Рабочая программа дополнительного образования Росток-к

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рабочая программа дополнительного образования Росток-к

Оглавление программы







  1. Пояснительная записка…………………………………………………………3

  • Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность программы……………………………………………………………………3

  • Цель программы……………………………………………………………..4

  • Задачи программы…………………………………………………………...4

  • Отличительные особенности………………………………………………..5

  • Ожидаемые результаты и способы их проверки……………………………5

  • Основные формы деятельности …………………………………………...7



  1. Учебно - тематический план дополнительной общеобразовательной программы……………………………………………………………………….8



  1. Содержание дополнительной общеобразовательной программы………….11



  1. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы………………………………………………………………………..24



  1. Материально-техническое обеспечение программы………………………….32



  1. Список используемой литературы…………………………………………......33



  1. Список литературы, рекомендуемой детям……………………………………34

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная программа «Росток-к» туристско-краеведческой направленности.

Дополнения и изменения в программу «Росток-к » были внесены в декабре 2013г. в связи с новыми требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ согласно ФГОС и «Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». За основу взят системно-деятельностный подход, развитие УУД.

Формирование мотивации к познанию своего родного края, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, обеспечение гражданско-патриотического воспитания, развитие УУД легло в основу работы по данной программе.

Программа «Росток-к» помогает познакомиться не только с географией и экологией родного края, но дает элементарные знания по здоровому образу жизни, расширяет знания о себе, своих возможностях и способностях, обучает основам туризма, развивает умение ориентироваться в мире взрослых, занимать активную жизненную позицию, преодолевать трудности адаптации в современном мире, знакомит ребят с основами проектной и исследовательской деятельности.

Новизна программы

заключается:

-в консолидации основных конструктивных знаний по краеведению с опорой на экологические проблемы края с использованием методов исследовательской деятельности;

-в развитии творческой активности обучающихся;

-в применении вариативных форм обучения с использованием сетевых ресурсов с преобладанием практической занятости обучающихся, активное участие в акциях и конкурсах.

Актуальность программы

-Актуальность данной программы возрастает в связи с принятием Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» и «Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях», где на первое место в основных направлениях организации воспитания и социализации учащихся ставится гражданско-патриотическое: «формирование ценностных представлений о любви к России,… к своей малой Родине, формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России», так же в программе не осталось без внимания и экологическое воспитание подрастающего поколения - «формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты».

В связи с этим большое значение приобретает проблема воспитания подрастающего поколения, принятия им национальных ценностей и традиций. Решение поставленных вопросов осуществляется при реализации программы «Росток-к».

-Актуальность данной программы возрастает в связи с тем, что она основана на методах ЗОЖ, дает мотивацию к активной жизненной позиции, включает методики коллективной творческой деятельности, метод проектной и исследовательской деятельности обучающихся. В образовательном процессе используются электронные учебно - методические комплекты и ресурсы, применяются различные сетевые формы обучения.

Педагогическая целесообразность программы:

- простор для творческой деятельности в рамках образовательного процесса;

- один из основных методов: дидактическая игра, что соответствует данной возрастной категории обучающихся;

- обучающийся узнает много нового и интересного о родных и очень знакомых уголках и улочках родного края;

- социальная адаптация обучающихся;

-формирование общей культуры обучающихся;

-в развитии личностных и метапредметных УУД.

Цель программы - гражданско-патриотическое воспитание и формирование позитивных жизненных ценностей в процессе эколого-краеведческой деятельности обучающихся.

Основные задачи программы:

Обучающие:

-обучение основам техники пешеходного туризма, приемам техники безопасности, организации быта в походах, экспедициях;

-расширение знаний об окружающем мире;

-углубление знаний по основам географии, биологии, экологии, полученных в школе (интеграция основного и дополнительного образования);

-обучение приемам исследовательской и проектной деятельности;

-изучение теоретической и разработка практической системы знаний о сохранении и укреплении здоровья, организации здорового образа жизни.

Развивающие:

-интеллектуальное и духовно-нравственное развитие учащихся;

-развитие творческой, познавательной и исследовательской активности;

-развитие устной речи, умения выступать перед аудиторией, проводить занятия с младшими воспитанниками;

-развитие умения вести ЗОЖ;

-развитие умения видеть красоту окружающего мира;

-развитие эстетического мировоззрения у обучающихся.

Воспитательные:

-воспитание патриотизма;

-воспитание экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды и стремления к конкретной деятельности по ее изучению, охране, воспроизведению;

-воспитание коллективизма, освоение стандартов культуры труда и общения;

-воспитание самообладания и силы воли;

-воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Отличительные особенности:

-заложен системно-деятельностный подход, развитие УУД;

-интеграция краеведения и экологии;

-увеличено количество часов на практические, творческие задания;

-предусмотрена работа с интернет - ресурсами и дистанционно;

-предусмотрены часы для самостоятельной работы.

Программа рассчитана на 3 года обучения для обучающихся в возрасте 9-12 лет. Работа в объединениях ведется с постоянным составом обучающихся, набор детей свободный (без конкурсного отбора) в начале учебного года. Время, отведенное на обучение, составляет 216 часов в год, причем практические занятия составляют большую часть программы. Занятия проводятся три раза в неделю по два академических часа.

Занятия разделены по тематическим разделам. Разделы имеют теоретическую и практическую часть, время для самостоятельной и дистанционной работы, работы с электронными ресурсами.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ

к концу первого года обучения обучающийся

должен знать:

-историю развития туризма;

-основные способы оказания первой доврачебной помощи;

-историю образования Земли Саратовской;

-природные зоны, растительный и животный мир края;

-этапы исследовательской и проектной деятельности;

-понятие «экологическая тропа»;

-правила поведения на экологической тропе;

-технику безопасности при проведении различных мероприятий;

-понятие здорового образа жизни и его структурные компоненты.

должен уметь:

-определять местоположение по карте, ориентироваться по компасу;

-оказать первую доврачебную помощь;

-работать с дидактическим материалом;

-работать с различными источниками информации;

-вести наблюдения, оформлять дневники наблюдений;

-экологически грамотно вести себя в природе;

-пропагандировать эколого-краеведческие знания;

-выражать свои мысли, оценивать свои поступки;

-позитивно общаться с окружающими.

к концу второго года обучения обучающийся

должен знать:

-основы подготовки и организации туристского путешествия;

-виды туризма, требования, предъявляемые к одежде туриста, правила санитарии и гигиены;

-технику безопасности в походе;

-географическое положение, рельеф, природные условия края;

-основы гидрографии области;

-растительный и животный мир края;

-краеведческие объекты родного края;

-основы природоохранной деятельности;

-основы исследовательской и проектной деятельности;

-основы ЗОЖ.

