• Преподавателю
  • Другое
  • Лекция к разделу Основы безопасности дорожного движения. Тема: Приемы управления автомобилем в темное время суток и в условиях недостаточной видимости

Лекция к разделу Основы безопасности дорожного движения. Тема: Приемы управления автомобилем в темное время суток и в условиях недостаточной видимости

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр»






Лекция к разделу

Основы безопасности дорожного движения

Приемы управления автомобилем в темное время суток
и в условиях недостаточной видимости













Салехард, 2015

Правила дорожного движения предписывают, что на освещенных участках дорог движение разрешается с ближним светом фар или с габаритными огнями, а на неосвещенных - с дальним или ближним светом фар. Такой широкий диапазон возможных решений чреват на практике разночтениями.

Самый опасный вариант - постоянная езда только с включенными подфарниками. На хорошо освещенной магистрали этого достаточно, но при уменьшении освещенности проезжей части водитель вынужден напрягать зрение. Водители, предпочитающие такую езду, считают, что будет исключена самая большая неприятность - ослепление, если остальные водители также будут двигаться только с подфарниками. Но в этом случае возрастает опасность наезда на препятствие на проезжей части дороги. При свете сигнальных огней дорога видна лишь на 3...5 м за капотом, т. е. невозможно распознать дорожный знак, линии разметки и т. д. Это значит, что максимальная скорость движения с подфарниками не должна превышать 10 км/ч и то при условии, что встречные автомобили движутся только с включенными подфарниками. Обычно на неосвещенных улицах у одних автомобилей включены подфарники, у других - фары ближнего света, которые иногда переключают на дальний свет. Это создает периодически ослепление, приводящее к быстрому снижению зрительной работоспособности.

Даже при непродолжительной езде с подфарниками в таких условиях появляется утомление, снижается внимание.

На неосвещенных и плохо освещенных улицах следует двигаться с фарами ближнего света (лучше с широкоугольно-противотуманными): постоянно включенный ближний свет улучшает видимость. Если темные и ярко освещенные участки улиц чередуются, то не рекомендуется изменять свой световой режим. Яркость фар, работающих в режиме ближнего света, в 5... 10 раз больше яркости подфарников, но в условиях городского освещения они ослепляют в допустимых пределах. Пятно фар ближнего света трудно заметить на хорошо освещенной стационарными светильниками проезжей части, но направленный световой пучок позволяет хорошо видеть пешеходов и возможные препятствия. Кроме того, включенные фары ближнего света необходимы для более четкого обозначения и более раннего обнаружения автомобилей. Ближний свет является оптимальным «городским» светом.

При движении автомобиля в условиях недостаточной видимости в связи с малой прозрачностью атмосферы (туман, снегопад, дождь) из-за особенностей зрительного восприятия дорожные объекты кажутся в 2...3 раза более удаленными и смещенными от своего действительного положения.

Светотехнические характеристики автомобильных фар головного света (дальний, ближний) таковы, что в этих условиях они ухудшают видимость дороги, так как при их включении перед глазами водителя образуется молочно-белая пелена, мешающая различать дорогу. Переключение фар с дальнего света на ближний лишь незначительно улучшает видимость.

Для обеспечения эффективного освещения следует учитывать, что туманы имеют различные плотность и структуру. Поэтому каждый раз при движении в тумане для достижения удовлетворительных условий видимости требуются различные фары. В зависимости от прозрачности атмосферы в темное время суток применяют фары в следующих сочетаниях:

  • Фары в режиме дальнего света и противотуманные при слабых туманах (дальность видимости дороги при включении фар дальнего света не менее 100 м, но наблюдается дымка), дождях. При появлении встречных транспортных средств необходимо переключить фары на режим ближнего света, не выключая противотуманных фар;

  • Фары в режиме ближнего света и противотуманные - как при одиночном движении, так и при разъезде со встречными автомобилями - при туманах средней плотности (при включении фар дальнего света возникает световая пелена, исключающая возможность наблюдения и движения), ливневых дождях;

  • Только противотуманные фары при плотных туманах (дальность видимости дороги в свете фар ближнего света не превышает 10 м), сильных снегопадах. При движении в тумане важно, как можно раньше заметить встречное транспортное средство, для чего целесообразно двигаться с фарами. Надо учитывать, что яркая пелена от своих фар, которая мешает ночью, практически не оказывает влияния на условия видимости днем, а ослепление встречного водителя от фар, работающих в режиме дальнего света, в дневных туманах отсутствует. Противотуманные фары не только улучшают условия видимости дороги в сложных метеоусловиях, но и выполняют функции передних габаритных огней, предупреждая водителей встречных транспортных средств.

