- Преподавателю
- Другое
- Разработка семинара для учителей
Разработка семинара для учителей
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Канафина Г.С. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Добрый день уважаемые коллеги! Наш семинар мы начнем в формате урока самопознания: с позитивного настроя. Сядьте, держа спину прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными.
(Концентрация на Свет).
Психолого - педагогические основы программы НДО «Самопознание».
«Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь. такова философская и духовная основа нашей профессии, чтобы дать ученику искорку знаний, учителю надо впитать море света» . В.А Сухомлинский.
Где брать учителю Свет, который будет наполнять его уроки? Из собственного духовного мира учителя, потому что педагогика, по словам Ш.А. Амонашвили, - это не наука, а искусство.
В программе НДО «Самопознание» происходит восстановление духовной основы процесса воспитания и образования в целом.
Нравственно - духовное образование - это целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся через включение в содержание образования общечеловеческих ценностей, способствующих, раскрытию высшей нравственно - духовной природы учащегося, и имеющее целью становление человека совершенного характера, живущего в единстве мысли, слова, дела. Процесс нравственного духовного образования (образование для сердца) существенно отличается от процесса интеллектуального образования (образование для ума). Прежде всего тем, что нравственно - духовное образование это - внутреннее образование. Внешнее образование означает успех во внешней жизни . успех - это наше осознанное или неосознанное возвеличивание самих себя. Успех приходит и уходит. Нравственность приходит и возрастает.
Для того чтобы понять психологические основы методики преподавания предмета «Самопознание», давайте рассмотрим структуру сознания.
Процесс обучения, мысли и понимание - все это происходит внутри сознания. Самое главное влияние на сознание происходит через пять органов чувств, два из которых - зрение и слух являются важнейшими путями получения информации и образуют важную часть процесса образования. Через пять органов чувств информация из внешнего мира попадает в подсознание где приобретает психоэмоциональную окраску.
(рисунок на доске)
Эмоциональная реакция сознания вызывает посылку в подсознание дополнительных сигналов и закрепляет эмоциональное содержание прошлых впечатлений. Например: видя горячую воду, мы не подставим руку, так как наша интуиция подсказывает что нельзя и в подсознании у нас есть опыт прикосновения к горячей воде, поэтому под воздействием интуиции и пережитых эмоций в нашем сознании образовывается правильное восприятие горячей воды. Сознание наших детей в данное время загрязнено негативной информацией, идущей с экранов телевизоров, иногда из уст сверстников, родителей, и что греха таить, зачастую и учителей. Мы не можем сразу убрать всю эту информацию. Но мы можем постепенно вносить свет вечных общечеловеческих ценностей в сознание детей.
- Как очистить грязную воду в стакане, если нельзя сразу всю ее вылить?
- Надо подставить стакан под поток чистой воды и постепенно вода в стакане очистится. Когда мы вносим вечные общечеловеческие ценности в нашу жизнь, то негативные качества и эмоции теряют свою силу и власть над нами и постепенно исчезают. Таким образом, подобно стакану воды под краном сознание учащихся будет очищаться.
Нравственно - духовное образование должно способствовать развитию позитивного мышления, так как дает понимание осмысленности происходящего. Во всем есть мораль, способная научить нас. И мы должны правильно все видеть. Чтобы помочь себе развиться. Мы не должны поспешно порицать и судить то, что нам показалось плохим, т к мы не только омрачаем наше сознание, но и упускаем шанс познать что-то. Мир - это великий университет. В природе все может научить нас - облака, дождь, солнце, горы, океан, животные, ветер, деревья и т д.
Заметим, что если мы указываем в осуждении пальцем на кого -то, мы теряем возможность совершенствоваться. Следует всегда помнить, что если мы указываем одним пальцем на других, тремя другими мы указываем на себя. Об общечеловеческих ценностях много говорилось и говориться, но немногие практикуют их в своей повседневной жизни. Особенно для учителей важна сама практика ценностей в реальной жизни, проявление их в окружающем нас мире. Цель внутреннего позитивного настроя заключается в том, чтобы понять, что покой находиться внутри нас.
Мыслить позитивно - это умение человека отфильтровывать хорошие и плохие мысли, ставя во главу хорошие. Извлекать из плохих ситуаций урок и опыт, а не собирать на себя негатив и нездоровые мысли.
