«Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки и пения»

              Доклад к методическому объединению.  Здоровье сберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе  учебно–воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно – нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья.                 Забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества. Данная ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ СКОШИ 7 VIII вида

Методическое объединение учителей гуманитарного цикла.




Доклад к методическому объединению на тему :

«Здоровьесберегающие технологии на

уроках музыки и пения»


Учитель музыки

I кв . категории

Сторожук Л.А.


Москва, 2014 г.


"Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля".

А. Шопенгауэр

Здоровье сберегающие технологии в образовании - способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно - нравственного состояния и развития, сохранение и укрепление здоровья.

Забота о здоровье детей - важнейшая задача всего общества. Данная задача должна осуществляться не только дома родителями, но и в образовательных учреждениях , начиная с дошкольного возраста.

Может ли учитель музыки с помощью здоровье сберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся?

Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. Поэтому нужно творчески подходить к планированию урока и его проведению. На уроке необходимо применять и чередовать различные виды учебной деятельности: опрос, чтение, слушание, исполнение, рассматривание пособий, просмотр видео сюжетов, слайдов. Такой подход к ведению урока будет способствовать концентрации внимания, развитию познавательного интереса у учащихся к предмету.

В.А. Сухомлинский утверждал, что "…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества". Продолжая мысль великого педагога, я убеждена, что задача любого учителя, в том числе и учителя музыки состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к "конструированию" собственного здоровья.

Оздоровительные моменты, применяемые мною на уроке музыки - это физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная, логопедическая гимнастика, гимнастика для глаз. Целью оздоровительных моментов является отдых центральной нервной системы, профилактика утомления, нарушения осанки, зрения.

Содержание программы по музыке учитывает психологические особенности детей младшего школьного возраста ( неустойчивость внимания, необходимость в частой смене эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, эмоциональная неустойчивость, задержанное восприятие музыки, недостаточная вокально-слуховая координация и др.), которые требуют разнообразия форм и видов музыкальной деятельности, частого переключения внимания детей, быстрой смены заданий, включения заданий, связанных с движением, органичного сочетания различных форм работы на уроке. На некоторых методах и приёмах, применяемых на своих уроках, я остановлюсь более подробно.

Улыбкотерапия

Начинать урок в всегда стараюсь с музыкального приветствия, что является своеобразным распеванием с эмоциональным настроем.

Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка

Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей.

Артикуляционная гимнастика

Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:

формировать артикуляцию различных звуков;

закреплять артикуляционные уклады различных звуков в слогах, словах, фразах;

совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ (активизация движений кончика языка, выполнение дифференцированных движений кончиком языка, отграничение движений языка и нижней челюсти);

увеличить объем слуховой памяти и внимания;

учить выделять сильные доли в цепочке слогов;

развивать музыкальную память, запоминания текста песен;

совершенствовать дикцию;

развивать чувство ритма;

совершенствовать пространственную ориентировку в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад.

Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На моих музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет с хлопками под музыку, а так же в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями.

Пение

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Влияние музыки на организм человека установили физиологи В.М. Бехтерёв, И.П. Павлов . Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции связанные с изменением и улучшением кровообращения (а значит и улучшение обмена веществ), дыхания (значительно сокращается частота заболеваний дыхательной системы, носоглотки).

Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу .

При обучении детей пению развиваю все вокальные навыки: вокальные установки, звукообразование, дикцию, дыхание, чистоту интонации. К тому же пение положительно влияет на здоровье и развитие ребенка: активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление, слух, память, речь, чувство ритма, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат.

Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение. Пение благотворно действует на бронхо - лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения. После занятий вокалотерапией дыхание становиться более экономным, а, по утверждению ученых, от этого зависит работоспособность человека. А о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания. Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиции музыкотерапии (то есть не столько в плане их произнесения, сколько в плане их «пропевания») то с учетом открытий в современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:

Гласные звуки:

А- снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь; Э- улучшает работу головного мозга;

И- лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;

О- оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У- улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин); Ы- лечит уши, улучшает дыхание.

Звукосочетания:

ОМ - снижает кровяное давление;

АЙ, ПА - снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ - стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ звуков (лучше их пропевать)

В, Н, М - улучшает работу головного мозга;

С - лечит кишечник, сердце, легкие;

Ш - лечит печень;

Ч - улучшает дыхание;

К, Щ - лечат уши;

М - лечит сердечные заболевания.


На своих уроках я знакомлю детей русскими народными песнями.

Фольклорная арттерапия - русский песенный фольклор - это естественная система арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) рассказываю о костюмах, где значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.

