- Преподавателю
- Другое
- Беседа «Береги здоровье с молоду!»
Беседа «Береги здоровье с молоду!»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Белоусова О.И. |
Дата | 11.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Беседа «Береги здоровье с молоду!»
(для учащихся 7-11 лет)
Цели:
1.Формировать у учащихся знания по профилактике простудных заболеваний.
2.Рассмотреть взаимосвязь между здоровьем и образом жизни.
3.Развивать познавательный интерес у детей.
4.Воспитывать любовь к родной природе, чувство товарищества.
Оборудование:
плакаты с пословицами , стишками о здоровье, эмблема ЗОЖ, кроссворд, презентация с изображением лекарственных трав, корзинка с фруктами, овощами, ягодами, цветок с заданиями, конверты с пословицами, самовар, баночка с мёдом, графин, стаканы с витаминными напитками, сухие лекарственные травы.
Запись песни (караоке) «Песня Медуницы».
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Люди часто говорят друг другу при встрече это хорошее, доброе слово. Слово здравствуйте очень старое. Связано со словом дерево. Когда - то давно люди, произнося слово, здравствуйте, желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими как дерево, как дуб, например. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.
-А вы знаете, что дороже всего на свете? Конечно, это жизнь, здоровье. Еще в Древней Руси говорили:
-
Здоровье дороже богатства.
-
Здоровье не купишь.
Получен от природы дар-
Не мяч и не воздушный шар.
Не глобус это. Не арбуз,
Здоровье очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Здоровье нужно сохранить.
А как? Сейчас я вам скажу,
Что знаю - все вам расскажу.
-Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить сегодня на нашем классном часе? (ответы детей)
-А сейчас я предлагаю отгадать вам ребус. Но сначала нужно отгадать загадки.
загадки
-
Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь,
О шипы уколюсь.
(Шиповник)
-
Черных ягод пышный куст -
Хороши они на вкус!
(Смородина) -
По желтизне он чемпион,
И витаминов в нём вагон,
И очень кислый - тоже он.
Он называется ... (Лимон) -
Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуешь
Даже маленькую дольку -
Будет пахнуть очень долго.
(Чеснок)
-
Маленькая печка
С красными угольками.
(Гранат) -
В десять одежек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовешь,
Сам не заметишь, как слезы прольешь.
(Лук)
-
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики -
Из далекой Африки.
(Мандарин)
-
Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?
(Клюква)
Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь - слюнки потекут,
А раскусишь - кисло!
(Клюква)
-Какое слово получилось в клеточках кроссворда?
-ПРОСТУДА
-Как вы думаете, что объединяет все слова-отгадки, что у них общего?(Это фрукты, овощи, в каждом из них содержится витамин группы С) На столе корзинка , в которой лежат все вышеперечисленные ягоды, фрукты, овощи. На корзинку прикрепляется табличка «Витамин С»
-Для чего нужен нам этот витамин?
-Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен витамин С.
Чтобы были вы красивы,
Чтобы не были плаксивы.
Чтоб в руках любое дело
Дружно спорилось, горело.
Чтобы громче пелись песни,
Жить чтоб было интересней!
Нужно сильным быть, здоровым
Эти истины не новы!
-Сегодня я расскажу вам о некоторых средствах, правилах, выполняя которые можно противостоять гриппу и простудным заболеваниям.
-Вы хотите быть здоровыми?
-Тогда мы начинаем наше путешествие по станциям здоровья!
1станция: «Чай целебный спасает от болезней!»
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится
Чаем можете лечиться,
Чай всех снадобий полезней,
Помогает от болезней.
-А сейчас послушайте сказку.
Главные герои: царь (он простудился), красная девица.
Царь:
Здравствуй, красная девица,
Я пришёл к тебе лечиться.
Уж два дня, как я охрип,
Кашель, голова болит.
Девица:
Проходи скорей сюда,
Есть лекарство для тебя!
Чаем вкусным угощу
От болезни излечу.
Знаю бабушкин секрет,
Будешь жить ещё сто лет!
Царь:
Я прошу, уж излечи,
Стать здоровым помоги!
Кашель страшный, вот беда,
Есть лекарство для меня?
Девица:
Мать -и -мачехи цветки
Кипяточком завари.
Добавь мёда в тот настой,
Кашель снимет как рукой!
(Рассказ учителя о мать - и - мачехе)
-В начале апреля на проталинах, там, где припекает солнце, появляются желтые цветочные корзиночки мать-и-мачехи. Цветки-корзиночки находятся на стебле, покрытом буроватыми чешуйками. Это видоизмененные листья.
Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают сердцевидные зубчатые листья. Сверху они ярко-зеленые, блестящие, жестковатые, холодные. Снизу лист покрыт густым белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Научное же название мать-и-мачехи происходит от латинского слова «туссус», что означает кашель. Действительно, это растение - прекрасное средство от кашля.
Есть ещё одно растение, цветки которого очень помогают при кашле.
-Отгадайте, что это за дерево.