Предлагаю учителям разделиться на небольшие группы.
У вас возникла не очень приятная ситуация, (вспомните такую ситуацию или придумайте) найдите в неприятной для вас ситуации положительные эмоции. (каждая группа 2-3 мин)
Именно умение воспринимать хорошее и отталкивать от себя плохое является основной целью позитивного настроя.
-
Абсолютные человеческие ценности пронизывают собой все ценности человека.
Огромное разнообразие точек зрения по этому вопросу можно сгруппировать следующим образом:
3 слайд: Общечеловеческие ценности - это явление только материальное, т е физическое или биологическое (богатство, удовлетворение физических потребностей и т п)
Общечеловеческие ценности - это чисто духовный феномен (абстрактные мечты об Истине, Добре, Справедливости…)
4 слайд: Общечеловеческие ценности - это сочетание как материальных, так и духовных ценностей. На картинке СЕМЬЯ, пусть мечтает каждый отдельно, но они все вместе!
5слайд: Взаимосвязь общечеловеческих ценностей со структурой человеческой личности условно можно изобразить следующим образом:
Все общечеловеческие ценности - грани одной человечности. Праведное поведение - это любовь в действии, любовь пронизывает все ценности:
Любовь в действиях - Праведное поведение
Любовь в чувствах - Покой
Любовь в мыслях, словах - истина
Любовь в понимании - Ненасилие
Из пяти перечисленных выше ценностей, первые две - истина и праведное поведение - включает в себя, фактически, суть всей нравственности. Честность, прямота и верность внутренне присущи уже этим двум, что значит: во всех случаях говори правду и действуй согласно внутреннему голосу совести. И если кто-то действует на основе бескорыстной любви, то независимо от успеха или поражения, удовольствия или боли, радости или горя, он пребывает в совершенном мире и покое.
6 слайд: Вечные общечеловеческие ценности. (зачитываю по слайду)
7 слайд: Общечеловеческие ценности - это единственно возможная основа содержания предмета «Самопознание» в условиях многонационального и многоконфессионального государства. В фундаментальных исследованиях философской школы Казахстана подчеркивается, что : «Добро, красота, вера, надежда, любовь - не выдумки, а имманентные законы бытия. Человеку не следует, прорываясь к глубочайшим тайнам бытия, закрывать их от себя познанием законов материи. Эти законы важны, но они - поверхность бытия. Ответы на важнейшие вопросы человек носит внутри себя; и как раз «простые» вера, надежда, любовь, добро и образуют эти ответы. Они суть законы духа и материи: они едины бытию».
Видеоролик: Sai Baba «Общечеловеческие ценности»
Презентация на тему: «Интеграция самопознания и других дисциплин».
Интеграция - с латинского integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый.
Интеграция - это объединение в целое каких - нибудь частей элементов в процессе развития. (толковый словарь русского языка Ушакова) Цель уроков самопознания - воспитание характера, которое проявляется в единстве мысли, слова и дела. Интеграция - оживление знаний, выявление его нравственно - духовной сущности. Вечные ценности должны стать фокусной точкой образования, другими словами должны составить единое целое со всем, чему мы учим. Один из путей интеграции - это сближение естественных и гуманитарных наук.
По мнению аналитика Крыловой «Жизнедеятельность каждого учебного заведения определяется не столько рамками учебно - воспитательного процесса и специализацией, сколько содержанием и формами взаимодействия и общения детей и взрослых, что в свою очередь направляет образовательные процессы в другое, не просто учебное или воспитательное, а скорее - духовное измерение».
Почему же так важна интеграция предмета Самопознание с другими предметами? Как сказал Рузвельт: Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно - значит, вырастить угрозу для общества.
Когда в воду попадает камень, то от него отходят круги волн. Число волн зависит от размера камня: чем больше камень - тем больше число круговых волн. Так и у людей, если в душе человека небольшое количество добра и любви, то они распространяются на небольшое количество людей. А вот чем больше добра человек несет в себе, тем большему количеству людей он его дарит. Т.е мы должны говорить о нравственно-духовном не только на уроках Самопознания, учитель должен говорить «не я учу математике, а я учу детей через математику».
Отличительными признаками интеграции являются внешнее образование для ума, внутреннее образование для души.
