Планирование по праву 10-11 класс по 17 уроков

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право, как учебный предмет, создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.

Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в основной школе. К основным содержательным линиям примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие:

  • роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;

  • гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;

  • вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;

  • основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;

  • особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.

Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания на базовом уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.

Цели

Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

  • освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;

  • формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Рабочая программа разработана на основе:

  • федеральных государственных образовательных стандартов по праву (базовый уровень);

  • примерной программы среднего (полного) общего образования по праву (базовый уровень);

  • программы «Право» базовый уровень А.Ф.Никитина, 2007

Срок реализации программы 2 года (10 - 11 классы)

В соответствии с учебным планом гимназии на изучение курса «Право» в 10 - 11 классе отведено 35 часов (из расчета 0,5 час в неделю при 35 учебных неделях ежегодно):

  • 10 класс - 17 часов;

  • 11 класс - 17 часов.

Учебное пособие: Никитин А.Ф. Право. 10-11 класс Базовый уровень - М.; Дрофа, 2010

Формы организации учебного процесса: классно-урочная, семинары, учебные экскурсии. Самостоятельные и практические работы, выполняемые учащимися.

Технологии обучения: объяснительно-иллюстративная, технология совершенствования общеучебных умений и навыков, информационные технологии, проблемное и развивающее обучение.

Виды и формы контроля: устный, письменный, тестирование

Планируемый уровень подготовки выпускников на конец ступени приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.

Академическая успеваемость - 100%, качество не ниже 50%.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Для учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);

  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…».

В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.

В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Правовое образование в старшей школе на базовом уровне ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Право» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для защиты прав и законных интересов граждан и подержания правопорядка в обществе.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.

Виды деятельности:

  • работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;

  • анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;

  • изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;

  • решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения права на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;

уметь

  • правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);

  • характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;

  • объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;

  • различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

  • анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

  • решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).

Критерии оценивания

Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. История государства и права

Связь и взаимозависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая.

Развитие права в России до XIX в. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозно-символического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в XIX - начале XX в. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М. М.Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г. Деятельность Государственной думы. Основные государственные законы - конституционные законы России.

Советское право 1917-1953 гг. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г.

Советское право 1954-1991 гг. Критика Культа личности. Консервация административно-командной системы управления. Рост правонарушений. Начало правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис общества «развитого социализма».

Реформа российского права после 1991 г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ и др.

Тема 2. Вопросы теории государства и права

Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим.

Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права.

Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека.

Тема 3. Конституционное право

Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.

Конституционный кризис начала 90-х гг. Принятие Конституции Российской Федерации и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.

Основы конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы - высшая ценность. Многонациональный народ России - носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.

'Федеративное устройство России. Равенство субъектов федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство! и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.

Президент Российской Федерации. Статус главы государства. I Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности.

Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламенты I в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания - Совет Федерации и Государственная ] Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии 1 обеих палат. Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, его состав и порядок формирования. Полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ*.

Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления.

Тема 4. Права человека

Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.

Международные договоры о правах человека: Содержание Международного Билля о правах человека. Виды международных документов о правах человека.

Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии.

Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей.

Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.

Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.

Тема 5. Избирательное право и избирательный процесс.

Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство*.

Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Тема 6. Гражданское право

Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и особенности.

Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров.

Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита права собственности. Прекращение права собственности.

Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация.

Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий.

Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда.

Тема 7. Налоговое право

Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы. Аудит.

Налоги с физических лиц. Налоговая; дееспособность. Подоходный налог. Налог на имущество. Декларация о доходах.

Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Административная и уголовная ответственность.

Тема 8. Семейное право

Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения.

Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака.

Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака.

Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека, попечительство.

Тема 9. Трудовое право

Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя.

Трудовой договор. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового договора. Коллективный договор. Стороны и порядок заключения коллективного договора.

Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних.

Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба.

Тема 10. Административное право

Понятие и источники административного права. Административное правовое регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Признаки и виды административных правонарушений.

Административные наказания, их виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях.

Тема 11. Уголовное право

Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности.

Понятие преступления. Состав преступления. Категории преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений.

Уголовная ответственность. Уголовное наказание, его цели. Виды наказания. Наказания основные и дополнительные. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Тема 12. Правовая культура

Понятие правовой культуры. Содержание правовой культуры. Пути совершенствования правовой культуры.







№ урока

Название тем, уроков

Д/з

Основные понятия

Кол. часов

Элементы содержания

Требования к уроку

Виды контроля

Дата

1

Происхождение государ- ства и права

§1

Основные теории происхож- дения государства. Как поя- вились законы и государ- ство?

