Программа по теме Полезные привычки

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 с углубленным изучением иностранных языков»



Согласовано

на методическом совете

школы.

Протокол №1

от сентября 2015г.

Председатель МС

О.Г.Шишкина

Рассмотрено

на заседании ПО

Протокол №1

от сентября 2015г

Руководитель ПО

«Утверждаю»


Директор

МОУ «СОШ № 6»

Г.А.Лютянская


……………………

« » сентября 2015 г.


……………………

« » сентября 2015 г.


……………………

« » сентября 2015 г.


Дополнительная образовательная программа


«Полезные привычки»


для 4 класса


на 2015/2016 учебный год





Рабочая программа составлена на основе:

учебно - методического комплекта «Полезные привычки» (1 - 4-й классы),

разработанного группой российских специалистов

(под руководством кандидата психологических наук О.Л. Романовой)

по инициативе Международной некоммерческой организации «Проект ХОУП».



Возраст учащихся: 10,11 лет

Срок реализации: 4 года


Учитель: Туганова Ю.Ю.






Северодвинск

2015г


  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по профилактике употребления табака, алкоголя детьми, других психоактивных веществ - «Полезные привычки», ориентирована на начальную школу - 1-4 классы. Составлена на основе материалов «Полезные привычки», разработанными сотрудниками «Проекта ХОУП» и является адаптировано - модифицированная. Данная программа учитывает психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста и адаптирована к учащимся 1- 4 классов. Срок реализации 4 года.

С учетом возрастных особенностей детей используются следующие формы и приемы работы:

  • игры; опыты;

  • работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;

  • кооперативное обучение;

  • практические занятия;

  • обучение в группе,

  • интерактивные методы обучения (мозговой штурм, ролевая игра);

  • дискуссии, беседы.

Цель: создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Задачи.

  1. Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.

  2. Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.

  3. Учить детей эффективно общаться.

  4. Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

  5. Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.

Актуальность.

В настоящее время педагогическая практика испытывает затруднения: многие программы не соответствуют требованиям гигиенического воспитания, не решают задач оздоровления недостаточность разработки методик высокий уровень заболевания учащихся.

Повышенное внимание к здоровьесберегающей педагогике связано с продолжающимся ухудшением состояния здоровья детей в РФ. Катастрофически молодеют наркомания, токсикомания и алкоголизм. Еще более печальная картина наблюдается у детей, находящихся в особо трудных условиях. Проблема обучения и воспитания тесно связана с вопросами охраны их здоровья, повышения их функциональных и адаптационных возможностей.

В настоящее время применяются разные модели оздоровления: рациональное составление учебного расписания; улучшение санитарно-гигиенических условий учебно-рекреационных помещений; увеличение объема занятий по физической культуре. Безусловно, все эти методы оздоровления, в той или иной степени, оказывают положительный эффект. Однако, только система последовательных действий, опирающаяся на нивелирование причин, вызывающих отклонения в состоянии здоровья школьников, может сформировать здоровый образ жизни и изменить тенденции. Большой объём знаний, которым должен овладеть учащийся, предъявляет высокие требования к его работоспособности, а следовательно, и к функционированию всего организма. С педагогической позиции работоспособность учащихся не всегда позволяет усвоить программу школы: дети проявляют вялость мышления, отсутствие внимания, утрату интереса к учебе, инертность поведения.

Оздоровительная программа должна базироваться на следующих принципах: медицинском, здоровьесберегающих технологиях, педагогическом. Медицинский принцип - это диагностика индивидуального уровня здоровья, функционирование резервов организма, определение группы здоровья для занятий физкультурой.

Принцип внедрения здоровьесберегающих технологий обучения предлагает внедрение таких методов преподавания, которые бы не нарушали функционирование возможностей организма ученика.

Педагогический принцип основан на том, что педагоги, являлись носителями культуры здоровья, пропагандировать здоровый образ жизни как высшую ценность, как норму повседневной жизни, как предпосылку успешной учебы. Идея обучения "полезным привычкам" в школе в последнее время привлекает внимание все большего числа российских специалистов - ученых и практиков. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболеваний, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Забота о подрастающем поколении всегда была одной из важнейших задач государства. Однако ее реализация связана с рядом проблем, а именно:

  • Обучение "полезным привычкам" не включено непосредственно в содержание образования.

