- Преподавателю
- Другое
- Программа работы объединения Экожурналистика
Программа работы объединения Экожурналистика
Раздел | Другое |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мингалиева Е.В. |
Дата | 06.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа «Экологическая журналистика» эколого-литературной направленности составлена на основе инструктивно - методического письма департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области «О развитии воспитательной компоненты в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в 2015-2016учебном году».
Программа соотносится с базовым школьным курсом литературы, экологии, биологии, географии, углубляя их по вопросам деятельностной, практической, исследовательской, экскурсионной формы обучения, стимулирует социальную активность школьников.
Программа дополнительного образования «Экологическая журналистика» рассчитана на учащихся 7-8 классов, в возрасте - 13 - 15 лет
Срок реализации программы -1 год.
Занятия проводятся два раза в неделю по два часа (144 ч. в год).
Количество часов для проведения практических работ, экскурсий -112, теоретические занятия - 32
Применяется входной, текущий, итоговый контроль. Цель входного контроля - диагностика имеющихся знаний и умений учащихся.
В основу всех форм учебных и воспитательных занятий заложены общие характеристики:
- каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно - педагогической деятельности;
- любое занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;
- построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, когда тип занятия соответствует его цели и задачам;
В рамках дисциплины «Экологическая журналистика» учащиеся знакомятся с публикациями на экологическую тему различных авторов, делают экспертизу экологической проблематики в районных и региональных СМИ. Обучение по данной программе дает практические профессиональные навыки издательской деятельности.
В программе «Экологическая журналистика» через познание природы родного края, ее экологических проблем, реализуется региональный компонент.
Актуальность программы дополнительного образования «Экологическая журналистика» связана с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, личностное становление подростков.
Пресса, выпускаемая ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий.
Программа ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно ориентированный подход, который учитывает личностные способности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить.
Коммуникативная направленность обучения по этой программе дает учащимся возможность общаться в процессе создания газеты, а деятельностный характер обучения позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в коллективе. Программа рассчитана на учащихся, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы ; ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным базовым учебным дисциплинам, таким как литература, русский язык, история, география и другим.
Все направления программы актуальны и выбраны потому, что журналистика должна всесторонне освещать проблемы окружающей среды - села, района, области.
Чтобы приобретенные умения, знания и навыки были постоянно активированы, предусматривается их практическое применение и во время каникул: экскурсии по памятным и историческим местам родного края, поездки за пределы области, журналистские походы по экологическим тропам, участие в национальных празднествах, социально значимых мероприятиях и т.д. с последующим отражением всех этих событий в периодических изданиях.
Цель программы:
Формирование и развитие экологического мышления, социальной активности в улучшении качества окружающей среды через профессиональную деятельность, обучение способам и механизмам регулирования взаимоотношений природы и общества посредством СМИ.
Задачи программы:
*научить основам экологической журналистики;
*развивать правосознание и понимание экологической проблемы;
*воспитывать осознанную потребность в изучении и защите природы родного края, экологическую культуру и социальную экологическую активность;
*сформировать навыки работы с экологической информацией, ориентироваться в источниках информации при подготовке материала на экологическую тему;
*содействовать профессиональной ориентации, приобретению знаний экологии и охраны природы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
Обучающиеся должны знать:
- основы журналистики и экологии;
- этапы творческого процесса экожурналистики, актуальные экологические темы;
- законы РФ о средствах массовой информации;
- жанровые и стилевые особенности подачи экологической информации;
- актуальные экологические темы в современных «зеленых» СМИ мира, страны и региона;
- систему экологической журналистики Белгородчины;
- основы организации пресс-конференции, основы дизайна в СМИ;
- правила безопасности труда.
Обучающиеся должны уметь:
- использовать терминологию экологии и журналистики, освещая актуальные экологические темы в СМИ;
- готовить и размещать материалы на тему сохранения природы на школьном сайте;
- ориентироваться в источниках информации при подготовке материала на экологическую тему;
- проводить журналистские расследования на экологическую тематику и по итогам расследования размещать материалы в газетах.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
п/п
Раздел
Всего
часов
1.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
2
2.
