• Преподавателю
  • Другое
  • Методические рекомендации по организации развивающей образовательной среды в ходе работы учебной площадки «Священная земля манси – манси-маа» и проведении этно-экологических экскурсий

Методические рекомендации по организации развивающей образовательной среды в ходе работы учебной площадки «Священная земля манси – манси-маа» и проведении этно-экологических экскурсий

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДМОЭД

"Зеленый дозор"

г. Североуральск и некоммерческая организация репетиторский центр «Логос».






Шифельбейн С.В.

Методические рекомендации по организации развивающей образовательной среды в ходе работы учебной площадки «Священная земля манси - манси-маа» и проведении этно-экологических экскурсий.








Североуральск, 2015

Аннотация: данное методичекое пособие призвано помочь педагогам и наставникам в формировании безопасной образовательной среды во время проведения этноэкологических экспедиций или экскурсий в полевых условиях, а также в нем предложены этапы проведения и подготовки этноэкологической экскурсии, представлен опыт проведения подобных экскурсий на примере работы учебной площадки «Священная земля манси - манси-маа». Предлназначено для педагогов общеобразовательных школ и дополнительного образования.

Сведения об авторе: Шифельбейн светлана Викторовна, инструктор Детского молодежного экологического движения Зеленый дозор г. Североуральска, руководитель экспедиционного отряда «Глобус» п. Полуночное, г. Ивделя, Свердловской области. Учитель географии 1 квалификационной категории.

Контактный телефон: 89089025379,

электронный адрес: [email protected]

Содержание.


Пояснительная записка

5-7


Глоссарий

8-9


Условия для способствующие созданию безопасной, развивающей образовательной среды, в ходе работы учебной площадки «Священная земля манси - манси-маа».

10-13


Методика организации и проведения комплексных этно-экологических экскурсий.

14-22


Из опыта работы учебной площадки «Священная земля манси - манси-маа».

23-34


Заключение

35-38


Список литературы

39-41


Приложения



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Правильное воспитание - это наша счастливая старость,

плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С. Макаренко

Главной задачей стоящей перед образовательными учреждениями 21 века является формирование целостной, экологически компетентной личности.

Экологическому воспитанию принадлежит важная роль, потому что именно в детстве воспитывается, принимается на эмоциональном уровне понимание самоценности природной среды. Обязательным элементом экологического образования является формирование и развитие экологического сознания.

Формировать экологическое сознание необходимо на протяжении всей жизни человека, и первоначально ведущая роль в становлении экологического сознания отводится образовательным учреждениям, в том числе и школам. Теоритически экологическое образование должно стать неотьемлемой частью всех естественнонаучных предметов.

В практике внедрения экологического образования мы видим совершенно другую картину. А.В. Гагарин считает, что экологическому образованию значительная роль отводиться только формально. В образовательных и воспитательных программах выделяется большое место для проведения экскурсионных туров и туристических маршрутов только теоритически, «на практике до них либо «не доходят руки», либо отводиться малое количество времени - особая же роль уделяется знаниям и умениям, приобретаемым на занятиях в помещении»[3,73].

Содержание и качество учебных программ, так же не соответсвует положениям устойчивого развития. По мнению С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина «учебные программы по биологии, географии, экологии, призванные, в общем-то, воспитывать «ответственное отношение к природе», пронизаны идеей полезности ее для человека: «вредные и полезные жуки», «значение леса в народном хозяйстве», «полезные ископаемые» и т. п.»[5,3]. В результате возникает несоответсвие между требованиями к экологическому образованию и реальным экологическим образованием. Глобальное сокращение учебных часов отведенных для преподавания естественных наук в школьных программах не оставляет времени на проведение практических занятий.

На наш взгляд, выходом из сложившейся ситуации является развитие дополнительного экологического образования и внедрения внеурочной деятельности в образовательных учреждениях. Одной из форм такой деятельности является комлексная этно-экологическая экскурсия, способствующая формированию экологического сознания.

Изучение истории отношений человека и природы, формировавшиеся тысячелетиями, на современном этапе образования учащихся, приобретают актуальность и значимость, становяться все более популярными. Выявленные в традиционной культуре малых народов, сумевших сохранить свои этно-экологические отношнения с природой, в вопросах природопользования, ведения хозяйственной деятельности, взаимоотношений каждого индивида и этноса в целом с окружающей средой могут помочь выявить не только причины появления экологических проблем, но и помочь в решении последних.

Понимание основ, истоков взаимоотношений различных этносов с окружающей средой необходимо для внедрения в жизнь каждого человека принципов устойчивого развития.

Изучать этно-экологию невозможно сидя за партой в классной комнате. Практическое обучение должно организовываться в естественных условиях проживания и ведения хозяйственной деятельности изучаемого этноса. Для того чтобы осуществить интеграцию теории этноэкологии как науки и практического ее применения, необходима организация и проведение многодневной экспедиции или экскурсии с участием учащихся школ в каникулярное время.

В условиях экспедиции участники попадают в нетрадиционные условия проживания. При этом участникам приходится пройти испытание не только физическими (пешие переходы, ночевки в палатках, зависимость от погодных условий), но и психологическими (пребывание в новом коллективе, отрыв от родителей, необходимость выстраивать коммуникативные отношения с незнакомыми людьми, выполнение новой социальной роли) нагрузками. Поэтому очень важно педагогам, наставникам, инструкторам, работающим в группе с детьми, многие из которых впервые попадают в нетрадиционные для них условия проживания и обучения не только организовать экскурсионную среду, но и создать психологически благоприятную образовательную среду - как одно из условий благополучного, продуктивного завершения экспедиции.

Как бы ни интересны были экскурсионные объекты, насколько важен, уникален и не повторим полученный в ходе работы материал, без создания благоприятной, психологически безопасной, творческой образовательной среды, все усилия экскурсовода, организаторов экспедиции будут пустыми. И в следующую экспедицию просто не возможно будет набрать участников. Этап рефлексии будет вялым, не продолжительным и безрезультатным.

Данное методичекое пособие призвано помочь педагогам и наставникам в формировании безопасной образовательной среды во время проведения этноэкологических экспедиций или экскурсий в полевых условиях, а также в нем предложены этапы проведения и подготовки этноэкологической экскурсии, представлен опыт проведения подобных экскурсий на примере работы учебной площадки «Священная земля манси - манси-маа».












ГЛОССАРИЙ

Комплексная экологическая экскурсия - это такая форма воспитательно-учебного процесса, в ходе которой у учащихся формируется бережное отношение к природе, готовность к ведению рационального природопользования, основы экологического природопользования, экологическое сознание.

Комплексная этно-экологическая экскурсия - это форма экскурсии направленная на знакомство и изучение (глубокое изучение) условий жизни отдельного народа, с целью получения знаний об исторически сложившихся истоках, формах, традициях проживания в природе и взаимодействия с окружающей средой.

Образование - это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [8,2]

Образовательная среда это система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность как для проявления еще непроявившихся интересов и способностей, так и для развития уже проявившихся способностей учащихся, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации» [17,98].

Среда - это: 1. Физическое вещество и (или) пространство окружающее данный объект; 2. Экологическая среда - природные объекты и явления, с которыми прямо и коственно связан организм; различают среду внешнюю и внутреннюю по отношению к конкретному объекту. 3. Совокупность природных, природно-антропогенных социумов и социальных факторов жизни человека.[20, 320].

Среда человека - это его естественное и социальное окружение, обладающее комплексом влияний и условий [19,12].

Экологическое образование - это элемент «непрерывного процесса обучения, воспитания и развития личности, направленного на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде» [23,4].