  • В связи с этим нет официальных, апробированных программ обучения.

  • Пока нет возможности вставить такие занятия в учебный план, который и так весьма перегружен.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.


  1. Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

В 4 классе возможно достижение результатов второго уровня.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

Контрольные задания.

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:


Для оценки эффективности дети тестируются дважды. Первый раз - до обучения, второй раз - после обучения. Результаты сравниваются. Тестирование проводится в течении урока. Вопросник для учащихся состоит из 10 картинок, изображавших здоровые и нездоровые занятия. Детям предлагалось раскрасить разными цветами здоровые и нездоровые занятия. 4 картинки из 10 посвящены соблюдению личной гигиены, остальные употреблению табака и алкоголя.

Тестирование на начало обучения (сентябрь).

Темы тестирования

Соблюдение правил личной гигиены

Отношение к табаку

Отношение к алкоголю

Отношение детей

Положительное

Отрица

тельное

Положительное

Отрица

тельное

Положительное

Отрица

тельное

Мальчики (8человека)

6

2

8

8

Девочки ( 8человек)

8

8

8

Тестирование на конец обучения (май).

Темы тестирования

Соблюдение правил личной гигиены

Отношение к табаку

Отношение к алкоголю

Отношение детей

Положительное

Отрица

тельное

Положительное

Отрица

тельное

Положительное

Отрица

тельное

Мальчики (8 человека)


Девочки (8человек)



Проведённое тестирование должно показать изменения, которые произойдут в результате обучения.


  1. Содержание превентивного курса « Полезные привычки»

Тема 1.Положительный образ Я.(2ч.)

Самоуважение. Привычки.

Тема 2.0бщение.(2ч.)

Дружба. Правила поведения в обществе.

Тема 3. Использование грубых слов. (2 ч.)

Грубые слова. Клички. Использование ненормативной лексики.

Тема 4. Понятие о вредных привычках. (3 ч.)

Непослушание. Неуважение к людям. Обман.

Тема 5. Воровство. (2 ч.)

Воровство. Уголовная ответственность.

Тема 6. Принятие решений .(2 ч.)

Учусь сопротивляться давлению. Учусь говорить "нет"

Тема 7. Курение. (4 ч.)

Табакокурение. Вещество - никотин. Заболевания курильщиков (кариес, рак органов дыхания). Пассивные курильщики. Профилактика и борьба с курением.

Тема 8. Алкоголизм. (6 ч.)

Алкоголизм. Злоупотребление алкоголем. Алкогольное отравление. Галлюцинации. Асоциальное поведение. Разрушение внутренних органов.

Тема 9. Наркомания. (5 ч.)

Наркотики. Наркотическая зависимость. Личностные изменения человека. Заболевания наркоманов: гепатит, СПИД. Токсикомания. Галлюцинации. Наркологический диспансер. Группы психологической поддержки.

Тема 10. Бродяжничество (3 ч.)

Бродяжничество. Болезни кожи, паразиты. Попрошайничество.

Тема 11. Пост-тест (4 ч.)

Обобщение изученного материала. Пост-тест.

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теоретические

Практические

1. Пре - тест Положительный образ Я.

2

1

1

2. Общение

2

1

1

3. Использование грубых слов

2

1

1

4. Понятие о вредных привычках

3

2

1

5. Воровство

2

1

1

6.Принятие решений

2

1

1

7.Курение

4

2

2

8.Алкоголизм

6

4

2

9. Наркомания

5

3

2

10.Бродяжничество

3

2

1

11.Пост -тест

3

1

2

Итого

34

19

15

В 4 классе на изучение курса отводится 34 часа в год, в неделю - 1 час.


  1. Учебно - тематическое планирование


4 класс. Вредные привычки

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Положительный образ Я.(2ч.)

1.


Самоуважение.

1

2.


Привычки.

1

Общение.(2ч.)

3.


Дружба.

1

4.


Правила поведения в обществе.

1

Использование грубых слов.(2ч.)

5.


Грубые слова. Клички.

1

6.


Использование ненормативной лексики.

