• Преподавателю
  • Другое
  • «Работа школы в рамках сетевого сообщества - новый шаг к развитию системы образования в XXI веке»

«Работа школы в рамках сетевого сообщества - новый шаг к развитию системы образования в XXI веке»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад: «Работа школы в рамках сетевого сообщества - новый шаг к развитию системы образования в XXI веке».

Докладчик: Исаева Ирина Олеговна

Учитель первого (продвинутого) уровня

Аршалынская СШ №2

Аршалынский район

Акмолинская область.

(слайд 1)

В современном непрерывно меняющемся мире меняется наша жизнь, мы сами и, конечно, вместе с нами меняются и дети, что в свою очередь предъявляет новые требования к квалификации педагогов. Президент РК Нурсултан Назарбаев в своем Послании «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» отметил: «Мы должны продолжать модернизацию сфер образования и здравоохранения, согласно ранее принятым программам» .[1, с.47]. Главной Программой модернизации образования является, прежде всего, внедрение уровневых Программ в систему образования РК. (слайд 2)

Для ответа на следующий возникающий закономерный вопрос «как подготовить?» следует вспомнить цели образования, сформулированные Жаком Делором, президентом Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в XXI веке: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить.[2, с.1]

В соответствии с требованиями к компетенциям педагог во время обучения и воспитания должен использовать специальные методы для вовлечения в учебный процесс ученика: одаренных детей, детей, обучающихся не на родном языке, детей с ограниченными возможностями здоровья и так далее.

Педагог должен эффективно руководить классами - вовлекать учеников в процесс обучения и воспитания путем мотивирования учебно-познавательной деятельности, ставить цели, влияющие на развитие учеников, несмотря на их происхождение и способности, а также характер.

На ответственность педагогов выпадает формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся, ценности и образцы социального поведения, навыки поведения в реальной жизни, социальной сети, различные культурные отношения и толерантные навыки современных молодых людей - граждан нашего государства.

Тема данного выступления «Работа школы в рамках сетевого сообщества - новый шаг к развитию системы образования в XXI веке».

Как же была реализована данная деятельность в нашей школе? Какие результаты мы сегодня имеем, какие дальнейшие цели ставим перед собой?

(слайд 3)

Понимание эффективной работы школы тесно связано с современными требованиями к преподаванию и обучению. Если дети предположительно являются активными учащимися, конструирующими собственное понимание, следовательно, как для учителя, так и для учеников необходимо знать сущность этого понимания для того, чтобы предпринять последующие шаги в обучении и поддержать их.

Для учителей и учеников важно четкое осознание цели, к которой они стремятся, что в свою очередь требует понимания критериев ее достижения. Нам тоже необходимо было знать, к чему мы стремимся. А стремимся мы, в первую очередь, к повышению качества знаний наших учеников, успешному усвоению знаний.

Аршалынская средняя школа №2 начала внедрение и реализацию уровневых программ с, после того как Исаевой Ириной Олеговной были пройдены курсы учителей первого уровня. Педагогический коллектив Аршалынской средней школы№2 составляет 30 учителей, из которых на тот момент только двое прошли курсы третьего уровня.Поэтому, прежде, чем организовывать работу сетевого сообщества и входить в нее полноправным партнером, основной целью стало, прежде всего, создание школьного профессионального сообщества и обучение всех учителей именно моей родной школы семи модулям Программы.

(слайд 4)

При поддержке администрации школы была создана группа развития, состоящая из учителей, которые приняли идеи Программы и стали основными помощниками. Они не только прошли обучение непосредственно в школе, но и стали коучами и менторами. В Аршалынской СШ №2 нет учителей, прошедших второй уровень, поэтому данная инициатива стала для нас настоящим прорывом. В 2015-2016 учебном годукоучами систематически работают семь учителей. Еще четыре учителя дали единичные коучинги. На основе утвержденного администрацией школы плана развития школы были проведены различные коучинги «Семь модулей Программы», «ОО и ОдО», «Критериальное оценивание», «Самооценивание и взаимооценивание», «Среднесрочное планирование», «Тайны «черного ящика» и другие.

(слайд 5)

Два года назад я сама предлагала темы коучингов моим коллегам. Сегодня, кроме запланированных коучингов, рождаются так называемые коучинги «по потребности». Потому что оказалось, что чем больше мы знаем, тем меньше мы знаем. И во многих вопросах хочется разобраться досконально. Такими коучингами стали «Обучение одаренных и талантливых учеников», «Проектная деятельность как фактор развития учащихся», серия последовательных коучингов по целеполаганию и другие. Что здесь можно отметить? Мы учимся во время коучингов, но самое главное, мы учимся их правильно организовывать и проводить. Первые коучинги нередко занимали у нас по два- три часа. Мы научились их разбивать на серию последовательных коучингов, научились слышать друг друга, быть активными участниками.

