• Преподавателю
  • Другое
  • Статья на тему: Нравственные ориентиры воспитания детей старшего дошкольного возраста

Статья на тему: Нравственные ориентиры воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье определены нравственные ориентиры воспитания детей старшего дошкольного возраста.. Указаны причины этого, рассмотрены понятия, указаны важные направляющие и формы нравственного воспитания. Описаны возрастные особенности данного возраста. Одной из важных деятельностей этого возраста выявлена театрализованная. В статье представлена полная характеристика театрализованной деятельности, а также описано развитию каких возможностей она способствует.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нравственные ориентиры воспитания детей старшего дошкольного возраста

В статье определены нравственные ориентиры воспитания детей старшего дошкольного возраста.. Указаны причины этого, рассмотрены понятия, указаны важные направляющие и формы нравственного воспитания. Описаны возрастные особенности данного возраста. Одной из важных деятельностей этого возраста выявлена театрализованная. В статье представлена полная характеристика театрализованной деятельности, а также описано развитию каких возможностей она способствует.

Современное общество требует появления нового человека как гражданина, что неизбежно влечет за собой изменение духовно- нравственных ориентиров, идеалов содержания всех форм общественного сознания. Когда речь идет о нравственном воспитании, то сразу встает вопрос о нравственных и моральных нормах. Попытаемся разобраться в этих двух громких понятиях.

Понятия «мораль» и «нравственность» часто используют как синонимы, но смысл в них заложен разный.

Мораль (от лат. moralis - нравственный) - система норм и правил, регулирующих поведение, общение и другие виды взаимодействия людей в соответствии с принятой в обществе системой ценностей, взглядами на добро и зло.
Нравственность - это личные принципы поведения человека, практикуемые в реальной жизни нормы.

Моральные нормы могут отходить от своей строгости из-за жизненных обстоятельств человека и вот здесь этот человек будет действовать по своей внутренней морали, которая опирается на мировоззренческие убеждения и чувство совести. Можно сказать, что нравственность является практическим применением морали.

Сегодня нравственное воспитание является важной стороной общего развития дошкольников. Ведь только в процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение оценивать свои поступки и действия других людей.

Нормы морали - это конкретные нравственные требования к поведению людей, где говорится об общепринятых нравственных качествах, которые являются базовыми ценностями.
Моральные нормы во всем мире являются отражением развития общества на каком-либо историческом этапе. И формы проявления моральных норм могут быть различны. Это и религиозные предписания, всевозможные этические кодексы, обычаи, традиции и т. п.

Но следование моральным принципам - это добровольное, личное решение каждого человека.

Сегодня современному обществу очень не хватает индивидов, которые бесспорно и осознанно принимали и следовали моральным принципам, поэтому нравственное воспитание должно занимать важное место в формировании здоровой, гармоничной личности, так как фундамент такой личности начинает закладываться уже с самого малого возраста. Дошкольник, а тем более дошкольник старшей возрастной группы, является активным объектом становления гармоничной личностью в условиях окружающей действительности. Он может делать свой собственный выбор, совершать поступки и анализировать их, высказывать свое мнение и соглашаться с тем, что ему нравится.

Новорожденный ребенок не имеет никакого отношения не к моральным и не к нравственным ориентирам, он находится некоторое время по ту сторону добра и зла, что совершенно естественно, и на все происходящее вокруг, с точки зрения моральных и этических норм, реагирует спокойно и непосредственно. Но в дошкольном возрасте у детей появляется способности к оценке поступков своих и чужих, к безошибочному распознанию правильности и неправильности действий, объясняя и комментируя свое отношение к этому. Дети способны совершать как абсолютно добрые действия, поступки, так и иногда жестокие. Но всегда следует помнить и понимать, что по большей части это происходит под влиянием взрослых. Ведь дошкольники не являются сознательными нарушителями моральных норм и правил. Поэтому первой задачей педагога является помочь ребенку в разделении понятий добро и зло, правильно и неправильно.

В старшем дошкольном возрасте освоения норм морали происходит наиболее активно, на этом возрастном этапе в большей степени идет закрепление и четкая установка в сознании каждого старшего дошкольника этических правил, сформированности нравственных привычек, чувств, отношений. Именно в этом возрасте происходит развитие механизмов поведения и деятельности, в формировании личности дошкольника в целом. Происходит это согласно возрастным особенностям, так как это возраст активного эмоционально - волевого развития, полной осознанности в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками. И нами этот возраст выбран не случайно, так как расширяются возможности нравственного воспитания старших дошкольников.