Практика показала, что ослепленность резко возрастает при влажном дорожном покрытии. Пленка от воды превращает поверхность дороги в «зеркало», и свет фар отражается зеркально, попадая в глаза водителей встречных транспортных средств. На мокрой дороге все существующие системы освещения теряют эффективность из-за того, что освещенность, создаваемая отраженным от дороги светом фар «собственного» автомобиля, уменьшается в 5...6 раз, снижая уровень адаптации водителя на 70...80 %, тогда как освещенность, создаваемая прямым и отраженным от мокрой дороги светом фар встречного автомобиля, возрастает в 3...6 раз (при расстоянии между встречными автомобилями 25 м). Таким образом, на сухой дороге преобладает рассеянное отражение, на влажной - зеркальное.

В случаях вынужденной остановки автомобиля при движении в условиях ограниченной видимости и ночью необходимо вовремя включить сигналы маневрирования, съехать на обочину, внимательно осмотрев ее ширину, остановить автомобиль с включенными габаритными огнями и выставить специальный знак аварийной остановки на расстоянии 25...30 м сзади автомобиля. При плотном тумане следует включить прерывистый сигнал аварийной остановки.

В темное время суток интенсивность движения по сравнению с интенсивностью движения в дневное время резко уменьшается. Это происходит в результате того, что многие автотранспортные предприятия работают в одну (первую) смену, уменьшается поток, индивидуальных и государственных автомобилей. Число транспортных средств, передвигающихся ночью, составляет около 10 % от их числа в сутки. В вечерние и ночные часы состав транспортных средств становится более однородным.

Основываясь на выводах о взаимосвязи интенсивности и однородности движения транспортных средств с числом дорожно-транспортных происшествий (ДТП) при прочих равных условиях, казалось бы, следовало ожидать и резкого уменьшения числа происшествий, приходящихся на темное время суток, так как интенсивность движения в это время снижается, а процент грузовых автомобилей, мотоциклов и частично автобусов резко уменьшается. Однако статистические данные по большинству стран за ряд лет показывают, что 50 % общего числа ДТП совершается в темное время суток, а число погибших в этот период времени составляет около 60 %. Это объясняется тем, что ночью водитель менее точно определяет скорость движения своего автомобиля; одни и те же расстояния кажутся больше, чем днем. Например, при дневном свете в ясную погоду на прямом участке пути грузовые автомобили видны водителю на расстоянии до 1600 м, автобусы - до 1800, а легковые автомобили - до 1300 м; в пасмурную погоду эти же транспортные средства, окрашенные в неяркие цвета, видны на расстоянии 1100 м и меньше. Водителю же кажется, что они находятся от него на одинаковом расстоянии.

Днем человеческий глаз способен улавливать малейшую разницу в яркости цветов наблюдаемого объекта и фона, на котором рассматривается этот объект. При искусственном освещении он этого сделать не в состоянии, т. е. видимость ухудшается вследствие нарушения контрастности восприятия. Например, в сумерки и темное время суток нередко наблюдается так называемое маскировочное сочетание одежды пешеходов и окружающего фона, в результате чего водитель не видит пешехода, идущего по краю проезжей части или обочине. Это относится и к движению ночью зимой, хотя большинству водителей кажется, что все темные предметы должны быть в любой момент хорошо различимы на белом фоне снега.

При малой освещенности глаз слабее различает цвета, т. е. если днем два разных объекта могут различаться по цвету, то в сумерках все предметы теряют свою окраску и различаются только по яркости. Все предметы выглядят серебристо-серыми, без цветовых оттенков. При движении ночью фары автомобиля высвечивают лишь узкое пространство, и на освещенной улице, где горят фонари, водителю кажется, что он едет в светлом коридоре. Поэтому, когда пешеход выходит из затемненной части на освещенную, расстояние до него часто бывает таким, что водитель не в состоянии предотвратить наезд.

