Урок+презентация на тему Почва. Её состав и свойства (3-класс)

Данная работа проводилась с 11 летними детьми 3класса общеобразовательной школы. Урок - исследование по окружающему миру по теме «Почва. Её состав и свойства» даёт ученикам возможность провести исследовательскую работу, делать выводы. В материале имеются работы для выполнения индивидуально, парами, группами. Проводится практическая работа по составу почвы. Это развивает у учащихся самостоятельность, умение выслушивать мнение другого ученика. Воспитывает бережного отношения к природным богатствам...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Средняя общеобразовательная школа

имени Махмуд Кашгари

г. Кентау Южно-Казахстанской области - Казахстан

Урок окружающего мира

3-класс

«Почва. Её состав и свойства»

Урок+презентация на тему Почва. Её состав и свойства (3-класс)

Составитель:

Карабаева С.С.

учитель начальных классов

школы имени М.Кашгари

Кентау 2015

Тема: Почва. Её состав и свойства.

Цель урока: формирование представления о почвах; изучить состав и свойства почвы.

Задачи:

Образовательные : познакомить с разнообразием почв. Выявить основные свойства и состав почвы.

Развивающие : продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве.

Развивать мышление, наблюдательность, умение представить вывод, умение работать

в группе, находить общее решение.

Воспитательные : учить бережному отношению к земле. Воспитывать уважение к людям земледелия.

Тип урока: комбинированный; исследование.

Формы и методы:

Объяснительно-иллюстративный;

Проверочные карточки;

Работа в группах и в парах;

Обобщающая беседа.

Оборудование: проверочные карточки; образцы почв; спиртовка; стекло; стаканы с водой; штатив; кроссворд; презентация.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель проверяет готовность учеников к уроку.

В классе жду я вас всегда.
Вы готовы в путь, друзья?
Все преграды мы пройдем,
Знанья новые найдем.

2.Психологический настрой на урок.

Ты мой друг и я твой друг,
Вместе мы семья.
То, что не смогу один,
Сможем ты и я!

3.Проверка домашнего задания.

Краткий опрос по теме «Полезные ископаемые». (Слайд 4, 5, 6)

-Что такое полезное ископаемое?

-Какие виды полезных ископаемых бывают?

Индивидуальная работа: Карточки для учеников с индивидуальными заданиями.

Соедините стрелками правильные ответы. (Слайд 7)

Правила работы в группах: Давайте вспомним правила работы в группах. (Слайд 8)

В группе должен быть ответственный.

Работать должен каждый на общий результат.

Один говорит, другие слушают.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Если не понял, переспроси.

Работа в группах: Найти дополнительные материалы о полезных ископаемых и подготовить презентацию (домашнее задание). Представители из каждой группы выходят к доске и защищают свои работы.

Физминутка (музыкальная пауза)

4.Сообщение темы и цели урока.

Послушайте загадку и отгадайте. И вы узнаете тему сегодняшнего урока.

Есть на земле чудесная кладовая. Положите в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь - вместо одного мешка в кладовой - двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Скажите, как она называется?

-Это земля.

5. Изучение нового материала.

Значение слова «земля» несколько. (Слайд 10)

Это - Земной шар, поверхность, почва.

Сегодня мы будем говорить о почве. Вы узнаете состав почвы и её свойства, как она образуется.

Основные понятия: (Слайд 11)

Почва - верхний плодородный слой земли.

Чернозём - богатая перегноем почва.

Плодородие - способность почвы обеспечивать растения питательными веществами.

Найдите определение почвы в учебнике. (Слайд 12)

Почва - это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения.

Далее идёт переходный слой - менее плодородный и нижний слой - это горная порода.

Первое научное определение понятия «почва» дал В.В.Докучаев. (Слайд 14)

Было время, когда у нашей планеты отсутствовал почвенный покров. Миллионы лет земная поверхность являло собой голую каменную пустыню. Но постепенно ветры и вода разрушали их. Образование мельчайших частиц послужило основой для возникновения почвы. Потом появились растения. Отмирающие растения обогащали поверхностные слои почвы перегноем. (Слайд 15, 16, 17)

Главная часть почвы - перегной. Из перегноя под действием микробов образуются минеральные соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки под действием микробов попадают в почву и превращаются в перегной. Так и происходит круговорот веществ в почве.

Работа в группах:

Составьте схему «круговорот веществ в почве». (Слайд 18)



Разновидности почв: чернозёмные, подзолистые, песчаные. (Слайд 19)

Чем больше в почве перегноя, тем выше её плодородие. В плодородной почве лучше растут растения. Самое большое количество перегноя содержится в чернозёмных почвах.

В подзолистых почвах перегноя немного и много глины. Растения в них чахлые.

В песчаных почвах много песков.

