- Преподавателю
- Другое
- Из опыта работы Формы работы с родителями в ДОУ
Из опыта работы Формы работы с родителями в ДОУ
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Истюфеева С.П. |
Дата | 26.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Формы работы с родителями в ДОУ.
Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, - воспитание детей. Сегодня проблема воспитания обсуждается родителями, педагогами, психологами, социологами. Сравнительно малое количество семей равнодушно относится к выполнению данной функции.
Работа с родителями - сложная и важная часть деятельности педагога и дошкольного учреждения в целом.
Одна из главных целей педагогов учреждения - вовлечение родителей в педагогический процесс.Поэтому в нашем дошкольном учреждении были разработаны и сформулированы задачи:
-
Формировать у родителей правильное понимание целей воспитания и обучения ребенка, в т.ч. и коррекционных;
-
Осуществлять совместную с коллективом учреждения работу по всестороннему развитию детей;
-
Распространять знания по различным направлениям педагогической деятельности, приемами и методами коррекционной -развивающей работы;
-
Изучать опыт семейного воспитания, распространять его среди родителей, использовать в деятельности
С целью построения эффективного взаимодействия семьи и ДОУ, а так же для решения данных задач нами были созданы следующие условия:
-
Социально-правовые, как повышение правовой культуры родителей: построение всей работы основывается на ФГОС ДО, а также в соответствии с Уставом ДОУ, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения.
-
Информационно-коммуникативные, как повышение педагогической культуры родителей: предоставление родителям возможности быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка.
-
Потребностно-стимулирующие: взаимодействие ДОУ и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения потребностей и интересов семей; категорий семей; стилей семейного воспитания; ребенка во всех его сферах развития; рейтинга проводимых в ДОУ форм сотрудничества с семьей, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения.
Вся вышеперечисленная работа позволяет учесть интересы каждого ребёнка посещающего ДОУ и привлечь все семьи воспитанников в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Работа проводиться с помощью традиционных форм взаимодействия семьи и ДОУ.
Информационно-наглядные: материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации, выставки детских работ, фотовыставки.
Индивидуальные: беседы и консультации.
Коллективные: родительские собрания, конференции, круглые столы, тематические консультации.
В последнее время мы наметили новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни группы. Познавательные: семинар-практикум, родительский клуб, педагогическая гостиная, ролевая игра.
Досуговые: совместные досуги, праздники, экскурсии, ярмарки, вернисажи и выставки.
Наглядно-информационные: информационные проспекты, дни открытых дверей, просмотры занятий, режимных моментов, выпуски газеты.
Эти методы способствует реальному участию родителей в воспитательно-образовательной работе группы с учетом их интересов и предпочтений.
В ходе реализации задач и создания условий для построения эффективного взаимодействия семьи и ДОУ каждый участник данного процесса может чётко представлять запросы, требования и возможности по данной проблеме.
Разработка новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, позволяет нам достичь высокого качества образования детей дошкольного возраста, удовлетворять запросы родителей в интересах детей и тем самым создать то самое единое образовательное пространство для ребенка, посещающего наш детский сад. Для более успешного сплочения родительского и педагогического коллектива нами использовались следующие педагогические находки.
По окончании учебного года проводить награждение победителей конкурсов «Лучший родитель года», «Лучшая бабушка года».
Привлекать родителей к ежегодным творческим отчетам узких специалистов (учителя-логопеда, инструктора по ФВ, музыкального руководителя и др.);
Организовывать мастер-классы для мам «Кукольный дизайн», «Кулинарный поединок», «Сладкий стол»;
Вести Видеоальманахи «Интересно мы живем» (фото-выставки и видеоматериалы);
Оформлять творческие выставки: «Папа
/дедушка/ мой лучший друг», «Моя семья»,
«Моя Родина - Прибайкалье»,
«Мой любимый домашний друг»;
Создать почтовый ящик и проводить информационно-аналитическую работу для выяснения предложений, идей и пожеланий родителей /анонимных/ «Почта доверия»;
Проводить ежегодные акции «Подарим книги малышам» /с рисунками детей/, «Поможем птицам»;
Создать библиотеку «Бабушкины сказки»,
«Мамины рассказы» /с рисунками детей/;
Проводить детско-родительские капустники, КВНы, посиделки, творческие вечера, презентации проектов.
Подобное взаимодействие ОУ с семьей позволит повысить культуру родителей и решить ряд проблем:
Преодолеть авторитаризм родителей и развить эмпатию к собственному ребенку
Выработать отношение к ребенку как к равному
Понять недопустимость сравнения ребенка с другими детьми (радоваться его личному росту)
Узнать слабые и сильные стороны ребенка и учитывать их в воспитании
Проявлять искреннюю
заинтересованность в его успехах
Оказывать ребенку эмоционально-психологическую поддержку (совместно переживать радости и разочарования)
Установить доверительные взаимоотношения с ним.
Подведем итоги.
Наш опыт работы показывает, что в современном обществе педагогическое взаимодействие между детским садом и родителями целесообразно строить, используя следующие принципы:
ориентируя цели и содержание взаимодействия на актуальные проблемы воспитания и развития ребенка;
используя вариативные формы и методы образования родителей;
развивая родительскую рефлексию, делая акцент на эмоциональной стороне взаимодействия;
учитывая личностный опыт родителей, аппелируя к нему в процессе взаимодействия;
объединяя, консолидируя родителей в процессе образования;
используя возможности параллельного образовательного процесса «родители-дети».
«...как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».