Северным флотом. В 1966 году ему присваивается очередное воинское звание - вице - адмирал, а в1968 году он удостаивается ещё одного ордена, ордена Красной Звезды за отличную подготовку офицерского состава.

С 1970 по сентябрь 1973 года он начальник Высших специальных офицерских классов Военно - Морского флота. (Приложение 14)

Приказом Министра обороны СССР №986 от 26 сентября 1973 года Петелин А.И. уволен в запас по возрасту с правом ношения военной формы одежды, с объявлением благодарности и награждением именным радиоприёмником «Соната». Направлен на учёт в Петроградский РВК города Ленинграда.

В 19 лет уехал из родных мест Александр Иванович, но почти каждый отпуск проводил на Урале. Бывая в школах, рассказывал о своей службе на флоте. Выполнял различные поручения и просьбы в столицах от Невьянского райкома партии и Невьянского Совета депутатов трудящихся.

В 1978 благодарные земляки удостаивают Петелина А.И. высокого звания - Почётный гражданин города Невьянска. (Приложение 15)

В настоящее время на доме А.И.Петелина в с.Шурала укреплена мемориальная доска, рассказывающая, что в этом доме проживал Петелин А.И.. Улица, на которой стоит этот дом, тоже носит имя Петелина А.И. (Приложение 16)

Всегда с Александром Ивановичем был фотоаппарат. Благодаря ему, у родственников сохранились черно - белые фотографии, свидетельствующие о приезде Петелина на Родину. (Приложение 17) Только жалко, что на этих фото нечасто увидишь самого фотографа. Сохранились фотографии посещения Александром Ивановичем Шуралинской школы. (Приложение 18)

Благодаря фото-архиву Л.Я Лысенковой, сотрудника Центра детского чтения «Радуга», у меня сейчас есть фотография, на которой А.И.Петелин встречается с рабочими Невьянского механического завода цеха№4 в 1978г. В тот день, когда ему вручили Почетное звание гражданина Невьянска. (Приложение 19)

Людмила Яковлевна рассказывала, что когда А.И.Петелин приезжал в г,Невьянск, он всегда приходил на завод, общался, рассказывал о флоте, а напоследок фотографировался с рабочими. (Приложение 20)

Всякое случалось во время службы на флоте, но Александр Иванович остался верен ему навсегда. Как - то в разговоре со знаменитым лётчиком Петелин признался: «Что ни говори, а море роднее для человека, чем небо. У вас там зыбко, опереться не на что. А я хоть в случае чего, на грунт могу лечь». (Приложение 21)

Заключение

Исследование завершено. Оно позволило сформулировать ряд выводов, которые свидетельствуют о том, что цель и задачи работы достигнуты.

  1. В ходе работы, изучая источники об истории России в 10-80 е годы XX века, можно сделать вывод: страна на протяжении всего времени испытывала трудности и лишения, голод и болезни начиная с Октябрьской революции, Гражданской войны, раскулачивания, Великой Отечественной войны, заканчивая «хрущевскими» преобразованиями. Так судьба страны отразилась на судьбе народа. Несмотря на все это, как бы тяжело не было простому народу, все-таки были и победы не только в войнах, но и в развитии страны: покорение космоса и морских глубин, строительство городов и деревень. Из империалистического аграрного государства страна превратилась в промышленную державу, с которой считались другие страны.

  2. В ходе исследования мы узнали интересные факты не только из жизни А.И.Петелина, но и познакомились с мемуарами о походе к Северному полюсу на первой атомной подводной лодке Петелина А.И., которые были засекречены до 1999 года. Стала понятна роль похода на Северный полюс АПЛ «Ленинский комсомол» - укрепление престижа ВМФ СССР.

По изучению биографии А.И.Петелина большую помощь в написании

работы оказали:

- вырезки из разных газет, сохранённые краеведами и библиотекарями;

- воспоминания сотрудника клуба с.Шурала;

- архивные источники;

- художественные книги, монографии и мемуары о походе первой

атомной лодки к Северному полюсу;

  1. В процессе изучения биографии А.И. Петелина мы побывали в с.Шурала, встретились с сотрудником дома культуры, у которой сохранились воспоминания родственников Героя, фотографии и документы, побывали на улице, которая названа в честь А.И.Петелина. (Приложение 22) Огромную лепту в написании летописи о Герое внесли сотрудники Невьянского государственного историко-архитектурного музей Вера Геннадьевна Лисицына и Венера Рафкатовна Набиуллина, познакомив с Александром Ивановичем, как почетным гражданином г.Невьянска. (Приложение 23) Сотрудник Центра детского чтения «Радуга» Людмила Яковлевна Лысенкова поделилась своим фото-архивом, рассказав историю о приезде А.И.Петелина на Невьянский механический завод на встречу с рабочими. Интересным оказалось и общение с просмотром армейского фотоальбома с моим дедушкой Сергеем Николаевичем Дементьевым, который служил в 1972-1975 гг. на военно-морском флоте. Мы собрали весь материал, структурировав его и создав биографию Героя Советского Союза. (Приложение 24)

  2. Мы проанализировали достаточно документов о нашем земляке. Восхищает, насколько были сильны семейные традиции в семье Петелиных. После смерти родителей осталось два несовершеннолетних ребёнка 15 и 8 лет. В самый голодный для всей страны год 1921 никому даже в мыслях не пришло, отдать их в приют или детский дом. Несмотря на тяготы и невзгоды, голод и разруху в стране, Александр Иванович вырос замечательным человеком, стал гордостью Военно - Морского флота Советского Союза. С непростой и сложной судьбой, вопреки определенным неудачам, он шел всё-таки вперед и добивался своей цели, тем самым прославив уральскую землю. Потомки с великим уважением носят фамилию Петелиных и поддерживают традиции своих предков.