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня всё ж обижают,
Шкуру тонкую снимают.
-Когда в июле цветет липа, кажется, нет нигде уголка, где бы ни ощущался чудесный липовый аромат. Цветки липы выделяют большое количество нектара, поэтому липа и считается лучшим медоносом. Липовый мёд ценится выше всех других сортов. Считается, что это прекрасное средство при простуде, как и настой из сушёных липовых цветков.
Царь:
От простуды я охрип,
Сильно горлышко болит.
Девица:
Здесь чай с душицей помогает,
Всех микробов убивает.
(Рассказ учителя о душице)
-Душица растёт на лугах, склонах холмов, по лесным опушкам. Цветёт в июле-августе, цветки розового цвета , мелкие. Траву заваривают и употребляют при кашле, а отваром споласкивают воспалённое горло.
Царь:
Если же температура
Вдруг подскочит невзначай…
Девица:
Пей не горькие таблетки,
А с малиной вкусный чай.
Чаю выпьешь и в постель,
Хорошенько пропотей!
(Рассказ учителя о малине)
-Ягоды малины содержат много витаминов. Они утоляют жажду, вкусны и ароматны. Ягоды, заваренные как чай, издавна употребляют при простуде. Такой чай понижает жар. С этой же целью можно использовать и отвар молодых веток малины. Из листьев малины готовят полоскание при болях в горле. Сушеные ягоды и варенье из малины также сохраняют витамины, их хорошо употреблять зимой. Можно приготовить и пастилу на зиму и использовать вместо конфет. И вкусно, и полезно.
Царь:
А какие травы мне
Укрепят иммунитет?
Девица:
Со смородиной пей чай
И здоровье укрепляй.
(Рассказ учителя о смородине)
-Чёрная смородина - один из лучших источников витамина С. Богаты витамином и ягоды, и листья. Всего 15 граммов ягод(2-3 ст. ложки) обеспечивают суточную необходимость в витамине С. Свежие и сухие ягоды, а также варенье, приготовленное из сырых ягод с добавлением сахара, сохраняют витамины и применяют в зимнее время при простудных заболеваниях.
Вот мяты букет укрепить иммунитет!
(показ иллюстрации с изображением мяты)
Вот тебе клюквенный морс,
Чтоб здоровеньким ты рос!
(Рассказ учителя о клюкве)
На болоте или в сосновом лесу можно увидеть как бы рассыпанные по зелёному мху ярко - красные ягоды клюквы. Клюква - вечнозеленый кустарничек. Под снегом зимуют и зеленые листья, и красные ягоды. И ягодам ни мороз, ни снег не страшен. Такие же красные, как летом и такие же вкусные.
В клюкве содержится много витамина С. Клюквенный морс пьют при воспалительных заболеваниях и высокой температуре. При ангине, простуде полезна клюква с мёдом.
В сосновых лесах и ельниках можно встретить ещё вечнозелёный кустарник с темно-зелеными кожистыми овальными листьями. В конце лета на них созревают тёмно-красные шарики-ягоды. Это брусника. Как и клюква,брусника может очень долго храниться и в ней много витамина С. Бруснику и настой ее ягод дают больным с высокой температурой.
Шиповника витамины придадут тебе силы!
(Рассказ учителя о шиповнике)
-Кустарник шиповника растёт на опушках леса, в садах, его даже выращивают специально как витаминоносное растение. Шиповник называют фабрикой витаминов. Его плоды используют для профилактики и лечения авитаминоза при простудных заболеваниях, а также после перенесённых болезней. Плоды заваривают и употребляют как настой. Из плодов шиповника готовят витаминный сироп на заводах. Применяют и в витаминных чаях вместе с ягодами чёрной смородины, рябины, клюквы.
-Много трав на свете,
Можно пить их, дети,
Чтоб здоровым стать,
Организм свой укреплять.
-Но нужно помнить одно простое правило. Каждая трава может оказаться опасной.
-Почему? (Всему надо знать меру)
-А какое правило нужно знать, собирая лекарственные травы?
Исполнение «Песни Медуницы» (караоке)
2 станция «Массаж выполняем, от простуды не страдаем!»
-Ребята, чтобы уберечься от гриппа, нам может помочь массаж, который нужно делать каждый день. Сегодня я научу вас делать точечный массаж.
(комплекс точечного массажа)
-
Начинается от уровня середины грудины до яремной ямки, вдоль передне-срединного меридиана. Массируем эту «дорожку» с усилием, снизу вверх по спирали, 5-6 раз, не отрывая пальцев; затем очень легко помассировать ямку.
-
На шее под челюстями справа и слева массировать большими пальцами рук.
-
Перед ушными раковинами и за ними: массировать указательными и средними пальцами.
-
Легкое массирование точек у краев губ.
-
Крылья носа - пазухи - разотрем указательными пальцами, а затем кулачками - возвышениями больших пальцев; дышать носом.
-
Середина лба (между бровями - «третий глаз»): положим три пальца на лоб и, мягко надавливая, массируем эту точку.
