- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа ЕН, 02Экологические основы природопользования
Рабочая программа ЕН, 02Экологические основы природопользования
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Евсеенкова В.В. |
Дата | 29.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ССУЗ)
«КАРТАЛИНСКИЙ МНОГООТРАСЛЕВОЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________С.А. Ермухаметов
«_____»_____________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
математического и общего естественнонаучного цикла
учебной дисциплины ЕН .02«Экологические основы природопользования »
для специальности 110809 «Механизация сельского хозяйства»
Бреды
2013
Рабочая программа составлена с учётом Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 110809 «Механизация сельского зозяйства»
ОДОБРЕНА
на заседании методического совета,
протокол №___, от «_____»__________2014 г.
Председатель методического совета: _____________ Зам.директора по НМР Т.В. Чеботько
СОГЛАСОВАНО
Директор ООО Рымникское _____________А .А.Шумков
РЕЦЕНЗЕНТ
Директор ООО Рымникское _____________А.А. Шумков
Руководитель структурного подразделения: ____________ /Н.Я. Чайкина/
СОСТАВИТЕЛЬ
Преподаватель ______________В.В. Евсеенкова
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 3 ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 5 ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 10
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования»
1.1.Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 110809 « Механизация сельского хозяйства».
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при наличии среднего (полного) общего образования .Опыт работы не требуется.
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к математическому и общему естественнонаучному циклу основной профессиональной образовательной программы. (ЕН 02)
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
- соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
- знать об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
-принципы и методы рационального природопользования;
- основе источники техногенного воздействия на окружающую среду;
- принципы размещения производств различного типа;
- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
- основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживание и захоронения промышленных отходов;
- методы экологического регулирования;
- понятия и принципы мониторинга окружающей среды;
- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
- природоресурсный потенциал Российской Федерации;
- охраняемые природные территории;
- принципы производственного экологического контроля;
- условия устойчивого состояния экосистем.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа ; самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
3
семестр
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
32
практические занятия
10
10
Контрольные работы
1
1
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
16
в том числе:
выполнение индивидуальных заданий внеаудиторная самостоятельная работа
16
16
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы
26
Тема 1.1. Закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей природной средой
Содержание учебного материала
Экологические основы природопользования и их роль в подготовке специалиста. Особенности взаимодействия общества и природы.
2
1
Круговороты веществ в природе и в антропогенной деятельности. Глобальные проблемы
Источники техногенного воздействия на окружающую среду.
Условия устойчивого развития экосистем .
2
1
Практические занятия:
Экосистема на примере водоема.
2
Содержание учебного материала
Тема 1.2. Природные ресурсы и
рациональное природопользование
Основные направления рационального природопользования. Классификация природных ресурсов. Принципы и методы рационального природопользования.
Особенности взаимодействия общества и природы. Условия устойчивого развития экосистем.
2
2
Причины возникновения экологического развития.
Природоохранный потенциал
Рациональное использование водных ресурсов, недр, земельных ресурсов.
Рациональное использование растительного и животного мира , ландшафтов.
2
2
Практические занятия:
Рациональное и нерациональное природопользование.
2
Тема 1.3 Экологические кризисы и экологические катастрофы.
Содержание учебного материала
Загрязнение окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами. Способы предотвращения и улавливания промышленных отходов.
2
2
Группы отходов, их источники и масштабы образования. Методы очистки промышленных отходов.
Правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов.
1
2
Контрольная работа
1
Практические занятия:
Выявление источников загрязнения окружающей среды. Экономический и социальный ущерб от загрязнения .
2
Самостоятельная работа по разделу 1
Подготовить сообщение на тему:
1. Основные понятия и определения рационального природопользования.
2. Основные схемы безотходных (малоотходных) производств.
3. Методы утилизации твердых неиспользуемых отходов.
4. Принципы Энергетические чистые возобновляемые источники энергии.
2
2
2
2
Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования
22
Тема 2.1. Правовые и социальные вопросы природопользования
Содержание учебного материала
Принципы мониторинга окружаюшей среды.
