• Преподавателю
  • Другое
  • Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников

Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников

Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников   Задачи работы дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) по взаимодействию с родителями     Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанникаОбъединить усилия для развития и воспитания детейСоздать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной  взаимоподдержкиАктивизировать и обогатить воспитательные умения родителейПоддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях    Принципы взаимодействия с родителями   1. Доброжелательный стиль общени...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16 общеразвивающего вида»














Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников

(консультация для воспитателей)







Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников





Выполнил: Гутич И.В.

старший воспитатель 1 кв.категории



2013


Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников

Комфортная непринужденная обстановка, уютная атмосфера, использование современных методик с опорой на классические основы педагогики помогут родителям осознать творческую природу процесса воспитания, решить задачи коррекции внутрисемейных отношений, улучшить отношения с детьми.

Задачи работы дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) по взаимодействию с родителями

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника

Объединить усилия для развития и воспитания детей

Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки

Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей

Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях

Принципы взаимодействия с родителями

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строиться вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией ДОУ модель взаимодействия с семьей останется «Модель на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм обращения с родителями. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельно проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодиться человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить, посочувствовать и вместе подумать, как помочь в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесёт положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Серьезная подготовка. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество.

5. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.


РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ


Наглядная информация, в виде стендов и уголков, универсальна и имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов. Это могут быть информационные стенды, буклеты, листовки, памятки, внутренняя газета детского сада, стенгазета. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ ее передачи имеет не меньшее значение, чем ее содержание.

Как правило, родители - люди очень занятые и зачастую им бывает совершенно некогда побеседовать с воспитателями, обсудить проблемы развития и воспитания своего ребенка. Выручает нас в этом случае наглядная информация.

НМетодические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанниковаглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Задача педагога научиться подавать информацию так, чтобы она привлекала внимание, заинтересовывала и отвечала насущным потребностям родителей. Но не стоит забывать о

важности преподнесения информации. Ведь однообразные, стандартные уголки, папки-передвижки уже не могут привлечь внимание родителей. Поэтому прежде чем размещать информацию, нужно тщательно продумать ее содержание и оформление.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них - информационно-ознакомительной - является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о деятельности дошкольного учреждения.

Задачи другой группы - информационно-просветительской - близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Информация, размещаемая на стендах, в папках, информационных листках, должна удовлетворять нескольким требованиям: она должна быть конкретна, доступна, кратка, эстетична и безопасна.

Конкретность. Если это советы психолога, то они должны быть точными и четкими, без описания особенностей психического развития. В каждой возрастной группе, в раздевалках, на столиках могут быть предложены для родителей консультационные папки, которые они могут взять на один вечер домой или почитать тут же, если приходится по какой-либо причине ждать ребенка. Но это должна быть не 1 большая и толстая папка с ассорти из информации по всем вопросам. Лучше, если папок будет несколько, и у каждой - отчетливое, напечатанное название. Например: «Здоровье детей», «Подготовка к школе», «Советы психолога», «Как интересно провести время дома», «Советуют специалисты» и т.д.

Следует обратить внимание на эстетичность оформления папки. Если компьютера в ДОУ нет, то, наверное, кто-нибудь из родителей имеет доступ к нему и не откажется помочь. В этом случае у воспитателя есть гарантия того, что хотя бы один из родителей представленный материал прочтет.

Доступность. При отборе информационного материала следует учитывать, что родители - люди очень разные и по образованию, и по профессии, и по статусу. Поэтому материал не должен содержать специальной терминологии - достаточно изложить простыми и короткими предложениями.

Краткость. Традиционные уголки для родителей, папки-передвижки необходимо оформлять необычно, чтобы родители останавливали свой взгляд на них. Оформление должно соответствовать названию группы, выдержано в едином сюжете, стиле. В оформлении необходимо использовать разнообразные материалы: паралон, пенопласт, пластик, ткань, оракал и т.д.

Эстетичность и безопасность. Основные требования к оформлению наглядной информации. Не рекомендуется приклеивание листов бумаги к стене, на двери, а также использование кнопок, скрепок и других острых предметов.

Тексты необходимо помещать в специальные кармашки из оргстекла, пластика. Информация дается крупным печатным шрифтом на цветной бумаге, тема выделяется цветом и размером.