Теоретические занятия
32
3.
Практические занятия, работа над газетой
84
4.
Участие в экологических мероприятиях школы, района, региона
26
Итого
144
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Разделы, темы занятий
Количество часов
Теоретические занятия
Практическая работа, экскурсии
Всего часов
1.
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ
2
2
2.
Экология как наука
2
2
3.
Журналистика. Журналистское творчество
2
2
4
4.
Актуальные экологические темы в современных СМИ
8
14
22
5.
Экологические проблемы
6
10
16
6.
Функция экологической журналистики.
2
8
10
7.
Экологическая информация
2
4
6
8.
Жанры журналистики
6
14
20
9.
Эффективность экологических журналистских материалов
2
8
10
10.
Работа над газетой
26
26
11.
Участие в экологических мероприятиях школы, района, области
26
26
Итого:
32
112
144
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «Экологическая журналистика»
№
занятия
Дата
Тема занятия
Кол - во часов
Цели занятия
Словарь
Домашнее задание
Вводное занятие (2часа)
1, 2
02.09.
Вводное занятие. Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка.
Инструктаж по ТБ
2
Обзор первых СМИ. Знакомство с ролью журналиста и журналистики в России и в других странах
Экожурналистика
Написание эссе на тему: «Сентябрьский день», употребляя 15 обязательных слов, записанных на занятиях
3, 4
03.09.
Экология как наука. Определение экологической журналистики.
Терминология из области экологии и журналистики
2
Знакомство с историей экологической журналистики
Терминология из области экологии и журналистики
Запишите темы, которые вам интересны. Проверьте по местным газетам, занимаются ли, какие-либо редакции интересующей вас тематикой, и сколько места они ей отводят. Затем выберете газету, где Вы хотели бы поместить свой текст.
Подготовить рассказ-эссе о любимом журналисте или, чье творчество заслуживает внимание.
Журналистика. Журналистское творчество (4часа)
5, 6
09.09.
Теория и методика журналистского творчества, этапы творческого процесса
2
Знать методику журналистского творчества
7,8
10.09.
Практическое занятие Современное понимание профессионализма в журналистике
2
Учить работать с экологической информацией
Внимательно прочитайте текст. Ответьте, нарушил ли в нём автор закон. Обоснуйте свой ответ. Текст записан на занятии.
Актуальные экологические темы в современных СМИ (22часа)
9,10
16.09.
Актуальные экологические темы в современных СМИ.
Экология и здоровье.
Экология родного края
2
Рассказать об основных источниках информации. Дать краткую характеристику и описать возможности каждого источника.
Рассказать о способах хранения информации.
Корреспондент, репортёр, архив.
1.При помощи 10 слов (записанных на занятии) попробуйте написать короткую заметку, используя эти слова. Они не должны повторяться или изменяться. Кроме того, разместите их в той последовательности, в которой они приведены.
2.Прочитайте три фрагмента (записанные на занятии). Попробуйте определить, какой из них вышел из-под пера газетчика, какой был озвучен тележурналистом, а какой принадлежит редакции радиостанции. Обоснуйте свой ответ.
11.12
17.09.
Ядерная и химическая промышленность. Концепция устойчивого развития.
2
Развитие навыка коммуникации и умения красиво и слаженно выражать свои мысли в письменной форме.
Концепция
Записать несколько предложений на тему занятя
13,14
15,16
17,18
23.09.
24.09.
30.09.
Экологическое образование. Экологическое право.
Глобальное изменение климата. Деградация почв, потеря лесов и биологических видов.
6
Знание актуальных экологических тем, публикуемых в современном СМИ.
Актуальность
Глобальность
Статья Конституции РФ
(индивидуальные задания)
19,20
01.10.