должен уметь:

-организовывать привалы и ночлеги в походе;

-подбирать одежду для походов и экспедиций;

-комплектовать походную аптечку;

-организовывать свою исследовательскую и проектную деятельность;

-определять растения различных природных зон;

-определять типичных животных визуально, по голосу, по следам жизнедеятельности;

-вести фенологические наблюдения;

-организовывать экологические тропы;

-делать целеполагание и планирование своей работы;

-видеть красоту окружающего мира.

к концу третьего года обучения обучающийся

должен знать:

-историю освоения и развития края;

-жизнь губернии в годы Великой Отечественной войны;

-историю образования и развития старейших улиц города;

-ландшафтные зоны края;

-реки области;

-лекарственные и ядовитые растения;

-что такое родники и как они образуются;

-ООПТ края.

должен уметь:

-пользоваться полученными эколого - туристскими знаниями, умениями, навыками;

-вести диалоговые формы взаимодействия;

-проводить органолептические исследования проб воды;

-изучать и описывать природные объекты, разрабатывать предложения по их рациональному использованию и охране;

-презентовать свою работу;

-проводить рефлексию;

-уметь прогнозировать и корректировать свою работу.

ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ

Экскурсии; тестовые задания на бумажных и электронных носителях; анкетирование; опрос; дидактические игры; творческие задания; выставки; диагностика; рефлексия; участие в конкурсах, конференциях и семинарах; выступление на массовых мероприятиях; участие в воспитательных мероприятиях; итоговые занятия.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-экскурсии и походы;

-изучение и описание природных объектов родного края с целью их рационального использования и сохранения;

-выявление случаев негативного воздействия человека на окружающую среду, участие в их ликвидации, изучение экологических загрязнений;

-изучение и описание природных объектов с целью создания экологических троп;

-изучение литературных источников, интернет - ресурсов, материалов краеведческого музея, архивных документов по истории края;

-участие в различных научно-практических мероприятиях (конференциях, конкурсах, олимпиадах, семинарах и т. д.);

-участие в проектной и исследовательской деятельности;

-оказание посильной помощи в сохранении флоры и фауны особо охраняемых природных территорий (ООПТ);

-игры, конкурсы и другие массовые мероприятия;

-творческие задания;

-пропаганда природоохранной деятельности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Наименование тем и разделов

Всего

часов

Теор.

(час)

Прак.

(час)

Дист.

Сам.

(час)

1.

Идем в поход

1.1

Туризм. История туризма

4

2

1

1

1.2

Собираемся в поход

4

2

2


1.3

Путешествие по карте

8

4

4


1.4

Первая помощь в походе

2

1

1


1.5

Техника безопасности в походе

2

1

1


1.6

На привале

2


1

1

ИТОГО

22

10

10

2

2.

Земля Саратовская

2.1

История образования Земли Саратовской

6

2

2

2

2.2

Саратовский край на карте страны

4

2

2


2.3

Туристские возможности края

6

2

2

2

2.4

По историческим местам

12

4

6

2

2.5

По знакомым улочкам

18

8

8

2

2.6

Город культуры

6

2

2

2

ИТОГО

52

20

22

10

3.

Природа нашего края

3.1

Природные зоны края

4

2

2


3.2

Природные ресурсы края

2

1

1


3.3

Животный мир края

14

6

6

2

3.4

Растительный мир края

14

6

6

2

3.5

Климат Саратовской области

2

1

1


ИТОГО

36

16

16

4

4.

Основы экологии

4.1

Организация экологической работы

10

4

4

2

4.2

Наблюдения в природе

20

2

16

2

4.3

Основы исследовательской работы

36

4

26

6

4.4

Охранная деятельность

22

10

10

2

4.5

Экологическая тропа

16

2

14


4.6

Итоговое занятие

2


2


ИТОГО

106

22

72

12

ИТОГО за период обучения

216

68

120

28


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Наименование тем и разделов

Всего

часов

Теор.

(час)

Прак.

(час)

Дист.

Сам.

(час)

1.

Подведение итогов летнего сезона

1.1

Организационное занятие

2

1

1


ИТОГО

2

1

1


2.

Основы туристской подготовки

2.1

История развития туризма.

Туристские путешествия

4

2

1

1

2.2

Подготовка и организация туристского путешествия

4

1

2

1

2.3

Техника безопасности при проведении занятий, походов, экспедиций

2

1

1


2.4

Правила санитарии и гигиены

2

1

1


2.5

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

2

1

1


ИТОГО

14

6

6

2

3.

Саратовский край

3.1

Географическое положение, рельеф, природные условия и ресурсы края

16

8

6

2

3.2

Гидрография области

6

2

2

2

3.3

Растительный мир края

8

4

4


3.4

Животный мир нашего края

8

4

4


3.5

Птицы Саратовской области

8

4

4


ИТОГО

46

22

20

4

4.

Краеведение

4.1

С 16 века до наших времен

10

4

4

2

4.2

Краеведческие объекты родного края

10

4

4

2

4.3

Мемориальные доски рассказывают

20

8

10

2

4.4

Саратов театральный

10

4

4

2

4.5

Встречи с интересными людьми

10

2

8


ИТОГО

60

22

30

8

5.

Организация экологической работы. Наблюдения в природе

5.1

Охрана окружающей среды.

Природоохранная деятельность

16

4

10

2

5.2

Фенологические наблюдения

16

4

12


5.3

Природный комплекс и его компоненты

10

4

6


5.4

Основы исследовательской деятельности

20

2

16

2

5.5

Участие в экологических акциях, проектах, конференциях

18

2

14

2

5.6

Экологическая тропа

12

2

8

2

5.7

Итоговое занятие

2


2


ИТОГО

94

18

68

8

Итого за период обучения

216

69

125

22

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Наименование тем и разделов

Всего

часов

Теор.

(час)

Прак.

(час)

Дист.

Сам.

(час)

1.

Подведение итогов летнего сезона

1.1

Организационное занятие

2

1

1


ИТОГО

2

1

1


2.

Город на Волге

2.1

Отправляемся открывать новое

4

2

2


2.2

«В глушь, в Саратов…»

16

6

8

2

2.3

Саратов в годы Великой Отечественной войны

16

6

8

2

2.4

Памятники и памятные места Саратовской области

20

10

10


2.5

Мемориальные доски

20

8

10

2

2.6

По знакомым улочкам

20

8

10

2

2.7

Встреча с известными людьми области

10


8

2

ИТОГО

106

40

56

10

3.

