- Преподавателю
- Другое
- Краткосрочное планирование в технологии развития критического мышления
Краткосрочное планирование в технологии развития критического мышления
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Микулявичене К.В. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Краткосрочное планирование в технологии развития критического мышления
- Добрый день, уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию доклад на тему краткосрочное планирование в технологии развития критического мышления.
«Свои способности человек может узнать,
только попытавшись применить их на деле»
Сенека
Краткосрочное планирование в технологии развития критического мышления состоит из следующих стадий:
-
Активизирующая (стадия вызова);
-
Конструирующая (стадия осмысления);
-
Констатирующая (рефлексия).
С точки зрения традиционного урока эти этапы не представляют исключительной новизны:
-
«вызов» - введение в проблему или актуализация имеющихся знаний учащихся;
-
«осмысление» - изучение нового материала;
-
«рефлексия» - закрепление материала, проверка усвоения знаний.
Элемент новизны - это методические приёмы учебной работы.
Дж. Стилл, К. Мередит и Ч. Темпл выделяют следующие действия в процессе планирования:
-
До урока,
-
Во время урока,
-
После урока
До урока:
Мы должны задать себе следующие вопросы:
А) почему этот урок ценен, что включает размышление над следующими подвопросами - как это связано с пройденными темами; что дает этот урок для дальнейшего обучения и понимания этой дисциплины; как это связано с личным опытом и интересами учащихся; что поможет им разобраться в теме?
Например, планируя урок химии в 8 классе на тему «Типы химических реакций»: Тема является продолжением изучения основных понятий химии. Дает возможность выйти за рамки понятия химическая реакция, позволяет расширить кругозор примерами реакций из окружающего мира, повседневной жизни, то есть приближает к пониманию общей картины мира. Учащиеся и прежде наблюдали эти явления, а теперь они смогут объяснять их. В теме им поможет разобраться связь изучаемых явлений с жизнью.
Б) какие возможности предлагает урок для критического мышления, состоящий из следующих подвопросов:
-
Какая часть может быть рассмотрена самими учениками;
-
Как построить тему урока, чтобы вызвать ряд личных ответов у уеников;
-
Какие моменты предполагают более одной интерпретации - согласие или разногласие;
-
Возможно ли рассмотреть тему более чем одной дисциплинарной точки зрения;
-
Как можно использовать урок для развития навыков поиска, анализа, отчета и дискуссии;
-
Какие аспекты темы предполагают дальнейшие поиск и другие действия учеников?
Например, учащиеся, работая в группе, смогут самостоятельно классифицировать готовые примеры уравнений химических реакций, а затем и предложить для них определения.
В) как построить задачи, которые должны включать подвопросы
-
Какие особенные знания или понятия будут изучены или высказаны;
-
Что будут ученики делать с этими знаниями и понятиями?
Задачи должны отражать следующие уровни мыслительной деятельности учащихся (по таксономии Блума):
-
Способность повторить услышанное (прочитанное);
-
Способность воспроизвести идею своими словами или в другом виде;
-
Определение соответствия данной идеи другому случаю или решение новой проблемы, исходя из идеи;
-
Нахождение причин составляющих частей сложной идеи;
-
Объединение нескольких идей в одну и создание новой версии идеи.
Например, к концу урока учащиеся смогут:
-
Передать своими словами основные понятия урока;
-
Определять тип химической реакции по уравнению;
-
Определять значения определенных химических реакций в окружающем мире.
Г) вопросы менеджмента
-
Каковы будут действия учащихся в каждой фазе урока - какие методы и стратегии обучения будут использованы;
-
Как распределить источники и время по видам деятельности;
-
Как наилучшим образом произвести группирование для обучения; как провести оценивание достижений обучающихся?
Во время урока:
Могут быть поставлены следующие вопросы -
В Активизирующей фазе урока
Как подвести учеников к формулированию вопросов и целей обучения, которые будут включать следующие подвопросы:
-
Как мышление учеников будет сфокусировано на данной теме;
-
Как пробудить интерес;
-
Как побудить учеников вспомнить предыдущие знания;
-
Как подвести их к формулированию вопросов?
В Конструирующей фазе урока
-
Как ученики будут изучать содержание, при этом какое содержание будет представлено или изучено и как (презентация или демонстрация);
-
Что будут делать ученики, чтобы сконструировать новые знания через изучение материала (поиск учащихся)?
В Констатирующей фазе урока
-
Как ученики будут использовать значение урока
После урока:
Могут быть поставлены следующие вопросы:
-
К какому дальнейшему обучению или другой деятельности может вести этот урок;
-
Как мы можем применить то, что узнали при других поисковых действиях?