Экологическое сознание это - способность понимания неразрывной связи человеческого сообщества с природой, зависимость благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды и использования этого понимания в практической деятельности.

Этнос - исторически сложившиеся на определенной территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка, сознанием своего единства. [2,222].

Этноэкология - это научная дисциплина, формирующаяся на стыке этнографии с экологией человека [16,3].









УСЛОВИЯ ДЛЯ СПОСОБСТВУЮЩИЕ СОЗДАНИЮ БЕЗОПАСНОЙ, РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ХОДЕ РАБОТЫ УЧЕБНОЙ ПЛОЩАДКИ «СВЯЩЕННАЯ ЗЕМЛЯ МАНСИ - МАНСИ-МАА».

При формирвании образовательной среды необходимо учитывать, что на формирование личности ребенка, его социализацию, оказывают влияние не только педагогическое воздействие педагога, не только индивидуальные психические особенности конкретного индивида, определенные пространственно-предметные, социокультурные, межличностные условия, которые или способствуют раскрытию заложенного в ребенке потенциала или затрудняют его обучение и развитие. Обучение будущего гражданина страны, удовлетворяющее современные государственный заказ к образованию, его становление как личности, развитие и самореализация невозможны без учета индивидуальных особенностей, которые могут быть раскрыты и реализованны только при создании опреределенных условий.

Основной целью в создании безопасной, творческой образовательной среды, является создание и обеспечение условий безопасности психического и физическогом здоровья участников, формирующей условия для развития творческих способностей.

Задачи, стоящие перед наставниками:

  1. Развитие творческой образовательной среды. Основными показателями успешной реализации данной задачи являются:

  1. количество призовых мест в конкурсах и мероприятиях различного уровня;

  2. количество участников принявших участие в работе конференций, семинарах различного уровня;

  3. различные творческие, в том числе и проектные работы учащихся;

  4. тесное сотрудничество и обратная связь всех участников работы образовательной среды (родители, наставники, участники);

  5. публикации в СМИ (в том числе детей);

  6. количество участников - детей со «стажем» работы, постоянный педагогический, инструкторский состав;

  7. увеличивающееся количество желающих принять участие в работе предложенной программы

  1. Формирование условий для профессионального самоопределения участников работы площадки способствующее дальнейшему профессиональному обучению школьников связанное с педагогической, экологической, этнологической деятельностью; повышение квалификации наставниками;

  2. Формирование субъект - субъектных отношений, через формирование экологического сознания, культуры, привития навыков экологической безопасности, изучение исторически сложившихся взаимоотношений этноса и природы. В процессе выстраивания таких отношений участник и наставник являются равноправными партнерами.

  3. Использование в педагогической работе форм обучения удовлетворяющих познавательный интерес каждого ребенка, способствующих активизации познавательной деятельности.

  4. Реализация социального заказа участников, родителей, государства.

Образовательная среда должна быть:

  1. Содержательно-насыщенной - в ходе работы необходимо использовать различные средства обучения (объекты созданные человеком и природой).

  2. Трансформируемой - содержание блоков работы площадки дает возможность интеграции отдельных частей, с учетом климатических, ландшафтных условий (приложение 1).

  3. Полифункциональной, профориентационной.

  4. Доступной, безопасной психологически, комфортной для физического проживания (приложение 2).

  5. Стабильной и динамичной.

  6. Воспитывающей и развивающей, где формируются условия для расширения культурного слоя, формирования культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к этнокультуре, вопросам экололгии.

  7. Креативной - создаются гибкие условия с целью раскрытия и реализации индивидуальных творческих интересов личности.

Работа наставников направлена на:

  1. Сохранение психического и физического здоровья участников работы площадки (создание жизненного пространства, индивидуальный психологический комфорт, эмоциональное благополучие, самоопределение, самоореализацию ребенка через проживание им ситуации успеха, личностное саморазвитие. В ходе работы рекомендуется использовать вербальные способы коммуникации.

  2. Обучение через воспитание, «воспитывая - обучаю» - главный принцип работы наставников (ритм работы, режим, трудовые обязаности, открытость, прозрачность работы, воспитание личным примером, самостоятельное принятие решения).

  3. Социализацию всех участников работы площадки, не зависимо от их социальной роли выполняемой в повседневной жизни. Такая работа осуществляется через выполнение каждым участником работы площадки определенных функций, в работе малых групп, в общении со сверстниками, самоутверждении, самоопределении. Каждому из участников дается возможность попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогатиться общественным опытом, пройти процесс становления как личности, почувствовать себя не только объектом, но и субъектом социальных воздействий.

  4. Создание условий для освоения участником социального опыта, приобретение им навыков проживания и формирования социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни (приложение 3).

  5. Психологическую компенсацию неудач в семье, в образовательных учреждениях, предоставляется возможность отойти от жесткой схемы поведения в семье, в школе, среди сверстников.

Формы и методы работы:

  1. Игровые.

  2. Словесные методы: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.

  3. Практико-ориентированные методы: наблюдение, исследование, эксперимент.

  4. Методы проблемного обучения: эвристическая беседа, постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы участниками, проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел.

  5. Наглядный метод обучения.

  6. Использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.














МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ ЭТНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ

Комплексные этно-экологические экскурсии становятся все более популярными в школьном образовании, такой интерес обусловлен взаимосвязью экологии, этноэкологии с насущными проблемами современности: загрязнением и отравлением окружающей среды, отходами жизнедеятельности человека, в недалеком будущем истощением природных ресурсов, разрушением экосистем, удалением человека от законов сосуществования с природой. Понимание этих проблем, заставило пересмотреть современное общество людей свои отношения с природой. Постепенно происходит изменение сознания в мышлении человека, мы начинаем понимать, что являемся лишь частью биосферы, а не ее высшим творением, выживание человечесва в будущем зависит от уровня экологического сознания, которое начинает формироваться в детстве.

Целями комплексных этно-экологических экскурсий могут быть:

  1. изучение планирования жизненного пространства народа и его сакральный смысл;

  2. ведение хозяйственной деятельности (добыча зверя, заготовка пропитания на зиму, предметы быта) с точки зрения рационального природопользования;

  3. изучение одежды, традиционных украшений, узоров;

  4. изучение элементов верований, формирование священных мест, создание тотемов;

  5. выявление взаимосвязи экологии с устным народным творчеством.

Ззадачи этноэкологических экскурсий:

  1. Посещение традиционных мест проживания изучаемого народа, сохранившего тесную связь с природой и проживающего в естественных экосистемах, не нарушенных хозяйственной деятельностью человека.

  2. Устойчивое использование природных ресурсов: для поддержания костра использовать погибшие деревья, выносить и утилизировать бытовые отходы, минимальное потребление природных ресурсов, не вносить в экосистему чуждых ей веществ (использование препаратов бытовой химии).

  3. Жесткая система требований к определенным правилам поведения (мы гости на этой территории, ведем себя в соответствии с законами и правилами установленными хозяевами). Соблюдение принципа не вмешательства в быт, жизнь и деятельность местного населения.

  4. Создание мимнимальной нагрузки на экосистемы территории.

  5. Участие в местных культурных и природопользовательских действиях.

  6. Работа с местным населением проводится не на безвозмездной основе, услуги проводников должны оплачиваться.

  7. Продуманный, спланированный, компелексный подход при разработке и проведении экскурсии.