Юным любителям природы

3.1

Ландшафтные зоны края

4

2

2


3.2

Реки области

4

2

2


3.3

Родники Саратовской области

6

2

2

2

3.4

Животный мир края

8

4

4


3.5

Птицы нашей области

8

2

4

2

3.6

Ядовитые растения области

4

2

2


3.7

Лекарственные растения

4

2

2


3.8

Красная книга

6

2

2

2

3.9

ООПТ

8

4

4


3.10

Наблюдения в природе

20

2

14

4

3.11

Юные исследователи окружающей среды

20

4

14

2

3.12

Экологическая тропа

14

2

12


3.13

Итоговое занятие

2


2


ИТОГО

108

30

66

12

Итого за период обучения

216

71

123

22

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

1.ИДЕМ В ПОХОД


1.1 Туризм. История туризма

Туризм - средство познания своего края. История развития туризма в России. Знаменитые русские путешественники.

Практические занятия

Анкетирование членов объединения. Игра - знакомство "Давайте познакомимся", метод «Тренинг общения». Знакомство с электронными ресурсами учреждения и педагога.

1.2 Собираемся в поход

Туристское (личное и групповое) снаряжение. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Правила разведения костра.

Питание в походе. Подготовка и организация путешествия.

Практические занятия

Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком, колюще-режущими предметами. Дидактическая игра «Собираемся в поход».

1.3 Путешествие по карте

Топографическая карта. Масштаб. Условные знаки топографических карт.

Спортивная карта, её назначение, отличие от топографической карты. Условные знаки спортивной карты: населенные пункты, дорожная сеть, сооружения, растительный покров, изображения рельефа на топографической и спортивной картах.

Практические занятия

Определение масштаба карты. Дидактическая игра "Путешествие по карте».

Ориентирование по компасу. Компас и его устройство, правила обращения. Действие при потере ориентировки.

1.4 Первая помощь в походе

Медицинская аптечка. Её комплектование, хранение, транспортировка. Перечень и назначение лекарственных препаратов. Личная аптечка туриста.

Практические занятия

Помощь при различных травмах (переломы, кровотечения), тепловом и солнечном ударе, ожогах, укусах насекомых и пресмыкающихся.

Правила переноски пострадавшего.

1.5 Техника безопасности в походе

Дисциплина в походе и на занятиях - основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении и на улице.

Правила поведения при движении группы (пешком или на транспорте).

Практические занятия

Меры безопасности при преодолении естественных препятствий.

Правила поведения в незнакомом населенном пункте.

Правила поведения в условиях полевого лагеря. Правила купания.

Составление собственных (одобренных коллективом) норм и правил «Правила поведения…».

1.6 На привале

Бардовская песня. Исполнители бардовской песни.

Практические занятия

Бардовская песня. Исполнители бардовской песни. Составление презентаций на тему: «Бардовская музыка».

2. ЗЕМЛЯ САРАТОВСКАЯ

2.1 История образования Земли Саратовской

Первое описание Саратова. Левый и правый берег. Саратов на горах. Герб города. Путешественники о Саратове.

Практические занятия

Краеведческая викторина. Творческая мастерская. Знакомство с сайтами и интернет - ресурсами известных краеведов области.

Составление и разработка презентаций об истории образования города на Волге.

2.2 Саратовский край на карте страны

Географическое положение города на Волге. Наши соседи. Реки области.

Практические занятия

Дидактическая игра «Путешествие по карте».

2.3 Туристские возможности края

Наиболее интересные места походов и экскурсий. Музеи края. Особо охраняемые природные территории (ООПТ).

Практические занятия

Экскурсия по своему населенному пункту, посещение музеев (возможно с использованием интернет - ресурсов и сайтов музеев), разработка новых туристских маршрутов (в виде презентаций и электронных пособий).

2.4 По историческим местам

Исторические и памятные места Саратова от времен образования до наших дней, исторические места, связанные с Великой Отечественной войной, Саратов прифронтовой, первый полет человека в космос, Саратов и православие.

Практические занятия

Экскурсии по историческим местам, работа с интернет - ресурсами и сайтами известных людей - историков Саратовской области, встречи с ветеранами ВОВ, участие в конкурсах и акциях по заданной тематике.

Творческие мастерские. Подготовка мини-проектов и презентаций по истории родного края, защита проектов.

2.5 По знакомым улочкам

Почему мы их так называем. Знакомство с историей появления улиц Саратова. Достопримечательности улиц.

Практические занятия

Эссе «Улица моего детства». Встреча с краеведами края. Знакомство с интернет - ресурсами и сайтам музеев и фондов, интересующихся данным вопросом. Подготовка работ на конкурс по теме «Моя малая Родина», составление путеводителя «По улицам Саратова». Разработка презентаций.

2.6 Город культуры

История возникновение театров в провинции, крепостные актеры, первый детский театр.

Практические занятия

Встречи с работниками культуры, посещение театров и объектов культуры г. Саратова.


3. ПРИРОДА НАШЕГО КРАЯ

3.1 Природные зоны края

Что такое природные зоны края. Почему мы их так делим. Лесостепная зона, степь, зона полупустынь. Отличительные особенности каждой природной зоны.

Практические занятия

Дидактическая игра «Природные зоны Саратовской области». Решение кроссвордов. Конкурс загадок, пословиц и поговорок. Знакомство с работами фотоконкурса «Природа нашего края».

3.2 Природные ресурсы края

Что такое полезные ископаемые. Нефть, газ, известняк, мел, глина, пески. Их значение в жизни человека.

Практические занятия

Работа с коллекцией полезных ископаемых.

3.3 Животный мир края

Обитатели лесов, степей и полупустынь. Места обитания, пища, повадки в различные времена года. Животные, занесенные в Красную книгу Саратовской области.

Практические занятия

Наблюдения за повадками животных. Викторина. Составление и решение кроссвордов, конкурс загадок, пословиц и поговорок. Творческое задание: «Малая Красная книга».

3.4 Растительный мир края

Растения разных природных зон. Первоцветы. Лекарственные растения. Растения, занесенные в Красную книгу Саратовской области.

Практические занятия

Наблюдения за ростом и развитием растений. Экологическая тропа «Первоцветы», «Лекарственные растения». Составление и решение кроссвордов. Викторина.

3.5 Климат Саратовской области

Температурный режим. Осадки. Времена года: зима, весна, лето, осень.

Практические занятия

Наблюдение за температурой, осадками, направлением ветра в различные времена года. Конкурс загадок.

4.ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

4.1 Организация экологической работы

Экология - наука о взаимосвязях в природе. Экологические факторы, их влияние на природные комплексы. Типы взаимоотношений живых организмов. Экологические нарушения, влияние деятельности человека на окружающую среду.

Практические занятия

Экологический КВН, дидактические игры.

4.2 Наблюдения в природе

Значение наблюдательности и умения вести наблюдения.

Метеонаблюдения в лесу, на открытом месте. Признаки изменения погоды. Предсказания погоды по растениям и поведению животных. Гидрологические наблюдения. Гербаризация растений.

Дневник наблюдений. Запись наблюдений. Зарисовка, фото - и киносъемка. Сбор природного материала и его оформление.

Практические занятия

Наблюдения за признаками изменения погоды в природе.

