Статья на тему Учебно-исследовательская деятельность обучающихся

  Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Учебно-исследовательская деятельность развивает у обучающихся мышление, логику и способствует более высокому уровню их саморазвития. Принцип доступности и принцип временного развития являются основами работы в организации учебно-исследовательской деятельности. Основные задачи  при развитии исследовательской деятельности: актуализация исследовательской потребности ученика, вовлечение  его в поисковую деятельность, поиск средств, активизирующий процесс познания, содействие в осознанном целеполагании, доведение ученика до результативности в деятельности. Ожидаемым результатом исследовательской деятельности  является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка.                
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы МБОУ «Лицей №14» по сетевому взаимодействию с учреждениями общего и дополнительного образования по реализации внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС ООО

Автор: Бутусова Л.В.

"Учение без размышлений - тщетный труд;
Размышления без учения - пагубны". Конфуций

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся - одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.

Современные дети стали более информированными, многие владеют компьютером. Ученики должны уметь реализовать свои возможности. Наш лицей создаёт условия для максимальной реализации способностей и возможностей, помогает ребёнку в интеллектуальном и личностном росте.

Своеобразным толчком, побуждающим нас заняться исследовательской деятельностью с учениками начальных классов, послужили всероссийские и межрегиональные научно-познавательные конкурсы - исследования :конкурс «Леонардо» «Я - исследователь» г. Москвы, центр образовательных технологий «Другая школа» города Ижевска, интеллектуальные заочные конкурсы- олимпиады «Интеллект будущего» города Обнинска, «Человек и природа» Новосибирского центра продуктивного обучения. А также - ежегодный лицейский конкурс «Первые шаги в науку».

Учебно-исследовательская деятельность развивает у обучающихся мышление, логику и способствует более высокому уровню их саморазвития. В начальной школе обязательна при этом связь с родителями.

Исследовательская деятельность детей, как показывает опыт, не возникает сама по себе. Необходимыми условиями её осуществления являются, на мой взгляд:

  • готовность учеников к этому виду работы;

  • желание и готовность учителей руководить этим видом деятельности.

Учителя, таким образом, берут на себя ещё одну новую функцию - руководителя учебно-исследовательской деятельности.

Работая с младшими школьниками, в основе работы в организации учебно-исследовательской деятельности лежат следующие принципы:

  • принцип доступности;

  • принцип временного развития;

Принцип доступности предполагает организацию исследовательской деятельности всего класса, которая учитывает определение тематики и возраста ученика.

Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия.

При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами становятся: актуализация исследовательской потребности ученика, вовлечение его в поисковую деятельность, поиск средств, активизирующий процесс познания, содействие в осознанном целеполагании, доведение ученика до результативности в деятельности.

Ожидаемым результатом является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом, ученик имеет следующие результаты:

  1. Умение работать с информацией.

  2. Опыт целеполагания.

  3. Опыт планирования.

  4. Расширение кругозора.

  5. Развитие мышления.

  6. Развитие эмоциональной сферы.

  7. Опыт публичного выступления.

Учебные исследования могут быть индивидуальными, групповыми, кратковременными и протяжёнными во времени.

С 1 класса я начинаю заниматься индивидуальными проектами со всеми обучающимися . Со второклассниками и третьеклассниками использую групповые формы работы. Четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности. Кратковременные учебные мини-исследования мы проводим на уроках русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения и др. А протяжённые во времени исследования - на занятиях внеурочной деятельности.

В 1 классе начинаю работать с исследовательскими проектами на уроках окружающего мира, начиная с темы «Профессии наших родителей». Проект состоит из трёх частей: введение, основная часть, заключение. Введение включает выбор темы, цель, задачи работы. Основная часть: рассказ из литературы о профессии. Заключительная часть включает привлекательность профессии для ученика, что он сам думает по этому поводу. Помогают оформлять работу родители, используя фотографии.

Во втором полугодии уже берём темы по русскому языку , в заключительную часть включаем лингвистические игры, учимся вести диалог с публикой, привлекать внимание слушателей вопросами, оценивать ответы. Вся защита проекта проходит легко, доступно и быстро по времени. Помощь родителей обязательна, т.к. весь основной материал оформляется уже в виде презентации. В 2014 году дети показали свои проекты обучающимся начальной школы и родителям своего класса.

На лето все дети выбирают объект наблюдения и примерную тему для исследовательской работы. Дети второго класса первые полгода учатся оформлять свои наблюдения в виде таблиц, схем, диаграмм. Во втором полугодии берём темы для исследования по математике. Учимся доказывать свою точку зрения различными методами. Этому способствуют темы с уроков окружающего мира, где ведётся экспериментальная работа.

Итогом учебно-исследовательской работы в третьем классе становятся творческие работы по литературному чтению, связанные с анализом текстов разных жанров, творческие сочинения. Экспериментальные работы развлекательного плана по химии, физики, биологии. В 2012году мы с ребятами решили создать групповой исследовательский проект.

Работа по изучению родного края третьеклассниками превратилась в серьёзный совместный тематический журнал с обучающимися 10 классов.В каждой работе учеников третьего класса можно отследить разные методы обработки материала. Почти каждый второй ученик почувствовал себя в роли журналиста или исследователя. Мы учились составлять анкеты для взрослых и детей, готовили вопросы для опроса жителей района, учились брать интервью, ходили на тематические экскурсии, а затем оформляли, полученный материал, в виде презентаций стенгазет, с применением фотомонтажа.

В итоге в 4 классе получился замечательный журнал «На улицах Заречья», по материалам журнала провели совместно с 10 классами конференцию об истории Ленинского района среди 2-4 классов и среди 5-8 классов, организовали викторину по итогам конференции.

Вашему вниманию предлагаем презентацию нашего журнала.

Журнал «На улицах Заречья» состоит из четырёх частей:

1.Следы прошлого.

2.Подвигам героев посвящается.

3.Дороги в Храм.

4.О чём мечтают юные зареченцы.

Весь собранный материал: вырезки из газет, копии статей. черновые материалы работ, - мы передали в лицейскую библиотеку .А в сентябре 2014 года по нашим материалам был проведён единый классный час «Моя малая Родина». Ребята, второй год работающие по ФГОС ООО, сейчас уже ученики шестого класса, гордятся своей работой.


© 2010-2022