Особенность подготовки экологических и этно-экологических экскурсий обусловлена спецификой работы в естественных природных условиях. Разработка такой экскурсии требует не только грамотного подхода, но и обширных знаний педагога, умений интегрировать навыки и знания учителей предметников, привлечения помощников из других организаций. Для разработки такой экскурсии необходимо учитывать экскурсионные возможности территории, на которой расположено образовательной учреждение, особенности природы, ее типичные черты. После этого необходимо составить перечень объектов. Основными источниками информации при подготовке этно-экологических экскурсий является специальная краеведческая, географическая литература, материалы краеведческих музеев, информация в СМИ, информация собранная при опросе местного населения.

Выбирая место для проведения экскурсии, педагогу необходимо наметить оптимальный путь к объекту экскурсии, чтобы он не был утомительным и не отвлекал от намеченной цели. При определении расстояния следует исходить из физических возможностей экскурсантов и времени отведенном проведение экскурсии.

Таблица 1: Возможные объекты учебных комплексных этно-экологических и экологических экскурсий.

1 - 4 классы

5 - 6 классы

7- 8 классы

9 - 11 классы

Парк, расположенный рядом со школой, приусадебный школьный участок, палисадники школы. Музеи при школе, краеведческие музеи.

Экскурсии выходного дня за пределы населенного пункта. Краеведческие музеи, выставки, ботанические сады, теплицы и т.д.

Походы выходного дня. Антропогенные ландшафты: пруды, не санкционированные свалки, карьеры, водоочистительные сооружения

Выезд в многодневные этно-экологические экспедиции, посещение промышленных предприятий, организаций занимающихся природоохранной деятельностью.

Мониторинг окружающей среды

Посещение местных жителей, краеведов. Участие в прироохранных мероприятиях: областная програма «Родники», акции посвященные защите птиц, охране водоемов и т.д. Реконструкции и проведение народных праздников. Соблюдение местных обычаев, традиций связанных с охраной окружающей среды, пропоганда их среди населения.

Анализируя данные таблицы, мы видим, что тематика, содержание и проведение этно-экологических экскурсий становиться более разнообразной и насыщенной при увеличении возраста участников.

Методика проведения этно-экологической экскурсии:

1-й этап - предварительная подготовка учителя и учеников к проведению экскурсии;

2-й этап - непосредственное проведение экскурсии;

3-й этап - этап рефлексии, подведение итогов экскурсии, обработка экскурсионного материала.

Таблица 2: Организация 1-го этапа экскурсии.

Цель этапа

Проектирование предстоящей экскурсии

Формы работы

Беседа с учащимися, родителями, подготовка методического материала.

Требование

Содержание

Безопасность

Маршрут должен быть доступен для прохождения той возрастной группой, для которой намечена экскурсия.

Необходимо ознакомится заранее с ядовитыми растениями и опасными животными на маршруте.

Одежда должна быть по сезону. Наличие аптечки.

Соответствие содержания экскурсии программе

Цель, задачи и содержание экскурсии должны соответствовать содержанию образовательной программы или учреждения дополнительного образования

Детальность

Заранее определяются не только эксукурсионные объекты, но время, отведенное для их изучения, что будет отработано детально, а что обзорно. Составление технологической карты, плана экскурсии.

Рассмотреть места для остановок, ночевок, средства связи, питание, средсва передвижения (для длительных экскурсий).

Сотрудничество

Целесообразно рассмотреть привлеченние к проведению экскурсии педагогов предметников, договориться о консультации и посильной помощи специалистов, занимающихся вопросами природоохранной деятельности, краеведами, экологами, проводниками.

Готовность к участию.

Ученик должен быть морально и физически готов к участию в экскурсии, обладать опорными знаниями по теме экскурсии, методикий исследования, наблюдения, измерения, эксперимента в природе. Обладать коммуникативными навыками, умением подчиняться, работать в группе.

К экскурсии допускаются учащиеся прошедшие инструктаж по технике безопасности, медицинский осмотр, не имеющие противопаказаний по состоянию здоровья

Сопровождение

Пять экскурсантов - один взрослый

В ходе подготовки первого этапа решаются организационные вопросы проведения экскурсии, налаживаются связи с общественными организациями, ведется предварительная работа по обеспечению материально-технической базы экскурсии, обучение учащихся.

Таблица 3: Организация 2-го этапа экскурсии.

Цель этапа

Изучение, обобщение, уточнение, систематизация представлений об этноэкологии. Взаимосвязи человека и природы.

Формы работы

Беседа, самостоятельная работа учащихся, организация и проведение наблюдения, измерения, эксперимента, социологического опроса, проведение беседы с местным населением. Моделирование проблемной ситуации, мини-тренинги, игры и т.д.

Требование

Содержание

Безопасность

Ребенок - это не объект, а прежде всего деятельный субъект воспитания. Поэтому он должен не только знать правила поведения, но и принимать их для выполнения. Дети по своей природе прагматики, поэтому их нужно обоснованно подводить к выводу, почему поступать нужно именно так, а не иначе. Важно, чтобы каждый участник экскурсии понимал, какое влияние и какие последствия несет его поведение, деятельность на территорию пребывания группы, на сопровождающих его спутников. Ученик должен прогнозировать последствия своего поведения.

Наглядность, конкретность.

Учитель помнит, что надо как можно меньше рассказывать и как можно больше показывать, заставлять детей мыслить и делать соответствующие выводы. Рассказ ведется только о том, что можно показать. Предоставлять детям поле для самостоятельной деятельности.

Занимательность, практико-ориентированная направленность.

Руководитель должен помнить, что:

участники экскурсии находятся не на уроке в школе, а на экскурсии, поэтому важно сочетать обучение с элементами занимательности. Выделять время для самостоятельной работы учащихся, которая выполняется при помощи системы заданий стимулирующих их на поиск.

Воспитывая - учим.

Воспитание любви к природе, уважения к традициям, обрядам, обычиям других народов, формирование толерантного отношения к окружающим, одна из главных задач учителя. Детям нужно помочь увидеть прекрасное в окружающем их мире, открывать для них мир больших чувств и мыслей, способствовать тому, чтобы ребята становились защитниками, друзьями природы, понимали и уважали культуру других народов.

Учитель должен приучать детей к мысли, что они идут в гости и должны следовать тем требованиям - заповедям, которые необходимо выполнять гостям. Хорошим тоном поведения на экскурсии считается терпение, терпеливость. Быть терпеливым - это умение в течение длительного времени молчаливо наблюдать, слушать, своевременно задавать вопросы, выслушивать ответы.

Внимание. Только развивая внимательность можно понять другой мир, другую культуру, начать понимать, что в мире все взаимосвязано, одно явление зависит от другого.

Рефлексия

Учебная экскурсия не прогулка, поэтому необходимо приучить учащихся все свои наблюдения и работы записывать в тетради, не полагаясь на свою память; иначе многое ими будет забыто. В ходе итоговой работы отметит все положительные моменты экскурсии, обсудить, что не получилось и почему, распланировать дальнейшую деятельность.

На втором этапе проходит непосредственное проведение экскурсии.

Задача воспитателя на этом этапе: организовать целесообразное восприятие объектов; обращать внимание детей на необходимые аспекты; создать условия для выполнения детьми самостоятельной исследовательской деятельности; предусмотреть чередование труда, отдыха, игр школьников.

Таблица 4: Организация 3-го этапа.

Цель этапа

Подведение итогов экскурсионной работы

Формы работы

Составление аналитического отчета, презентации, фото-отчета, работа с проектами, обработка и классификация собранного материала, составление, макетов экосистем и т. д.

Требование

Содержание

Обработка собранных материалов

Содержание записей, дневников оформляется в виде выводов или кратких сообщений. Они могут быть дополнены рисунками, гербарием из собранных растений, коллекциями насекомых, горных пород и пр.