Предлагаем обратить внимание на выносную наглядную информацию.

В преддверии летнего оздоровительного периода актуально размещение родительских уголков на участках, верандах, при входе в детский сад.

Тематика статей должна соответствовать летнему периоду:

«Секреты безопасного отпуска»;

«Как оказать первую помощь при тепловом ударе, укусах»;

«Сделайте вместе с детьми»;

«Обучение ребенка выполнению элементарных правил безопасности»;

«Секреты хорошего аппетита».

Уголки для родителей могут отличаться тем, что информацию в окошках можно забирать домой (это игры и стихи с пальчиками, игры на внимание, на развитие памяти, артикуляционные гимнастики и т.д.), т.е. рекомендации, советы учителя-логопеда, дефектолога, педагога-психолога и др. специалистов. Особенно это хорошо для коррекционных групп.

Фотоуголок «С вашими детьми работают». В этот уголок, оригинально оформленный в виде солнышка, цветочной полянки, в искрах салюта, помещены фотографии с именами, отчествами, фамилиями тех педагогов, специалистов, медиков, которые работают с детьми этой группы. Это поможет родителям иметь представление о тех, кто работает с их детьми, и это облегчает общение родителей с педагогами. Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников

Оформление уголков детского творчества: рисунков, поделок, коллективных работ совместной деятельности педагога с детьми. Тема занятия и программное содержание помещаются в специально отведенном кармашке, который располагается в крыше дома, в руках Веселого Карандаша. Работы по рисованию и аппликации могут быть выставлены все или частично. Для показа рисунков по рисованию и аппликации можно использовать не только выставки, но и полочки с конвертами на каждого ребенка. Работы по лепке и конструированию можно разместить на полочках сказочного домика, лесенке избушки, фартуке Лисы-Патрикеевны.

На стенде при входе в детский сад целесообразно размещать рекомендации по организации питания детей дома, в поездках, на отдыхе.

В уголках «Питание и воспитание», «Будьте здоровы» и др. размещается следующая информация:

- основные принципы рационального питания,

- меню диеты при заболеваниях ЖКТ, пищевой аллергии,

- правила детского питания,

- график выдачи пищи с пищеблока,

- общее меню (для групп раннего и дошкольного возраста),

- рекомендуемые объемы порций для детей;

- как организовать рациональное питание дома

- и другие советы и консультации для родителей и сотрудников ДОУ.

Информационная работа с родителями начинается сразу же, как только они первый раз переступают порог дошкольного учреждения. Это визитная карточка ДОУ. На ней необходимо дать наиболее полную информацию о дошкольном учреждении

Информационные стенды в группах

Информационные стенды в группах предназначены для обмена информацией по вопросам воспитания и обучения детей, знакомст­ва родителей с планами работы на ближайшее время, распростране­ния педагогических знаний.

Варианты оформления этих стендов сегодня неограниченны. Профессионалы предлагают свои услуги по их изготовлению и оформлению. Выбор формы и названия такого стенда остается за воспитателем: «Заботливым роди­телям», «Взрослым о детях», «Для вас, родители» и т.д.

На стенде могут быть представлены:

фамилии, имена и отчества всех педагогов, которые работают с детьми этой группы, время, когда они могут побеседовать с родителем о ребенке;

режим дня;

расписание занятий;

план мероприятий на месяц;

объявления;

условия проведения конкурсов;

меню на день;

словарь добрых слов и выражений;

адреса сайтов в Интернете, посвященных дошкольному детству.

Важные моменты:

все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;

содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родитель­ский интерес к этой информации быстро пропадет;

оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей (текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, кар­тинки-символы);

содержание предлагаемого материала должно быть действитель­но интересно большинству родителей.

Информация, подбираемая для родителей должна быть интересной, краткой (выборка главных мыслей), актуальной для данной группы, без нравоучений.

Должна подаваться в качестве грамотного и своевременного совета. Тема должна привлечь внимание родителей не только своей актуальностью, но и оригинальностью ее подачи. Например: «Рады сообщить вам!», «Наши успехи», «Музыкально-поэтический уголок».

