Использование ИКТ на занятиях общественных дисциплин в рамках реализации ФГОС

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование ИКТ на занятиях общественных дисциплин в рамках реализации ФГОС

Плохой учитель преподносит истину,

хороший - учит её находить.

А.Дистервег


Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества - экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития. В условиях введения ФГОС нового поколения, акцент в современном преподавании ставится на самостоятельную и творческую деятельность студента, которая способствует умению приобретения знаний, исследованию проблем, поиску альтернативных решений, формированию мотивации достижения успеха, обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. «Научить - учиться!» - лозунг стандартов нового поколения.

Задача современного педагога, работающего в системе среднего профессионального образования, помочь студенту приобрести необходимые компетенции, способствующие формированию предпринимательского поведения, разрешению нестандартных ситуаций и проблем, умению брать на себя ответственность, вырабатывать перспективное видение и коммуникативные навыки. Это качества, которыми должен обладать современный специалист, самостоятельный, уверенный в собственных силах, конкурентоспособный на арене социально-экономического пространства.

В условиях реализации ФГОС, педагог выступает не только в роли преподавателя, но и в роли инструктора, наставника, консультанта, куратора, помощника. Обучающийся становится активным участником образовательного процесса, который может думать, мыслить, рассуждать, свободно высказываться. Изменение образовательной парадигмы, связанное с переходом от монокультурной традиции к диалоговой культуре, повлекло за собой серьезные трансформации в технологиях преподавания. Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения общественным дисциплинам.

Сейчас перед педагогами открываются широкие возможности применения информационно - коммуникативных технологий. Проводятся занятия с использованием Интернет-ресурсов. Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Преподаватель истории может использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. На занятиях права и обществознания можно проводить работу с источниками (например, с кодексами, постановлениями, текущими федеральными законами). Можно организовать работу с сайтами образовательных материалов. На этих сайтах можно найти не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в процессе обучения. Резко возрастает мотивация студентов при подготовке сообщений, докладов и рефератов. Эти ресурсы могут быть рекомендованы студентам для выполнения заданий по самостоятельной работе.

Использование ИКТ на уроках общественных дисциплин способствует формированию информационной компетентности студентов, повышению учебной мотивации, позволяет по-новому организовать самостоятельную учебную деятельность обучающихся. Например, с помощью мультимедиа-учебников студенты имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ, вести учет результатов. При этом студент может дополнительно использовать информацию из учебника, исторических карт и других средств обучения. Мультимедиа-технологии позволяют не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создают возможность нелинейного перемещения между различными частями курса. Благодаря этому студенты могут изучать материал в необходимой для них последовательности, устанавливать индивидуальный темп усвоения материала.

Все эти возможности способствуют развитию желания и умения учиться. Наблюдения за процессом обучения показали, что на занятиях с использованием мультимедиа-учебников даже «слабые» студенты работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.

Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью студентов. В этом случае обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности и интересы. Самое главное, что обучающиеся привыкают самостоятельно работать с информацией: искать, анализировать, сравнивать, обобщать, перерабатывать, трансформировать. Преподаватель в этом случае - координатор деятельности, а не поставщик готовой информации.

Примером использования ИКТ на занятиях является так же работа над учебными проектами. Во время семинарских занятий студенты представляют свои проекты в форме презентаций. Они самостоятельно ищут материал, анализируют его, осмысливают, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Это способствует как росту общей информационной культуры обучающихся, так и углублению знаний по дисциплине. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание студентов на важных моментах излагаемой информации и создавать наглядные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т. п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную. В процессе демонстрации презентации студенты приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку студента, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Часто такую работу предлагается выполнять группам, поэтому студенты учатся организовывать совместную деятельность, распределять время, учебные задания, наконец, постигают азы культуры общения при совместной работе.

Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением материала. Все эти элементы можно объединить, предложив обучающимся на завершающем каждую тему этапе, пройти компьютерное тестирование. В связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовая проверка позволяет рационально использовать время занятия; быстро установить обратную связь с обучающимися и определить результаты усвоения ими материала; сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы; обеспечить одновременную проверку знаний у студентов всей группы и сформировать у них мотивацию для подготовки к каждому занятию; позволяет решать проблему саморазвития, преодолеть субъективизм выставления оценок, индивидуализировать работу.

Несомненный интерес у студентов вызывает использование в ходе занятий интерактивной доски. Это - современный педагогический инструмент для обучения. Ее можно использовать как экран: демонстрировать слайд-шоу, воспроизводить анимации и видеоролики. Проводить работу с интерактивными картами. Во время демонстрации материала, прикоснувшись к доске, студенты могут размещать и передвигать надписи, показывать ход сражения, что-то рисовать. Давая самостоятельное задание вариант ответа можно скрыть при помощи «непрозрачного экрана» или рядом с заданием написать даты, определения. Можно создать интерактивный плакат, разместив материал занятия на нескольких страницах. Происходит погружение в проблему с одной стороны и серьезная экономия учебного времени - с другой. При использовании интерактивной доски за счет наглядности, возможности показа событий в динамике их виртуального изменения, конструирования значительно повышается эффективность урока.

Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет сделать занятия общественных дисциплин нацеленными на каждого студента, разнообразными и насыщенными по формам деятельности, значимыми по результатам, облегчает подготовку преподавателя к занятию, влияет на рост его профессиональной компетентности, раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся.

Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения общественным дисциплинам.

Литература:

1. Бурданова Л.Ю. Роль ИКТ в реализации требований ФГОС. [Электронный ресурс] \\ URL: slideshare.net/Burdanova/ss-12982425

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.,1988.

3. Подласый И. И. Педагогика: Новый курс: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2007. - Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. - 576с.





© 2010-2022