(слайд 6)

Мы все знаем, что коучинг- конфиденциальный, креативный, активный и созидательный процесс взаимодействия коллег, в ходе которого, на основе совместного обдумывания существующих практик преподавания, обмена идеями, побуждения со стороны коуча к рефлексивному диалогу, подопечный совершенствует профессиональные знания, имеющиеся навыки и опыт в целях повышения своей компетентности отдельных аспектах практики, переходя на качественно иной, более глубокий уровень их понимания и принятия решений о практической их реализации. [3, с.77]

(слайд 7)

Процесс коучинга находится во взаимосвязи с процессом менторинга: коучинг концентрируется на раскрытии профессиональных возможностей в конкретном тематическом контексте, менторинг - на систематической профессиональной поддержке коллег.

Что хочется сказать о менторинге? Менторинг будет эффективным только в случае взаимного доверия и уважения коллег: как самого ментора, так и «подопечного». Провести эффективный менторинг можно только с учителем, который готов самостоятельно увидеть свои победы и поражения по итогам урока. В проведении результативных, полезных менторингов прекрасную службу нам сослужил, как ни удивительно, подход Lesson Study.

На этой работе я хотела бы остановиться подробнее.

(слайд 8)

Прежде, чем выходить к реализации семи модулей Программы в рамках сетевого сообщества, как я уже отметила, необходимо было развернуть учителей именно моей родной школы, сформировать у них понимание того, что внедрение уровневых программв образовании сегодня - это новый глоток свежего воздуха не только для молодых и неопытных учителей. Главной задачей стало убедить весь коллектив школы в эффективности данной системы.

В этом всем нам помог именно подход Lesson Study.

Пит Дадли говорит, что Lesson Study - педагогический подход, характеризующий особую форму исследования в действии на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики. В Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы. При проведении цикла Lesson Study учителя могут вводить новшества или совершенствовать педагогические подходы, которые затем передаются коллегам посредством проведения открытых Lesson Study либо публикации документа с описанием их работы. .[4, с.2]

По итогам проведения уроков Lesson Study с сентября 2013г - по декабрь 2015 г, сегодня наши учителя

• используют собираемые ими материалы периодического оценивания для согласования приоритетов обучения и развития учащихся;

• совместно определяют отвечающий установленным задачам метод преподавания, который будет в дальнейшем разрабатываться или совершенствоваться;

• определяют трех «исследуемых учащихся»;

• совместно планируют Lesson Study, в контексте результатов наблюдения за тремя исследуемыми учащимися; Здесь хочется отметить, что в сельской школе, допустим, учитель химии - одна, биологии - одна и т.д. Вначале нам казалось, что разработать серию уроков учителям, не ведущим одну учебную дисциплину- не имеет смысла и не даст результатов. Но как показал полученный опыт, математик может дать отличный совет биологу, учитель английскогоязыка -любому языковеду и прочее.

• проводят Lesson Study и ведут совместное их наблюдение, акцентируя особое внимание на обучении и развитии исследуемых учащихся.

• опрашивают исследуемых учащихся, чтобы понять их мнения о Lesson Study;

• проводят обсуждение Lesson Study с целью анализа реакции исследуемых учащихся на применяемый метод, достигнутого ими прогресса, демонстрируемых ими результатов обучения или испытываемых трудностей в обучении, а также полученного опыта для разработки методик преподавания или обучения в будущем;

• начали представлять результаты использования подхода Lesson Study широкой аудитории коллег посредством презентации, демонстрации, коучинга и уроков LS.Об этом подробнее я скажу чуть позже.

Сегодня я не знаю более эффективной методики для улучшения практики учителя и совершенствования уроков.

(слайд 9)

Методика подхода Lesson Study помогла учителям нашей школы:

• увидеть обучение детей, подтверждающееся более явно в различных проявлениях и деталях, чем это обычно возможно;

• увидеть разницу между тем, что, по мнению учителя, должно происходить во время обучения детей, и тем, что происходит в реальности;

• понять, как планировать обучение, чтобы оно в результате максимально удовлетворяло потребностям учащихся;

• реализовывать подход Lesson Study в рамках профессионального сообщества учителей, приоритетной целью которого является помощь учащимся в обучении и профессиональное обучение членов группы .[4, с.3-4]

Lesson Study помог совершенствоваться как опытным, так и начинающим учителям, поскольку, в результате совместного планирования, совместного наблюдения, совместного анализа учителя формируют и «совместное представление» об обучении.И сегодня аспекты обучения в данном случае рассматриваются нами не только с собственной позиции, но и глазами коллег, с которыми Lesson Study готовится, в результате чего фактическое обучение, наблюдаемое на Lesson Study, сопоставляется с обучением, которое мы представляли себе в процессе его планирования. Следовательно, в отличие от преподавания для некоей «середины» класса, между сильными и слабыми учащимися, Lesson Study позволяет учителям быть более осведомленными и учитывать потребности каждого учащегося на протяжении всей своей практики.