Рубрика «Вести с занятий» знакомит родителей с темами, целями и задачами основных занятий, чтобы родители были в курсе того, что изучают дети, какие знания, умения и навыки получают они. Это способствует тому, что родители смогут соучаствовать в обучении ребенка, давать им свою посильную помощь.

Вместо привычных заголовков, таких как «Советы родителям», лучше написать: «Секреты воспитания вежливого ребенка», «Что делать, если ребенок дерется». Привычные названия такие как «Меню» заменить на такие как: «Вести из столовой», «Смак», «За обе щечки». А обыденное название «Сетка занятий» - на «Наш день», «С утра до вечера», «Вот как мы живем», «С понедельника до пятницы», «Чем мы занимались», «Наши дела».

Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанниковВ информационных уголках обязательно должна присутствовать рубрика «Благодарим». Благодарность тем родителям, которые оказывают помощь в благоустройстве участков, групп, приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек. Не рекомендуется перечислять сразу много фамилий, лучше по одной и с указанием конкретного вклада (за участие в конкурсе игрушек, стихов, в подготовке к родительскому собранию, в расчистке снега и сооружении построек, покраске

оборудования). Стихотворные строки со словами похвалы также служат в качестве морального поощрения.

Информацию в уголках для родителей необходимо менять каждый месяц, но для того, чтобы родители заметили это - оставлять на 2 - 3 дня информационные окна пустыми.

Родитель должен быть привлечен наглядной информацией и ею заинтересован. Для этого предлагаются новые подходы к оформлению. Информационные уголки оформляются по единому сюжету: по одной сказке или стихотворению, в виде леса, цветочной полянки, водного царства, звездного неба, русской комнаты или игрушечного магазина.

Уют и комфорт, необходимые для благоприятного восприятия предлагаемого материала, создается за счет использования сочетающихся по цвету красок спокойных, нейтральных тонов, тюлей и штор на окнах, чистоты и порядка.

Буклеты, листовки, памятки

Преимуществом информационных буклетов, листовок и памяток является их адресность, то есть каждый родитель получает информа­цию лично, может ознакомиться с ней в удобное время.

В буклетах может быть представлена информация о детском саде, группе, конкретном направлении работы детского сада, например по художественно-эстетическому воспитанию, о дополнительных услугах и т.д. Можно использовать фотографии детей и педагогов, стихотворения о детском саде, например:

Зацветают яблони каждый год в саду.
Ну а в нашей «Яблоньке» все дети на виду,
Словно наливные яблочки, растут,
Расцветают, дружат, весело живут.
Есть хореография в садике у нас,
Вам покажут дети в танцах высший класс!
Могут по-английски что-нибудь сказать,
А на математике лучше всех считать.
Здесь программы и игрушки,
Танцы, праздники, подружки,
Рисование, театр,

Не скучают тут ребята.

Листовки - это короткая информация о конкретном меропри­ятии, например о проведении конкурса, приглашение на откры­тое занятие и т.п. Желательно, чтобы информационная листовка была оформлена на цветной бумаге, привлекала внимание роди­телей.

Памятки познакомят родителей со сводом определенных пра­вил с целью реализации единого воспитательного подхода семьи и детского сада, например в вопросах адаптации ребенка к детскому саду.

Журнал для родителей

Достаточно удобная форма работы. Ро­дители имеют возможность взять журнал домой, прочитать, провести тест, позаниматься с ребенком, используя рекомендации педагогов. Материал для журналов готовится заранее, поскольку тематика его очевидна и прогнозируема. В течение учебного года оптимально вы­пустить 6 номеров, в которые обязательно нужно включить допол­нительный материал, связанный с теми или иными мероприятиями, проходящими в образовательном учреждении (Новый год, 8 Марта, День пожилого человека, репортаж с прогулки и т. д.). Журнал должен иметь постоянное название, содержание и редколлегию. В него также должны быть включены материалы не только для родителей, но и для детей.

Внутренняя газета детского сада

Газета (заочная школа профессиональных родителей). Каждый выпуск направлен на решение одной группы задач. Газета - это возможность быстро отреагировать на острые вопросы родителей. Педагогу нужно заранее разработать макет газеты, чтобы затем можно было оперативно вклеивать необходимые материалы.