В ледяных просторах Антарктиды и Арктики, в высоких горах нет почвы. (Слайд 20)

Животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух. Улучшают свойства почвы дождевые черви. Передвигаясь в почве, они разрыхляют её. Дождевые черви затаскивают в свои норки большое количество растительных остатков. Мелкие бактерии превращают остатки растений в минеральные удобрения. Так они обогащают почву перегноем. (Слайд 21, 22)

-Давайте посмотрим фильм о путешествии дождевого червячка.

В почве живут различные насекомые и их личинки, миллионы бактерий. В земле роют свои норы мыши, кроты, суслики. (Слайд 23, 24)

6. Обобщение и закрепление знаний.

Работа в парах: Вспомним правила работы в паре. (Слайд 26)

Работать должны оба.

Один говорит, другой слушает.

Если не понял, переспроси.

Своё несогласие высказывай вежливо.

Карточки для работы в паре: Раскрасить. (Слайд 27)

Урок+презентация на тему Почва. Её состав и свойства (3-класс)

Практическая работа: Состав почвы.

Итак, нам предстоит узнать, из чего состоит почва. У каждого на парте коробочки с почвой. Рассмотрите их.

-Какого она цвета?

-В почве есть остатки листьев, мелкие корешки, части насекомых, червей и другие мелкие животные.

-Проведём опыты:

Опыт 1: В стакан с водой бросим кусочек сухой почвы. Что заметили?

(Из почвы выходят пузырьки воздуха)

Вывод: В почве содержится воздух.

Опыт 2: Опустим почву в стакан с водой и тщательно размешиваем. Пипеткой возьмём несколько капель этой воды и поместим в предметное стекло. Нагреем стекло над огнём свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налёт.

Вывод: В почве содержатся минеральные соли, которые могут растворяться в воде.

Опыт 3: Положим почву в крышечку. Нагрею крышечку с почвой над пламенем свечи. А над почвой буду держать стекло. Чем объяснить, что стекло сначала становится влажной, а потом на ней появляются капельки воды.

Вывод: В почве содержится вода. При нагревании вода испаряется.

Опыт 4: Продолжим нагревать почву в огне. Через некоторое время увидим дым и почувствуем неприятный запах.

Вывод: Это сгорает часть почвы, которое состоит из остатков растений и мелких животных. Это - составная часть почвы - перегной. Перегной придаёт почве тёмный цвет.

Опыт 5: Опустим немного почвы в стакан с водой и размешиваем. Дадим отстоять. На дно стакана оседает слой песка, поверх его - слой глины, сверху - слой тёмного цвета - это перегной.

Вывод: В почве содержатся песок и глина.

Работа в группах:

Составить схему-кластер - из чего состоит почва. (Слайд 29)

Работа с тестом: (Слайд 30, 31, 32)

1.Плодородие почвы зависит от количества:

А) песка

Б) перегноя

В) глины

Г) солей

2.Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:

А) песок

Б) глина

В) перегной

Г) ил

3.Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются:

А) вода

Б) воздух

В) камни

Г) соли

7. Итог урока.

Это интересно! Образование почвы. (Слайд 33)

1см почвы за 250-300 лет

20см за 5-6 тысяч лет

Земля-мать тому, кто умеет с ней обращаться.
Спасая почву, мы спасаем себя и жизнь на нашей планете.

Давайте же и мы с вами любить, ценить землю, заботиться о ней. Тогда она будет радовать нас своими богатствами.

8. Рефлексия.

Давайте прикрепим свои смайлики на доске. (Слайд 35, 36)

Урок+презентация на тему Почва. Её состав и свойства (3-класс)Я доволен собой, у меня всё получилось. Хочу знать больше.

Урок+презентация на тему Почва. Её состав и свойства (3-класс)У меня не всё получилось, но я постараюсь.

Урок+презентация на тему Почва. Её состав и свойства (3-класс)Ничего не понятно на уроке.

Ответить на вопросы:

Что узнал? Что смог? Что понравилось?

-На картине с цветами и сердечками спряталось волшебное слово. Найдите их.

(Слайд 37)

-Да, это слово «молодцы» и вы молодцы, отлично поработали.

9. Выставление оценок.

Оценка учеников по подсчёту смайликов.

10. Домашнее задание. Подобрать материал о животных почв. Прочитать тему из учебника и ответить на вопросы.

Список литературы:

1. Познание мира. Учебник для 3-класса.2011г.

2. Справочник для начальной школы. Корчагина О.Ю.

3. Детская энциклопедия. Эллиот Дж. 2000г.

4. ru.wikipedia.org/wiki.Докучаев В.В.

5. ru.wikipedia.org/wiki. Почва.

6. google.kz. Состав и строение почвы.

7. youtube.com. Путешествие дождевого червячка.

8. youtube.com.Видеоурок «Как образуется почва» Шарова И.В. 2011г.

9. nachalka.edu.ru/

10. google.kz/search

© 2010-2022