Сбор, засушивание растений и оформление гербария.

Сбор коллекции насекомых и правила её оформления.

Экскурсии с целью развития наблюдательности на маршруте и на экологической тропе.

4.3 Основы исследовательской работы

Понятие об исследовательской работе. Целеполагание. Тема исследования. План исследовательской работы. Работа со справочной литературой и с интернет - ресурсами. Правила оформления исследовательской работы. Что такое рефлексия.

Практические занятия

Исследовательская деятельность в природе.

Целеполагание. Выбор темы исследования, составления плана исследовательской работы, подбор литературы. Проведение исследования. Рефлексия. Участие в конкурсах и конференциях.

4.4 Охранная деятельность

Что такое природоохранная деятельность. Закон об охране природы. Участие в охране и преобразовании природы. Виды природоохранной деятельности.

Красная книга Саратовской области. ООПТ.

Практические занятия

Участие в экологических акциях ("Уберем мусор", "Чистый родник", "Чистый двор" и т. д.).

Изготовление и развешивание кормушек, искусственных гнездовий для птиц, защита проектов по охране природы.

4.5 Экологическая тропа

Что такое экологическая тропа. Условия организации эко-троп.

Практические занятия

Проведение экологической тропы в различные времена года. Наблюдения.

4.6 Итоговое занятие

Практические занятия

Подведение итогов за год. Отчетное выступление. Защита проектов.

Второй год обучения


1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЛЕТНЕГО СЕЗОНА

1.1 Организационное занятие

Круглый стол «Как я провел лето». Отчет о проделанной работе. Правила оформления гербария, составление коллекций.

Практические занятия

Работа с гербарием. Оформление коллекций. Разработка графика работы объединения. Выбор актива группы. Распределение обязанностей. Творческое задание на тему: «Лето».

2. ОСНОВЫ ТУРИСТСКОЙ ПОДГОТОВКИ

2.1 История развития туризма. Туристские путешествия

Роль туристских походов, путешествий и экскурсий в формировании характера человека, воспитании патриотизма.

Туризм самодеятельный, экскурсионный, международный.

Практические занятия

Разработка презентаций по темам: «Туризм и путешествия», «Русские путешественники» и т.д. Работа с интернет - ресурсами. Работа с литературой.

2.2 Подготовка и организация туристского путешествия

Туристское снаряжение. Требования к личному и групповому снаряжению.

Привалы и ночлеги, требования к местам привалов и ночлегов:

-жизнеобеспечение (наличие воды);

-безопасность (удаленность от населенных пунктов, отсутствие сухих и гнилых деревьев, расположение на высоких берегах рек);

-комфортность (освещенность, продуваемость, эстетичность поляны).

Типы костров и их назначение. Костровое оборудование.

Особенности питания в многодневном походе. Режим питания.

Практические занятия

Сушка обуви и одежды в походе. Разведение костра при неблагоприятных условиях (сырая погода, сильный ветер, туман).

Оборудование для исследовательских работ. Проведение исследований в походе. Дидактические игры «Собираемся в поход». Творческое задание «Как я собирался в поход».

2.3 Техника безопасности при проведении занятий, походов, экспедиций

Безопасность - основное обязательное требование при проведении занятий, походов, экспедиций. Ответственность каждого члена группы перед собой и другими членами группы в соблюдении мер безопасности.

Правила дорожного движения для пешеходов. Порядок движения группы в населенном пункте, вдоль дорог, при пересечении дорог.

Практические занятия

Правила дорожного движения для пешеходов.

2.4 Правила санитарии и гигиены

Личная гигиена туриста. Одежда и обувь для тренировок, походов и экспедиций. Средства личной гигиены на тренировках, в походах, экспедициях.

Практические занятия

Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними. Творческое задание. Дидактическая игра «Одежда туриста».

2.5 Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

Походная аптечка. Хранение, транспортировка и пополнение походной аптечки. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

Практические занятия

Комплектование походной аптечки.

Изучение лекарственных растений по гербариям и справочникам.

Оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях, переломах, утоплении, ожогах. Применение повязок.

3 САРАТОВСКИЙ КРАЙ

3.1 Географическое положение, рельеф, природные условия и ресурсы края

Географические координаты нашей малой Родины. Геологическое строение и полезные ископаемые края. Главные черты рельефы области, его влияние на формирование микроклимата. Формирование современного рельефа. Наиболее типичные горные породы и минералы края.

Рациональное природопользование. Понятие об исчерпаемых и неисчерпаемых ресурсах.

Практические занятия

Определение горных пород и минералов, подготовка и защита мини-проектов. Работа с картами. Дидактическая игра «Геолог».

3.2 Гидрография области

Понятие о гидросфере планеты. Вода - основа жизни. Вода как полезное ископаемое. Масштабы потребления воды на планете, в стране, области.

Общая характеристика гидрографии области. Реки, озера, болота, родники и их особенности.

Охрана и использование водных объектов. Закон об охране водных ресурсов.

Биоиндикаторные способы определения чистоты воды в водоеме.

Практические занятия

Определение чистоты воды. Анализ проб воды из различных водоемов. Органолептический метод. Использование простейших приборов, подготовка и защита мини-проектов. Творческое задание.

3.3 Растительный мир края

Основные царства живой природы, их характеристика. Значение растений в природе и жизни человека. Растительный мир родного края. Редкие и исчезающие растения и их охрана. Красная книга Саратовской области. Лекарственные растения края и их использование.

Практические занятия

Определение растений луга, леса, поля, водоема, болота. Составление картотеки охраняемых растений. Экскурсии по изучению растений луга, леса, водоема. Встречи с известными биологами и экологами края. Подготовка и защита мини-проектов. Творческие задания. Работа с интернет - ресурсами.

3.4 Животный мир нашего края

Животного мира края: распространение, места обитания и образ жизни, численность. Следы жизнедеятельности. Редкие и исчезающие виды.

Практические занятия

Определение наиболее типичных животных визуально, по голосу, по следам жизнедеятельности. Экскурсии в природные комплексы. Встречи с известными биологами и экологами края. Подготовка и защита мини-проектов. Творческие задания. Работа с интернет - ресурсами.

3.5 Птицы Саратовской области

Наши пернатые друзья. Птицы: перелетные, кочующие и оседлые. Охрана и привлечение птиц. Красная книга.

Практические занятия

Викторина «Где зимуют птицы?», игра «Узнай ее по голосу», акция «Покорми птиц зимой».

4. КРАЕВЕДЕНИЕ


4.1 С 16 века до наших времен

Русские в Поволжье. Что в имени твоем. Геральдика - наука о гербах. Первый водопровод. Первый трамвай. Кумысный промысел, производство шелка…

Практические занятия

Творческое задание: эссе «История моего города».

