• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Трансляция традиционных ценностей в процессе преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Статья Трансляция традиционных ценностей в процессе преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

М.А. Еремина

Барнаул, АлтГПУ





Трансляция традиционных ценностей в процессе преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»





Русские религиозные философы конца 19 века - начала 20 века, большое внимание уделяли осмыслению русского национального характера. Лосский Н.О. в своей работе «Характер русского народа», одной из самых известных работ в этом направлении, указывал на основное свойство русского народа - выдающуюся доброту, которая поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанную с нею религиозностью народа. Подробно анализируя этот феномен, причисляя доброту и все ее проявления к первичным свойствам русского народа, главным аспектом формирования русского национального характера выступает милосердие. Русский народ, народ создавшийся в суровых условиях великое государство, в высшей степени мужествен, но в нем особенно примечательно сочетаются мужественность природы и женственная мягкость.

Наряду с религиозными философами подобной точки зрения придерживались писатели и мыслители. Достоевский Ф. М. в работе «Дневник Писателя» раскрывает конкретный образ доброты, душевную мягкость русского человека. Указывая на то, что она встречается во всех слоях общества.

Доброта русского народа во всех слоях его высказывается в отсутствии злопамятности. «Нередко русский человек, будучи страстным и склонным к максимализму, испытывает сильное чувство отталкивания от другого человека, однако при встрече с ним, в случае необходимости конкретного общения, сердце у него смягчается и он как-то невольно начинает проявлять к нему свою душевную мягкость, даже иногда осуждая себя за это, если считает, что данное лицо не заслуживает доброго отношения к нему» [1].

У русского народа высоко развито ценностное отношение не только к людям, но и ко всем предметам вообще. Это выражается в славянских языках в обилии уменьшительных, увеличительных имен. Уменьшительные имена, выражающие чувство нежности, особенно распространены и разнообразны.

Тем не менее, доброта русского человека свободна от сентиментальности, т. е. от наслаждения своим чувством: она есть непосредственное приятие чужого бытия в свою душу и защита его, как самого себя.

В современном российском обществе 21 века, существует мнение об утрате главной ценности русского человека, народа - милосердии. Воспитание подрастающего поколения осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого изменилась социокультурная и духовно-нравственная жизнь молодежи. Нравственная деградация российского общества в целом и подрастающего поколения в частности обусловлена распространением среди детей и молодежи эгоизма, культа потребления, вседозволенности и иных негативных установок и явлений; вытеснением отношений послушания, почитания и уважения старших, подмена этого активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей и педагогов. Резкое снижение воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей, деформация сферы семейного воспитания. Причина духовно-нравственного кризиса российского общества, в том числе, длительное (начиная с 1917 года), систематическое разрушение традиционных национально-культурных и духовно-нравственных ценностей русского и других народов России, вытеснение этих ценностей из личной, семейной и общественной жизни.

Проблема сохранения ценностей и их трансляция решается в обществе различными путями, один из них это - реформирование системы образования, в частности введение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный курс. Курс основан на культуроведческом подходе. В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с основами светской этики и традиционных для нашей страны религиозных культур, с их общими ценностными основами, с представлениями о значении нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества. Религиозная культура и этика рассматриваются в содержании учебников в историческом аспекте, через историю зарождения, становления и распространения традиционных религий и этических учений. Большое место отводится рассмотрению роли религиозных культур в развитии культуры и истории России, становлении гражданского общества и российской государственности, а также вопросу о межконфессиональном диалоге и диалоге культур в современном мире. Предназначение курса заключается в трансляции ценностей своего народа.

Обратимся к понятию милосердия. Аристотель определяет милосердие как «чувство противоположное гневу: сочувствие, жалость, сострадание» [3].

«Милосердие» - сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помогать каждому нуждающемуся и распространяющаяся на всех людей, а в пределе - на все живое. В понятии милосердие соединяются два аспекта - духовно-эмоциональный (переживание чужой боли как своей) и конкретно-практический (порыв к реальной помощи): без первого милосердие вырождается в холодную филантропию, без второго - в пустую сентиментальность [4].

В целях изучения данного вопроса нами было проведено исследование, запущена анкета в разные возрастные группы об изучении представления о милосердии. Респондентами выпутали учащиеся четвертых классов и подростки седьмых классов, дети которые, как известно, в силу своего возраста обладают мощной разрушительной силой. В качестве задач исследования выступали: актуализация и развитие понимания понятий «милосердие»; объяснение значения милосердия в жизни людей, развитие представлений о законах человеческого общежития; развитие умения оценивать свои и чужие поступки с точки зрения нравственных ценностей; формирование внутренней установки на милосердное отношение ко всему живому.

В результате исследования получены следующие результаты:

Вопрос

4 класс.

Самые популярные ответы

7 класс.

Самые популярные ответы

Как вы понимаете слово «милосердие»?

бескорыстная помощь

Жалость, помощь, доброта, сострадание

Как милосердие проявляется?

Проявление добра и помощи

Проявление добра, помощи. Прощение

Можете ли вы привести кого-нибудь в пример, в качестве милосердного человека?

Мать Тереза, помогала людям во всем мире, бескорыстно

Родители, друзья

Почему человек проявляет милосердие?

Сам когда-то нуждался в помощи, нравится помогать

Добрый, воспитание, желание помогать

Считаете ли вы себя милосердным человеком?

Да - 10 человек;

нет - 4 человека;

иногда - 6 человек;

не знаю - 1 человек.

Да - 7 человек;

нет - 4 человека; иногда, но стремлюсь - 8 человек;

не знаю - 1 человек.

В заключении отметим, проведенное исследование опровергает, существующие мнение о том, что подрастающее поколение утратило главную ценность русского человека - милосердие.



Библиографический список


  1. Лосский, Н.О. Характер русского народа / Н.О. Лосский. [Электронный ресурс]. Режим доступа: odinblago.ru/russk_harakter/ . Дата обращения 25.07.2015.

  2. Достоевский, Ф.М. Дневник писателя / Ф.М. Достоевский. [Электронный ресурс]. Режим доступа: az.lib.ru/d/dostoewskij_f_m/text_0480.shtm/. Дата обращения 25.07.2015.

  3. Тахо-Годи, А.А. Античные риторики / А.А. Тахо-Годи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3075253. Дата обращения 25.07.2015.

  4. Словарь по этике. [Электронный ресурс]. Режим доступа: umdobro.ru/roditelyam-i-pedagogam/2-plus/slovari-nravstvennykh-ponyatiy/slovar-po-etike. Дата обращения 25.07.2015.


© 2010-2022