По своему опыту могу сказать, что исполнение народных песен не только доступно детям, но и вызывает у них желание подыграть на музыкальных инструментах, вовлекает всех детей в творческий процесс, высоко активизирует их внимание. Наблюдая за детьми во время урока, я вижу по их лицам, какое чувство удовлетворения они получают от своей работы, как они загораются желанием научиться хорошо спеть .

Слушание музыки.

Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на уроке поможет "Лунная соната" Л. Бетховена, "Времена года" П.И.Чайковского. Снять головную боль поможет "Полонез" Огинского, а улучшит работу сердца "Элегия" С. Рахманинова:

В качестве терапевтического средства на уроках - это произведения таких великих композиторов как М.И. Глинки, композитора-сказочника Н.А. Римского Корсакова, П.И. Чайковского, норвежского композитора Э. Грига и других композиторов. Тем и хорош этот урок, что он соединяет воедино многие искусства. Во время слушания музыки допускаю свободную посадку за партой, использую приём «слушание с закрытыми глазами» для лучшего восприятия музыки. При повторном прослушивании использую репродукции картин художников, фотографии, видеосюжеты, заранее подготовленные и связанные с содержанием музыкального произведения. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что такое восприятие произведений искусства положительно влияет на их психоэмоциональное состояние. После прослушивания музыкальных произведений стараюсь выслушать каждого, желающего высказать своё впечатление.

Давно известно, что игры активизируют процесс обучения.

Игровая деятельность.

Применение игровых технологий на уроках музыки в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность детей. Для учащихся игры - это способ самореализации, самовыражения, самооценки. Игровые формы, применяемые мною на уроке разнообразны: подвижные игры, игры-соревнования, диалоги с героями сказок, ролевые игры.

После плодотворной активной деятельности на уроке очень хорошо применить такой метод,

как Цветотерапию.

Игра - «Цветные сны». В положении сидя после напряженной работы, учащиеся закрывают глаза, прикрывают их ладонями и опускают голову., называю цвета, а учащиеся стараются с закрытыми глазами «увидеть» в чем - то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце).

Выборочно подхожу к детям, спрашиваю о том, что они увидели. Затем называю другой цвет. Длительность цикла - 15-20 сек, общая продолжительность - 1 мин.

Желтый - стимулирует умственную деятельность;

зеленый - умиротворяет, успокаивает;

голубой - снижает кровяное давление, успокаивает;

синий - располагает к серьезности, строгости в поведении;

фиолетовый - возбуждает деятельность сердца и легких, увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;

черный в небольшой дозе - сосредотачивает внимание.

Ритмотерапия - Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец не только снимают нервно-психическое напряжение, но и помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере. Ритм вальса оказывает успокоительное воздействие. Быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе, мягкие ритмы успокаивают.

Физкульминутки., пальчиковая гимнастика.

На уроках, где преобладает устная работа, для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или по мере необходимости. Это могут быть песни-игры, такие например, как всем известная и очень любимая детьми, «Если весело живётся». С уч-ся первых, вторых классов исполняем песенку «У оленя дом большой» с двигательным показом. Очень нравится ребятам пеня-игра «Бабка Ёжка» и одноимённый танец, исполняемый детьми, где в проигрыше они произносят залихватское «У-ух!». Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток - положительный эмоциональный фон.

Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально - ритмические минутки способствуют улучшению здоровья.

В конце каждого урока провожу рефлексию. Её можно совместить с пальчиковой гимнастикой: Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в обучении и оздоровлении наших учащихся.

Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но, если каждый из нас, учителей, задастся этой целью, и будет стремиться к ней; выиграют, в конечном счете, наши учащиеся.

И свою работу мне хотелось бы закончить очень хорошими строчками, которые иногда я читаю детям на уроке:

Здоровые люди -

Пусть радует всех.

Здоровье не купишь,

Его не продать.

Про это давно уже нужно всем знать!

Здоровья желают!

Здоровые люди -

Друзей собирают.

Пусть льется повсюду

Друзей звонкий смех,

Учитель улыбкой

Пусть радует всех.

Здоровье не купишь,

Его не продать.

Про это давно уже нужно всем знать!




Список литературы:

1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика ,- М. Просвещение, 2003.

2.А.М. Егоров "Гигиена голоса и его физиологические основы". Из-во "Медгиз", Л.1970. 3.Лобанова Е.А. «Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий». Журнал «Музыка в школе», 2005 г. №3.

4.Смирнов Н.К.. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003

5.Ботицкий М. Знаете ли вы музыку. - М.: Музыка, 1985

6. Рушель Блаво. Исцеление музыкой. С-Петербург, Питер, 2003



© 2010-2022