Образовательная программа по хореографии

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


ПО ХОРЕОГРАФИИ










  • Возраст участников студии от 7 до 12лет


  • Срок реализации программы-3 года


  • Автор программы-Гареева М.А.











"Танец-это порыв души,устремлённый ввысь".

Р.Роллан


Пояснительная записка


В системе эстетического воспитания подрастающего поколение значительную роль отводится танцу.Выплеснуть энергию,заполнить свободное время,раскрыть себя через движение с помощью музыки -вот к чему стремится молодежь сегодня.Пробудить интерес к хореографическому искусству,традиционной культуре народов России и народов мира,научить красиво двигаться,стремясь к профессионализму-вот основные задачи студии.

Как и всякое искусство,танец доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие.Именно в танце можно познать свой дух и своё тело,выразить свои чувства.Свобода и лёгкость движений,красота и пластичность радуют танцоров и зрителей.

Предлагаемая программа представляет собой поэтапную систему обучения детей в возрасте от 7 до 12 лет искусству хореографии.

В последние годы заметно возрасла потребность в эффективных методиках эстетического воспитания детей.И музыкально-ритмическое воспитание в этом случае оказывается одним из стержневых видов деятельности,поскольку по природе является синтетическим,обьединяющим музыку и движение.Характерной особенностью в работе студии является углублённое изучение разделов:

  • партерная гимнастика

  • азбука музыкального движения

  • основы танца

  • классический танец

  • сценическое мастерство

  • история хореографического искусства

Следовательно,учебно-воспитательная работа направлена на развитие профессиональных качеств,а воспитательный процесс ориентирован на разностороннее соверщенствование мировозрения и социально-психологических качеств.


Цель и задачи программы


Цель данной программы -развитее ребенка,привитие любви к искусству хореографии ,формирование умений,способностей,качеств личности средствами музыки и ритмических движений.


Отсюда вытекают основные задачи:


  • научить технике классического танца

  • способствовать приобритению танцевальных навыков современного танца

  • воспитывать актерский аппарат

  • развить творческое мышление

  • развить творческую инициативу детей

  • организовать досуг участников студии.


Сроки реализации дополнительной образовательной программы;


Данная программа рассчитана на 3 года обучения,возраст детей от 7 до 12 лет.

Процесс обучения и воспитания разделен на три этапа:

  • подготовительный (7-8 лет)

  • основной (9-10лет)

  • заключительный (11-12 лет)

Задачи первого этапа:

  • сформировать интерес к танцам

  • развить опорно-двигательный аппарат(осанку,гибкость,выворотность,координацию)

  • познакомить с азбукой музыкального движения.

Задачи второго этапа:

  • разучить движения классического танца (экзерсис у станка и на середине зала)

  • познакомить со сценической манерой и привить сценическую культуру

  • научить импровизировать

  • познакомить с историей хореографического искусства

  • воспитывать чувство ответственности и коллективизма

Задачи третьего этапа:

  • продолжить изучение классического танца(экзерсис у станка и на середине, комбинации и этюды)

  • участникам освоить репертуар студии ,совершенствовать актёрское мастерство,владеть импровизацией.


Условия реализации программы;

  • наличие условий для занятий (станков,зеркал,светлого и тёплого помещения,сцены)

  • наличие аппаратуры (музыкальный центр,аудио диски)

  • наличие дидактического материала

  • наличие специалистов



Описание форм ,методов и режим проведения занятий;


Приём в студию осуществляется по принципу добровольности с проверкой общих музыкально-хореографических данных и физических возможностей.

Программа включает в себя изучение нескольких разделов:партерная гимнастика.основы танца,азбука движения,классический танец,история хореографического искуства,сценическое мастерство.Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных обьяснений.Необходимо четко определять баланс в сочетании этих двух методов.

Формы проведения занятий ;

на подготовительном этапе - групповые

на основном этапе - групповые,индивидуальные,практические

на заключительном этапе - групповые,индивидуальные,теоретические,практические

Очень важным разделом деятельности студии является совместная работа с родителями,вовлечение их в активную жизнь коллектива (спонсорская помощь,пошив костюмов,проведение праздников,конкурсов).

В течении учебного года проводятся родительские собрания,открытые занятия,отчетный концерт по итогам года.

Структура занятий направлена на физическое развитие ребенка,комфортное состояние,раскрытие индивидуальности,формирование духовных качеств.