Демонстрация документальных фильмов, освещающих экологическую тематику
2
Учить анализировать освещения в СМИ различных экологических тем
Найти и записать в личный учебный дневник по 30 слов (со значениями): старорусские; диалекты и говоры регионов РФ; иностранные слова (заимствования), используемые журналистами в России; советские сокращения.
21,22
23,24
25,26
07.10.
08.10.
14.10.
Практические работы.
Практические советы по подготовке экологического материала.
Анализ освещения в СМИ темы «Экология родного края»
6
Учить анализировать освещения в СМИ различных экологических тем
27,28
15.10.
Конференция
«Освещение актуальных тем в СМИ»
2
Рассказать об основных способах добычи информации. Раскрыть технику работы с источниками информации.
Солидарность, конкуренция.
29,30
21.10.
Экскурсия.
«Экология села»
2
Сочинение на экологическую тему
Экологические проблемы (16часов)
31,32
22.10.
Глобальные экологические проблемы. Локальные экологические проблемы. Экология, экономика, политика - единый узел проблем
2
Знакомство с глобальными и локальными экологическими проблемами
Экономика
Политика
Подбор статей в газете «Белгородская правда» на экологическую тему
33,34
28.10.
Демонстрация документальных фильмов, освещающих экологическую тематику
2
Развитие навыка коммуникации и умения красиво и слаженно выражать свои мысли в письменной форме.
35,36
37,38
29.10.
04.11.
Практическая работа. Освещение глобальных экологических проблем в СМИ.
4
Развитие навыка коммуникации и умения красиво и слаженно выражать свои мысли в письменной форме.
39,40
05.11.
Подготовка материалов на экологическую тему на школьный сайт
2
Работа с экологической информацией
41,42
11.11.
Конференция «Экологические проблемы Ракитянского района»
2
Выявить основные причины экологической проблемы района.
4345,46,44
12.11.
18.11.
Экскурсия «Локальные экологические проблемы»
4
Выявить основные причины экологической проблемы района
Локальные экологические проблемы
Статья на школьный сайт
Функции экологической журналистики (10часов)
47,48
19.11.
Функции экологической журналистики. Анализ материалов в СМИ, выполняющих информационную функцию экологической журналистики
2
Изучение основных правил верстки
Создание макета школьной газеты.
Работа с программой Adobe InDesign CS5
-
Верстальщик, многостраничных документ, геометрический примитив
Работа с экологической информацией
49,50
51,52
53,54
25.11.
26.11.
Практические работы.
Подготовка информационных материалов.
Подготовка просветительских материалов.
Подготовка организационных материалов
6
Знать функции экологической журналистики, уметь подготовить просветительский и информационный материал для СМИ
Работа с экологической информацией
55,56
02.12.
Семинар. Анализ материалов в СМИ, выполняющих просветительскую функцию экологической журналистики
2
Знать функции экологической журналистики, уметь подготовить просветительский и информационный материал для СМИ
Работа с просветительской информацией
Экологическая информация (6часов)
57,58
03.12.
Доступ к экологической информации: права и возможности. Конституция РФ
2
Дать понятие информации. Рассмотреть ее типологию. Знакомство с основными законами РФ
Информация, горячая новость, очерк, информационная статья.
Написать короткий, в 11 предложений, очерк, объединив предложенные фрагменты текста. Помните, что, как правило, очерки пишутся по какому-то поводу. И этот повод должен быть отправной точкой для всей информации.
59,60
61,62
09.12.
10.12.
Практические работы.
Законы РФ о средствах массовой информации
4
Знать особенности доступа к экологической информации и ее распространении.
Учить ориентироваться в законодательстве РФ о средствах массовой информации
Определить какой из трёх фрагментов текста содержит описательные, какой аргументирующие, а какой раскрывающие абзацы. (Тексты даны каждому свои).
Жанры журналистики (20часов)
63,64
16.12.
Информационные жанры журналистики - заметка, репортаж, статья, обозрение.
Очерк
2
Знать многообразие жанров журналистики.