На примере рисунка: детям дается задание описать картинку. Они и опишут ее так как видят: разноцветные бабочки, девочка руки подняла, наверное их ловит, зеленая трава.
А если мы дадим задание: представить себя на месте девочки, что вы почувствуете, попав на зеленый луг? Дети и опишут: наступило теплое лето, кругом зеленая травка, порхают красивые бабочки, у девочки очень хорошее настроение, она радуется лету. Вот здесь и происходит выявление общечеловеческих ценностей, скрытых в сердце каждого человека, в данном случае детей.
Один из путей интеграции - сближение естественных и гуманитарных наук. Главное не обучение предмету, а духовно - нравственное развитие через предмет. Самым важным является не накопление знаний, а становление достойной личности с хорошим характером, живущим в согласии с голосом совести.
Я приведу некоторые примеры интеграции в 1 классе:
Предмет Самопознание тема: Учимся доброте.
Возьмем математику: тема: Решение текстовых задач. Ценность: любовь, ненасилие
У Тани большая семья, много братьев и сестер. У неё поровну братьев и сестер. Кого больше в семье Тани - мальчиков или девочек? Почему?
Обратить внимание детей на то, что у девочки большая семья. Рассказать что в больших семьях дети очень дружны между собой, старшие присматривают за младшими, помогают родителям.
Ценность: праведное поведение, ненасилие.
К Мише на день рожденье пришли друзья - мальчики и девочки. Девочки съели по 5 печений, а мальчики по 7. Всего они съели 24 печения. Сколько всего мальчиков и сколько девочек пришли в гости к Мише? Как вы думаете, ожидал ли Миша столько гостей?
Ребята, посмотрите какой хороший мальчик Миша, сколько друзей у него. И все они рады что у друга день рождение и пришли его поздравить. Нужно обратить внимание детей, что Миша дружит и с девочками и с мальчиками.
Русский язык. Тема: Вежливые слова. Ценность: праведное поведение
Что означает слово «здравствуйте»? (Приветствие при встрече.)
- Когда говорят «здравствуйте», желают здоровья.
По-другому можно сказать «будьте здоровы».
- Послушайте стихотворение.
Здравствуйте, люди! Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!
Доброго здоровья, люди, вам.
Каждый день и час желаю - здравствуйте!
Я для вас тепло души отдам.
Солнца луч пусть дарит вам здоровье,
Летний дождик силой напоит.
Матушка-земля пусть хлебом-солью за труды вас щедро наградит. Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте,
Всем родным, знакомым и друзьям.
Будьте счастливы и просто здравствуйте,
Мира, радости и процветанья вам!
Т. Лаврова
Трудовое обучение. Тема: Однослойная прихватка. Ценность: любовь, внутренний покой.
Для кого прихватка? А зачем она нужна маме? ( бабушке, старшей сестре) Правильно. Чтобы мама не обожгла руки, ведь если мама обожжет руки, ей будет очень больно, и вы будете за маму переживать…
Нужно сделать красивую, аккуратную прихватку. Порадовать маму своей работой.
Познание мира. Тема: Жизнь диких животных зимой. Ценность: истина, праведное поведение, любовь, внутренний покой, ненасилие.
Беседа. Животным приходится очень трудно зимой, без помощи людей не обойтись. Как люди помогают диким животным зимой? Кто помогает? (лесники, экологи) как вы думаете, а что движет людьми которые идут работать лесниками, егерями? Конечно же любовь к животным и природе.
Для лосей подрубают молодые осины, они любят также ветки рябины и осины. Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, репу, желуди. Животные любят соль. Солью подкармливают лосей, оленей и зайцев. Почему надо помогать животным зимой? И т д.
Видеоролик: Ш.А. Амонашвили «Крылья»
Уважаемые коллеги, я попрошу вас еще раз заполнить анкеты. Спасибо. А теперь предлагаю Вам спеть «Учительский вальс» (текст на столах, у каждого).
Минутка тишины. Видеоролик рефлексия. «Желаю тебе сил для всех жизненных дел»
КГУ «СОШ №17» г. Экибастуз.
Семинар для учителей:
«Общечеловеческие ценности - основа целостного педагогического процесса школы»
Подготовила: Канафина Г.С
2015-2016 уч год