1

Теории происхождения государства.Патриархальная теория,теория договоров, теория насилия,органическая теория, психологическая,расовая теория,материалистическая и их представители.

Умение высказывать свое мнение, работать с текстом,отвечать на поставленные вопросы.Объяснять связь государства и права.Называть и характеризовать теории происхождения государства и права

Таблица.схема

2

Из истории российского права

§2

Развитие права до XIX в. Российское право в XIX - начале XX в. Советское право

1

Факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Роль православия в развитии правовой системы. Памятники государственно- правовой мысли

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные

Реформа российского права после 1991 г.

§3

Трудное начало реформ. Принятие новых правовых актов.

Политико-правовые воззрения декабристов. Проекты политических и правовых реформ времен правления Александра 1. Различия воззрения западников и славянофилов на историю российского государства и права.

Знать основные положения раздела. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Характеризовать политико- правовые воззрения декабристов. Объяснять воззрения западников и славянофилов на историю российского государства и права.

Тема II. Вопросы теории государства и права (3 часа)


3

Что такое государство?

§4

Понятие государства. При- знаки государства. Функции государства. Формы госу- дарства.

1

Понятие «государство». Основные теоретические подходы, существующие в рассмотрении сущности государства. Формы государственного устройства. Формы правления. Политический режим.

Знать основные положения урока: что такое государство и его признаки; теории происхождения государства. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы

тест

4

Что такое право?

§5

Понятие права. Правоотно шения. Источники права. Правовая норма. Государство, право, общество

.1

Право, правовая норма. Элементы системы права. Источники права. Правовая норма и ее структура. Виды правовой нормы.

Знать основные положения урока, что такое право и нормы права; каковы источники права и виды правовой нормы. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы.

тест

5

Правовое государство

§6

Недооценка правового госу- дарства. Признаки правового государства.

1


6

Повторительно-обобщаю- щий урок по теме «Во- просы теории государства и права»






1

Урок применения знаний и умений

Знать основные положения раздела Уметь анализировать, делать вы- воды, отвечать на вопросы, объяс- нять свою точку зрения или обос- новывать известные; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; характеризовать изученные социальные объекты; приводить собственные примеры; давать оценку различных социальных объектов и процессов

тест

Тема III. Конституционное право (11часов)

7

Понятие конституции.

§7

Что такое конституция? Виды конституций. Значение конституции. Конституционное право. Конституциона- лизм.

1

Конституция РФ 1993 г. Способы принятия Конституции. Виды конституций. Роль конституции как правового документа. Конституционное право . Источники конституционного права. Конституционная система. Значение понятия «конституционализм».Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Российский флаг. Гимн.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать конституции разных периодов развития Российского государства. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения

Решение задач

Общая характеристика Конституции Российской Федерации

§8

Конституционный кризис и принятие Конституции РФ. Что нового в Конституции РФ? Перспективы совершен- ствования.

Первые проекты конституции. Отношение российского общества к конституционным проектам. Манифест 17 октября 1905 г.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Объяснять свою точку зрения. Работать с текстами документов.

Работа с докумен- тами

8

Основы конституционного строя

§9

Преамбула Конституции РФ. Содержание главы 1 Консти- туции РФ. Прямое действие Основного Закона.

1

Российская Федерация как демократическое, федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Принцип разделения властей. Социальная деятельность государства Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Объяснять свою точку зрения. Работать с текстами документов

Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Объяснять свою точку зрения. Работать с текстами документов

Работа с докумен- тами

9

Федеративное устройство

§10

Немного истории. Формы государственного устройства. Россия - федерация. Опасность сепаратизма.

1

Государственное устройство. Федерация. Субъект федерации. Разграничение полномочий. Знать основные положения урока Уметь анализировать. Делать выводы.

. Знать основные положения урока Уметь анализировать. Делать выводы.

Практикум

10

Президент РФ

§11

Кто такой Президент? Пол- номочия Президента РФ. Возможное прекращение полномочий.

1

Процедура вступления Президента в должность. Статус Президента. Полномочия Президента. Основания и процедура отрешения Президента от должности

Знать основные положения урока, какова роль органов представительной власти. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом , выделять главное

учебник

11

Федеральное собрание. (Совет Федерации. Госу- дарственная Дума)

§12

Парламент и парламента- ризм. Состав Федерального Собрания. Функции Совета Федерации и Государствен- ной Думы. Возможность роспуска Государственной Думы.