1

Понятие о вредных привычках.(3ч.)

7.


Термин «Вредная привычка».

1

8.


Непослушание. Неуважение к людям.

1

9.


Обман.

1

Воровство.(2ч.)

10.


Воровство.

1

11.


Уголовная ответственность.

1

Принятие решений.(2ч.)

12.


Учусь сопротивляться давлению.

1

13.


Учусь говорить «нет».

1

Курение.(4ч.)

14.


Табакокурение. Вещество - никотин.

1

15.


Заболевания курильщиков.

1

16.


Пассивные курильщики.

1

17.


Профилактика и борьба с курением.

1

Алкоголизм.(6ч.)

18.


Алкоголизм. Злоупотребление алкоголем.

1

19.


Алкогольное отравление.

1

20.


Болезни алкоголиков.

1

21.


Галлюцинации. «Белая горячка».

1

22.


Асоциальное поведение. Жизнь с алкоголиком.

1

23.


Борьба с алкоголизмом.

1

Наркомания.(5ч.)

24.


Наркотики. Наркотическая зависимость.

1

25.


Личностные изменения человека. Болезни наркоманов.

1

26.


Токсикомания.

1

27.


Наркологический диспансер.

1

28.


Борьба с наркоманией.

1

Бродяжничество.(3ч.)

29.


Бродяжничество.

1

30.


Попрошайничество.

1

31.


Болезни кожи, паразиты.

1

Пост-тест.(3ч.)

32.


Обобщение изученного материала.

1

33.


Пост-тест.

1

34.


Повторение изученного за год.

1

Программа по теме Полезные привычки

Программа по теме Полезные привычки

Программа по теме Полезные привычки

Программа по теме Полезные привычки

Программа по теме Полезные привычки

Программа по теме Полезные привычки

  1. Инструментарий для оценки планируемых личностных, метапредметных

и предметных результатов освоения программы начального образования

1. Беседа, наблюдение, интервью, фокусная группа и вопросники.

2. Т. Б. Гречаная и другие. Рабочая тетрадь для 4-го класса. - Москва, 2000.

3. Т. Б. Гречаная и другие. Пре - тест и Пост - тест для 4-го класса. - Москва,2000.


  1. Материально-техническое обеспечение курса «Полезные привычки»


  1. 1 . «Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя». Т.Б. Гречаная, Л.Ю. Иванова

  2. Москва,2001год

  3. « Уроки общения в начальной школе». Пособие для учителя. Е.А. Сорокоумова. АО « Мэрил» 2005год.

  4. « Профессия-школьник» . Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. БитяноваМ.Р.,

  5. Азарова Т.В. Земских Т.В. Генезис. Москва 2001г.

  6. Болыпенков В. "Тропа здоровья", журнал "Начальная школа", 1990, №5

  7. 2. Бурмистрова Н. "Для укрепления здоровья первоклассников", журнал "Начальная

  8. школа", 1996, №7

  9. 3. Захарова Л. "Учимся любить природу", журнал "Начальная школа", 1997, № 7

  10. 4. Исаева С. "Физкультурные минутки в начальной школе", Москва, "Айрис -дидактика",

  11. 2003 г.

  12. Ковалько В. "Здоровьесберегающие технологии. 1-4 классы", Москва, "ВАКО",2004 г.

  13. Корякина Л. "Весёлые физминутки", журнал "Начальная школа", 1996,№5

  14. Михайлова 3. "Игровые и занимательные задачи для школьников", Москва,

  15. "Просвещение", 1990г.

  16. Похлебин В. "Звонок на урок здоровья", журнал "Начальная школа", 1996, № 11

  17. Рост Т. "Я здоровье берегу - сам себе я помогу", журнал "Начальная школа", 1995, № 7

  18. Тверская С. "Вставки о здоровье на уроках в начальной школе", журнал "Начальная

  19. школа", 1996, №11

  20. Юранева Л. "Если волнует здоровье детей", журнал "Начальная школа", 1996, № 11

  21. Романова О.Л. Этиология зависимостей от психоактивных веществ и теоретические

  22. основы их первичной профилактики: Обзор зарубежной литературы, Вопросы

  23. наркологии, 3, 1996,97-108.



© 2010-2022