- Преподавателю
- Другое
- Статья Опыт работы в группах
Статья Опыт работы в группах
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сергеева И.П. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сергеева Ирина Петровна,
учитель 1 уровня,
СШ 28, г. Астана
Опыт работы в группах
Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, т.к. современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор.
Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценивать свою работу позволяет соблюсти принцип «отметочной безопасности», развивать интерес к предмету.
Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах классно-урочной системы. Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из опыта групповой работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке.
Для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые, таким образом, становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.
Одно из важных условий эффективной организации групповой работы - правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Психолог Ю.Н. Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх».
В том случае, когда перед учителем стоит задача научить сотрудничать, можно применить способ «случайной группы». Этот же способ комплектования групп можно использовать в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения.
Преимущества групповой работы:
-
грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося;
-
формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
-
в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;
-
учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;
-
у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею (по мнению психологов, люди, как правило, поддерживают то, что создают сами);
-
для решения большинства задач необходима работа всей группы;
-
какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек;
-
улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
-
не дает возможности спрятаться, задействованы все;
-
вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;
-
совместная работа в небольших группах - ключ к успеху коллектива.
Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны, но ее нельзя противопоставлять другим формам.
Функции учителя:
Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Функции учителя сводятся к следующему:
-
объяснение цели предстоящей работы;
-
комплектование групп;
-
комментарий к заданиям для групп;
-
контроль за ходом групповой работы;
-
попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
-
после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.
Потенциал групповой работы велик. Но это серьезный, профессиональный прием работы.
И чем чаще все мы, работающие с детьми, будем задавать себе вопрос: а зачем мы сейчас разделили детей на группы, тем профессиональнее будет наша работа.
«Плохой учитель преподает истину,
Хороший учит ее находить».
Пусть даже не в рифму, зато очень точно.
О роли учителя - только две строчки.