Из собранных материалов и рисунков можно организовать выставку по теме экскурсии. Обработанные результаты экскурсии обсуждают в классе. Лучшие материалы передают в школьный кабинет для последующего использования в классной работе.

Оценка за работу

Обязательно нада оценить качество работы учащихся на экскурсии и выставить оценки. Лучшие работы следует отметить, но выставлять неудовлетворительные оценки нельзя.

Заключительный этап, проводится по возвращении с экскурсии, на территории образовательного учреждения. На этом этапе обобщаются полученные на экскурсии знания, собранные материалы. Школьникам предлагается рассказать о своих результатах и впечатлениях, оформить альбомы, плакаты, стенды, презентации. Обрабатывается и формируется в коллекции собранный материал. Пишутся отчеты в СМИ, готовяться проекты. Материалы экскурсии часто используются для выполнения детьми творческих заданий по предметам.

Показателями эффективности действия этно-экологической экскурсии могут являться:

  1. Рисунки, стихи, сочинения имеющие позитивную этно-экологическую тематику полученные в процессе прохождения экскурсии или после нее. Возможно создание контрольных материалов отражающих тему этноэкологии до и после проведения экскурсии.

  2. Обязательные письменные отчеты участников в средствах СМИ.

  3. Успешное выступление на конференциях, семинарах различного уровня, защита прооектов и творческих работ связанных с работой проведенной в ходе этно-экологических экскурсий.

  4. Создание передвежных фото-выставок, выставок с представлением изготовленных поделок этно-экологичекой тематики, проведение мастер-классов.

  5. Проведение диагностики изменения местных жителей к экскурсионным объектам (наличие свалок, мусора, колличество проведенных чисток территории, облагораживание экскурсионных объектов и т. д.).

  6. Увеличение колличества желающих пройти по маршруту экспедиции, в том числе из других городов, учебных заведений, количество спонсорских вложений, выигранных грандов.

  7. С целью отслеживания указанных критериев необходимо создание и систематическое ведение книги «История развития и проведения этно-экологических экскурсий в …. году», данный учет поможет не только отследить работу этно-экологических экскурсий, но провести мониторинг и корректировку действий в соответствии с потребностями участников экскурсий.












ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧЕБНОЙ ПЛОЩАДКИ «СВЯЩЕННАЯ ЗЕМЛЯ МАНСИ - МАНСИ-МАА».

Истоки создания учебной площадки

Развитие современной цивилизации и общества проходит огромными скачками. Для создания уютной и комфортной жизни человеку требуется все больше природных ресурсов. Такой путь развития человеческого общества предвидел Вернадский в своих трудах по вопросам ноосферы, где рассматривал возможные пути развития не только человеческого общества, но и пути выхода из сложившейся ситуации. Идея развития современного общества стала полностью соответствовать словам Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - вот наша задача…»

В результате мы видим, что удовлетворение все возрастающих материальных потребностей человека приводит к развитию таких жизненных установок - обогащайся, потребляй, развлекайся. Как результат - появляются нетерпимость, конфликты, агрессия, потребность к разрушению. Такое развитие цивилизации приводит к экологическому кризису и разрушению мира людей.

Как видитят развитие человеческого общества В.И.Вернадский, С.Д Дерябо, В.А. Ясвин, В.И Панов и другие авторы работ посвященных формированию экологического мировозрения (экологической психологии)?

Прежде всего, в развитии системного экологического мировозрения (формирование экологического сознания) отдельной личности и общества в целом, через привитие таких жизненных установок: трудись, развивайся, помогай другим, твори добро. Через формирование субъективного отношения к природе. Это должно привести к положительным результатам - диалог, взаимодействие, взаимопомощь, созидание, общение на равных основанное на взаимопонимании, сотрудничестве, уважении. Именно на таком пути стоят реликтовые народы, общественные экологические организации, коренные северные народы.

Коренные народы Севера в течение тысячелетий своего обитания в этой части планеты создали своеобразную экологическую культуру, отличительной особенностью которой является толерантность и экологический характер взаимодействия человека с природой.

Подобно экологическим, культурные системы устойчивы при максимальном разнообразии своих структурных элементов. Но традиционные культуры народов Севера постепенно теряю свою жизнеспособность, подавляемые агрессивоной промышленной, урбанистической, техногненной культурой, уничтожением естественных ареалов добитания источников добычи пищи и традиционных мест проживаниями. Эти монокультуры не учитывают природохозяйственные ньюансы жизнедеятельности человека, его взаимосвязи с природой; пропогандируя идею массового потребления материальных благ, данные культуры создают пласт людей, с особым мышлением, где все, что не может удовлетворить материальные потребности, увеличить комфорт жизни и предоставить массу свободного времени для развлечения является неприемлемым. Человек в погоне за материальным начинает забывать о духовном, измеряя жизнь количеством электроники в доме, поездок за границу и т.д., постепенно не только удаляется от природы (в обществе потребителей природа - это средство достижения материальных благ), но и избегает и даже начинает стыдиться своей этно-, традиционно-культурной принадлежности. В итоге, традиционная народная культура, веками оприрающаяся на принцип «не навреди», сводится к искусственному, неживому моноподобию, что приводит к постепенному ее разрушению. А человек все дальше отдаляется от природы, тем самым уничтожая ее и себя.

Все меньше остается этносов, которые не только чтят свои культурные традиции, обряды, праздники, но и живут в соответствии с законами, установленными далекими предками. Одним из таких является малочисленный народ манси, проживающей в пределах Ханты- мансийского автономного округа Тюменской области и на севере Свердловской области - на территории Ивдельского городского округа (пос. Ушма и Тресколье). С.В. Бахрушин, говоря о манси, отмечал: «Живя среди девственной природы… пользуются ею только для поддержания своей жизни. Словно познав всю тщету богатства, торговых сношений, всю бесцельность своего существования на земле. Но весть их интерес, вся пытливая душа ушла в тот неведомый мир духов, в ту сферу их верований, которыми они живут».

Манси (вогулы) относятся к семье фино-угорских народов. Угорскую ветвь составляют народы манси, ханты и венгры. Манси и ханты еще называют себя обскими уграми.

Не один год детским молодежным экологическим движением «Зеленый дозор» г. Североуральска и экспедиционным отрядом п. Полуночное проводятся этно-экологические экспедиции на север Свердловской области, в том числе на территории из покн века занимаемые народом манси (Тресколье, Ушма). В ходе экспедиционной работы, собран богатейший материал, связанный с этноэкологией, приобретен реальный опыт практического применинея полученных знаний и умений. Полнимая значимость собранного материала, неординарность накопленного практического опыта , принимая во внимание, что все в природе и жизни людей быстротечно и изменяемо (часть жителей уже умерли, часто перехали в другое место, уничтожаются туристами ареалы естественного обитания животных и растений), мы пришли к мнению о необходимости создания базовой учебной площадки «Священная земля манси - манси-маа» на территории поселения народа манси - Ушме, для изучения этноэкологических традиций народа манси и воспитания экгологического мышления у учащихся.

Краткое описание программы работы площадки

Вопросы охраны природы на современном этапе развития человеческого общества, стали неотъемлемой частью жизнедеятельности каждого человека, а не только государства. Очень часто мы слышим о том, что один человек ни чего не сможет сделать в природоохранной деятельности. Однако истоки охраны природы своими корнями уходят в глубокую древность, в культуру многочисленных этносов проживающих на земле. Они заключены и в целесообразном поведении по отношению к природе отдельного индивида большого этноса. Каждый человек должен осознавать, что от его действий зависит экологическое благополучие территории, на которой он проживает.