Построение урока одинаково как для первого,так и для последующих этапов обучения,с той лишь разницей ,что на первом этапе движения исполняются в отдельности и в простейших сочетаниях.Исключение составляет самое начало обучения,когда изучают элементы движений.

Занятия в студии проводятся систематически,не реже 3-х учебных часов в неделю(учебный час-45 минут,затем необходим перерыв 5 минут;).По усмотрению руководителя студии занятия могут проходить по группам,подгруппам и индивидуально.


Ожидаемые результаты и способы их проверки;


Предполагаемый результат подготовительного этапа обучения:

  • воспитанник должен адаптироваться в коллективе

  • приобрести простейшие двигательные навыки

  • улучшить физические возможности

  • ориентироваться в пространстве

  • приобрести знания по музыкальной азбуке

результат основного этапа обучения:

  • воспитанники должны иметь знания по классическому и народному танцу

  • развить самоконтроль

  • владеть сложной координацией

  • знать профессиональную терминологию

  • свободно импровизировать

  • знать репертуар студии

  • знать историю хореографического искусства

Заключительный этап

К концу обучения участники студии должны знать основные элементы классического танца, уметь танцевать из репертуара студии минимум 3 танца("Вальс","Польку","Русский танец").У детей должна развиться пластика,гибкость,координация движении,музыкально-ритмическое чувство.

  • физическое здоровье

  • профессиональное отношение к танцевальному творчеству

  • развитое образное мышление

  • развитые личностные качества


Отследить успешность овладения учащимися содержанием программы на занятиях не сложно,так как все участники "на виду у педагога" и каждое занятие проводится закрепление ранее изученного материала.

Формы оценки: Открытое занятие для родителей в конце первого полугодия,отчетный концерт за год.Итоговое занятие в конце второго полугодия.Мастер-классы.Участие в городских,окружных концертах,конкурсах,фестивалях,смотрах.



Учебно-тематический план


Расчет часов в учебно-тематическом планировании составлен с учетом количества учебных недель(занятия проводятся с середины сентября по конец мая),а также с учетом проводимых мероприятий.


Первый год обучения (подготовительный этап) кол-во часов


раздел 1.Партерная гимнастика

а) упражнения для стопы

б) упражнения для гибкости и выворотности

в) упражнения на координацию


раздел 2. Азбука музыкального движения

а) упражнения для развития чувства ритма.Освоение темпо-ритма.

б) знакомство с различным характером музыки через танцевальные композиции и игры.

в) навыки выразительного движения через эмоциональную передачу танцевального образа.


раздел 3. Основы танца

а) изучение позиций ног, позиции рук и положений рук

б) изучение простейших ходов

в) изучение простейших движений

г) освоение пространства


Итого


Второй год обучения ( основной этап ) практика теория всего


раздел 1.Классический танец

а) экзерсис лицом к станку в медленном темпе

б) экзерсис на середине ,порт де бра

раздел 2. Сценическое мастерство

раздел 3. Постановочная работа

раздел 4. Репетиционная работа

раздел 5. Беседы по истории хореографического искусства


Итого


Третий год обучения ( заключительный этап )

раздел 1.Классический танец

а) экзерсис у станка ( с полуповоротами, с пор де бра,изучение поз,прыжков )

б) экзерсис на середине ( прыжки ,арабески,вращения )

раздел 2. Сценическое мастерство

раздел 3. Беседы по истории хореографического искусства

раздел 4. Постановочная работа

раздел 5. Репетиционная работа


Итого




Содержание образовательной программы.


Программа на начальном этапе обучения расчитана на 1 год.Детям 7 лет для развития танцевально-игрового творчества предлагаются творческие задания,привлекается фольклорный песенно-игровой и танцевальный материал.С целью развития танцевальных импровизаций хорошо используются различные переплясы,музыкальные игры( "приглашение" , "бабочки", "ромашки", "найди свою пару", "буть внимателен", "успей передать" и т.п. ).

Структура урока

  • подготовительная часть:(вход участников группы в танцевальный зал;дети выстраиваются по росту;построение детей в несколько линий,в 4 и более колонн в зависимости от численности группы;)

  • поклон педагогу;

  • разминка(для головы,плеч,рук,корпуса,ног),по кругу и на середине зала;

  • основная часть урока:(изучение музыкально ритмического материала,тренировочных вспомогательных упражнений,элементов хореографической азбуки,работа над этюдами);

  • заключительная часть урока:(закрепление материала,музыкально-танцевальные импровизации);

  • основное построение для выхода из зала;

  • поклон педагогу;

  • выход из танцевального зала(марш).