7. Массируем точки, находящиеся на левой руке между
большим и указательным пальцами.
-
Растирание точки, находящейся на левой руке между большим и указательным пальцами.
-
Точка «собрание ста болезней» - в области, соответствующей малому родничку у детей; массирование подушечками пальцев любой руки.
Все упражнения выполняются по 1-2 минуты.
3 станция «Добрая пословица недаром молвится»
-Ребята, в народе есть очень много пословиц о здоровье. Давайте вспомним некоторые из них.
-
Здоров будешь - всего добудешь!
-Как вы понимаете эту пословицу?
-А сейчас я предлагаю вам разделиться по парам, чтобы выполнить несложное задание. Вам нужно будет собрать из отдельных слов пословицу, а затем объяснить, как вы ее понимаете.(Учитель раздает конверты. В них лист с пословицей разрезан.)
-
Если занемог, лечи болезнь в самом начале.
-
Холода не бойся, по пояс мойся!
-
Болен - лечись, а здоров - берегись!
4 станция «Надо, надо закаляться!»
-Ребята, почему одни люди болеют часто и тяжело, а другие - редко?
-Почему одни всё время жалуются на усталость и головную боль, а другим - всё нипочём! (они закаляются)
-Чтение учителем стихотворения.
Почему пингвины не боятся ангины?
Мне сказали, что пингвины
Не подвержены ангине.
Скарлатиной, и бронхитом
И простудой, и отитом
Не болеют почему-то
Эти птицы никогда.
Мы спросили у пингвина:
Может, есть рецепт старинный?
Может, крепкий чай с малиной
Рано утром пьют пингвины?
Надевают шарфик длинный
И носки они всегда?
Захихикали пингвины,
В воду прыгнули у льдины,
И плескались, кувыркались
И резвились целый день!
- Мы же с детства закалялись,
В ледяной воде купались!
И теперь болеть простудой
Стало нам ужасно лень! Н. Волкова
-Почему же пингвины не боятся ангины и других простудных заболеваний?
-Что значит закаляться? (Значит сделать организм устойчивым к простуде, приучать к холоду)
Физкультминутка «На болоте две лягушки,..»
-Очень часто говорят «Закаляйся, как сталь!». А вы знаете, что это значит?
-Можете ли вы себя назвать закалёнными?
-Закалившись, никакие перемены погоды нам не страшны.
А сейчас я предлагаю вам разобрать ситуации, в которых описывается поведение человека. Вам нужно будет сказать, закаляется человек или нет. Давайте проведём небольшой экзамен.
(ученики отрывают по одному лепестку от цветка, на нём записана ситуация)
-
Как только начинаются первые морозы, Вова одевается очень тепло, шарфом закрывает и нос, и рот.
-
Каждое лето Нина приезжает к бабушке в деревню и каждое утро ходит по росе босиком.
-
В тёплый летний день друзья пошли купаться. Только Саша стоит на берегу, он боится холодной воды.
-
Оля очень любит загорать летом, а её сестрёнка Катя прячется от солнечных лучей, выходит на улицу только вечером.
-
Ваня решил вместе с папой начинать обливаться прохладной водой по утрам.
-
Настя очень любит играть на компьютере и всё время сидит дома.
-Как же можно закаляться?
(слова записаны заранее на обратной стороне лучей снежинки)
-
Загорать
-
Гулять на свежем воздухе
-
Купаться
-
Обливаться
-
Принимать душ
-
Ходить босиком
«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»
-Ребята, а вы моете лицо и руки холодной водой по утрам?
-Как вы закаляетесь? Расскажите.
Признаки закалённого человека
1.Он редко болеет и быстро выздоравливает (на 2-3 день)
2.Он всегда активен, на уроках внимателен.
3.Кожа у закалённого человека розовая, здоровая, глаза ясные, волосы блестящие.
4.Он носит лёгкую одежду, излишне не утепляется.
5.У него хорошее настроение, спокойный сон.
Будьте здоровы!
Ты с красным солнцем дружишь.
Волне прохладной рад,
Тебе не страшен дождик,
Не страшен снегопад;
Ты ветра не боишься,
В игре не устаёшь,
И рано спать ложишься,
И с солнышком встаёшь.
Зимой на лыжах ходишь,
Резвишься на катке,
А летом - загорелый-
Купаешься в реке;
Ты любишь прыгать, бегать,
Играть тугим мячом;
Ты вырастешь здоровым!
Ты будешь силачом!
(С.Островский)
-
Подведение итогов.
-Ребята, наша беседа подходит к завершению. Сейчас я вас попрошу ответить на вопрос.
-Что нужно помнить, знать и соблюдать, чтобы простудные болезни обошли вас стороной?
Закаливание - путь к здоровью.
Природа лечит нас своей любовью.
Пусть пропадут болезни без возврата.
Здоровье - это здорово, ребята!
Составитель: Белоусова О. И., воспитатель КОУ СКОШИ
Шербакуль, 2015
10