Конспект занятия по развитию речи Путешествие в лес

Конспект  занятия по развитию речи "Путешествие в лес" предназначен для детей пятого года жизни.Целью занятия является создание условий для совершенствования артикуляции и произношения согласных звуков "з"- "зь" и их дифференциации.Конспект оформлен в виде таблицы ,где подробно описаны действия педагога и детей. В конспекте прописаны образовательные, развивающие и воспитательные задачи всего занятия и каждого его этапа. Все этапы занятия объединены одним сказочным сюжетом. В схему занятия включе...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия по развитию речи Путешествие в лесКонспект занятия по развитию речи Путешествие в лесМБОУ ДОД « Детско-юношеский центр «ПРИОБСКИЙ»






Конспект

занятия по развитию речи


«Приключения игрушечного зайца»















Выполнила педагог

дополнительного об-

разования Игнатова Е. А.











г. Бийск

2015

Педагог Игнатова Евгения Александровна.

Возраст обучающихся 4 года

Тема занятия: «Звуки «з-зь».

Цель: создать условия для совершенствования артикуляции и произношения согласных звуков «з-зь», их дифференциации.

Задачи:

образовательные:

1) знакомство со звуками «з-зь»;

2) учить выделять звуки «з», «зь» в начале слова;

3) упражнять в изолированном произношении звуков «з-зь», а также в сочетании с другими звуками и в словах ;

развивающие:

1) способствовать развитию артикуляционного аппарата, фонематического

слуха (умение узнавать звуки «з-зь», дифференцировать их).

2) способствовать развитию мелкой моторики;

3) способствовать развитию памяти, внимания.

Воспитательные:

1) воспитывать доброе отношение к окружающим;

2) воспитывать бережное отношение к учебным пособиям.

Тип занятия: учебное (изучение и первичное закрепление новых знаний).

Форма проведения: занятие.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оснащение занятия: мягкая игрушка (заяц), предметные картинки, картинки-символы,

дидактическая игра «Звуковое лото», диск с аудиозаписью.

1.Организационный момент.

Цель: мотивировать детей на включение в деятельность.

Задачи:1)актуализировать знания детей о внешнем виде, месте обитания зайца;

2)способствовать развитию артикуляционного аппарата, мелкой моторики.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Заяц.

За-яц (на каждый слог де-лают хлопок).

Серый, пушистый. У него длинные уши, носик ро-зовый ( примерные возможные варианты ответов)

Нет. Игрушечный.

Он не живой.

В лесу ( в поле, в зоопарке).


Да.

Дети садятся за столы.

Дети выполняют упраж-нения артикуляционной гимнастики:

улыбаются, открывают рот, кончик языка переводят из одного угла рта в другой (5-6 раз);

улыбаются, открывают рот, поочередно упираются кончиком языка то в верхние, то в нижние зубы (5-6 раз);

широко открывают рот, затем медленно его закрывают (5 раз);

Открывают рот и кончиком языка облизывают губы.



Дети под музыку выпол-няют упражнения пальчиковой гимнастики: ставят пальцы на поверх-ность стола, поднимают и опускают каждый палец по очереди

Ребята, давайте встанем в круг. Сегодня, когда я пришла на работу, то обнаружила у себя на столе... Кто это?

Давайте поприветствуем его при помощи хлопков: за-яц.

Какой это заяц?

Этот заяц настоящий или нет? Почему?

А где живут настоящие, живые зайцы?

Это заяц-любимая игрушка одной девочки. Её зовут Зина. Но заяц этот необычный. Когда Зина и ее родители уходят из дома, он оживает и ведет себя как самый настоящий лесной заяц. Поэтому с ним сегодня произойдет одна история....Но не буду забегать вперед. Скажу лишь, что сегодня зайцу очень нужна будет ваша помощь. Поможем ему? Но для того, чтобы ему помочь, наш язычок должен будет хорошо работать, а ушки внимательно слушать разные звуки и научиться различать их.

Садитесь на свои места и послушайте, что случилось с зайцем.

Итак, сегодня, когда девочка Зина ушла в детский сад, а её родители на работу,

заяц пошевелил ушками,

попрыгал, разминая лапками,

сгрыз морковку,

умыл лапками мордочку.


Потом заяц заметил, что люди забыли закрыть дверь и решил, что пока никого нет, можно сбегать в лес и посмотреть, как там живут настоящие лесные зайцы.







Упражнение «Часики».

Упражнение «Качели».

Упражнение «Окошко».

Упражнение «Варенье».

Так как данные упражнения уже знакомы детям, то подробных словесных инструкций не даю, Ограничиваюсь лишь показом и указаниями по ходу выполнения упражнений.

Включаю аудиозапись

2.Изучение нового материала.

Цель: знакомство со звуками «з-зь».

Задачи: 1) способствовать развитию фонематического слуха, артикуляционного аппарата.

  1. способствовать развитию произвольного внимания, памяти.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Деятельность детей.