Раздел 1.Партерная гимнастика

Предлагается партерная гимнастика,упражнения которой,имеющие условные игровые названия,развивают выворотность,гибкость,шаг,несут образный подражательный характер.Тем самым приобретают форму игры,что привлекает внимание детей,вызывает их интерес.

  • упражнения для стопы из положения сидя

  • упражнения для гибкости("кошечка","улитка","качели");

  • маховые движения

  • упражнения на укрепление пресса

  • упражнения для развития вываротности("лягушечка","шпагат");

  • боковые перевороты.

Во время занятия в работу должны включаться все группы мышц.упражнения выстраиваются по степени сложности- от простого к сложному,чередуя работу различных групп мышц и суставов.

Раздел 2.Азбука музыкального движения

Начиная с первых занятий,дети приобретают слуховой и двигательный опыт музыкального восприятия.

Задачи:

  • научить ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки

  • освоить простейшие ритмические рисунки хлопками и притопами

  • воспитывать образное восприятие музыкального произвидения.Музыкально-ритмическая деятельность включает в себя различные упражнения,этюды.танцы в игровой форме.

Раздел 3.Основы танца

Этот раздел предполагает изучение основных позиции,положений и движений танца,включая в работу различные группы мышц,освоение пространства.Элементы классического танца (постановка корпуса,а также позиции ног и рук изучаются на середине зала).Для ориентации используется схема А.Я.Вагановой.Это квадрат,который условно делит зал на 8 равных треугольников.

  • экзерсис на середине зала начинают с первого урока,изучая позиции и упражнения рук(первое и второе port de bras), позиции ног;

  • упражнения на развитие выразительности и подвижности корпуса и головы;

  • ходы по кругу (марши,польки);

  • упражнения на развитие гибкости позвоночника,для развития мышц;

  • подскоки и прыжки (temps leve saute,changement de pieds);

  • освоение пространства (круг,диагональ,колонки,шеренга);

  • упражнения на пальцах(releve сначала изучают у станка, затем переносят на середину зала);

  • экзерсис лицом к станку в медленном темпе(battement tendu из первой позиции,demi plie,releve на полупальцы);

  • беседы по истории хореографического искусства;

Завершается раздел изучением детских танцев играми на выносливость,силу,ловкость.

Второй этап обучения хореографии предполагает работу с детьми среднего школьного возраста.Ученики уже владеют определённым запасом танцев,техники,первоначальной координацией движений.На основе знаний,полученных детьми на первом этапе,можно познакомить с основными элементами актёрского мастерства.

Раздел 4.Классический танец.

Занятиям по классическому танцу отводится очень важное место в системе обучения хореографии. так как они являются основой для воспитания двигательного аппарата, артистизма и пластической выразительности.

Начиная с первых занятий, особое внимание уделяется постановке корпуса, изучению позиции рук и ног.Все движения экзерсиса первоначально выполняются в медленном темпе,начиная лицом к станку.Последовательность упражнений в экзерсисе зависит от чередования работы различных групп мышц и суставов: плие,батман тандю,батман тандю жете,ронд де жамб партер,батман фрапэ, гранд батман жете.

Упражнения на середине зала исполняются в той же последовательности , что и у станка.Важное значение в изучении классического танца имеют позы ( арабески,эфасе,круазе,экарте и т.д.)

Прыжки - наиболее трудный раздел урока классического танца.Они подразделяются на прыжки: с двух ног на две, с двух ног на одну, на месте и в продвижении, на маленькие и большие.

Раздел 5.Сценическое мастерство.

Этот раздел имеет важное значение в системе хореографического воспитания подрастающего покаления,развивая художественное творчество, танцевальную технику.Уже начиная с подготовительного ,дети знакомятся с простейшими элементами народных танцев.Это ходы,движения,положения рук ,корпуса.

Раздел 6.Постановочная работа.

Начиная со второго года обучения, постановка танцев осуществляется на специальных занятиях,которые проводятся 2 раза в неделю.На первоначальном этапе танцы отличаются простейшим композиционным рисунком, массовостью и простыми, но выразительными движениями,помогающими раскрытию образа.По мере взросления детей изменяется и репертуар студии.

