- Преподавателю
- Другое
- Разработка урока-похода по географии
Разработка урока-похода по географии
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Скляр А.Н. |
Дата | 09.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок-поход "Природные комплексы нашей местности"
Скляр Александр Николаевич, учитель географии
Учено-воспитательные задачи урока:
-
Расширить знания учащихся о природных комплексах своей местности, сформировать умение выделять главные компоненты П.К., указать меры по охране окружающей среды. Научить фиксировать результаты наблюдений.
-
Дать представление об особенностях природы Кочковского района и своего села Черновка.
-
Развивать у учащихся умения называть и показывать особенности компонентов природы устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать тенденции в изменении природы под влияние деятельности человека.
Воспитательная:
-
Создать условия для повышения мотивации к обучению, для понимания необходимости охранять природу родного края.
-
Помочь учащимся осознать практическую значимость изучения природы Кочковского района на примере окрестностей села Черновка.
-
Способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к миру и чувства товарищества, дружбы, умения работать в коллективе.
Оборудование: полевые дневники, карандаши, ластик, линейка, транспортир, компас, рулетка, папка для гербария.
Ход урока
I этап. Подготовка к уроку
Вводная беседа в классе:
-
Сообщение целей работы во время урока - похода.
-
Вычерчивание плана местности с указанием остановок во время похода по карте аэрокосмического снимка окрестностей села Черновка.
-
Создание творческих групп по ведению полевых дневников.
-
Сообщение методики проведения практических работ на каждой из остановок похода.
-
Записывание заданий в полевой дневник.
школа
лесополоса
Река Карасук
луг
пашня
Задание № 1
Опишите П.К. своей местности по плану:
а) Географическое положение;
б) Особенности рельефа, горных пород, изменение рельефа под действием человека.
в) Особенности поверхностных вод, находящихся на территории нашего села; особенности реки Карасук ( питание реки, изменение уровня воды в реке по временам года, меры по охране).
г) Особенности почв АО «Черновское», их использование, меры по сохранению и повышению плодородия.
д) Растительный мир, изменение растительности под влиянием хозяйственной деятельности человека, меры по охране растительного мира.
Маршрут урока-похода
Остановки:
-
Лесополоса.
-
Река Карасук.
-
Степной участок.
-
Пашня.
Задание 2
1. Описать, как может измениться П.К. нашей местности если:
-
Резко уменьшится среднегодовое количество осадков;
-
Повысится уровень грунтовых вод;
2. Что можно изменить в П.К. нашей местности, чтобы улучшить условия для жизни и отдыха людей? Это задание творческое. Его можно выполнить дома.
Выполнение практической части работы по группам. Деление класса на группы по 4 человека.
II этап
Остановка № 1. Лесополоса.
-
Для чего человек сажает лесополосы?
-
Определение основных видов деревьев.
-
В полевой дневник зарисовать формы листьев 5 видов деревьев, или собрать небольшой гербарий из листьев, а на уроках биологии определить и описать эти виды деревьев.
-
Ответить на вопросы: Какова польза лесополос в нашей местности? Как давно они были посажены? Кто их сажал? Что будет, если они погибнут?
Остановка № 2. Изучение реки.
-
Записать в полевой дневник общие данные об реке ( длина, средняя ширина и глубина, скорость течения, исток и устье реки, название реки).
-
Исследовать водную растительность. Определить видовой состав растений.
-
Животный мир реки: водоплавающие птицы, промысловые животные, рыбы и другие обитатели реки.
-
Определить, нуждается ли эта река в охране? Какие мероприятия по охране данной реки могут провести учащиеся во время похода.
-
Зарисовать план - схему отдельного участка береговой линии реки.
Остановка № 3. Растительность степного участка.
-
Определить основные виды растительности.
-
Указать сроки цветения степных растений.
-
Собрать гербарные образцы 5 видов степных растений.
-
Указать основные меры по охране и использовании растительного покрова лесостепей Кочковского района и села Черновка.
Остановка №4. Изучение почвенного покрова нашей местности
-
Беседа о выполнении заданий по изучению почвы.
-
Общая характеристика почв.
-
Строение почвы ( изготовление и рассматривание почвенного монолита).
-
Особенности почв Новосибирской области и своего населенного пункта. Сравнение почв.
-
Использование почв.
-
Меры по охране и повышению плодородия.
III этап. Подведение итогов урока-похода
1. Сделать общий вывод об основных компонентах П.К. нашей местности. Как используются природные комплексы на территории нашего села. Обратить внимание на экологическое состояние природных объектов в окрестностях села.
2. Наметить пути решения некоторых экологических проблем выявленных в течение урока-похода.
3. Задание на дом: провести камеральную обработку записей в полевом дневнике, оформить гербарий растений луга и лесополосы с рисунками. Зарисовать на «чистовик» план-схему участка береговой линии реки и надписать растения и животные, которые обитают в данной реке.