Многие детские сады сегодня самостоятельно выпускают внутрен­ние газеты. Газета посвящается определенной теме, например здо­ровью детей, игровой деятельности, обучению грамоте, развитию творческих способностей и т.д.В газете есть постоянные рубрики:

взрослым о детях;

консультации специалиста;

детские новости;

наши победители (о результатах конкурсов);

говорят малыши;

наши достижения (об успехах детского сада).

ВМетодические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанниковыпуск газеты требует серьезной работы творческой группы педагогов детского сада, определенных материально-технических затрат. Газета должна выходить регулярно (еженедельно, ежемесячно, поквартально).

Стенгазета

Для многих детских садов на сегодня это не представляется воз­можным. Но коллективу сада по силам организовать выпуск тема­тических стенгазет, которые помогут привлечь внимание родителей к вопросам воспитания. Оформление стенгазет должно быть ярким, эстетичным, с рисунками, детскими фотографиями. Можно выпус­тить стенгазету специально к родительскому собранию, празднику, по результатам конкурса, мероприятия.

Например, можно оформить тематическую стенгазету по резуль­татам анализа заболеваемости детей в детском саду под названием «Малыши-крепыши». На нескольких листах ватмана - фотографии детей разных групп, которые болеют меньше всех. Каждая фотогра­фия подписана. В центре - веселое стихотворение:

Мы рады вам представить команду крепышей! Здесь мальчики и девочки всех деток здоровей! Наш садик посещают, не пропустив ни дня. Желаем всем здоровья, задора и огня!

Такой способ привлечения внимания родителей к вопросам закаливания будет гораздо эффективнее сухой статистики и гра­фиков.

Творческие объявления

Объявления постоянно присутствуют в общении с родителями: о дне проведения утренников, родительских собраний, различных мероприятий и т.п. Чаще всего объявление носит официальный характер и оформлено в деловом стиле. Но даже к объявлению для родителей можно подойти творчески, тем самым, повысив уро­вень их заинтересованности к полученной информации и настроив на положительное взаимодействие с педагогами.

Объявления-приглашения

•На субботник по благоустройству территории детского сада:

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Приглашаем на субботник:

Дорог каждый нам работник!

Инвентарь мы закупили,

Всех вокруг оповестили.

Есть лопаты, грабли, краска -

Сделаем из сада сказку!

Если дружно все возьмемся,

Очень быстро приберемся!

На осенний праздник:

Мы приглашаем всех на бал

В нарядный музыкальный зал.

Там будут шутки, будет смех,

Осенний вальс, стихи, успех,

Для вас родные малыши

Споют и спляшут от души.

О проведении Дня открытых дверей

Спешите, спешите, спешите скорей!

Проводим для вас День открытых дверей!

Вы к нам приходите, на нас поглядите,

С собой привести не забудьте друзей!

Мы будем для вас детский сад представлять!

Покажем, как можем учить и играть.

Откроем вам двери и сердце в придачу,

Поверьте, общение будет удачным!


ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Цели: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом).


РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ

Наряду с наглядной информацией для родителей необходимо проводить и другие формы работы с ними. Обычным объявлением родителей на родительское собрание не заманить, а вот приглашения, изготовленные руками детей, не оставляют пап и мам равнодушными. Так же можно приглашать родителей на музыкальные сказки, утренники, вечерние посиделки.

РМетодические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанниководительские собрания - одна из наиболее распространенных и традиционных форм работы с родителями во многих детских садах. Их целью является повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей. Но сегодня детские дошколь­ные учреждения пересматривают формы и содержание родитель­ских собраний.

Для того чтобы интересно провести собрание для родителей, можно использовать видеоматериал, фоторепортажи «Один день из жизни группы», «Как мы встречали весну», «Наши успехи и достижения», фотоальбомы, которые соответствуют теме мероприятия. Родителям очень интересно наблюдать за детьми в детском коллективе, за их взаимоотношениями. После таких собраний, родители охотнее идут на контакт с педагогами, прислушиваются к их советам, а в итоге больше доверяют дошкольному учреждению.

