- Преподавателю
- Другое
- Длительность долей. Паузы
Длительность долей. Паузы
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | БАСКАЕВА М.В. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ФИО (полностью)
Баскаева Маргарита Витальевна
Место работы
Центр « Нарт » кааб №5
Должность
Педагог доп.образования
Предмет
Осетинская гармоника
Тема открытого урока
Длительности долей. Паузы
Обучающаяся
Хинчагова ФАТИМА
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
« Длительность долей. Паузы»
(Тема урока)
Цель занятия: Ознакомить обучающегося с понятием «Доли и паузы»; учить считать в слух , играть на инструменте, записывать и понимать обыкновенные дроби и паузы. Применить знания во время разбора произведений.
Задачи занятия:
- подвести обучающегося к тому факту, что дроби напрямую связаны понятием деления.
- научить считать, записывать и понимать обыкновенные дроби.
-проконтролировать степень усвоения материала;
-правильно разбирать произведение.
-развивать слух
Формы работы: индивидуальное
Необходимое оборудование: нотная тетрадь. Инструмент . Подставка для ног.
Используемая литература:«Школа игры на осетинской гармонике 1-2 класс » Б. Газданов
Ход занятия
1 . Организационный момент : . Приветствие, знакомства с темой и целью занятия.
2.Оснавная часть.
1. Вступительное слова педагога. Фатима, сегодня мы с тобой будем разбирать что такое длительности и паузы ,как они делятся ,считаются .и проигрываются на инструменте.
2 Работа над длительностями .
Длительность - одно из основных свойств музыкального звука, результат продолжительности колебания звучащего тела. Абсолютная длительность звука определяется мерами времени (секундами и т. п.). В музыке большое выразительное значение имеет относительная длительность звуков; сравнение её с длительностями других звуков является основанием сложных музыкально-логических связей, выражающихся прежде всего в ритме и метре.
Длительность ноты не сопоставлена никаким абсолютным длительностям (например, секунда и т. д.), она может быть представлена только в отношении к длительностям других нот. В приведённой ниже таблице каждый символ точно в два раза больше по длительности символа под ним.
Итак, музыкальные звуки различаются не только по высоте, но и по длительности. Для записи звуков разной длительности пользуются различной формой нот.
Для того, чтобы правильно воспроизвести длительности звуков при игре на инструменте, нужно равномерно отсчитывать время вслух или про себя. За единицу счета (равномерного удара) можно принять любую длительность: качание маятника, секунду.
Единицей счета обычно служит четвертная нота. Она изображается черной головкой со штилем (палочкой) вверх или вниз: или Такая четвертная нота, или четверть, звучит только в продолжении одного удара (счета):
Звук, который звучит на протяжении двух ударов (на два счета), обозначается половинной нотой. Она изображается светлой головкой со штилем (палочкой) вверх или вниз: или Длительность половинной ноты равна двум четвертым:
Звук, который длится на протяжении четырех ударов (на четыре счета), обозначается целой нотой. Она изображается большой светлой головкой без штиля: Длительность целой ноты равна двум половинным нотам, или четырем четвертым:
Кроме целых, половинных и четвертных нот, существуют и более мелкие длительности нот.
Восьмая нота по времени общего звучания вдвое короче четвертной и изображается черной головкой со штилем и флажком: или .
Длительность двух восьмых равна одной четверти:
Для удобства чтения восьмые ноты часто соединяются между собой поперечной чертой (вязкой): например, вместо пишут или , или .
Для отсчитывания восьмых нот прибегают приему дробления каждого четвертного счета вспомогательной буквой "и", которая делит время, отведенной на звучание четвертной ноты, пополам. В этом случае следует считать всегда "раз и", "два и" и т.д.
Пример: известная всем детская песенка "Маленькой елочке…"
Ноты, длительность которых вдвое короче восьмых, называются шестнадцатыми и изображаются черной головкой со штилем и двойным флажком вверху или внизу: . Несколько шестнадцатых нот обычно соединяются двумя поперечными чертами: .
Шестнадцатые ноты, также как и восьмые, считаются с добавлением "и", причем на каждый счет исполняют две ноты:
Для лучшего усвоения шестнадцатых длительностей к каждой счетной единицы добавьте счет "та"
Более мелкие длительности - тридцатьвторые - по времени звучания вдвое короче шестнадцатых. Эти ноты обозначаются: и .
Такие мелкие длительности встречаются сравнительно редко.
Для увеличения длительности используют следующие обозначения:
-
Точка у ноты (или паузы). Ставится она у ноты справа и увеличивает ее длительность наполовину
-
Две точки у ноты (или у паузы) увеличивают длительность наполовину и еще на четверть
-
Лига - дуга, выгнутая вверх или вниз. Связывает стоящие рядом ноты одинаковой высоты, суммируя их длительность.
Лига, соединяющая две или несколько нот, находящихся на разной высоте, означает связное исполнение этих звуков или легато -
Фермата - знак, увеличивающий на неопределенное время длительность ноты или паузы. Задержка (остановка) движение музыки обозначается знаком фермата (от итальянского fermata - остановка), который ставиться над или под нотой, аккордом или паузой.
Точки, стоящие над или под нотами, указывают на отрывистый характер исполнения или стаккато, при котором каждый звук теряет часть своей длительности, становится резче, короче, суше.
Длительность пауз
Мелодии музыкальных пьес временами прерываются, затем звучание их опять возобновляется. Перерыв в звучании называется паузой. Длительность пауз измеряются так же, как и длительность звуков (нот).
Целая пауза равна по длительности целой ноте. Она обозначается короткой черточкой под четвертой линейкой нотоносца:
Половинная пауза равна по длительности половинной ноте. Она обозначается такой же черточкой, как и четвертная пауза, но записывается эта черточка над третьей линейкой нотоносца (нотного стана):
Четверная пауза равна по длительности четвертой ноте и обозначается:
Восьмая пауза равна по длительности восьмой ноте и обозначается следующим знаком:
Шестнадцатая пауза равна по длительности шестнадцатой ноте и обозначается знаком:
Тридцать вторая пауза равна по длительности тридцать второй ноте и обозначается знаком:
Справочная таблица длительностей
Нота
Пауза
Русское название
Итальянское название
Дробь
8 целых нот
Massima
Длинная (4 целых ноты)
Lunga
Бревис (Двойная целая нота)
Breve
Целая нота
Semibreve
Половинная нота
Minima
Четвертная нота
Semiminima
Восьмая нота
Croma
Шестнадцатая нота
Semicroma
Тридцать вторая нота
Biscroma
Шестьдесят четвёртая нота
Semibiscroma
Сто двадцать восьмая нота
Fusa
Заключительный этап работы : Проигрывание упражнений с разными длительностями вслух. Запоминание на слух . Разбор произведения и проигрывания на инструменте . Задание на дом выучить произведение « Цъай-дон ».
До свидание