- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа внеурочной деятельности Современный ученик. Словесность
Рабочая программа внеурочной деятельности Современный ученик. Словесность
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гармашова Т.А. |
Дата | 10.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа внеурочной деятельности
для учащихся 5 классов ГБОУ школа№106
Санкт-Петербург
Современный ученик. Словесность.
Пояснительная записка.
Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования школы.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с пятиклассниками. В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку и литературы, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
I. Актуальность.
Внеурочная деятельность является одним из важных компонентов образовательного процесса, как с образовательной, так и с воспитательной точки зрения. Для ее организации также используются компьютерные технологии:
-
Газеты, буклеты, брошюры, памятки, открытки - информационный материал, который можно подготовить с помощью программ Word, Publisher;
-
Анкеты, документы для сбора статистических данных, обработка анкет и мониторингов более просто выполняются при помощи программы Excel.
-
Музыкальное сопровождение праздников - с помощью программы PowerPoint. На слайдах презентации можно поместить музыкальные композиции, которые будут меняться автоматически или по мере необходимости, в то же время на слайдах могут быть иллюстрации, видеофрагменты, сопровождающие музыку.
-
Компьютер - самое мощное и самое эффективное из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагал учитель и ученик.
В современной концепции полного среднего образования в России ставится задача формирования у выпускников умений, использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания базы данных, презентации результатов познавательной деятельности, позволяющих им успешно решать практические задачи прикладного характера в широком спектре разнообразных профессиональных ситуаций.
ИКТ на уроках используются как средства, моделирующие различные процессы и явления, как средство повышения наглядности (сочетании ее абстрактно-логической стороны с предметно-образной), как средство математической обработки результатов демонстрационного эксперимента и фронтальных лабораторных работ, как средство контроля и самоконтроля знаний учащихся и т.д. В результате информационные технологии повышают эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
При использовании ИКТ на уроках необходимо учесть, что использование иллюстративных материалов, представленных на дисках и сайтах, в сочетании с Microsoft PowerPoint повышает наглядность.
Учебно-воспитательный процесс в эпоху всеобщей информатизации общества должен подготовить учащихся к жизни в условиях ускорения научно-технического прогресса
Использование ИКТ при проведении уроков - это и тестирование с помощью компьютера, демонстрация презентаций, привлечение учащихся к созданию тематических презентаций, и другие виды учебных работ. Компьютер - самое мощное и самое эффективное из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагал учитель.
ИКТ на уроках используются как средства, моделирующие различные процессы и явления, как средство повышения наглядности (сочетании ее абстрактно-логической стороны с предметно-образной), как средство математической обработки результатов демонстрационного эксперимента и фронтальных лабораторных работ, как средство контроля и самоконтроля знаний учащихся и т.д. В результате информационные технологии повышают эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.
При использовании ИКТ на уроках необходимо учесть, что использование иллюстративных материалов, представленных на дисках и сайтах, в сочетании с Microsoft PowerPoint повышает наглядность.
Учебно-воспитательный процесс в эпоху всеобщей информатизации общества должен подготовить учащихся к жизни в условиях ускорения научно-технического прогресса.
Создание презентаций -
использование компьютера на уроках позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, эмоциональным и эффективным, пробудить интерес к учению. Уроки, проведенные с использованием компьютерных технологий, надолго запоминаются учащимся, облегчают проведение урока, они интересны и современны.
Презентации удобны тем, что при подготовке отбирается именно тот материал, который нужен для конкретного урока и в нужной последовательности.
Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску - технические средства, позволяющие показ презентации в классе. Электронную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация - вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.
Применение программы PowerPoint для выполнения компьютерных презентаций дает огромные развивающие возможности для школьников. При создании учащимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие в современных условиях навыки.
Работа над презентацией, ее публичное представление, защита, все это положительно влияет на развитие у детей навыков общения с помощью информационно-коммуникационных технологий, дает дополнительную мотивацию к изучению материала, способствует повышению уровня восприятия информации.
Презентации способствуют воспитанию у школьников собственной точки зрения, которая весьма удобно излагается с помощью программы PowerPoint. Безусловным плюсом презентации, создаваемой в PowеrPoint, является возможность варьировать объем материала, используемые методические приемы в зависимости от целей урока, уровня подготовленности класса, возрастных особенностей учащихся. В случае необходимости преподаватель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть лишние слайды. Эти возможности позволяют максимально видоизменять любую ранее разработанную презентацию под конкретный урок в конкретном классе.
Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют сформировать образовательную среду, в которой возможно достижение важнейших целей образования.
II. Цели программы:
-
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
-
Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
-
-
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель - и их свойствах;
-
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя;
-
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
-
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
III. Образовательные результаты.
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Личностные результаты:
-
формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
-
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
-
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
смысловое чтение;
Коммуникативные УУД:
-
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
-
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области ИКТ:
-
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
-
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
-
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
-
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные результаты:
-
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать,
-
анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты;
-
овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета;
-
обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств;
-
совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
-
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
-
овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
Срок реализации образовательной программы -1 год.
Программа рассчитана на учащихся 5 класса, возраст обучающихся 10-12 лет. Нагрузка - 1 ч. в неделю (34 часов в год)
Организация внеурочной деятельности школьников по данной программе основывается на следующих принципах: добровольности участия школьников, научности, сознательности и активности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и др.
В конце учебного 2015-2016 года - создание дидактического сборника работ учеников 5 класса для сетевого использования в школе №106 по программе «Русский язык. 5 класс».
Ш. Формы проведения занятий:
-
лекции;
-
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов,
-
комплексный анализ и просмотр работ;
-
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая лингвостилистический анализ текста;
-
редактирование текста
-
интеллектуально-лингвистические упражнения;
-
работа с текстами-миниатюрами разных типов и стилей;
-
составление кластеров к тексту
-
коммуникативные и игровые ситуации
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, и других творческих работ.
В каждом занятии прослеживаются две части:
-
теоретическая;
-
практическая.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Требования к презентации
-
Стиль.
-
Использование цвета.
-
Анимационные эффекты.
-
Содержание информации.
-
Расположение информации на странице.
-
Шрифты.
-
Способы выделения информации.
-
Объем информации.
-
Виды слайдов.
-
Гиперссылка.
-
Презентация исследования учащегося должна включать: название исследования, цель самостоятельной работы, ход и результат исследования, выводы, аннотированный список использованных ресурсов.
-
Основные недоработки презентаций исследования учащихся:
Совершенно не отражается ход исследовательской деятельности, нет постановки проблемы, вывода. Вместо этого - изложение теоретического материала, или просто информация по какой-то теме. При этом много неоправданных различных технических эффектов, которые отвлекают внимание от содержательной части.
IV. Список использованных методических ресурсов:
-
У. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов. Русский язык. 5 класс. / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов . - М.: Дрофа, 2013.
-
Уроки русского языка. Пособие для учителя. 5 класс. /И.П.Васильевых; под ред. С.И.Львовой. - М.: Мнемозина, 2011.
-
Учебное пособие по курсу «Компьютер -друг»» Академия информатики для школьников.СПбГПУ, 2015 г.
4. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.
5. М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. - М.: ВАКО, 2012.
6. Бабкина, Н. В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Н.В. Бабкина // Педагогика. - 2013. - № 4. - С. 11 -14.
7. Бакулина, Г. А. Творческий подход в обучении русскому языку / Г.А. Бакулина // Русский язык в средней школе. - 2012. - № 11. - С. 39, 54.
8. Баскаков, В.Ю. Некоторые проблемы использования компьютера в обучении русскому языку / В.Ю. Баскаков // Русский язык в школе. - 1988. - №2. - С.7-12.
9. Блонский, П.П. Избранные психологические произведения / П.П. Блонский. - М.: Знание, 2012. - 695 с.
10. Богоявлянская, Д.Б. Психология усвоения знаний / Д.Б. Богоявлянская. - М. 2013. - 275 с
Интернет-ресурсы:
-
Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: window.edu.ru
-
Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: fcior.edu.ru
-
Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: [Электронный документ]. Режим доступа: katalog.iot.ru
-
Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ].
-
Сайт nsportal.ru
-
Сайт учительский.сайт
Оборудование
-
Персональный компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
-
Принтер - позволяет фиксировать информацию на бумаге.
-
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
-
Устройства вывода звуковой информации - аудиоколонки и наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучивания всего класса.
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
-
Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
-
Интерактивная доска - повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.
V.Тематический план
№
Тема
Часы
Основное содержание
Виды деятельности
Дата
1.
О языке и речи. «Пойми меня»
1
Основные проблемы понимания и передачи текста.
Понятие смысловые опорные пункты. Смысловое ядро.