Учебная площадка «Священная земля манси - манси-маа», расположенная на территории поселения Ушма, г. Ивделя, Свердловской области работает в течение четырех лет с весны 2011 года.

Программа площадки разработана при содействии педагогав автономной некоммерческой организацией «Логос», инструкторов Детского молодёжного экологического движения «Зеленый дозор» и экспедиционного отряда «Глобус». Целевая аудитория - школьники, учащиеся, студенты средне-специальных и высших учебных заведений.

Новизна данной образовательной программы заключается в приоритетности системно-деятельностного подхода в образовании.

На основании положений нами разработана и апробованна программа, в основе которой, положена идея о взаимодействии общего и дополнительного образования, которая нашла практическое воплощение в деятельности Детского молодежного экологического движения «Зеленый дозор» и экспедиционного отряда «Глобус».

В предлогаемой программе нами впервые дано комплексное представление о поселении народа манси (Ушма), как об экскурсионном объекте, изучение и исследование которого направлено на формирование экологического сознания учащихся, через изучение экологичности культуры манси экосистем Северного Урала.

Актуальность данной методической разработки.

Культура народа манси, нравы, обычаи, верования являются самобытными. Манси, как и другие малочисленные народы Севера, не смотря на трансформации, происходящие в взаимодейтвии человека и окружающей среды, сумели сохранить сбалансированное отношение с природой. Изучение и природосберегающей культуры, направленной на сохранение равновесия «человек - природа», дает возможность расширить мировоззрение подрастающего поколения не утратившими своей силы нравственными и духовными ценностями, отточенным до мелочей способам выживания людей в условиях севера. Программа построена с учетом вариативности содержания. Руководитель площадки может изменять содержание модулей, дополнять практические занятия новыми приемами в соответствии с потребностями учащихся, с учетом возраста участников и погодных условий.

В основе программы заложены принципы, декларируемые в «Концепции духовно-нравственного развития», а именно принцип:

Нравственного примера педагога, педагог во всем является примером для воспитанников, «педагог - фасилитатор, педагог - вдохновитель, создающий гуманную воспитательную среду, способствующую совместному достижению поставленной цели, устраивающий гуманные отношения в детском коллективе, когда дети научаются понимать свои поступки, где с ребятами все обсуждается и т.д.» [3,94].

Социально - педагогического партнерства, в ходе подготовки и работы площадки руководитель выстраивает социально - партнерские отношения со всеми участниками образовательного процесса, с родителями, детьми, инструктарами, местными жителями.

Индивидуально-личностного развития, в работе должен осуществлятся индивидуальный подход к каждому участнику образовательного процесса, осуществлятся педагогическая поддержка личности, развития ее способностей, таланта.

Интегративности програмы духовно-нравственного воспитания, процесс воспитания базируется на базовых национальных ценностях, уважения к самобытности культур народа манси и русского народа, значимости экологических знаний в образовании, использовании исторически сложившегося природоохранного опыта предков в современной жизни, проявления уважения и понимания самоценности каждого члена коллектива.

Социальной востребованности воспитания, социализация участников площадки к посильному решению взрослых проблем, через экологические акции, написание отчетов и анализ вопросов возникших в ходе работы группы.[6,20]

Целью создания площадки является формирование образовательной среды, в которой через интеграцию дополнительного образования, теории и практики, знаний полученных из учебников и знаний, полученных от общения с природой «вживую» формируется экологическое сознание учащихся, изучаются элементы этноэкологической культуры народа манси.

Задачи:

Образовательные:

  1. Интегрировать полученные теоритические знания в процессе изучения учащимися биологии, географии, экологии с практическими знаниями, полученными в ходе работы площадки.

  2. Углублубить и расширить эколого-краеведческие, биологические, географические знания.

  3. Познакомить учащихся с элементами природоохранной деятельности народа манси, экосистемами Северного Урала.

  4. Выявить антропогенное влияние не контролируемого туристического потока на состояние экосистем Северного Урала.

  5. Закрепить фенологические навыки, умение ориентироваться на местности, читать карту, прокладывать маршруты.

  6. Ознакомить учащихся с методикой проектной деятельности.

Воспитательные:

  1. Подготовить учащихся к адаптации в будущей жизни.

  2. Развивать коммуникативные навыки: общение в группе, проведение совместного группового исследование, навыки общежития.

  3. Формировать у детей и взрослых опыт выживания в экстремальной ситуации в условиях тайги.

  4. Привать любвь к родному краю, к малой родине.

  5. Воспитывать уважительное отношение к культуре, традициям и верованиям народа манси.

  6. Развивать опыт бережного отношение к природным богатствам родного края.

  7. Прививать навыки здорового образа жизни.

Развивающие:

  1. Развивать исследовательские навыки.

  2. Совершенствовать навыки проведения исследовательской деятельности.

  3. Формировать умения работы с дополнительной литературой, создавать презентацию на заданную тему, делать самостоятельно выводы.

Занятия на учебной площадке проводятся ежегодно с мая по август. В дальнейшем планируется круглогодичная работа площадки.

Минимальный срок пребывания учащихся на базе учебной площадки соттавляет 3 суток, максимальный 7 суток. Занятия проводятся в соответствии с планом работы, с учетом индивидуальных потребностей учащихся и погодных условий.

Виды учебно-исследовательской деятельности: исследовательская, экскурсионная, экспериментальная, беседы в кругу, опрос местного населения, творческая мастерская, наблюдение и анализ, игровая деятельность.

Большая часть времени отводиться на проведение экскурсионных занятий. В ходе такой работы участники получают практические знания и навыки, собирают материал, который впоследствии будет обработан и представлен в виде исследовательских проектов. На экскурсии учащимся предлагается в полевых условиях провести наблюдение (за животными, влиянием погодных условий на жизнь насекомых, изменеием самочуствия человека в различных условиях), предоставляется возможность повести эксперимент и измерения (замеры температуры воды, воздуха, измерение радиоактивного фона и т. д.)

Основой методической реализации программы предполагается сочетание практической деятельности школьников с усвоением ими научных знаний, в доступной форме.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности

  • Групповая (работа с группой)

  • Индивидуальная (проведение с ребенком индивидуальных замеров, наблюденйи, бесед).

Формы организации воспитательного процесса

  • Познавательная (организация кругового и меридиального движения в районе работы площадки, с целью ознакомления и изучения участников с изучаемыми объектами).

  • Работа детского самоуправления (выбор ответственных за определенные поручения - фотографы, экологи, краеведы, дежурство, работа инструкторского состава).

  • Взаимодействие (внутренние и внешние связи коллектива).

  • Индивидуальная работа (беседы, составление индивидуального плана работы по выбранному направлению участника, коррекция поведения).

Программа основывается на реализации следующих педагогических принципах:

  • принцип демократизации, в основе данного принципа лежит свобода выбора, носит партнерский характер взаимодействия субъектов педагогического процесса;

  • принцип гуманизации и гуманитаризации, в ходе реализации которого ценности культуры и нравственные устои из объекта обучения превращаются в созидательную основу образования для устойчивого развития.

  • принцип активности субъектов образовательного процесса, базируется на внедрении активных методов обучения с учетом индивидуальных особенностей личности, внедрении творческого характера деятельности;

  • принцип валеологические подходы в образовании, позволяет сформировать у детей навыки культурного поведения, дисциплинированности, самоорганизации,

  • принцип воспитывающего обучения, позволяет сформировать у детей навыки культурного поведения, дисциплинированности, самоорганизации,

  • принцип самоуправления, предусматривающий целеполагание и целеустремлённость, планирование, учёт, самоконтроль и корреляцию.

