Разработка урока по черчению Шпоночное соединение (9класс)

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 9 классе

Учитель Редкозубова А.И.


Тема: ЧЕРТЕЖ ШПОНОЧНОГО СОЕДИНЕНИЯ

Цели: научить учащихся выполнять чертеж шпоночного со­единения; правильно пользоваться справочными таблицами; рас­ширить политехнический кругозор; воспитывать аккуратность в ходе графической деятельности.

Тип урока: урок усвоения знаний, формирования умений, навыков.

Методы проведения: объяснение; беседа; практическая работа.

Оборудование: модель шпоночного соединения; модель шпонок; таблица шпоночного соединения; справочная таблица; карточки-задания.

Ход урока

I. Организационная часть (1 мин).

П. Изучение нового материала. Формирование умений, на­выков построения чертежа шпоночного соединения (12 мин).

Тема сегодняшнего урока: «Чертеж шпоночного соединения». (На доске название темы.)

Вопрос: Скажите, для чего нужны соединения? И к каким видам соединения относятся шпоночные? (Мнения учащихся.)

Обобщение. Одно из наиболее распространенных разъем­ных соединений деталей - шпоночное.

Вопрос: Как вы думаете, из каких деталей состоит шпоночное соединение и для чего оно предназначено? (Мнения учащихся.)

Разработка урока по черчению Шпоночное соединение (9класс)

Рис.1

Шпонка предназначена для соединения вала с посаженной на него деталью: шкивом, зубчатым колесом, маховиком и др. (см. рис. 1, а). Чтобы шкив вращался вместе с валом, в них прорезают пазы (шпоночные канавки), в которые закладывают шпонку (см. рис. 1, б). (Показ модели шпоночного соединения.)

Существует несколько типов шпонок (см. рис. 2).

Разработка урока по черчению Шпоночное соединение (9класс)

На наглядном изображении соединения призматической шпонкой втулка (см. рис. 3) показана в разрезе, чтобы ясно была видна шпонка. На полках линий-выносок нанесены цифры. Они соответствуют но­мерам, которые присвоены деталям. (Показ таблицы чертежей соеди­нения.)

Разработка урока по черчению Шпоночное соединение (9класс)

Рис. 3. Чертеж деталей шпоночного соединения

III. Закрепление изученного материала (14 мин).

Вопросы и задания для закрепления:

=> Что означает запись Шпонка 12*8*601

=> Как читают запись Шпонка сегм. 8*151

=>Пользуясь таблицей, напишите, какие размеры будут иметь шпонка и пазы соединения призматической шпонкой, если диаметр вала 42 мм.

=> А сейчас прочитаем сборочный чертеж шпоночного соеди­нения по рисунку (см. рис. 4). На нем изображено соединение ры­чага (деталь 1) с валом (деталь 2) при помощи шпонки (деталь 3).

Разработка урока по черчению Шпоночное соединение (9класс)

Рис. 4. Чертеж для чтения

Вопросы к рисунку:

=> Что означают две концентрические окружности, обозначен­ные цифрой 1 (в кружке)?

=> Что означают две горизонтальные линии, обозначенные цифрой 3 (в кружке)?

=> К какой детали относится поверхность, обозначенная циф­рой 2 (в кружке)?

=> Почему поверхности, обозначенные цифрами 4 и 5 (в кружках), не заштрихованы? К каким деталям они относятся?

=> К какой детали относится поверхность, обозначенная циф­рой 6 (в кружке)?

(Ответы учащихся.)

IV. Практическая работа (15 мин).

Разработка урока по черчению Шпоночное соединение (9класс)

Упражнения по карточкам на выпол­нение чертежа шпоночного соединения. Задание: начертите ступицу с валом, соединенную с ним при помощи призма­тической шпонки (см. рис. 5). Размеры шпонки и паза определите по таблице. Порядок выполнения упражнения:

1)раздача карточек-заданий, спра­вочных таблиц;

  1. работа над содержанием задания;

  2. требования к графической работе, показ типичных ошибок;

  3. выполнение упражнения;

  4. анализ выполненных работ.

Каждая шпонка на сборочном чертеже имеет условное обозна­чение. Например, запись Шпонка 12*8*60 означает, что призмати­ческая шпонка имеет следующие размеры: ширина 12 мм, высота 8 мм, длина 60 мм. Запись Шпонка сегм. 8*15 читают так: шпонка сегментная, толщина 8 мм, высота 15 мм.

ТАБЛИЦЫ НА ДОСКЕ.

1.Шпонка 12*8*60 ГОСТ 8789-68

12 - ширина (мм)

8 - высота (мм)

60 - длина (мм).

2. Шпонка сегм. 8*15 ГОСТ 1139-58

Шпонка сегментная

8 - толщина (мм)

15 - высота (мм).

Так как размеры шпонок стандартизированы, то, следователь­но, стандартизированы форма и размеры шпоночных канавок (па­зов) на вале и во втулке. Выбирают эти размеры в зависимости от диаметра вала, входящего в соединение.

При помощи таблицы, в которой указаны диаметр вала, соот­ветствующие ему размеры шпонок (ширина, высота) и глубина шпоночных пазов (для вала и для втулки), можно сделать следую­щее: например, диаметр вала равен 18 мм, найдем размеры шпон­ки. Ее ширина 6 мм, высота 6 мм. Длину шпонки выберем в необ­ходимых пределах. Возьмем ее равной 30 мм. Глубина паза на валу 3,5 мм, глубина паза во втулке - 2,8 мм.

Шпонки призматические, мм

Диаметр вала D

Размеры сечения шпонок b-h

Глубина пазов

Вал t

Втулка t1

Свыше 1 7 до 22

6x6

3,5

2,8

Свыше 22 до 30

8x7

4,0

3,3

Свыше 30 до 38

10x8

5,0

3,3

Свыше 38 до 44

12x8

5,0

3,3

Свыше 44 до 50

14x9

5,5

3,8

Свыше 50 до 58

16x10

6,0

4,3

V. Заключительная часть (2 мин).

Подведение итогов урока. Учащиеся сдают свои чертежи учи­телю. Учитель указывает на ошибки, допущенные учащимися при выполнении чертежа шпоночного соединения, ставит оценки.

VI. Домашнее задание (1 мин).
Упр. 5.4 по учебнику.


© 2010-2022