Раздел 7. История хореографического исскуства.

Этот курс рассчитан на детей среднего и старшего возраста.Цель данного теоретического раздела состоит в том, чтобы повысить культурный уровень участников студии,помочь им ясно представить исторический путь становления и развития хореографического искусства в России и в мире.

Основные темы :

1.История зарождения классического танца

2.Мастера русского балета

3.Современные балеты и молодые исполнители

4.Вклад А.Я. Вагановой в развитие школы классического танца

5.Творчество Галины Улановой


Танцевальный урок включает в себя три основные части:

  • разминка(вспомогательно- тренировачные упражнения),классический экзерсис у станка(продолжение изучения);

  • разучивание новых движений в соответствии с репертуаром студии;

  • репетиционно-постановочная работа.Классический экзерсис на середине зала,элементы современных стилей.

Упражнения у станка на втором этапе обучения повторяют и развивают упражнения первого этапа.Достигнув устойчивости ,отдельные движения переводят на полупальцы,добиваясь устойчивости и укрепляя силу ног.

Третий этап обучения

На этом этапе закрепляется освоение хореографической азбуки.Как и на первых двух этапах,прежде всего вырабатывают правильность и чистоту исполнения,развивают силу и выносливость,закрепляют устойчивость.

  • классический танец,элементы классического экзерсиса(продолжение изучения);

  • беседы по истории хореографического искусства;

  • репетиционно-постановочная работа.


Ожидаемые результаты,формы и критерии оценки качества знаний

показатели результативности:


  • физическое здоровье

  • приобритение знаний,умений и навыков на основе овладения и освоения программного материала

  • профессиональное отношение к танцевальному творчеству

  • высокие показатели на фестивалях и конкурсах

  • концертная деятельность коллектива


методы диагностики:


  • тестирование(определение уровня комфортности)

  • карта-схема творческой активности участников студии,участие в конкурсах,концертной деятельности.


формы контроля:

  • открытые занятия

  • показательные выступления

  • отчетные концерты

  • творческие вечера.


Методическое обеспечение программы:


Методическое оснащение программы предусматривает наличие литературы по методике А.Я. Вагановой.

Кадровое обеспечение программы: педагог - балетмейстер и аккомпониатор с педагогическим образованием




Использованная литература


1. Базарова Н., Мей В. "Азбука классического танца". Л.-М.: "Искусство",1964.


2. Ваганова А. Основы классического танца. М.: "Искусство",1963.

3. Буренина А. "Ритмическая мозайка".С.-Пб.,2000.

4. Ерохина О. "Школа танцев для детей". Ростов-на-Дону,2003.

5. Организация студийных форм работы любительского художественного коллектива. Методические рекомендации.-М., Издательство ИМХО,2004.

6. Пуртова Т.,Беликова А.,Кветная О. "Учите детей танцевать". М.:"Владос", 2004.

7. Гусев Г. "Методика преподавания народного танца.Танцевальные движения и комбинации на середине зала" : Учеб. пособие для студ.вузов культуры и искусств.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.



КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


1.Повторить за педагогом ритмические упражнения.

2.Показать движения на полу :"Колесо","Берёзку",боковые перевороты.

3.Показать разученные комбинации"Польки".

4.Исполнить 6 раз движение "Мячик" и прыжки по 4 позиции.

5.Импровизация на 8 тактов на заданную тему.

6.Перечислить и показать позиции рук и ног.

7.Показать алфавит телодвижений(отАдоЯ).

8.Рассказать,что такое танец.


ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


1.Повторить за педагогом ритмические упражнения

2.Показать движение "Шпагат"(поперечный и продольный),"Кувырок".

3.Исполнить 16 прыжков с поджтыми ногами.

4.Рассказать о грамматике исполнения движений экзерсиса:плие,батман тан-дю,жете.

5.Рассказать об истории танца.


ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЕ


1.Исполнить движение экзерсиса из 5 позиций:фондю,фрапе,гранд батман жете.

2.Исполнить танцы из репертуара,раскрыв образ.

3.Исполнить 32 прыжка с поджатыми ногами.

4.Рассказать о ведущих танцевальных коллективах России.

5.Исполнить "Мостик".

6.Показать пор де бра 1,2,3 и арабески 3,4.

© 2010-2022