Для формирования и коррекции экологического сознания детей и взрослых в программе используются психологические принципы, предложенные В.И. Пановым в работе «Введение в экологическую психологию»:

  • обучение и воспитание умений и навыков (технологий) взаимодействия с миром природы, формирование экологических представлений о взаимосвязях в системе "человек- природа" и в самой природе, эколого-ориентированного отношения к миру природы;

  • рефлексия, т.е. самоосознание и расширение своих знаний о природных объектах, субъективного отношения и эмпатии, личностного смысла и способов взаимодействия и т.д.;

  • общение с миром природы, формирование психологической значимости общения с природными объектами;

  • идентификация, т.е. отождествление себя с кем-то или чем-то другим;

  • деятельность, т.е. практическое участие в экологических формах деятельности от экологических кружков и студенческой практики до экологических рейдов и участия в экологических движениях;

  • моделирование экологических ситуаций, действий, деятельности в обучении;

  • создание экологизирующей образовательной среды, т.е. способствующей формированию экологической личности в соответствии с возрастными особенностями развития экологического сознания. [17]

Структура и содержание

Главная особенность курса - осознанное понимание любого явления путем наблюдения, эксперимента, анализа. Примерно 76 процентов учебного времени отводится на практические занятия.

С целью выявления интересов детей в области взаимотношения с природой, определения необходимости более глубокой проработки тем в ходе работы площадки проводиться входящая и итоговая диагностика по методикам, предложенным А.В. Гагариным:

  1. для выявления первоначального уровня и динамики познавательной активности в области гуманистического взаимодействия с природой применяется методика «Характеристика экологических представлений» [3,120];

  2. интенсивность личностного отношения к природе определяется посредством методики «Самооценка отношения к природе» [3,123];.

Для диагностики уровня развития интенсивности субъективного отношения к природе мы используем:

  1. опросник «Натурафил», предложенный С.Д. Дерябо в работе «Экологическая психология: диагностика экологического сознания» [4,242]

  2. экспресс-методику диагностики доминантности субъективного отношения к природе «Доминанта» [4,289]

Образовательная программа «Священная земля манси - маа» состоит из 5 модулей, каждый из которых включает различное количество блоков, которые могут меняться в зависимости от потребностей группы.

Общее количество учебных часов - 42 часа при 7 дневной работе учебной площадке. [САН ПИН нормы]

Первый модуль - «Веками данная - мудрость народная» - направлен на знакомство участников с традиционной культурой народа манси (верования, святые места, устное творчество, берестяная посуда, народная одежда, узоры, территориальная организация пространства).

Второй модуль - «Лозьва - голубая вода» - направлен на развитие экологических знаний, формирование у учащихся экологического сознания, знакомство учащихся с флорой и фауной северной тайги, с памятником природы Ушминские скалы, прохождением по экологической тропе, сплав по реке Лозьва от п. Тресколья до п. Ушма. Проведение фенологических наблюдений.

Третий модуль - «Занимательное ориентирование» направлен на закрепление топографических навыков полученных в ходе изучения курса географии. Формирования умений безопасного выживания в условиях северной тайги.

Четвертый модуль - «Там, на неведомых дорожках» - визуальное знакомство с пещерами, расположенными по реке Лозьва, карстовые формы рельефа, происхождение пещер, пещеры в легендах и сказках манси.

Пятый модуль - «Я, ты он, она - вместе дружная семья», направлен на развитие коммуникативных навыков учащихся, формирование активной жизненной позиции, воспитание уважения к культуре и традициям народа манси, умения планировать свою деятельность и реализации проектов.

Логическим итогом работы площадки мы можем считать достижение участниками определенного эффекта.

Личностного.

  1. Выработать в себе такие качества как выносливость, выдержка, терпение.

  2. Толерантно относиться к народам другой культуры, национальности - манси.

  3. Приобрести опыт самостоятельного действия в условиях пересеченной местности, тайги.

  4. Научиться ориентироваться в пространстве.

  5. Уметь работать в группе, в коллективе.

  6. Соблюдать правила личной гигиены.

  7. Выполнять правила поведения в природе.

Предметного.

  1. Изучеть на практике влияние бесконтрольной туристической деятельности на окружающую среду.

  2. Выявлять влияние климатических факторов (температура, ветер, высота солнца над горизонтом), на распространение растительности.

  3. Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.

  4. Распозновать объекты природы. Знать и определять изученные растения и животных.

  5. Выполнять простейшие экологические исследования в полевых условиях

  6. Приобресчти практические экологические и природоохранительные навыки

  7. Знать историю развития своего края.

Метапредметного.

  1. Результатами является создание отчетов и проектов по материалам летней экспедиции. Это - исследовательские работы «Радиация на Северном Урале», «Деятельность военных на территории Северного Урала», «Экологичность культуры манси», «Святые места манси», «Изменение состояния кровеносной системы человека в условиях изменения высоты при восхождении на гору Чистоп, Северный Урал », «Кукла манси - сакральное значение», «Топонимика Северного Урала в трактовании мансийского народа».

  2. Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством лидеров и инструкторов экспедиции.

  3. Применять знания законодательства об охране природы.

  4. Планировать и пролводить практические дела по охране природы.

  5. Пропагандировать эколого - туристическую культуру.

  6. Пропагандировать здоровый образ жизни.

  7. Публиковать заметки и статьи в местной печати.






ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Почти все нравственные, эстетические, духовные понятия формируются у человека с детства, и основным проводниками в формировании данных понятий являются семья и школа. На протяжении тысячелетий образование являлось и является источником получения знаний о мире, обществе, окружающей среде, природе. Структура предлагаемых знаний всегда соответствовала запросам государства на конкретном этапе его исторического развития. В результате чего в России, развивающейся в рамках устойчивого развития, возникла потребность в пересмотре основной парадигмы традиционного (классического) образования.

В традиционном образовании, между учителем и учеником выстраивались субъект - объектные отношения, где в качестве объекта педагогического воздействия выступал ученик. Который должен был безоговорочно усвоить комплекс знаний, умений навыков, и воспроизводить их по однажды заданной схеме в течение всей жизни.

В современной модели образования процесс обучения проходит через выстраивание субъект - субъектных отношений, где в процессе обучения отношения учитель - ученик являются равнозначными. Учитель является проводником к знаниям, а ученик ищет способы добывания и усвоения знаний, через изучение смежных областей знания. В таких условиях, с целью формировния интереса к обучению и повышению качества образования, педагогу очень важно сформировать стойкий познавательный интерес учащегося к своему предмету.

Постановка ученика в центр образования, гумманистический подход, первенство общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свобода развития личности, реализующиеся путем воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье - это главные ценности новой системы образования. Для практической реализации данных ценностей, в образование внедряется междисциплинарный подход.

Экология и этно-экология, являясь междициплинарными областями знаний и самостоятельными научными дисциплинами становиться эффективными средствами обучения, воспитания и развития личности учащихся посещающих занятия не только школьных, но и дополнительных учреждений образования.

Дополнительное образование по сравнению с глыбой школьного образования является более гибким и мобильным, идет в ногу с требованиями времени, а иногда и предвосхищает запросы общества к образованию. Часто дополнительное образование не только заполняет пробелы в школьном образовании, но и помогает воспитать патриота своей страны. Поэтому, грамотно организованная комплексная этно-экологическая экскурсия является мощным педагогическим средством активизации познавательной деятельности учащихся. В процессе которой, происходит приобщение учащихся к духовно-нравственному наследию и культуре народа проживающего на экскурсионной территории; формирование экологического сознания, навыков повседневного экологосообразного поведения в окружающем мире, через осозннание системы исторически сложившихся отношений народа проживающего на территории родного края с природой; воспитание эмоционально-ценностного отношения к этнокультурной и природной среде.