Анализ текстов различных стилей.
Умение выделять смысловые опорные пункт .
2
Компьютер-помощник.
Информационый дизайн
1
Устройство персонального компьютера.
Внешнеее устройство.
Основные компоненты операционная система.
Правила пользование ПК.
Техника безопасности при работе с ПК.
3.
Знакомство с основными элементами программы PowerPoint
2
Знакомство с основными компонентами программы. ( стиль, фон)
Интерактивные возможности POWERPOINT
Создание первого слайда на тему: «Домашний питомец»
4.
Сочинение сказки с рисункам с включением диалога.
2
Понятие слайд-шоу.
Создание сказки с рисунками ( 5-6 слайдов)
5.
Звуки и буквы.
2
Понятие ключевые слова, смысловые ряды.
Поиск информации на тему Алфавит. Звуки.
Создание слайдов на тему
Выбор наиболее интересной и значимой информации.
Найти ключевые слова и подобрать выразительную иллюстрацию.
6.
Главное в тексте идея, основная мысль. Идея текста.
Читаем знакомые правила.
1
Читаем учебник по-новому.
Выбор наиболее интересной информации. Создание опорных картинок, знаков, таблиц.
Создание опорных картинок, знаков, таблиц.
7.
Анимированные картинки.
1
Поиск и сохранение информации. Рисунки gif для web дизайна.
Создание слайда на тему «Осень» с использованием анимации.
8.
Урок-игра
Как много я понял.
1
Чтение и передача при помощи рисунков и графических знаков незнакомого научно-популярного текста.
.
Умение выбирать главную информацию.
Построение опорных смысловых схем.
9.
Текстовый редактор Microsoft Word
2
Заголовок
Строка Меню
Панель инструментов
Полоса прокрутки
Панель задач
Создать текст на тему :
«Мое увлечение»
10.
Рецензирование
Игра.
1
Редакторская правка.
Классификация ошибок.
Игровая форма «Издательство пятиклассник»
11.
Алгоритм и сценарий.
2
Понятие алгоритма.
Понятие сценария.
Построение своего алгоритма.
Строим алгоритм.
Для динамических иллюстраций-моделей разрабатывается сценарий "движения" или алгоритм перемещения.
Создаем открытку к Новому году.
12.
Поисковые системы Интернет
Конкурс Самое интересное и оригинальное сообщение
1
Схема поиска информации в сети Internet
Создаем интересное сообщение по темам: «Синтаксис, Морфология, Лексика»
13.
Основные принципы построения презентации.
2
Ход деятельности.
Постановка проблемы
Вывод
Обратная связь
Предоставить в удобном виде содержание презентации ( заголовки слайдов, их количество, последовательность
Создание презентации тем из раздела «Русский язык. Лексика»
14.
Стиль. Типы речи.
2
Содержание дифференциального алгоритма чтения.
Смысловой фильтр.
Создание презентации на тему.
Находим значение в тексе. Определять смысловые сигменты в лингвистическом тексте.
15.
Задание анимационных эффектов для объектов
1
Привлечение внимание к наиболее важным моментам текста презентации.
Применение нескольких эффектов анимации к одному объекту.
Презентация тем по выбору.
16.
Презентация - орфографический диктант
1
Словарный диктант для самопроверки.
Развитие грамматико-орфографической грамотности.
Презентация с анимацией.
17.
Викторина по русскому языку
2
Вопрос-ответ.
Образцы и приемы.
Конкурс викторин учащихся по теме: «Морфология»
18.
Презентация - проверка домашнего задания .
1
Создания презентации дидактического содержания ( практикум)
Создание презентации проверки домашнего задания по русскому языку
( свободный выбор учащихся)
19.
Презентация- исследования учащихся:
1
Выбор и обсуждение тем представленных для исследовательской деятельности в области языкознания.
Исследование - процесс науч- ного постижения мира в области языкознания
20.
Запись речевого сопровождения презентации
2
Запись речевого текста к слайдам. Работа с микрофоном.
Создание презентации с речевым сопровождением .
«Поэтические минуты»
21.
Схематические диаграммы SMARTART
1
Работа со Smartart
Исследование « Слова -паразиты», « Драгоценные минуты»
22.
Создание кроссворда
«Hot Potatoes»
2
Умение работать в программе Hot Potatoes
Кроссворд по темам :«Русский язык»
23
Презентация :
« Мое исследование »
2
Презентация работ. Итоговое занятие.