1. Родительское собрание должно быть основательно подготов­лено. За две недели до собрания вывесить в вестибюле группы объявление с указанием темы, даты и времени его проведения, под­готовить для родителей буклеты с кратким содержанием собрания. Серьезно продумать все организационные моменты: от расстанов­ки мебели до возможных вопросов со стороны родителей. Нельзя сажать родителей на детские стульчики, а педагогов и администра­цию - на обычные. Общение должно проходить на одном уровне,

Предложить родителям подготовить выступление на определенную тему. Организовать присутствие на собрании заведующего, старшего воспитателя, педагогов, работающих с детьми, чтобы при­дать мероприятию значимость; установить эмоциональный контакт с родителями, продемонстрировать заинтересованное отношение администрации к проблемам воспитания и обучения детей.

Общение должно носить неформальный, доброжелательный характер. Родители на собрании - активные участники и партне­ры в обсуждении проблемы. Приветствуется диалог, а не монолог педагога с озвучиванием правил, необходимых для выполнения родителями.

Педагоги группы должны с уважением относиться к родителям, принимать во внимание авторитет семьи и опыт семейного воспи­тания.

Обязательно наличие обратной связи, обсуждение итогов соб­рания с родителями, согласование мер по преодолению трудностей и реализации планов развития ребенка.

В ходе собрания обсуждаются интересные темы, предлагаются не­стандартные решения сложных вопросов. Мягкое освещение, му­зыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствуют созданию доверительной атмосферы, помогают ро­дителям откровенно говорить о проблемах.

Вручение дипломов, медалей, памятных лент «Самой дружной семье», благодарственные письма на предприятия и другие методы поощрения родителей - мощный стимул активизации родителей

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

1. Анкетирование родителей по теме собрания.

Анкеты раздают за две недели до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.

2. В подготовке собрания дети - главные участники. Они изготавли­вают приглашения в виде игрушек, конструкций, аппликаций с ис­пользованием бросового и природного материалов и вручают их ро­дителям.

Изготовление:

приглашений каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания.

Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родите­лей принимали участие дети.

Приглашения раздаются за неделю до собрания.

Как изготовить приглашения?

Из картона вырезать по шаблону березовый листок, цветок,
клубнику, яблоко и т.д., придать желаемый цвет и фактуру,
дополнить украшением. Это могут быть:

божья коровка (половинка скорлупы грецкого ореха, раскрашенная гуашью под божью коровку);

бабочка, изготовленная из цветной бумаги в технике оригами;

грибок, сделанный из пластика (пробки, контейнер от киндер-сюрприза).

Для родителей детей младшей группы приглашения изготавли­вают дети старших групп, но малыши тоже принимают участие: готовят отдельные детали, дорисовывают.

• памяток с советами.

Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

•плакатов.

3. Подготовка конкурсов по теме собрания.

В конкурсах участвуют дети и родители.

4. Подготовка выставок по теме собрания.

Все работы выставляются до начала собрания. Педагог знакомит родителей с детскими работами. Лучшую работу выбирают родители. Победителю вручается приз.

Запись на магнитофон ответов детей.

Приглашение сказочного героя.

7. Проведение заседания родительского комитета (за месяц до со­брания), на которое вынести следующие вопросы:

аМетодические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанников) распределение обязанностей по подготовке собрания.
Назначаются ответственные за:

музыкальное оформление;

организацию конкурсов;

проведение рейдов проверки;

оформление группы и столов.

На столах для родителей, расставленных по кругу: карточки с име­нами, отчествами родителей, памятки, фишки красного, желтого, синего цветов, записные книжки, а также карандаши, детские ра­боты.

На столе педагога: магнитофон, настольная лампа или подсвеч­ник со свечами, материалы для проведения собрания.

б)подбор оборудования и материалов для собрания.

Продолжительность собрания - 1 час

(40 минут - с родителями и 20 минут - с участием детей).

ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ В ДОУ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями (ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести его в круг своих интересов).

СЕМИНАРЫ И КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Цель семинара и консультации - повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка, решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений родителей. Их тематику можно определить, проанализировав родительские потребности и интересы, например путем анкетирования. Консультации и семинары могут проводиться фронтально для группы родителей, которых заинтересовал тот или иной вопрос, или индивидуально. Их цель - помочь родителям в разрешении сложных педагогических ситуаций, проинформировать об успехах, достижениях ребенка.

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.