1

Роль органов представительной власти в демократических государствах. Статус Федерального Собрания РФ. Палаты Федерального Собрания. Формирование Совета Федерации и его полномочия. Государственная Дума и ее полномочия

Знать основные положения урока, какова роль органов представительной власти. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом , выделять главное

12

Правительство РФ. Судеб- ная власть. Прокуратура.

§13

Правительство РФ, Судебная власть. Прокуратура

1

Высший орган исполнительной власти. Состав Правительства РФ и его формирование. Осуществление правосудия в России. Система судебной власти. Конституционный суд. Компетенция Верховного суда РФ. Полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ. Прокуратура РФ и ее функции.

Знать основные положения урока о составе правительства РФ, судебной системы. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Умение работать с текстом, использовать ранее изученный материал для решения задач

Работа с документами

13

Местное самоуправление

§14

«Вопросы местного значе- ния». Органы местного са- моуправления.

1

Роль местного самоуправления в системе власти в России. Способы осуществления гражданами местного самоуправления. Компетенция органов местного самоуправления. Статус органов местного самоуправления по отношению к органам государственной власти. Органы местного самоуправления

Знать основные положения урока о функциях и роли органов местного самоуправления. Уметь анализировать.

Работа с документами

14

Права и свободы человека и гражданина.

§15

Конституционные права и свободы. Конституционные обязанности. Всеобщая дек- ларация прав человека.

Идеология прав человека

1

Конституция РФ 1993г. о правах и свободах человека и гражданина. Значение всеобщей декларации прав человека.

Знать основные положения урока о конституционных правах и обязанностях человека и гражданина. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

Работа с документами

Международные договоры о правах человека.

§16

Международный Билль о правах человека. Декларации и конвенции.

Группы прав, составляющие содержание Всеобщей декларации. Соотношение прав и обязанностей.

Знать основные положения урока о конституционных правах и обязанностях человека и гражданина. Уметь анализировать. Делать выводы.

Работа с документами

15

Гражданские права

§17

Основополагающие права. Против рабства и пыток. За- щита со стороны закона. За- щита частной жизни. Сво- бода отношений с Богом.

1

Содержание статьи 1 Всеобщей декларации прав человека. Значение достоинств для человека. Право человека на жизнь. Рабство в понимании международного права. Презумпция невиновности

Знать основные положения урока о системе гражданских прав и политических прав человека. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

Работа с документами

Политические права

§18

Информационная свобода. Участие в управлении стра- ной.

Право на объединение. Политические партии и их значение. Содержание и значение статьи 21. Декларации. Эффективность политической жизни и успех в экономической сфере.

Знать основные положения урока о системе гражданских прав и политических прав человека. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

Экономические, социальные и культурные права

§19

Экономические права. Соци- альные права. Культурные права. Обязанности перед обществом.

Условия для развития личности. Содержание статьи 17 Всеобщей декларации прав человека. Декларация об обязанностях человека

Знать основные положения урока о системе гражданских прав и политических прав человека. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

Работа с документами

16

Избирательное право.

§21

Проявление социальной от- ветственности. Нормы и принципы избирательного права. Правовые основы из- бирательной деятельности. Единое правовое простран- ство.

1

Статус избирателя. Участие гражданина в выборах. Избирательные права граждан. Виды избирательных прав граждан. Принципы избирательной системы. Порядок выборов в России. Законы, определяющие порядок выборов в России. Конституционные принципы, обеспечивающие единство правового пространства в России.

Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное

Работа по группам

Избирательный процесс.

§22

«Демократия - это проце- дура». Избирательные сис- темы.

Избирательный процесс. Процедура выборов. Роль процедурных вопросов в избирательном процессе. Основные избирательные системы. Особенности пропорциональной системы. Мажоритарная избирательная система.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать. Делать выводы о принципах пропорциональной и мажоритарной система. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

17

Повторительно-обобщаю- щий урок за курс 10 класса.

1


18

резерв

1

Урок применения знаний и умений .

Знать основные положения раздела Уметь анализировать, делать вы- воды, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения или обос- новывать известные





11 класс


№. Тема и план урока

Содержание учебного материала

Внутрипредметные и межпредметные связи

Источнки (НПА) и дополни-тельная литература

Форма организации УД

Учебно-методические средства

Познавательные задания, контроль

Тема 6. Гражданское право

1. Понятие и источники гражданского права

Имущественные и личные неимущественные отношения. Гражданский кодекс Российской Федерации; гражданское право; физические лица; юридические лица


Договор; должник; кредитор; обязательственное право; обязательство; сделка

Вещное право; национализация; право собственности; приватизация


Гражданская дееспособность. Гражданская правоспособность

Юридическое лицо.


Материальные и нематериальные права. Причинение вреда.