Уметь подготовить материал в различных жанрах на экологическую тему
Репортаж.
Очерк,
зарисовка
Подготовить репортаж на экологическую тему
65,66
17.12.
Репортаж - основной жанр «зеленых» СМИ.
2
Знать многообразие жанров журналистики.
Уметь подготовить материал в различных жанрах на экологическую тему
Подготовить репортаж на экологическую тему
67,68
23.12.
Просмотр документальных фильмов, освещающих экологическую тематику
2
Уметь подготовить материал в различных жанрах на экологическую тему
Интернет - ресурсы
69,70
24.12.
Подготовка информационных материалов для школьной экологической газеты
2
Уметь подготовить материал в различных жанрах на экологическую тему
Работа с экологическим материалом
71,72
Подготовка художественно - публицистических материалов для выступлений на экологических мероприятиях
2
Уметь подготовить материал в различных жанрах на экологическую тему
Работа с экологическим материалом
73,74
Подготовка репортажа для экологической газеты по классам
2
Уметь подготовить материал в различных жанрах на экологическую тему
Работа с обработанным материалом
75,76
Подготовка зарисовки и рецензии для экологической газеты
2
Уметь подготовить материал в различных жанрах на экологическую тему
Работа с обработанным материалом
77,78
Экскурсия с целью проведения опроса, тестирования по природоохранной теме.
2
Уметь подготовить материал в различных жанрах на экологическую тему
Работа с обработанным материалом
79,80
81,82
Обработка результатов опроса, тестирования и размещение их результатов в экологической газете
4
Уметь подготовить материал в различных жанрах на экологическую тему
Работа с обработанным материалом
Эффективность экологических журналистских материалов (10)
83,84
Пути повышения эффективности экологических материалов
2
Знать пути повышения эффективности экологических материалов
Уметь оценивать эффективность экологических материалов в СМИ
Ученые - экологи нашего края - сообщение
85,86
87,88
89,90,
91,92
Практические работы.
Оценка эффективности экологических материалов в районных и в областных СМИ
8
Подготовка информационного материала
Работа над газетой. Практика (26 )
93,94
95,96
97,98
Практическая работа над газетой.
Освещение актуальных экологических тем в СМИ
6
Знать методику работы с экологической информацией с целью ее размещения в СМИ
Уметь использовать терминологию экологии и журналистики
Работа в архивах
99,
100,
101,
102,
103,
104,
105,
106
Подготовка информационных, просветительских, организационных материалов для школьной газеты и районной газеты
8
Знать методику работы с экологической информацией с целью ее размещения в СМИ
Уметь использовать терминологию экологии и журналистики
Пресс - релиз
Пресс - коммюнике
Статья в газету
107,
108,
109,
110
Фоторепортаж.
Моделирование издания, программы, их структуры и композиции.
4
Знать этапы работы с материалами для СМИ
Фотографии для газеты
111,
112
Пресс - конференция
«Решение экологической проблемы микрорайона»
2
Журналистское расследование
113,
114
Экскурсия в районную типографию
2
Знать типы газет, основные элементы газетного материала, составные части газеты, стиль газеты
115,
116,
117,
118
Операционная система
Windows - xp.
Текстовый редактор MS Word
4
Иллюстрация, корректор, логотип
Работа с экологической информацией
Участие в экологических мероприятиях школы, района, области (26 )
119,
120,
121,
122,
123,
124,
125,
126,
127,
128,
129,
130,
131,
132,
133,
134
Участие в экологических мероприятиях района, области.
«Дни защиты от экологической опасности»
16
Применение полученных знаний на практике
Подборка литературы на экологическую тематику
135,
136,
137,
138,
139,
140,
Подготовка к проектной работе
«Зеленый друг»
«Поможем растить леса»
6
Реализация навыков работы с газетным материалом
Проектная деятельность
Подготовка к защите проекта
(на выбор)
141-144
Защита проектов, подведение итогов
4