Деятельность педагога.

Примечание

Трусишкой (трусливым).

Зина.

Комар.

З-з-з...

Зь-зь-зь...


Дети прикладывают ладонь тыльной стороной к горлу и произносят:

-З-з-з...

-Зь-зь-зь...

Горлышко дрожит.

Голосок поет песню.

Но как только заяц очутился в лесу, ему стало страшно. Ведь он раньше никогда здесь не был и к тому же, как и все зайцы был...храбрым или...?

От страха заяц забыл, кто он такой, как зовут его хозяйку. А вы помните, как зовут девочку? И дорогу домой он тоже забыл. Забился заяц под куст, притаился и прислушался. Давайте и мы с вами посмотрим и послушаем. Показываю картинку с изображением большого комара и произношу: «з-з-з...».

Кто это?

Прилетел большой комар и сердито зазвенел. Как он звенел?

А потом прилетел маленький кома-рик, он звенел мягко, ласково: зь-зь-зь... Как он звенел?

Сердитая песенка большого комара напоминает звук «з», а ласковая песенка маленького комара- звук «зь».

Эти песенки звонкие, громкие. При-ложите ладонь к горлу и еще раз спойте их.


Что вы заметили?

Почему?

Да, поэтому звуки «з» и «зь» такие

звонкие, громкие.



Приложение № 1

3. Практическая работа.

Цель: закрепить умение различать на слух звуки «з» и «зь».

Задачи: 1) способствовать развитию фонематического слуха, артикуляционного аппарата;

2) способствовать развитию произвольной памяти, внимания.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

З-з-з...

Зь-зь-зь...


Дети слушают звукопод-ражание и поднимают соответствующую карточку.


Дети выходят на свобод-ное место и, взявшись за руки, образуют большой круг. Затем опускают руки.

Шагают на месте марше-вым шагом.

Прыгают на месте.

Шагают на пятках на месте, руки за спиной, голова поднята вверх.

Встают на носки, хлопа-ют в ладоши над голо-вой.

Наклоняются вперед.

Поворачиваются вправо-влево, держа руки на по-ясе.

Дети садятся за столы.

А зайчик то наш всё сидит под кус-том, слушает песни комаров. Уже на-изусть их выучил. А вы помните, как звенит большой комар? ( показываю картинку).

А маленький? (показываю картинку).

Тогда давайте поиграем в игру « Уга-дай, какой комар звенит?» Я раздам каждому по две картинки. На одной нарисован большой комар, на другой- маленький. А сама буду попеременно подражать то сердитому звону большого комара, то мягкому, ласковому- маленького. Вы будете внимательно слушать и показывать нужную картинку.


Слушая звонкие песенки комаров, зайка развеселился, расхрабрился и вылез из-под куста. Давайте поиграем с ним.

Выходите на свободное место. Давайте возьмемся за руки и сделаем большой круг. Опустите руки.

Зайка весело шагает,

Ножки выше поднимает.

Зайка прыгает и скачет

По дорожке словно мячик.

Он на пяточках шагает

Носик кверху поднимает.

На носочки зайка встал

И в ладоши хлопать стал.

Раз- нагнулся, два- нагнулся,

До носочков дотянулся.

Повернулся вправо-влево.

Вот какой зайчонок смелый!

Садитесь на свои места.



Приложение № 1

Показываю соответствую-щие картинки.

Произношу звуки «з» «зь» длительно, фиксируя внимание детей на том, что песенка большого комара сердитая, твердая, а маленького- мягкая, ласковая.

Игра повторяется 4 раза.


Физкультминутка.

Читаю стихи и показываю движения.

4.Закрепление учебного материала.

Цель: создать условия для закрепления полученных знаний.

Задачи: 1) способствовать закреплению умения различать звуки на слух;

2) способствовать развитию артикуляционного аппарата и мелкой моторики;

3) воспитывать доброе отношение к окружающим.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание.


З- з- з...

Зу- зу- зу...

За- за- за...

Зь- зь- зь...

Зя- зя- зя...

зи- зи- зи...


Маленькая, зеленая.

Умеет прыгать. Квакает.

На болоте. Где сыро.

Ля- гуш- ка (на каждый слог делают хлопок).

Нет.

Он ест траву, грызет кору, морковку.

Большие и маленькие.




Дети называют.

Дети отвечают.

Берут нужный жетон.

Накрывают соответству-ющего комара.

Красивый, ( как цвето-чек и т. п. )

Да.

Звуки были разные-сердитые и ласковые.



Дети по одному выходят к столу, берут из коробки картинки и называют их.

Прыгая, заяц совсем развеселился и даже стихи придумал.

З- комарики звенят,

Они в поле к нам летят:

З- з- з...

Вьются сверху и внизу

И звенят все громче зу

Зу- зу- зу...

Закрывай скорей глаза:

Комары звенят нам за.

За- за- за...

За- за- за- так я же заяц! Ура, вспомнил!.