Педагогическими условиями, обеспечивающими активизацию познавательной деятельности учащихся в ходе проведения этно-экологических экскусий, выступают:

программа этно-экологической экскурсии, которая должна учитывать возрастные, физические, познавательные и психологические возможности экскурсантов, а также - ландшафтные, климатические особенности региона и этнические традиции взаимодействия с природой и проживания в ней;

педагогические технологии (мозговой штурм, моделирование, проектные технологии и т.д.), способствующие активизации позновательной деятельности учащихся, позволяющие развивать самостоятельность в решении проблем, поиске решений и выходе из ситуации, способствующие усвоению детьми экосообразнымии поведения в природе, умению оценивать взаимодействие малого народа манси с природой и рассматривать их со своей точки зрения;

образовательная среда, позволяющая раскрыть творческие способности ребенка; защитить его от психологического насилия; способствующая желанию развиваться и обучаться за рамками проживания в условиях этно-экологической экспедиции.

Анализируя многолетний опыт работы площадки учебной площадки «Священная земля манси - манси-маа», мы пришли к выводу, что у участников домингирует устойчивый интерес к природе родного края, ее состоянию. Сформировались навыки, основанные на этнокультурных традициях народа манси в отношении с природой. Появилось желание принимать участие в деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды, в основе которой лежит субъективное отношение к объектам живой и не живой природы, рассказывать о своей деятельности и пропагондировать ее. Внедрение в экскурсионную деятельность элементов экологии и этноэкологии, комплексное сочетание элементов дисциплин изучаемых в школе (география, история, биология) значительно снизило количество учащихся с низким уровнем экологических знаний. Благоприятная, психологически безопасная, творческая образовательная среда позволила раскрыть творческие способности у так называемых «трудных детей», социализировать их в повседневной жизни.

Реализация наших разработок на практике, посредством включения участников работы площадки в экологическую деятельность способствовала увеличению количества учащихся, имеющих средний и высокий уровень сформированности экологической культуры, овладению и применению ими экологических знаний, умений и навыков.

Разработанная программа и ее реализация позволили улучшить процесс формирования экологического сознания у учащихся, раширили возможности дополнительного образования в области экологического и этноэкологического воспитания детей, позволили участникам более подробно понять жизнь, быт народа манси выживание которого, полностью зависит от взаимодействия с природой.

Результаты нашей работы могут быть использованы в образовательных учреждениях не только дополнительного, но также учреждениях среднего и специального образования для формирования условий активизации познавательной экологической, этно-экологической деятельности учащихся проживающих на территории Свердловской области - с большим уровнем экологических проблем.






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. - Санкт-Перербург: Союз, 2002.

  2. Л.Н. Боголюбов Обществознание. Человек и общество. Ч.2 - М.: Просвещение, 2003.- 380с.

  3. Гагарин А.В Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации эко-логического образования и воспитания. - М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000.- 232 с.

  4. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания.- М.: Моссковский психолого-социальный институт, 1999. - 307 с.

  5. Дерябо С.Д. Ясвин В.А. Экологическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 480 с.

  6. Данилюк А. Я.,Кондаков А. М.,Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: просвещение, 2009 .- 24 с.

  7. Егоров Ю.В., Аркавенко Л.Н., Осипова О.Л. Словарь-справочник по естествознанию. - Екатеринбург: Издательский дом Сократ, 2004. - 432 с., ил.

  8. ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ

  9. Карпушева Е.Т. Дорогами открытий (Из опыта работы Движения «Зелёный дозор»). LAPLAMBERTAcademicPublishing, 2015, С. 71-74.

  10. Карпушева Е.Т. Проблемы рекреационного использования особо охраняемых природных территорий// Материалы итоговой конференции по проекту РОЛЛ - 2000 "Сохранение уникальных природных комплексов в национальных парках Южного Урала". Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2002. С.27.

  11. Карпушева Е.Т. Экспедиция: традиция и инновация в экологическом образовании. - Проблемы экологического образования: материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 31 марта 2010 г. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2010. С. 241

  12. Карпушева А.Г., Карпушева Е.Т. Использование педагогических технологий в экологическом воспитании детей в условиях экспедиции. - Перспектива: сборник статей VМеждународной научно-практической Интернет-конференции. Вып. 5 - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2010. С. 109

  13. Карпушева Е.Т. «Домик в деревне» как способ воспитания любви к родине в городском зрителе. - Горизонты цивилизации: сб. ст. участников Междунар. науч. конф.(Аркаим, 26-28 мая 2010 г.)/ под ред. докт. филол. наук, проф. М.В. Загидуллиной. - Челябинск: ООО «Энциклопедия», 2010. С. 95.

  14. Карпушева Е.Т. Исследовательская деятельность учащихся как универсальный способ освоения мира. - Горизонты цивилизации: материалы Вторых аркаимских чтений (Аркаим, 24-27 мая 2011 г.)/ под ред. докт. филол. наук, проф. М.В. Загидуллиной. - Челябинск: Энциклопедия, 2011. С. 101.

  15. Карпушева Е.Т. Приобщение к истокам. Из опыта работы «Детско-юношеской этно-экологической экспедиции «Былина в Заозёрье». - «Национальные культуры Урала. Традиционная народная культура в её архаических и современных формах». Материалы региональной научно-практической конференции/ Министерство культуры и туризма Свердловской области; центр традиционной народной культуры Среднего Урала. - Екатеринбург, 2011. С. 145

  16. Козлов В.И. Основные проблемы этнической экологии // Советская этнография.- 1983. - № 1 .- с.

  17. Панов В.И. Введение в экологическую психологию: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НИИ Школьных технологий, 2006. - 184 с.

  18. Шифельбейн, С. В. Интеграция учебной деятельности и дополнительного образования как условие становления экологической культуры личности // Проблемы непрерывного экологического образования [Текст] : материалы Первой Всероссийской науч.-практич. конф., 31 марта 2010 г. - С .224-227

  19. Шифельбейн С.В. Комплексная экологическая экскурсия как средство экологического образования и воспитания школьников infourok.ru

  20. Шифельбейн С.В. Проект экологического маршрута «Лозьва - голубая вода».infourok.ru

  21. Шифельбейн С.В. Реализация личности представителей малых народов через экологию// Общество, семья, личность: теория и практика решения актуальных проблем [Текст]: сб. науч. статей / сост. Ю.В. Братчикова / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б, и], 2013 - с. 12 - 17

  22. Шифельбейн С.В. Экологичность культуры манси// Сборник «Горизонты цивилизации». Челябинск, 2013 г.

  23. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.


Приложение 1.

Модули предлогаемые для изучения участникам учебной площадки «Священная земля манси - манси-маа».

Модуль 1

«Веками данная - мудросить народная»

Цель:

созать условия для формирования системы нравственных позиций направленных на уважение культуры народа манси основанной на равноправном отношении в системе «человек - природа»

Блок

Формы работы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Блок 1. Манси - кто они? История народа.

Беседа, обзорная экскурсия по поселению Ушма

3

1

2

Блок 2. Истоки заповедного дела в культуре манси [77]

Беседа, знакомство с местными жителями, интервью

3

1

2

Блок 3. Узоры, одежда, посуда [61]

Мастер-класс по оформлению узоров, пошиву одежды, изготовленю посуды из бересты

3

1

2

Блок 4. Кукла, сакральное значение

Беседа, мастер-класс по изготовлению народной куклы

3

1

2

Блок 5. Легенды и предания манси. Духи-хранители леса, гор и вод

Беседа, интервью, запись и обработка легенд и преданий манси.