Важным является направлять детей старшего дошкольного возраста в нужном направлении. И возможных путей для контролируемого и целенаправленного нравственного развития существует более чем достаточно. Это и сказкотерапия, и иллюстрирование литературных произведений, и художественное творчество, и мультфильмы, и разные виды детской деятельности, а также не менее важным и наиболее интересным для детей способом развития нравственного воспитания является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность способствует развитию коммуникативных возможностей речи дошкольников, особенно интенсивно это происходит, когда дети играют роли, перевоплощаясь в различных героев литературных произведений. Посредством этой деятельности развивается творческая активность детей, способность быстро реагировать на ситуации и менять тактику своего поведения. Дети, привлеченные к этой деятельности в будущем становятся художниками, актерами, режиссерами и просто людьми с наиболее устойчивыми нравственными принципами.

Кроме того театрализованная деятельность не является принудительной и неинтересной, скорее наоборот, она привлекает детей динамикой действия, ожившими куклами, непродолжительностью действия. Это как раз то, что нужно детям этого возраста, по той простой причине, что это основы возрастных особенностей. Через театрализованную деятельность у детей происходит знакомство с окружающим миром во всем его широком многообразии (образы, краски, звуки). Активно происходит формирование умственного развития, совершенствование речи, развитие творческого потенциала, исчезают ранее присутствующие комплексы. Ведь в процессе подготовки к роли ребенок работает над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, что способствует активизации лексического запаса, речевого словаря, совершенствуется звуковая культура речи, с точки зрения логопедии это огромный шаг ребенка в саморазвитии. Исполняя роли, и готовясь к ним, дети взаимодействуют друг с другом, общаются и понимают, что только вместе у них все получится. Тем самым происходит формирование навыков сотрудничества.

Театрализованная деятельность - это богатейший источник разнообразных чувств, глубоких переживаний, открытий, который формирует опыт социальных навыков поведения, так как любое литературное произведение, а особенно сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Благодаря этому ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Следует сказать, что не только познает, но и учится, а также выражает собственное мнение, отношение к плохому и хорошему, доброму и злому, анализируя, делает выводы проецируя на собственные поступки.

Развитие творческого потенциала детей осуществляется через создание драматического материала, исполнение своего замысла, оформление своего спектакля. Конечно же, театрализованная деятельность- это прежде всего игра для детей, значит, это не фиксированные действия, а импровизация-это главное свойство театрализованной деятельности, что в свою очередь, повышает интерес у дошкольников еще больше.

Самым доступным и понятным детям жанром театрального искусства, максимально приближенным к жанру детской игры является театр кукол. Где дети сначала смотрят спектакль разыгрываемый педагогом, затем выбирают героя и учатся говорить и, одновременно двигать ручками, а когда все получится, дети сами придумывают спектакль и разыгрывают его.

Таким образом, развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; создание атмосферы творчества; социально-эмоциональное развитие детей - три кита, которые способствуют успешной реализации театрализованной деятельности.

Театрально-игровая деятельность в полной мере способствует социально- личностному развитию - дети придумывают, сочиняют, разыгрывают сказки сначала в паре друг с другом, затем втроем, им приходится слушать своих партнеров, договариваться. Кроме того каждое сочинительство происходит исходя из заданной темы, например о нормах и правилах взаимоотношений людей. А это в свою очередь способствует лучшему усвоению всех морально-нравственных правил.

Из всего выше сказанного следует отметить, что театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию ребенка. В процессе театрализованной деятельности дошкольники приобретают новые знания, умения и навыки, для них создается полномасштабная и полноценная среда развития, в полной мере развиваются творческие способности, и все это происходит в привычной для них деятельности, которая является ведущей в старшем дошкольном возрасте-игре. Все это помогает каждому ребенку найти свое, особенное место и одновременно стать полноценным членом сообщества, равноправным партнером взаимодействия, с четкими и устойчивыми морально-нравственными принципами.

Список литературы:

1. Приказ № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

2. Программа «Развитие» под редакцией О. М. Дьяченко, Л. А. Венгер.

3. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. «Технология развития связной речи дошкольников»

4. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду»

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2002

6. Гаврилова Т.П. О воспитание нравственных чувств. - М., 2004

7. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…, М.,-2003

8. Каиров И.А., Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания, - 2004



© 2010-2022