На современном этапе в работе с родителями используют также «Онлайн -Консультации» - это современная профессиональная помощь в любой точке мира! Быстрота, эффективность и доступность в одном флаконе. Подойдёт как тем, кто ценит своё время, так и тем, кто не может прийти на встречу. С помощью «Онлайн- Консультации» можно оперативно получить методическую помощь от профессионалов (специалистов ) в виде высылки на электронную почту необходимых информационных материалов (книг, статей ) и дальнейшее их обсуждение, помогающее выявить и решить ускользающие проблемы.

КОНКУРСЫ И ПРОЕКТЫ

Проведение разнообразных конкурсов позволяет укрепить взаи­модействие детского сада с семьями воспитанников, активизиро­вать педагогическое общение родителей с детьми. Важным момен­том проведения конкурсов является соревновательный дух, кото­рый помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

Содержание конкурсов может быть разным. В каждом детском саду имеется свой опыт их проведения. Это могут быть традицион­ные конкурсы или соответствующие тематике плана работы. При подготовке конкурса необходимо определить цель проведения, участников, состав жюри, критерии оценки, награждение победи­телей. Необходимо заранее ознакомить родителей с положениями конкурса, дать достаточное количество времени на его подготовку.

Итоги проведения творческих конкурсов могут быть представле­ны родителям в виде стенгазеты в холле, выставки и др.

Эта интересная форма работы помогает родителям группы лучше познакомиться друг с другом, поделиться опытом семейного воспи­тания, активизировать творческое общение родителей с детьми.

Объявление о проведении конкурса вывешивается заранее в вес­тибюле группы. Дополнительно каждая семья получает листовку с условиями конкурса.

Предлагаем некоторые практические материалы для проведения конкурсов и проектов.

Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанниковКОНФЕРЕНЦИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Пример. Конференция для мам "Поговорим о маме".

1. Диалог с родителями после прослушивания магнитофонной записи детских мнений.

2. Обыгрывание ситуаций - конструирование и анализ поведения матери в различных ситуациях.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ

Они являются дополнением к словесной информации для родителей: рисунками, фотографиями, натуральными предметами (образцами игрушек, игровых материалов, работ по художественному труду и т.д.), сделанными руками детей, родителей, воспитателей.

Тематические выставки создаются как для родительского коллектива всего детского сада, так и для родителей одной группы. К их оформлению можно привлекать самих родителей: поручить подбор материала по определенной теме, найти вырезки из газет и журналов, сделать выкройки игрушек-самоделок. Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют журналы для родителей.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ

Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

Ход педсовета:

1. Теоретическая часть, которую готовят педагоги в соответствии с темой педсовета.

2. Анкетирование родителей. Проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.

3. Подведение итогов анкетирования.

4. Интервью с родителями. Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями, наладить обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.

5. Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.

6. Телефон доверия. В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме.


ПОСЕЩЕНИЕ СЕМЬИ

Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель.

Цель первого посещения семьи - выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т.д.

Есть другая форма посещения семьи - обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т.д. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи.


АНКЕТИРОВАНИЕ

Анкетирование - одна из активных форм получения и обме­на информацией по разным вопросам работы детского сада. Анкетирование помогает педагогическому коллективу получить наиболее полную информацию по определенным вопросам, проанализировать ее и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении. С другой стороны, анкетирование помогает родителям серьезнее задуматься на ту или иную тему, оценить свои педагогические возможности, стиль взаимоотно­шения с ребенком и др.

Анкетирование давно и прочно вошло в работу почти каждого детского сада, ведь у такой формы взаимодействия с родителями есть очевидные плюсы:

быстрое получение информации по какой-либо проблеме;

достоверность информации;

возможность охватить всех родителей.

Анализируя ответы родителей, педагоги получают информацию о семье, запросах и ожиданиях родителей по отношению к детскому саду, об особенностях ребенка, о готовности родителей взаимодей­ствовать с педагогами по тем или иным вопросам воспитания, качестве питания и др.

В анкете обязательно должны присутствовать:

вежливое обращение к родителям;

кМетодические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по организации работы с родителями воспитанниковраткое вступление с обозначением цели анкетирования;

вопросы, при необходимости варианты ответов на них;

благодарность за взаимодействие в конце анкеты


© 2010-2022