3

1

2

Блок 6. Жизненное пространство и его сакральный смысл для манси [35]

Экскурсия к манси, знакомство с устройством мансийского хозяйства, виды хозяйства в зависимости от занятий манси: чум, кол, вор-кол, пауль.

3

1

2

Блок 7. Где живёт Баба-Яга? (хозяйственные и ритуальные постройки манси) [35]

Экскурсия к манси, знакомство с хозяйственными и ритуальными постройками: сумьях, лабаз и др.

3

1

2

Всего:

21

7

14

Модуль 2

«Лозьва - голубая вода»

Цель:

Создать условия для непрерывного экологического образования детей и подростков, развивать экологическую культуру личности и общества через формирование практического опыта природопользования.

Блок

Формы работы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Блок 1. Предупрежден - вооружен

Инструктаж о прохождении по маршруту, техника безопасности

0,5

0,5

Блок 2. Лозьва - голубая вода [75]

Прохождение маршрута экологической тропы. Форма проведения сплав по реке Лозьва

4

4

Блок 3. Знаю я, поделюсь и с вами друзья!

Рефлексия, предварительная формулировка тем проектных работ, фото-отчетов.

0,5

0,5

Всего:

5

0,5

4,5

Модуль 3

«Занимательное ориентирование»

Цель

Формирование навыков и умений ориентирования и способов безопасного выживания в условиях северной тайги.

Блок

Формы работы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Блок 1. Повторенье -мать ученья

Топографическая карта - навыки чтения, условные знанки, азимут, масштаб

0,5

0,5

Блок 2. Путешествие начинается

Экскурсия по территории поселения Ушма, с посещением самого северного культурного парка области.

2

2

Блок 3. Сокровища древних манси

Составить топографическую карту Ушмы.

1

1

Блок 4. Искатели приключений

Поиски по карте «Сокровищ древних манси», прохождение по маршруту, веревочный курс

2

2

Всего:

5,5

0,5

4

Модуль 4

«Там, на неведомых дорожках»

Цель:

Создать условия для формирования представления о пещерах как уникальных природных объектах, требующих бережного отношения со стороны человека.

Блок

Формы работы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Блок 1. Знакомый незнакомец.

Как появились пещеры, роль в жизни человека, пещеры в мифах и легендах манси

1

1

Блок 2. Предупрежден - вооружен

Инструктаж о прохождении по маршруту, техника безопасности

0,5

0,5

Блок 3. Давайте познакомимся

Порохождение по маршруту. Пещеры «Китовая пасть», «Каменный дом», «Пиковая дама»

4

4

Блок 4. Хочу вам рассказать друзья пещера это ….

Рефлексия. Составление презентации о путешествии

0,5

0,5

Всего:

6

1,5

4,5

Модуль 5.

«Я, ты он, она - вместе дружная семья»

Цель:

Организация совместного проживания, через развитие навыков познавательной, творческой деятельности, труда, организации досуга и общения

Блок

Формы работы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Блок 1. Давайте познакомимся

Круг - первое знакомство. Создать условия для формирования желания для самообнаружения, желания снять психологическую защиту

1

0,5

0,5

Блок 2. Сегодня подводим итоги, планируем завтра

Ежедневно, утренний и вечерний круг. Планирование на день, подведение итогов дня. Цель создание благоприятной атмосферы, повышающей личный статус ребенка, помогающей удовлетворить потребностив самореализации

1

1

Блок 3. Тренинг, игра коллективные дела.

Проведение тренингов, игр, совместных дел направленных на создание благоприятной психологической атмосферы в коллективе. Ежедневно в течение дня.

1

1

Блок 4. Ну, вот друзья, расставаться нам пора!

Заключительный круг. Подведение итогов работы площадки, планирование дальнейшей работы по оформлению отчетов, презентаций, проектов. Сюрприз от инструкторов - торт «Из того, что была, я его слепила»

1,5

1,5

Всего:

4,5

0,5

4

Общее количество часов работы площадки исходя из пребывания участников в течение 7 суток

42

10

32

Приложение 2.

Свод положений и правил для каждого участника работы площадки.

  1. Плечо и локоть друга, надежная опора друг для друга.

  2. В местах стоянки экспедиции ты гость, веди себя соответственно, корректно, вежливо, относись с уважением не только к людям, но и природе.

  3. Счет, каждый должен знать свой порядковый номер и номер своих соседей с правой и левой руки, при таком счете можно быстро посчитать количество членов экспедиции и не потерять друг друга.

  4. Приветствуется умение отдать товарищу последнюю сухую рубашку.

  5. В походе все принадлежит всем и все делится поровну.

  6. Рюкзаки детей и девочек должны быть на порядок легче взрослого и мальчиков. Основной груз общественного снаряжения должна взять на себя мужская часть группы. Приветствуется оказание помощи девочкам на трудных участках пути, а также моральная поддержка.

  7. Младшему внимание, старшему терпенье и понимание (помощь младшим членам туристской групп).

  8. Встал, умылся, убери свою планету (приветствуется благоустройство и поддержание чистоты всех посещаемых членами экспедиции природных объектов и поселений людей). По возможности уничтожается и чужой мусор.

  9. В походе приветствуется красивая и правильная речь. Ругань, грубость, пошлость, тюремный жаргон - крайне не желательны. Вступать в конфликты с местными жителями, отвечать грубостью на грубость, вести себя вызывающе запрещается.

  10. В кругу право «микрофона» принадлежит одному, остальные слушают, «микрофон» передается по кругу.

Приложение 3.

Социальные роли, выполняемые участниками в ходе работы площадки.

Работа площадки происходит в форме сочетания исследовательской и сказочной деятельности, в ходе которой, все участники проигрывают определенные социальные и сказочные роли.

Руководители (наставники) - высшие силы.

  1. Начальник экспедиции - хранитель тайн Ушмы

  2. Научные руководители - высшие маги земли, растений и животных.

  3. Инструктора - эльфы, хранители детских душ, заклинатели темных желаний

Участники - хобитцы.

  1. Штурманы. Задача двух штурманов - при помощи компаса и карты провести группу по намеченному маршруту и взрослого проводника. Располагаясь впереди идущей группы, они выбирают наиболее удобную для всех дорогу, а при необходимости - производят ее разведку. Взрослому руководителю необходимо не навязчиво постоянно отслеживать эти ошибки штурманов, поправлять направление маршрута. Давая почувствовать детям, что значит быть человеком, от которого зависят другие люди.

  2. Хранитель времени - отвечает за соблюдение временных рамок в ходе работы площадки или отдельных блоков.

  3. Свободные художники - отслеживаю не только отдельные моменты жизни местного населения и эпизоды природы, но и составляют фотоотчет посвященный работе площадки.

  4. Вахтовики - отвечают за помощь в приготовлении пищи, мытье котлов (личную посуду убирает за собой каждый в индивидуальном порядке).

  5. Командир - регулирует работу неугомонных хобитцев, направляя ее в нужное русло, пресекает конфликтные ситуации, правая рука эльфа.

  6. Хранитель огня - ответственный за огонь, костер, заготовку сырья для костра.

  7. Весельчах - проводит игры, организует работу круга.

Хобитцы - народ любознантельный, изучающий все, что ему интересно, играя с удовольствием, выполняют порученные задания.

47


© 2010-2022