Время реакции водителя на препятствие, возникающее на дороге в условиях пониженной видимости, увеличивается в среднем на 0,6...0,7 с и более, что объясняется необходимостью затрат времени на Распознавание этого препятствия.

Признаки естественного утомления водителей днем проявляются после 7...8 ч, ночью после 3...4 ч работы.

Перечисленные особенности зрительного восприятия водителя в темное время суток следует учитывать при подготовке к работе ночью.

При движении по шоссе ночью одной из сложных ситуаций является встречный разъезд автомобилей. Сложность этой ситуации объясняется ослеплением от света фар встречного автомобиля и его последствиями.

Адаптация глаз происходит значительно быстрее к свету, чем к темноте. Поэтому после переключения фар с дальнего света на ближний водитель вынужден просматривать дорогу, уровень освещенности которой стал меньше. По мере сближения автомобилей в поле зрения водителей попадает источник повышенной яркости - фары 1 встречного автомобиля, что вызывает световую адаптацию к степени яркости фар, глаз перестает различать слабоосвещенную дорогу и предметы на ней. После разъезда автомобилей начинается обратная темновая адаптация, при которой глаз в течение 10 с плохо различает дорогу с находящимися на ней предметами. За это время автомобиль проходит значительное расстояние (100...200 м), и на этом участке пути обычно происходят ДТП, причиной которых является ослепление водителей.

Встречный разъезд ночью осложняется, так как каждый водитель должен правильно выбрать момент перехода на ближний свет и, чтобы избежать ненужных и вредных миганий дальним и ближним светом, правильно оценить, с каким светом движется встречный автомобиль. При встречном разъезде нужно переключать свет с: дальнего на ближний один раз в тот момент, когда фары встречного автомобиля создают ощущение зрительного дискомфорта, или когда переключение осуществил встречный водитель. Этот переход с дальнего света на ближний нужно осуществлять не менее чем за 150 м.

Фары современной, конструкции позволяют большую часть пучка света направлять в правую сторону дороги и меньший пучок света - встречному водителю. Кроме того, эти световые приборы обеспечивают, возможно, меньший перепад освещенности дороги при переходе с дальнего света на ближний. Однако проблема встречного разъезда ночью окончательно не решена. Условия видимости дороги и предметов на ней при встречном разъезде с ближним светом всегда хуже, чем при свободном движении с дальним светом. Поэтому при встречном разъезде, даже с самыми совершенными фарами и в технически исправном состоянии, надо проявлять особую осторожность и выполнять ряд необходимых действий:

  • перед переключением фар на ближний свет просмотреть дорогу вдаль;

  • снизить скорость движения до обеспечивающей остановочный путь в пределах расстояния видимости;

  • посмотреть на правую кромку проезжей части дороги на максимально видимое расстояние;

  • периодически просматривать свою полосу движения, не задерживая взгляд на фарах встречного автомобиля;

  • поравнявшись со встречным автомобилем, переключить ближний свет на дальний.

Если встречный водитель не переключил дальний свет на ближний или переключение не облегчило условий движения из-за неправильно установленных и неотрегулированных фар, опытный водитель заранее снижает скорость, готовится к остановке при возникновении ослепления. Останавливаться при этом надо на проезжей части, не съезжая на обочину, поскольку все внимание водителя было направлено на проезжую часть, а при остановке на ней не возникает ничего нового. На. обочине можно обнаружить всякие неожиданности: пешеходов, велосипедистов и т. д. Кроме того, обочина может быть без твердого покрытия, а водитель не успеет достаточно снизить скорость, и в этой ситуации возможен занос автомобиля. Таким образом, съезжать на обочину при ослеплении крайне опасно, движение по обочине запрещается, ее можно использовать только для полной остановки.

Встречный разъезд автомобилей ночью с выключенными фарами, за исключением хорошо освещенных улиц городов, недопустим. Специфическим случаем встречного разъезда является разъезд с транспортным средством, снабженным одной работающей фарой. Это может быть мотоцикл или автомобиль с левой фарой, но это может быть и автомобиль с правой работающей, а левой неработающей фарами. При разъезде с автомобилем с одной фарой в любом случае надо всегда отклоняться от нее вправо на расстояние, не менее полуторной ширины грузового автомобиля. Если это невозможно в пределах проезжей части, следует снизить скорость до полной остановки и остановиться на обочине.



© 2010-2022