4.2 Краеведческие объекты родного края

Экскурсионные объекты на территории края: исторические, архитектурные, природные и другие памятные места. Музеи. Экскурсионная работа.

Практические занятия

Походы и экскурсии к наиболее интересным экскурсионным объектам родного края. Разработка и организация виртуальных экскурсий. Работа с интернет - ресурсами и сайтами музеев области.

4.3 Мемориальные доски рассказывают

Знакомство с событиями и людьми, оставившими след в истории города и края. Мемориальные доски - о чем они рассказывают.

Практические занятия

Работа с интернет - ресурсами. Разработка презентаций и выступлений перед младшими воспитанниками по данной тематике.

4.4 Саратов театральный

История развития и становления театральной жизни области. Очкинский театр, первый детский театр.

Практические занятия

Творческое задание: «Каким я вижу театр будущего».

4.5 Встречи с интересными людьми

Знакомство с жизнью и творчеством известных людей области. Просмотр презентаций.

Практические занятия

Встречи с краеведами, историками, деятелями культуры, людьми, знающими историю нашей малой Родины.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ. НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

5.1 Охрана окружающей среды. Природоохранная деятельность

Охрана природы в России. Закон об охране природы. Задачи особо охраняемых природных территорий (ООПТ): памятников природы, заповедников, заказников, национальных парков. Понятие об антропогенных факторах среды. Рациональное природопользование. Регуляция численности промысловых животных и ценных растений.

Туризм и охрана природы.

Практические занятия

Участие в благоустройстве скверов, лесных территорий, мест и зон отдыха.

Сбор семян ценных пород деревьев и кустарников. Заготовка кормов для зверей и птиц. Экскурсии. Подготовка и защита мини-проектов. Творческое задание.

5.2 Фенологические наблюдения

Использование фенологических наблюдений при изучении родного края. Значение фенологических наблюдений для человека. Народный календарь природы. Организация наблюдений и изучение сезонных явлений природы.

Практические занятия

Ведение дневника наблюдений. Составление календаря погоды.

Экскурсия "Осень (зима, весна, лето) в природе", подготовка и защита мини-проектов.

5.3 Природный комплекс и его компоненты

Общая характеристика природных комплексов родного края. Взаимосвязь компонентов в природном комплексе. Влияние хозяйственной деятельности человека на единство в системе "природа-общество-человек».

Практические занятия

Экскурсия в лес, на луг, на водоем по изучению природного комплекса, подготовка и защита мини-проектов.

5.4 Основы исследовательской деятельности

Исследовательская работа. Целеполагание. Выбор темы. Разработка путей решения поставленных задач. Использование специального оборудования и приборов при проведении исследовательской работы. Работа со специалистами. Специальная литература.

Практические занятия

Проведение исследовательской работы.

Работа с ботаническими папками, прессом. Использование определителей для растений и насекомых. Оформление работ.

5.5 Участие в экологических акциях, проектах, конференциях

Информация об акциях, проектах, конференциях. Работа с литературой. Правила и порядок участия.

Практические занятия

Практическое участие в акциях, сбор и обработка информации, выступление на мероприятиях данного уровня.


  1. Экологическая тропа

Что такое экологическая тропа. Как организовать экологическую тропу. Какие задачи она решает.

Практические занятия

Экологическая тропа в различные времена года.

5.7 Итоговое занятие

Подведение итогов за год.

Практические занятия

Отчетное выступление. Защита проектов.

Третий год обучения


1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЛЕТНЕГО СЕЗОНА

1.1 Организационное занятие

Круглый стол. Отчет о проделанной работе.

Практические занятия

Разработка графика работы объединения. Выбор актива группы. Распределение обязанностей. Творческое задание на тему: «Лето».

2. ГОРОД НА ВОЛГЕ

2.1 Отправляемся открывать новое

История освоения России, знаменитые русские путешественники и исследователи. Книги о путешествиях.

Виды туризма: пешеходный, лыжный, водный, горный, велосипедный, спелеотуризм.

Техника безопасности.

Практические занятия

Творческое задание. Составление презентаций на тему «История освоения России».

2.2 «В глушь, в Саратов…»

Наш край в древности. Обобщение знаний по истории края. С. Разин, Е. Пугачев на Саратовской земле. Образование Саратовской губернии. Развитие края в 19 веке и в веке 20.

Практические занятия

Творческое задание.

2.3 Саратов в годы Великой Отечественной войны

Строительство оборонительных сооружений. Заводы в годы войны. Госпитали. Наши земляки - Герои Советского Союза.

Практические занятия

Знакомство с жизнью и творчеством наших соотечественников, жизнь которых война не обошла стороной. Просмотр презентаций «Саратов в годы войны».

2.4 Памятники и памятные места Саратовской области

Исторические места города (парк «Липки», памятник первой учительнице,…). История церквей г. Саратова (Александро-Невский собор, Троицкий собор,…).

Практические занятия

Презентации «Духовное развитие края».

2.5 Мемориальные доски

Книга истории из гранита и мрамора. Памятные места Н.Г. Чернышевского, русского художника Борисова-Мусатова В.Е., выдающегося ученого-биолога академика Вавилова Н.И…

Практические занятия

Работа с интернет - ресурсами, сайтами, изучение литературных источников. Подготовка презентаций.

2.6 По знакомым улочкам

История улиц, название которых связано с героями ВОВ.

Практические занятия

Память о саратовцах, павших в боях за Родину на фронтах Великой Отечественной войны.

2.7 Встреча с известными людьми области

Жизнь и творчество известных людей области: ученых, писателей, музыкантов, художников.

Практические занятия

Творческое задание «Жизнь и творчество».


3. ЮНЫМ ЛЮБИТЕЛЯМ ПРИРОДЫ


3.1 Ландшафтные зоны края

Правобережье: Донская равнина, Приволжская возвышенность.

Левобережье: Низкая Сыртовая равнина и Волжские надпойменные террасы, Прикаспийская низменность.

Практические занятия

Работа с картами и дидактическими материалами.

3.2 Реки области

Реки и речушки Саратовской области. «Что в имени твоем». История. Природные условия. Современное состояние. Нужны ли нам реки?

Практические занятия

Эссе на тему: «Реки Саратовской области». Конкурс фотографий и рисунков по данной тематике.

3.3 Родники Саратовской области

Мы-то, что мы пьем. Что такое родник. Как он образуется. Родники губернии. Какая вода полезней. Требования к качеству воды. Паспорт родника. На помощь родникам. Знакомство с родниками Саратова (месторасположение, почему мы их так называем, качество воды) Сравнительный анализ.

Практические занятия

Творческое задание «Звонкий и хрустальный». Анализ проб воды из различных источников (родников) органолептическим методом. Участие в конкурсах и конференциях. Участие в акции по благоустройству родников.