-
Какие вопросы остались и требуют дальнейшего их исследования;
-
Что еще следует сделать по данному уроку (с полученными идеями из урока)?
Например, учащиеся в группах составляют список определенных профессий, с которыми могут быть так или иначе связаны химические реакции. В соответствии со специальностью они описывают ситуацию и контекст в каждом случае.
А сейчас разберем, чем характерны каждый из этапов урока:
Присутствие активизирующей стадии на каждом уроке обязательно.
Эта стадия позволяет:
-
актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме;
-
вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме;
-
мотивировать ученика к учебной деятельности;
-
побудить к активной работе не только дома, но и на уроке.
Вызовом может служить познавательная задача, полемичные слова (цитата), обращение к жизненному опыту учащихся, составление кластера («корзины идей» при ответе на вопрос: «Что вы знаете о… ?»)
Приёмы и методы составления списка «известной информации»:
-
рассказ-предположение по ключевым словам;
-
графическая систематизация в кластеры, таблицы, схемы;
-
верные и неверные утверждения;
-
перепутанные логические цепочки;
-
рассматривание иллюстраций;
-
мозговой штурм;
-
плюс-минус-интересно;
-
плюс-минус-вопрос.
На данном этапе предполагается последовательное включение учащихся в мыслительную деятельность. Каждый ученик следует по пути от «простого» к «сложному».
Результаты:
-
актуализированный опыт;
-
активизированное знание;
-
сформированный мотив.
Конструирующая стадия позволяет учащимся:
-
получить новую информацию, освоить различные способы работы с ней;
-
осмыслить информацию;
-
соотнести новые знания с уже имеющимися.
Приёмы и методы, актуальные на данном этапе:
-
чтение текста с маркировкой по методу insert;
-
ведение различных записей по типу двойных, тройных дневников и бортовых журналов, концептуальных таблиц;
-
выделение ключевых слов;
-
новый кластер;
-
сюжетная таблица (кто? что? где? когда? сколько?).
Результаты:
-
систематизированное новое знание;
-
укрепление связей, заявленных на стадии вызова.
На констатирующей стадии основным является:
-
целостное осмысление, обобщение полученной информации;
-
присвоение нового знания;
-
расширение предметного поля;
-
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Приёмы и методы, актуальные на данном этапе:
-
синквейн;
-
эссе;
-
сказка;
-
телеграмма.
Результаты:
-
присвоение знания;
-
сформированное целостное представление о предмете;
-
поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.
Модель построения уроков в ТРКМЧП
Тип урока
Этап
Работа с информационным текстом
Взаимообучение
Урок-исследование
Вызов
мозговой штурм;
кластер;
рассказ;
подсказка;
верные-неверные суждения;
корзина идей и т.д.
мозговой штурм
Осмысление
маркировка текста, ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов и т.д.
зигзаг (мозаика)
заполнение таблиц; поиск ответов на поставленные в 1-ой части урока вопросы.
Рефлексия
возвращение к кластеру.
сводная таблица
предсказание
Системы действий учителя и учащихся на примере урока химии «Основания» 8 класс
Этапы
Учитель
Ученик
Активизирующий (стадия побуждения)
Мозговой штурм.
-
Ответьте на вопросы по теме «Оксиды», которые спроецированы на экране:
-
Что такое оксиды
-
Какие различают оксиды
-
Составьте формулы оксидов
-
Соотнесите названия формулам
-
«Что произойдет, если к основным оксидам добавить воду?»
-
Отвечают письменно на листах ответов, сдают учителю
-
«Образуются основания» - знают из свойств щелочных металлов
Конструирующий (стадия осмысления)
-
«Давайте составим «Тонкие и толстые вопросы» по теме Основания, подумав что нужно изучить поданной теме»
-
По § 46 найдите ответы на поставленные вопросы, запишите в тетрадь
-
Составляют вопросы:
-
Что такое основания
-
Какие бывают
-
Как получить основания
-
Какими свойствами обладают
-
Почему некоторые основания называют «едкими»
-
Как понять, что перед вами щелочь?
-
Читают, записывают
Констатирующий (стадия отражения)
-
«Для чего необходимо изучать эту тему»
-
Выполните № 5а после параграфа - составление уравнений - на понимание свойств оксидов, гидроксидов
-
Домашнее задание
§ 46, составить уравнения, отображающие взаимосвязь основных оксидов и оснований.
-
Отвечают, обсуждают, дают ответ от группы
-
Решают, обсуждают, приходят к выводу о взаимосвязи веществ
Записывают домашнее задание.
- Уважаемые коллеги! Надеюсь, представленная информация окажется для Вас полезной, и Вы почерпнете для себя интересные идеи. Спасибо за внимание!