- Преподавателю
- Другое
- Разработка урока по черчению Шпоночное соединение (9класс)
Разработка урока по черчению Шпоночное соединение (9класс)
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Редкозубова А.И. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок в 9 классе
Учитель Редкозубова А.И.
Тема: ЧЕРТЕЖ ШПОНОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯ
Цели: научить учащихся выполнять чертеж шпоночного соединения; правильно пользоваться справочными таблицами; расширить политехнический кругозор; воспитывать аккуратность в ходе графической деятельности.
Тип урока: урок усвоения знаний, формирования умений, навыков.
Методы проведения: объяснение; беседа; практическая работа.
Оборудование: модель шпоночного соединения; модель шпонок; таблица шпоночного соединения; справочная таблица; карточки-задания.
Ход урока
I. Организационная часть (1 мин).
П. Изучение нового материала. Формирование умений, навыков построения чертежа шпоночного соединения (12 мин).
Тема сегодняшнего урока: «Чертеж шпоночного соединения». (На доске название темы.)
Вопрос: Скажите, для чего нужны соединения? И к каким видам соединения относятся шпоночные? (Мнения учащихся.)
Обобщение. Одно из наиболее распространенных разъемных соединений деталей - шпоночное.
Вопрос: Как вы думаете, из каких деталей состоит шпоночное соединение и для чего оно предназначено? (Мнения учащихся.)
Рис.1
Шпонка предназначена для соединения вала с посаженной на него деталью: шкивом, зубчатым колесом, маховиком и др. (см. рис. 1, а). Чтобы шкив вращался вместе с валом, в них прорезают пазы (шпоночные канавки), в которые закладывают шпонку (см. рис. 1, б). (Показ модели шпоночного соединения.)
Существует несколько типов шпонок (см. рис. 2).
На наглядном изображении соединения призматической шпонкой втулка (см. рис. 3) показана в разрезе, чтобы ясно была видна шпонка. На полках линий-выносок нанесены цифры. Они соответствуют номерам, которые присвоены деталям. (Показ таблицы чертежей соединения.)
Рис. 3. Чертеж деталей шпоночного соединения
III. Закрепление изученного материала (14 мин).
Вопросы и задания для закрепления:
=> Что означает запись Шпонка 12*8*601
=> Как читают запись Шпонка сегм. 8*151
=>Пользуясь таблицей, напишите, какие размеры будут иметь шпонка и пазы соединения призматической шпонкой, если диаметр вала 42 мм.
=> А сейчас прочитаем сборочный чертеж шпоночного соединения по рисунку (см. рис. 4). На нем изображено соединение рычага (деталь 1) с валом (деталь 2) при помощи шпонки (деталь 3).
Рис. 4. Чертеж для чтения
Вопросы к рисунку:
=> Что означают две концентрические окружности, обозначенные цифрой 1 (в кружке)?
=> Что означают две горизонтальные линии, обозначенные цифрой 3 (в кружке)?
=> К какой детали относится поверхность, обозначенная цифрой 2 (в кружке)?
=> Почему поверхности, обозначенные цифрами 4 и 5 (в кружках), не заштрихованы? К каким деталям они относятся?
=> К какой детали относится поверхность, обозначенная цифрой 6 (в кружке)?
(Ответы учащихся.)
IV. Практическая работа (15 мин).
Упражнения по карточкам на выполнение чертежа шпоночного соединения. Задание: начертите ступицу с валом, соединенную с ним при помощи призматической шпонки (см. рис. 5). Размеры шпонки и паза определите по таблице. Порядок выполнения упражнения:
1)раздача карточек-заданий, справочных таблиц;
-
работа над содержанием задания;
-
требования к графической работе, показ типичных ошибок;
-
выполнение упражнения;
-
анализ выполненных работ.
Каждая шпонка на сборочном чертеже имеет условное обозначение. Например, запись Шпонка 12*8*60 означает, что призматическая шпонка имеет следующие размеры: ширина 12 мм, высота 8 мм, длина 60 мм. Запись Шпонка сегм. 8*15 читают так: шпонка сегментная, толщина 8 мм, высота 15 мм.
ТАБЛИЦЫ НА ДОСКЕ.
1.Шпонка 12*8*60 ГОСТ 8789-68
12 - ширина (мм)
8 - высота (мм)
60 - длина (мм).
2. Шпонка сегм. 8*15 ГОСТ 1139-58
Шпонка сегментная
8 - толщина (мм)
15 - высота (мм).
Так как размеры шпонок стандартизированы, то, следовательно, стандартизированы форма и размеры шпоночных канавок (пазов) на вале и во втулке. Выбирают эти размеры в зависимости от диаметра вала, входящего в соединение.
При помощи таблицы, в которой указаны диаметр вала, соответствующие ему размеры шпонок (ширина, высота) и глубина шпоночных пазов (для вала и для втулки), можно сделать следующее: например, диаметр вала равен 18 мм, найдем размеры шпонки. Ее ширина 6 мм, высота 6 мм. Длину шпонки выберем в необходимых пределах. Возьмем ее равной 30 мм. Глубина паза на валу 3,5 мм, глубина паза во втулке - 2,8 мм.
Шпонки призматические, мм
Диаметр вала D
Размеры сечения шпонок b-h
Глубина пазов
Вал t
Втулка t1
Свыше 1 7 до 22
6x6
3,5
2,8
Свыше 22 до 30
8x7
4,0
3,3
Свыше 30 до 38
10x8
5,0
3,3
Свыше 38 до 44
12x8
5,0
3,3
Свыше 44 до 50
14x9
5,5
3,8
Свыше 50 до 58
16x10
6,0
4,3
V. Заключительная часть (2 мин).
Подведение итогов урока. Учащиеся сдают свои чертежи учителю. Учитель указывает на ошибки, допущенные учащимися при выполнении чертежа шпоночного соединения, ставит оценки.
VI. Домашнее задание (1 мин).
Упр. 5.4 по учебнику.