3.4 Животный мир края

Что изучает зоология. Основные группы животных. Популяции и сообщества в мире животных. Морфофизиологические особенности млекопитающих. Экологические особенности млекопитающих. Охрана и воспроизведение фауны Саратовской области.

Практические занятия

Творческое задание «В мире животных». Наблюдения за животными. Встречи с зоологами Саратовской области.

3.5 Птицы нашей области

Класс птицы. Морфофизиологические особенности птиц. Экологические группы птиц. Перелеты птиц. Практическое значение птиц. Охрана птиц.

Практические занятия

Изготовление кормушек, сбор корма для птиц, участие во Всероссийских днях наблюдения за птицами. Работа с сайтами Союза охраны птиц.

3.6 Ядовитые растения области

Общие понятия. Описание. Распространение и места обитания. Использование в медицине.

Практические занятия

Дидактическая игра. Викторина. Разработка и составление презентаций «Ядовитые растения».

3.7 Лекарственные растения

Общие понятия. Описание. Распространение и места обитания.

Использование в медицине.

Практические занятия

Дидактическая игра. Викторина. Разработка и составление презентаций «Лекарственные растения». Сбор, составление коллекции.

3.8 Красная книга

Что такое Красная книга. История появления Красной книги. Основные законодательные и нормативные правовые акты по охране редких и исчезающих видов растений и животных. Красная книга Российской Федерации. Красная книга Саратовской области. Знакомство с представителями Красной книги. Птицы. Млекопитающие. Растения.

Практические занятия

Творческое задание: «Малая Красная книга». Встреча с людьми, принимавшие участие в разработке Красной книги Саратовской области.

3.9 ООПТ

Что такое ООПТ. История формирования ООПТ. Национальный парк, природные микрозаказники, памятники природы, дендрарии, ботанический сад, особо охраняемые геологические объекты.

Практические занятия

Творческое задание: «Путеводители по ООПТ». Встреча с краеведами области.

3.10 Наблюдения в природе

Фенологические наблюдения за сезонными явлениями в жизни природы. Весна: зеленение и зацветание растений, прилет птиц, появление насекомых… Лето: цветение растений, появление спелых плодов и семян, сроки появления грибов, летнего поколения бабочек, выход на сушу лягушат… Осень: сроки отлета птиц, пролет журавлей, появление первых снегирей, уход на зимовку лягушек, ящериц, ужей… Зима: установление прочного снегового покрова, прилет птиц к кормушкам, поведение птиц…

Практические занятия

Творческие задания. Наблюдения. Оформление дневников наблюдений.

3.11 Юные исследователи окружающей среды

Целеполагание, задачи, методы исследований. Этапы исследовательской деятельности. Моделирование. Оформление результатов работы.

Практические занятия

Исследования: «Роль почвы в жизни растений», «Исследование качества воды», «Экологические загрязнения»…

3.12 Экологическая тропа

Цели, задачи. Маршруты троп. Объекты наблюдения. Техника безопасности на экологической тропе. Правила поведения на тропе.

Практические занятия

Экологическая тропа в различные времена года. Дидактические игры «Правила поведения в лесу». Конкурс рисунков.

3.13 Итоговое занятие

Подведение итогов за год.

Практические занятия

Отчетное выступление. Защита проектов и творческих работ.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

первый год обучения

№ п/п

Наименование тем

Тип занятия

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Форма подведения итогов


I блок - Идем в поход

1.1

Туризм. История туризма

Открытия новых знаний, рефлексии

Обзорная экскурсия, рассказ, анкетирование, игра-знакомство, метод «Тренинг общения»

Экспресс-анкетирование

1.2

Собираемся в поход

Открытия новых знаний, комплексного применения знаний и умений

Объяснительно-иллюстративный, дидактическая игра

Тестирование

1.3

Путешествие по карте

Открытия новых знаний, контроля знаний и умений

Наглядно-практический, эвристический, дидактическая игра, метод «Тренинг общения»

Словесное обсуждение

1.4

Первая помощь в походе

Комбинированный

Рассказ, практический, метод «Тренинг общения»

Работа с дидактическим материалом

1.5

Техника безопасности в походе

Актуализации знаний и умений

Проблемно- поисковый

Взаимоконтроль

1.6

На привале

Комбинированный

Рассказ, творческое задание

Рефлексия

II блок - Земля Саратовская

2.1

История образования Земли Саратовской

Усвоение новых знаний, рефлексии

Объяснительно-иллюстративный, викторина, творческая мастерская, метод защиты проектов

Защита проектов

2.2

Саратовский край на карте страны

Открытия новых знаний, систематизации и обобщения

Объяснительно-иллюстративный, дидактическая игра, метод защиты проектов

Диагностика, словесное обсуждение

2.3

Туристские возможности края

Комбинированный

Рассказ, проблемно-поисковый, экскурсии, дидактическая игра

Представление презентаций, отчетов

2.4

По историческим местам

Открытия новых знаний, комплексного применения знаний и умений

Беседа, метод защиты проектов, экскурсии, встречи

Представление презентаций, защита проектов, отчеты

2.5

По знакомым улочкам

Открытия новых знаний, коррекции знаний, умений и навыков

Проблемно-поисковый, творческое задание, встречи

Участие в конкурсах, представление презентаций

2.6

Город культуры

Комбинированный

Рассказ, встречи

Тестирование

III блок - Природа нашего края

3.1

Природные зоны края

Усвоение новых знаний, систематизации и обобщения знаний и умений

Наглядный, рассказ, дидактическая игра, кроссворды, загадки

Взаимоконтроль

3.2

Природные ресурсы края

Комбинированный

Объяснительно-иллюстративный, дидактическая игра

Экспресс-тестирование

3.3

Животный мир края

Открытия новых знаний, актуализации знаний и умений

Объяснительно-иллюстративный, наблюдения, викторина, загадки, творческое задание, дидактическая игра

Презентация творческого задания

3.4

Растительный мир края

Открытия новых знаний, актуализации знаний и умений

Объяснительно-иллюстративный, наблюдения, кроссворды, викторина, дидактическая игра

Словесное обсуждение

3.5

Климат Саратовской области

Открытия новых знаний, рефлексии

Беседа, наблюдения, загадки, дидактическая игра

Отчеты

IV блок- Основы экологии

4.1

Организация экологической работы

Усвоение новых знаний, развивающего контроля

Занятие открытых мыслей, КВН, дидактические игры, метод «Тренинг общения»

Словесное обсуждение, анкетирование

4.2

Наблюдения в природе

Комбинированный, развивающего контроля

Проблемно-поисковый, наглядный, наблюдения, экскурсии

Анкетирование

4.3

Основы исследовательской работы

Открытия новых знаний, рефлексии

Практический, метод мозгового штурма

Рефлексия, участие в конкурсах и конференциях

4.4

Охранная деятельность

Комбинированный

Рассказ, практический, метод защиты проектов

Обсуждение, защита проектов

4.5

Экологическая тропа

Открытия новых знаний, рефлексии

Проблемно-поисковый, наблюдения

Отчеты, дневники наблюдения

4.6

Итоговое занятие

Систематизация и обобщение

Круглый стол, практический, метод защиты проектов

Рефлексия, диагностика, отчетное выступление

второй год обучения

№ п/п

Наименование тем

Тип занятия

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Форма подведения итогов

I блок - Подведение итогов летнего сезона

1.1

Организационное занятие

Комбинированный

Проблемно- поисковый, творческое задание, метод «Тренинг общения»

Словесное обсуждение

II блок - Основы туристской подготовки

2.1

История развития туризма.