Данная работа может быть использована на классных часах школ города, в деле патриотического воспитания молодёжи.

Мы, как подрастающее поколение г.Невьянска должны знать биографию своих Героев, чтобы воспитывать в себе патриотические и гражданские качества.

Список использованной литературы

  1. Атомная подводная эпопея. Осипенко Л.,Жильцов Л. М.1994., 350с. ил.

  2. Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина и современный мир. Ассоциация XXI век - Смоленск. 2006.,87с.

3.Золотые звёзды свердловчан. Средне - Уральское книжное из - во. Свердловск.,1967.,442с. ил.

4. История села Шурала. Ковалёва А. Екатеринбург . 2009., 112с.

5.Невьянцы - моряки на защите морских рубежей России. Невьянск., 2002., 143 с.

6. Почетные граждане Невьянска. Невьянск. 2008.

7. Раздлгин а.А., Фатеев М.А. На румбах морской славы. - Судостроение. Ленинград. 1988., 382с.

8. Столетний юбилей покорители Арктики. Т.Ширяева/ /г.Нейва, №42 от 16 октября 2013г.

9. Энциклопедия для детей. Т.5. История России и её ближайших соседей. Ч.3. XX век. - 3-е изд./глав.ред.М.Д.Аксенова. - Аванта+. М., 2000., 704 с.

10. ru.wikipedia.org/






Приложение 1


Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)











с.Шурала, где родился А.И.Петелин

Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)









Село Шурала. Церковь в которой крестили А.И. Петелина.

Приложение 2

Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)































Сергей Иванович Петелин -

старший брат Петелина А.И.,

участник Первой Мировой войны.

(второй ряд, первый слева).

Приложение 3





Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)












Дом, в котором родился Петелин А.И.






Приложение 4


Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)





Петелин А.И. с сестрой Ираидой,

которая после старшего брата Сергея

взяла опекунство над братом.

Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)





















Приложение 5







Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)





Дверь в 1 класс, на ней мемориальная доска, рассказывающая,

что в этом классе учился Петелин А.И.


Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)










Школа села Шурала,

в которой учился Петелин А.И.




Приложение 7


Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)

Школа ФЗУ, 1931г.

Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)




Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)




Удостоверение Петелина А.И. -

курсанта Высшего Военно -Морского училища им.Фрунзе


Приложение 8




Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)














1936 год. Ленинград. Грамота Петелина А.И. -

лучшего физкультурника

Союза Советских Социалистических республик.







Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)














Александр Иванович Петелин -

курсант училища.


Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)























Приложение 9

Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)

Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)














Петелин А.И. с сыном Сашей.






Нина Васильевна - жена Петелина А.И.




Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)
















Петелин А.И. с дочерью Марианной.


Приложение 10



Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)






Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)



















Петелин А.И. - фотографии

из семейных архивов родственников.



Приложение 12


Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)


Приложение 13

Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)

Северный полюс спецзадание

Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)






Первая атомная подводная лодка

«Ленинский комсомол», «К - 3».

Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)


Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)















Первая атомная подводная лодка

на Северном полюсе.



Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)

















Приложение 14

Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)

Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)

Мемориальная доска в честь А.И.Петелина. г.Североморск, ул.Сафонова 3. открыта 17 марта 2006г.






Приложение 16






Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)

Улица им.А.И.Петелина







Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)

























В честь Героя названа улица,

а в 2003г. на его доме установлена мемориальная доска





Приложение 17


Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)

На многих семейных фотографиях его нет, так как он любил фотографировать, и поэтому зачастую оказывался по ту сторону фотографии

Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)




















С.Шурала.

Петелин А.И. с женой Ниной Васильевной

возвращаются из леса.

Приложение 18



Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)





















с. Шурала. Петелин А.И. на встрече с детьми.


















Приложение 19


Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)



г.Невьянск 1978г., НМЗ цех№4



Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)



Встреча А.И.Петелина и жителей г.Невьянска, 1968г.









Приложение 20

Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)


Сотрудник Центра детского чтения «Радуга» Л.Я.Лысенкова

























Приложение 21


Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)


Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)


А.И.Петелин со сослуживцами


Приложение 22


Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)

Фотография со дня с.Шурала. Стенд к 100-летию А.И.Петелина

Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)

В клубе с.Шурала, сотрудник клуба Шайхутдинова И.П.

Приложение 23

Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)

Встреча по проекту с сотрудником НГИАМ В.Р.Набиуллина







Приложение 24

Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)

Дементьев Сергей Николаевич старшина первой статьи Военно-морского флота, годы службы 1972-1975

Исследовательский проект Судьба человека в истории страны (на примере жизни А.И.Петелина)

Дедушка рассказывает о службе во флоте

© 2010-2022