Правовые вопросы природопользования и экологической безопасности.
Социальные вопросы природопользования и экологической безопасности..
2
2
Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружаюшей среды.
2
2
Практические занятия:
Роль экологических законов в рациональном природопользовании.
2
Природоресурсный потенциал Российской Федерации
Охраняемые природные территории. Принципы производственного экологического контроля.
2
2
Условия устойчивого состояния экосистем
Регламент экологической безопасности в профессиональной деятельности.
2
2
Практические занятия:
Глобальные последствия загрязнения окружающей среды.
2
Самостоятельная работа по разделу 2.
Подготовить рефераты на тему:
1. Правовая охрана водных ресурсов.
2. Мониторинг качества и загрязнения атмосферы.
3. Государственный мониторинг геологической среды.
4. Законодательство в области экологии и природопользования.
2
2
2
2
Дифференцированный зачет
2
Всего
48
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет по экологическим основам природопользования
Оборудование учебного кабинета:
-
рабочие места по количеству студентов;
-
рабочее место преподавателя;
-
комплект учебно-методической документации по экологическим основам природопользования.
Технические средства обучения:
-
доска, компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения:
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. «Экологические основы природопользования»: 5-е изд. перераб. и доп., М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2008-320с.
2.Гальперин М.В. Экологические основы природопользования. Учебник - 2-е издание, испр. М.: ФОРУМ: ИНФА- М, 2007-256с.
3.Колесников С.И. «Экологические основы природопользования». Учебник. Изд-во «Дашков и К», 2008-304с.
Дополнительные источники:
1. Сазонов Э.В.Экология городской среды. Санкт-Петербург.:ГИ0РД,2010.- 310с.
2. Зайдельман Ф.Р.Генезис и экологические основы мелиорации почв и ландшафтов : учебник / Ф.Р.Зайдельман. - М. : КДУ, 2009. - 720 с.
3. Ступин Д.Ю. Загрязнение почв и новейшие технологии их восстановления: учеб. Пос. / Д.Ю.Ступин. - Спб.: Изд-во «Лань», 2009. - 432
Интернет-ресурсы.
1.Экология. Курс лекций. Форма доступа: ispu.ru
2. Словарь по прикладной экологии, рациональному природопользованию и природообустройству (on-line версия). Форма доступа: msuee.ru
3.. Основы экологии. Форма доступа: gymn415.spb.ru
4.Информационно-аналитический сайт о природе России и экологии. Форма доступа: biodat.ru - BioDat
9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
Проверка выполнения заданий и упражнений, тестирование
соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;
Проверка выполнения заданий и упражнений, тестирование
Знания:
особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
Проверка выполнения заданий и упражнений, тестирование
условия устойчивого развития экосистемы и возможных причин возникновения экологического кризиса;
Проверка выполнения заданий и упражнений, тестирование
принципы и методы рационального природопользования;
Проверка выполнения заданий и упражнений, тестирование
основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
Проверка выполнения заданий и упражнений, тестирование
принципы размещения производств различного типа;
Проверка выполнения заданий и упражнений, тестирование
основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
Проверка выполнения заданий и упражнений, тестирование
основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;
Проверка выполнения заданий и упражнений, тестирование, составление схем и таблиц
методы экологического регулирования;
Проверка выполнения заданий и упражнений, тестирование
понятия и принципы мониторинга окружающей среды;
Проверка выполнения заданий и упражнений, тестирование
правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
Проверка выполнения заданий и упражнений, тестирование
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
Проверка выполнения заданий и упражнений, тестирование
природоресурсный потенциал Российской Федерации;
Проверка выполнения заданий и упражнений, тестирование
охраняемые природные территории;
Проверка выполнения заданий и упражнений, тестирование
принципы производственного экологического контроля;
Проверка выполнения заданий и упражнений, тестирование
условия устойчивого состояния экосистем.
Проверка выполнения заданий и упражнений, тестирование
5