Туристские путешествия

Открытия новых знаний, рефлексии

Рассказ с элементами беседы, творческое задание, дидактическая игра

Тесты на бумажных и электронных носителях

2.2

Подготовка и организация туристского путешествия

Комбинированный, систематизация и обобщения знаний

Объяснительно-иллюстративный, дидактические игры, творческое задание, метод «Тренинг общения»

Диагностика, презентация творческого задания

2.3

Техника безопасности при проведении занятий, походов, экспедиций

Комбинированный, рефлексии

Проблемно- поисковый, дидактическая игра

Словесное обсуждение, тестирование

2.4

Правила санитарии и гигиены

Систематизации и обобщения знаний и умений

Ситуационная игра, творческое задание

Рефлексия, дидактическая игра

2.5

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи

Актуализации знаний и умений

Рассказ, практический

Экспресс-тестирование

III блок - Саратовский край

3.1

Географическое положение, рельеф, природные условия и ресурсы края

Открытия новых знаний

Объяснительно-иллюстративный, дидактическая игра, метод защиты проектов, метод «Тренинг общения»

Экспресс-тестирование, защита проектов, дидактическая игра

3.2

Гидрография области

Открытия новых знаний

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский, творческое задание, дидактическая игра

Презентация исследовательской и творческой работы

3.3

Растительный мир края

Открытия новых знаний, систематизации и обобщения

Рассказ, наглядный, экскурсии, встречи, метод защиты проектов, творческое задание, дидактическая игра

Викторина

3.4

Животный мир нашего края

Открытия новых знаний, коррекции

Беседа, эвристический, экскурсии, метод защиты проектов, творческое задание, встречи, дидактическая игра

Решение кроссвордов

3.5

Птицы Саратовской области

Комбинированный

Иллюстративный, проблемно-поисковый, викторина, дидактическая игра

Участие в акции

IV блок - Краеведение

4.1

С 16 века до наших времен

Открытия новых знаний

Объяснительно-иллюстративный, творческое задание

Анализ, рефлексия, диагностика

4.2

Краеведческие объекты родного края

Систематизации и обобщения

Практический, экскурсии, творческое задание

Презентация творческих работ, самоанализ

4.3

Мемориальные доски рассказывают

Открытия новых знаний, актуализации

Объяснительно-иллюстративный, эвристический, метод «Тренинг общения»

Словесное обсуждение, представление презентаций

4.4

Саратов театральный

Комбинированный, развивающего контроля

Рассказ, метод мозгового штурма, творческое задание

Взаимоконтроль

4.5

Встречи с интересными людьми

Усвоение новых знаний, комбинированный

Круглый стол, рассказ, творческое задание

Обсуждение

V блок - Организация экологической работы. Наблюдения в природе

5.1

Охрана окружающей среды.

Природоохранная деятельность

Контроля знаний и умений, комплексного применения

Занятие открытых мыслей, метод защиты проектов, экскурсии, метод защиты проектов, творческое задание

Самоанализ, участие в акциях

5.2

Фенологические наблюдения

Открытия новых знаний, комплексного применения

Проблемно- поисковый, наблюдение, метод защиты проектов, экскурсии, самостоятельная работа

Отчеты, выступления

5.3

Природный комплекс и его компоненты

Комбинированный, рефлексии

Объяснительно-иллюстративный, экскурсии, метод защиты проектов

Тестовые задания

5.4

Основы исследовательской деятельности

Систематизации и обобщения

Проблемно-поисковый, метод исследований

Рефлексия, участие в конкурсах и конференциях

5.5

Участие в экологических акциях, проектах, конференциях

Систематизации и обобщения, развивающего контроля

Практический, проблемно-поисковый

Зачет, защита проектов

5.6

Экологическая тропа

Комбинированный, рефлексии

Практический, наблюдения, метод защиты проектов

Рефлексия, отчеты, карточки наблюдений

5.7

Итоговое занятие

Систематизации и обобщения

Круглый стол, отчетное выступление

Анкетирование

третий год обучения

№ п/п

Наименование тем

Тип занятия

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Форма подведения итогов

I блок - Подведение итогов летнего сезона

1.1

Организационное занятие

Обобщения и систематизации

Круглый стол, проблемно- поисковый, метод «Тренинг общения»

Анкетирование

II блок - Город на Волге

2.1

Отправляемся открывать новое

Комплексного применения, рефлексии

Рассказ с элементами беседы, творческое задание, метод защиты проектов, дидактическая игра

Представление презентаций

2.2

«В глушь, в Саратов…»

Усвоение новых знаний

Объяснительно-иллюстративный, эвристический, творческое задание. дидактическая игра

Диагностика, самоанализ

2.3

Саратов в годы Великой Отечественной войны

Открытия новых знаний, коррекции

Проблемно-поисковый, встречи, творческое задание

Круглый стол

2.4

Памятники и памятные места Саратовской области

Комбинированный

Проблемно- поисковый, творческое задание, метод защиты проектов

Викторина, участие в конкурсах

2.5

Мемориальные доски

Открытия новых знаний, систематизации и обобщения

Проблемно-поисковый, самостоятельная работа, творческое задание, экскурсии

Рефлексия, тестовые задания

2.6

По знакомым улочкам

Открытия новых знаний, систематизация и обобщение

Проблемно- поисковый, творческое задание

Круглый стол, участие в конкурсах и акциях

2.7

Встреча с интересными людьми

Комбинированный

Рассказ, беседа, творческое задание, метод защиты проектов

Защита проектов

III блок - Юным любителям природы

3.1

Ландшафтные зоны края

Открытия новых знаний, развивающего контроля

Объяснительно-иллюстративный, дидактические игры, работа с раздаточным материалом