Обществознание

Экономика:

Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности.

Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий.

Хозяйственные товарищества. Кооперативы. Унитарные предприятия.

(Рыночные отношения в современной экономике; Человек в системе экономических отношений и др.)

История:

Политическая жизнь: Россия на пути к демократическому обществу и правовому государству. Россия на пороге XXI в.

Коваленко А.И.
Правоведение
гл. IX.
Шилобод М.И. и др.
Политика и право,
разд. IV.
Конституция РФ, 1993 г.,

ГК РФ, 1994, 1995, 1997 г.

лекция

Презентация РРТ: «Понятие и источники гражданского права»

§ 23

Вопросы с. 148

Задания с.149

2. Обязательственное право

Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров.

лекция с элементами эвристической беседы

Дидактические материалы:

текст ГК РФ, Конституция РФ

Презентация РРТ: «Обязательственное право»

§ 24

Вопросы с. 154

Задавния с.154-155

практическая работа с источниками (НПА), решение задач

3. Право собственности. Наследование. Страхование

Защита права собственности

лекция с элементами эвристической беседы

Дидактические материалы:

текст ГК РФ, Конституция РФ

Презентация РРТ: «Право собственности»

§ 25

Вопросы с. 161

Прочитать 161-162

беседа с элементами групповой работы

4. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних.

Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда

комбинированный урок

Дидактические материалы:

текст ГК РФ, Конституция РФ

Презентация РРТ:

«Гражданская правоспособность

и дееспособность»

§ 26

Вопросы с. 165

определения

§ 28

Вопросы с. 179

Прочитать»это полезно» с.181, подготовиться к тесту

беседа с элементами диспута

Дидактические материалы:

текст ГК РФ, Конституция РФ

КоАП РФ, УК РФ Презентация РРТ:


Тема 7. Законодательство о налогах

5. Налоговое право.

-. Налоговые органы. Аудит.

-Виды налогов.

.- Налогообложение юридических лиц. ----Налоги с физических лиц.

-Ответственность за уклонение от уплаты

Налоги; налоговое право; Налоговый кодекс; пошлины; сборы.

Косвенные налоги; местные налоги; налоги с физич. лиц; налоги с юрид. лиц; прямые налоги; федеральные налоги. Акцизы; налог на добавленную стоимость; налог на прибыль; налоговые льготы. Подоходный налог; налоговая декларация (декларация о доходах).

Административная ответственность за уклонение от уплаты налогов; дисциплинарная ответственность за уклонение от уплаты налогов; уг. ответственность за уклонение от уплаты налогов

Налоги, пошлины, сборы. Бюджет, финансы. Прямые и косвенные налоги. Подоходный налог.

Юридич. ответственность, штраф, арест, лише-ние спец. прав и др.

Обществознание, Рыночные отношения в современной экономике. Человек в системе экономических отношений.

Правовое государство

Экономика:

Налоги и налогообложение.

История:

Политическая жизнь: Россия на пути к демокр. обществу и прав. государству. Россия на пороге XXI в.

Конституция РФ, гл 1

Налоговый кодекс РФ; Бюджетный кодекс РФ; УК РФ и др. НПА

лекция с элементами эвристической беседы

Дидактические материалы: НК РФ, Конституции РФ

Презентация РРТ: «Налоговое право»; «Налоговые органы. Аудит»; «Виды налогов»; «Ответственность за уклонение от уплаты»

§ 29

Вопросы с. 187

Схема, понятия

§ 30

Вопросы

с. 192

понятия

§ 31

Вопросы с. 197

Задания с197,подготовка к тесту


комбинированный урок

практическая работа с НПА

УК РФ, 1997

комбинированный урок с элементами групповой работы



Тема 8. Семейное право

6. Понятие и источники семейного права. Брак и условия его заключения

Семья; семейное право; Семейный кодекс Российской Федерации.

Брак; брачный возраст; принцип моногамии; регистрация брака

Обществознание:

Социальная структура и социальные отношения. Социальный статус личности.

История:

Полит. жизнь: Россия на пути к демокр. обществу и правовому государству. Россия на пороге XXI в.

Конституция РФ, 1993 г., СК РФ, 1995

Конвенция СНГ о прав. помощи и правовых отношениях по гражд., семейным и угол. делам;

Конвенция ООН о правах ребенка и др. НПА

лекция с элементами эвристической беседы

Дидактические материалы: СК РФ, Конституции РФ Презентация РРТ:

«Понятие и источники семейного права», «Брак и условия его заключения»

§ 32-33

Вопросы с. 201,206


7. Права и обязанности супругов.

Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство)

Брачный договор; имущественные права супругов; личные права супругов; обязанности супругов.

практическая работа с НПА

§ 34

Вопросы с. 210

§ 35

Вопросы с. 218-219


Алименты; лишение родительских прав; опека; попечительство; усыновление

комбинированный урок с элементами групповой работы

8. Контрольно-обобщающий урок

КР № 1




Тема 9. Трудовое право

9. Понятие и источники трудового права.

Коллективный договор. Трудовой договор.

Трудовое право; Трудовой кодекс Российской Федерации; трудовые правоотношения.

Обществознание:

Трудовая деятельность. Человек в системе экономических отношений. Социальная структура и социальные отношения. Социальный статус личности.

История:

Политич. жизнь: Россия на пути к демокр. обществу и правовому государству. Россия на пороге XXI в.

Конституция РФ, 1993 г., Трудовой кодекс РФ, 2001

лекция

лекция с элементами эвристической беседы

Дидактические материалы: ТК РФ, Конституции РФ Презентация РРТ:

«Понятие и источники трудового права», «Коллективный договор. Трудовой договор», «Рабочее время и время отдыха. Оплата труда», «Охрана труда. Трудовые споры»

§ 36

Вопросы с. 222

§ 37

Вопросы с. 227


Коллективный договор; трудовой договор.

10. Рабочее время и время отдыха. Оплата труда.

Охрана труда. Трудовые споры.

Продолжительность рабочего дня. Виды времени отдыха.

комбинированный урок с элементами групповой работы

§ 38

Вопросы

с. 232

§ 39

Вопросы

с. 238


Заработная плата. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда.

комбинированный урок с элементами групповой работы

Тема 10. Административное право

11. Понятие и источники админ. права. Администр. правонарушения.

Административные наказания

Административное право; административное правонарушение; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обществознание:

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

История:

Политическая жизнь: Россия на пути к демокр. обществу и прав. государству. Россия на пороге XXI в.

Конституция РФ, 1993 г., КоАП РФ, Закон Республики Бурятия «Об административных правонарушениях»

лекция с элементами эвристической беседы

Дидактические материалы:

Конституции РФ Презентация РРТ: «Административное право», «Правонарушения и наказание в аадмин. праве»

§ 40

Вопросы с. 244

§ 41

Вопросы с. 248,

Задания,подготовка к тесту

Административное наказание; административный арест; дисквалификация; лишение специального права

комбинированный урок с элементами групповой работы

Тема 11. Уголовное право

12. Понятие и источники угол. права.

Уголовное право; Уголовный кодекс Российской Федерации. Принципы российского уголовного права.

Обществознание:

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

История:

Политическая жизнь: Россия на пути к демократическому обществу и правовому государству. Россия на пороге XXI в.

Конституция РФ, 1993 г., УК РФ, 1996 г.; УПК РФ

лекция с элементами эвристической беседы

Дидактические материалы:

УК РФ, УПК РФ, Конституции РФ Презентация РРТ: «Понятие и источники угол. права», «Преступление и его виды», «Уголовная ответственность», «Уголовная ответственность несовершеннолетних»


§ 42

Вопросы с. 254

задания

13. Преступление Основные группы преступлений

Преступление; неоднократность преступлений; рецидив преступлений; совокупность преступлений; состав преступления. Компьютерные преступления; преступления в сфере предпринимательства; наемничество; терроризм; экоцид

комбинированный урок с элементами групповой работы

§ 43

Вопросы

с. 260

задания

14. Уголовная ответственность.

.Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

. Уголовная ответств-сть несовершеннолетних


Уг. ответственность; угол. наказание, цели и виды уг. наказания, обст-ства смягчающие и отягчающие наказание. Угол. судопроизводство. Уголовный процесс. Уголовное дело. Приговор.

Принудительные меры воспитательного воздействия; уголовная ответственность несовершеннолетних


лекция с элементами эвристической беседы

§ 44

Вопросы с. 268

тест

практическая работа с НПА

комбинированный урок с элементами групповой работы

15.Повторительно-обобщающий урок

16. Правовая культура. Правовое сознание


Правовая культура общества. Правовая культура личности. Правовая безграмотность. Правовой цинизм. правовой нигилизм.

Обществознание: Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Дух. мир человека и деятельность.

История: Политическая жизнь: Россия на пути к демократическому обществу и правовому государству. Россия на пороге XXI в.


лекция с элементами эвристической беседы

Презентация РРТ: «Правовая культура человека и общества»

§ 45

Вопросы

с. 274


17. Контрольно-обобщающий урок

КР № 3



18. Резерв





© 2010-2022