Зь- зь- зь...

Зя- зя- зя...

Зи- зи- зи...

Зи- зи … Зина! Вот как зовут мою хозяйку!

Но как же вернуться домой? Заяц снова пригорюнился.

Но вдруг он услышал какой-то шорох и увидел рядом с собой лягушку ( по-казываю картинку ). Посмотрите, какая лягушка? Что умеет делать лягушка? А вы знаете, где она живет?

Давайте поприветствуем ее при по-мощи хлопков: ля- гуш- ка.

« Я покажу тебе дорогу домой, но только если ты наловишь для меня комаров. Я очень голодна,»- проква-кала лягушка.

Ребята, а как вы думаете, заяц умеет ловить комаров?

А почему?

Что же делать? Давайте поможем зайцу, иначе он не сможет попасть домой. Я раздам вам карточки, на которых в квадратиках нарисованы комары ( показываю). Какие комары?

Я буду показывать картинки, на которых изображены разные предметы. Мы будем называть эти предметы, т.е. говорить разные слова. Если слово начинается со звука «з» (твердый, сердитый)- нужно накрыть большого комара жетоном синего цвета, то есть поймать большого комара. Если слово начинается со звука «зь» (мягкий, ласковый), то нужно накрыть маленького комарика жетоном зеленого цвета (поймать маленького комарика).

Раздаю детям дидактический материал.

Итак, смотрите и слушайте внимательно.

Показываю картинку.

Что это?

Ещё раз произношу слово, выделяя первый звук.

С какого звука начинается слово?

Какой это звук: твердый, сердитый или мягкий, ласковый?

Какого цвета жетон возьмем?

Если «ловим» маленького комара, говорю, что зеленым жетоном можно накрыть любого маленького комарика. Если «ловим» большого комара, даю указание поймать того комара, который находится посередине листа или в каком-то определенном углу.

Какой узор у нас получился?

Разноцветный?

А почему разноцветный?

Лягушка сказала «спасибо» за комаров и показала зайцу дорогу домой. Он успел вернуться еще до прихода Зины.

Ребята, заяц захотел поблагодарить вас за помощь. Он прислал посылку с подарками. Давайте откроем коробку.

(Заглядываю). Там какие-то кар-тинки.

Вы будете по очереди подходить к столу, доставать из коробки картинку, показывать её всем и говорить: «Заяц подарил мне...» и называть предмет, нарисованный на картинке.






Приложение № 2





Приложение № 3







Приложение № 4

5.Итог занятия.

Цель: Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии.

Задачи:1) создать ситуацию успеха.

2) способствовать развитию произвольной памяти.

Методы: словесные.

Деятельность детей.

Деятельность педагога

Примечание

Мы ему помогли.

Наловили комаров для лягушки. Поэтому она показала ему дорогу домой.

Большие и маленькие.

На звук «з».

На звук «зь».



Почему заяц смог вернуться домой?

Как мы ему помогли?

Какие были комары?

На какой звук похожа песенка большого комара?

А песенка маленького?

А картинки, которые заяц вам пода-рил, дома, пожалуйста, раскрасьте и принесите на следующее занятие. По-тому что зайчик придет к нам снова, чтобы полюбоваться вашими работа-ми.

Вы все молодцы. Спасибо. Занятие окончено.













Приложение № 1

Конспект занятия по развитию речи Путешествие в лес

Конспект занятия по развитию речи Путешествие в лес



Приложение № 2

Конспект занятия по развитию речи Путешествие в лес





Приложение № 3

Конспект занятия по развитию речи Путешествие в лес

Конспект занятия по развитию речи Путешествие в лес

Конспект занятия по развитию речи Путешествие в лес

Конспект занятия по развитию речи Путешествие в лес

Конспект занятия по развитию речи Путешествие в лес

Конспект занятия по развитию речи Путешествие в лес

Конспект занятия по развитию речи Путешествие в лес

Конспект занятия по развитию речи Путешествие в лес

Конспект занятия по развитию речи Путешествие в лес





Конспект занятия по развитию речи Путешествие в лес

Конспект занятия по развитию речи Путешествие в лес

Конспект занятия по развитию речи Путешествие в лес

Конспект занятия по развитию речи Путешествие в лес

Конспект занятия по развитию речи Путешествие в лес

Конспект занятия по развитию речи Путешествие в лес

Конспект занятия по развитию речи Путешествие в лес

Конспект занятия по развитию речи Путешествие в лес







Конспект занятия по развитию речи Путешествие в лес























Приложение № 4

Конспект занятия по развитию речи Путешествие в лес





Конспект занятия по развитию речи Путешествие в лес





Конспект занятия по развитию речи Путешествие в лес











Конспект занятия по развитию речи Путешествие в лес











Конспект занятия по развитию речи Путешествие в лес













Конспект занятия по развитию речи Путешествие в лес









Конспект занятия по развитию речи Путешествие в лес





© 2010-2022