Экспресс-тестирование

3.2

Реки области

Систематизации и обобщения

Объяснительно-иллюстративный, творческое задание, дидактическая игра

Словесное обсуждение, участие в конкурсах

3.3

Родники Саратовской области

Комбинированный

Беседа, творческое задание, исследования, практический

Викторина, участие в конкурсах и акциях

3.4

Животный мир края

Открытия новых знаний, актуализации знаний и умений

Объяснительно-иллюстративный, творческое задание, наблюдения, встречи

Викторина, дидактическая игра

3.5

Птицы нашей области

Открытия новых знаний, актуализации знаний и умений

Объяснительно-иллюстративный, практический, дидактическая игра

Викторины, взаимоконтроль

3.6

Ядовитые растения области

Комбинированный

Рассказ, дидактическая игра, викторина

Творческое задание

3.7

Лекарственные растения

Комбинированный

Проблемно-поисковый, дидактическая игра, практический

Викторина

3.8

Красная книга

Систематизации и обобщения

Беседа, эвристический, встречи

Творческое задание

3.9

ООПТ

Открытия новых знаний, комплексного применения

Объяснительно-иллюстративный, практический, встречи, творческое задание

Круглый стол

3.10

Наблюдения в природе

Комплексного применения, рефлексии

Проблемно-поисковый, наблюдения, творческое задание

Рефлексия, участие в конкурсах

3.11

Юные исследователи окружающей среды

Открытия новых знаний, коррекции, актуализации

Проблемно-поисковый, эвристический, исследования

Взаимоконтроль, участие в конкурсах юных исследователей

3.12

Экологическая тропа

Комбинированный, систематизации и обобщения

Практический, наблюдения, дидактические игры, творческое задание

Рефлексия

3.13

Итоговое занятие

Комплексного применения

Круглый стол, творческое задание

Обсуждение

МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРГРАММЫ

Мультимедийная приставка; презентации и электронные ресурсы; анкеты участников; карточки для дидактических игр; тестовые задания; учебно-топографические и спортивные карты; карта Саратовской области; походная аптечка; карточки-задания по оказанию первой медицинской помощи; фото - и видеоматериалы; обучающие и контрольные тесты по ориентированию на местности; компас; карточки с викторинами, загадками, пословицами и поговорками; краеведческая литература; положения конференций, конкурсов и акций; ватман; кисточки; гуашь; коллекция полезных ископаемых; гербарии; гербарные папки; пресс; бинокли; бланки наблюдений за птицами; планшеты; пробирки; спортивный инвентарь; рабочие перчатки; тетрадки; ручки; карандаши.





СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М:ЦДЮТур МО РФ,

1996.

  1. Алешин В.М., Серебренников А.В. Туристская топография.

М.: Профиздат, 1985.

  1. Беляева В.С., Василевская С.Д. Изучаем природу родного края. М.:Просвещение,1974.

  2. Бородина И.Н. Деревья и кустарники СССР. Справочник. М.:Мысль, 1996.

  3. 5.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995.-№4.- С. 29-36.

  4. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. 2-ое изд., доп., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 208с.

  5. Второв П.П., Дроздов Н.Н. Определитель птиц фауны СССР. Пособие для учителей. М.: Прсовещение,1986.

  6. Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, Альманах «Памятники Отечества», 1998г

  7. Горышина Т.К. Экология растений. М.: Высшая школа,1975.

  8. Глушанко В.С., Вороленко Н.А. Гигиеническое обучение и воспитание населения. Методика пропаганды здорового образа жизни: Учебно-методическое пособие. - Витебск. - Вит.мед.инст. - 1992. - 28с.

  9. Грицева О.Л. Программно-методические основы обучения здоровому образу жизни учащихся общеобразовательных школ // Теория и практика органической культуры.- 2000. - №10.- С.29-34.

  10. Доцоев Л.Я., Аксенов В.В., Тутатчиков А.Т., Усынин А.М. Здоровьесберегающее образование в средней школе: монография. - Челябинск: ООО «Рекпол», 2006. - 304с.

  11. Зайцев Г.К. Школьная валеология. Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей - 2-е изд., перераб. и доп., - СПб.- Акцидент, 1998. - 159с.

  12. Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья. - СПб.: 1994. - 78с.

  13. Б.И. Казаков и др. «Страницы летописи Саратова», Саратов: Привол.кн. изд-во, 1987г.

  14. Колбовский Е.Ю. Изучаем малые реки. Ярославль:Академия развития, 2004

  15. Колбовский Е.Ю. Изучаем природу в городе. Ярославль:Академия развития, 2006

  16. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. М.:ЦДТЮ иК, 2003

  17. Легенькая Е.Ф., Шабанов М.А. География Саратовской области. Саратов: Пиволжское книжное издательство, 1979.

  18. Соковня - Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие для студентов средних заведений. - 2-е издание, стереотипное. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 2008с.

  19. В.Н. Семенов «В старину саратовскую», Саратов, «детская книга»,1994г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЕТЯМ

  1. Беляева В.С., Василевская С.Д. Изучаем природу родного края. М.:Просвещение,1974.

  2. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье.- 2-е издание, дополнено и переработано, - М: Физкультура и спорт, 1990,- 208с.

  3. Варламов Ю.Л., Соломин В.П., Ласковый В.С. и др. Валеология: учебное пособие / Под общ. ред. проф. В.П.Соломина. - СПб.: Образование, 1995.-20с.

  4. п/р Воскресенского С.Г. География Саратовской области- учебное пособие. Саратов, 196 с.

  5. Гладков Н.А., Михеев А.В., Гладушин В.М. Охрана природы, М.: Просвещение, 1975.

  6. Горышина Т.К. Экология растений. М.: Высшая школа, 1975

  7. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. М.: Педагогика, 1976.

  8. Б.И. Казаков и др. «Страницы летописи Саратова», Саратов: Привол.кн. изд-во, 1987г

  9. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. - М.: Наука, 1983.-260с.

  10. Колбовский Е.Ю. Изучаем малые реки. Ярославль:Академия развития, 2004

  11. Колбовский Е.Ю. Изучаем природу в городе. Ярославль:Академия развития, 2006

  12. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. М.: ЦДЮТиК, 2003.

  13. Климова В.И. Человек и его здоровье.- 2-е издание, переработанои дополнено - М.: Знание, 1990. - 224с. - (Наука и прогресс)

  14. Лисицын Ю.П. Слово о здоровье.- М.: Сов.Россия, 1986.-192с.

  15. Мудрость здоровой жизни (афоризмы, пословицы, поговорки). Сост. Куприянов В.В., Шульц Ю.Ф. - М.: Медицина, 1986. - 112с., ил.-(Науч.- попул. мед. литература).

  16. Рохлов В.С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. - М.: Дрофа, 1998. - 96с.

  17. В.Н. Семенов «В старину саратовскую». Саратов: «Детская книга»,1994г

  18. Семенов В.Н., Семенов Н.Н. Саратов мещанский. Саратов: ОАО «Приволжское книжное издательство», 2004.

  19. Торохова Е.И. Валеология: Словарь.- М.: «Флинта», 1999.-248с.

  20. Чумаков Б.Н. Валеология: Учебное пособие 2-е издание исправлено и дополнено - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 407с.


© 2010-2022