( слайд 10)

Пит Дадли отмечает: Lesson Study -рефлексивная, рекурсивная и коллаборативная практика, которая помогает опытному учителю, способному самостоятельно аккумулировать сложную образовательную информацию, отбирать лишь необходимую, исключая информацию второстепенного значения..[4, с.5]

Особое внимание мои коллеги уделили совместному оцениванию этапов, на которых работают исследуемые учащиеся. Для этого мы использовали материалы оценивания достижений учащихся. При планировании члены группы письменно фиксировали свои ожидания от LS каждого из учащихся наблюдаемой группы по окончании урока, и предполагаемые доказательства, а затем и достигнутые ими результаты. Поскольку Lesson Study планируется совместно, то и является совместной собственностью группы, означающей, что наблюдатели менее концентрированы на учителе и более - на учащихся.

И, удивительно, но мы открыли для себя такие грани личности наших учеников! Например, девочка, классическая отличница-индивидуалистка, долго не могла переступить через себя и начать работать в группе с более слабыми учениками. Только после того, как мы придумали дополнительный критерий оценивания - «умение работать в группе», она так организовала работу своих одноклассников, что даже слабые ученики в ее группе заговорили!

После урока мы проводим небольшое интервью с учениками. И это важно, потому что ученики видят наше неравнодушное отношение. Сегодня многие наши ученики предлагают свои идеи по улучшению или изменению хода урока. Для нас это уже большой успех, т.к. они работают в контакте с нами, помогая нам оказывать им помощь в обучении. (Видеофрагмент, если надо)

(слайд 11)

Обсуждение после Lesson Study.

Успешным обсуждением урока LS, по Питу Дадли, является:

Открытость критическим суждениям и предложениям.

Приверженность результатам наблюдения и отсутствие оправданий неудачам.

Принятие совместных обсуждений после урока как метода совместного обучения.

Постановка четких цели и вопросов в плане/карте наблюдения.

Выбор кандидатуры «модератора» обсуждения (председателя, который может координировать обсуждение, обеспечивая ему позитивность)..[4, с.13]

Для членов группы Lesson Study нами была организована возможность работать с другими учителями с целью оказания им помощи (проведение серии коучингов по LS) сегодня прорабатываем коучинг об обучении педагогических методик, которые группы Lesson Study отметили, адаптировали или усовершенствовали для конкретных классов.

( слайд 12)

В 2013-2014 учебном году в Аршалынской СШ №2 было проведено 24 урока в рамках LS, мы провели данные уроки, на которых присутствовали до 12 учителей, представителей администрации, психолого-педагогической службы. В 2014-2015 учебном году - уже 39 уроков, на данных уроках кроме учителей присутствовали и родители данных учащихся. Этот фактор сыграл положительную роль во многих отношениях: при проведении родительских собраний, при выставлении оценок, а также более доброжелательного отношения родителей в целом к работе педагогического коллектива. В 2015-2016 учебном году учителями нашей школы уже дано 36 уроков LS. На второе полугодие запланировано столько же. На сегодняшний день уроки LS провели как учителя с 30-летним педагогическим стажем, так и учителя, только начинающие педагогическую деятельность, учителя прошедшие трехуровневые курсы и учителя их не проходившие. Можно привести и такой пример: молодая учительница, только начавшая свою деятельность, не входит пока в группу LS. Она не давала уроков LS,но посещает урок. А по его окончании просит: «Можно, я послушаю, о чем вы говорите?». И остается с нами на ближайшие два часа после уроков. И это здорово, потому что ей интересно. Благодаря данному подходу сплотился наш педагогический коллектив. Еще Алексей Макаренко говорил, чтобы коллектив развивался, он должен выполнять одно большое общее дело. И сегодня члены профессионального сообщества Аршалынской СШ №2 реализуют План развития нашей школы прежде всего через подход Lesson Study.

А если вернуться к менторингу, то и проведение менторинга стало более эффективным именно с теми учителями, которые дали уроки LS. Потому что они открыты новому, они прошли через командную работу, в которой все были равны.

Сегодня, имея двухгодичный опыт реализации уровневых Программ в Аршалынской СШ №2, я могу авторитетно заявить, что метод LS - наиболее результативный практически для всех направлений улучшения деятельности учителя.

(слайд 13)

В исследовании П. Блэка и Д. Уильяма «Черный ящик: что там внутри? Оценка знаний учащихся как способ повышения эффективности учебно-воспитательного процесса» была использована оригинальная техническая метафора класса как «черного ящика» и, соответственно, использование оценивания для обучения стало известно как «работа внутри черного ящика».Авторы отмечают: «Повышение качества обучения в школах является одним из важных государственных приоритетов, более тщательные и частые инспекции - все это... не дает желаемой отдачи в плане совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Напрашивается вывод: чего-то в этой схеме не хватает. ... В нашей работе мы пытаемся заглянуть внутрь черного ящика. Мы подробно рассматриваем такой аспект обучения, как «формирующая оценка», являющийся основой эффективного обучения».

Данное исследование показало, что совершенствование обучения через оценивание зависит от пяти обманчиво простых на первый взгляд ключевых факторов:

  1. Обеспечение эффективной обратной связи с учениками.

  2. Активное участие учеников в собственном обучении.

  3. Изменение преподавания с учетом результатов оценивания.

  4. Признание значительного влияния оценивания на мотивацию и самооценку учеников, что в свою очередь решающим образом влияет на обучение.

  5. Необходимость того, чтобы ученики могли оценивать сами себя и понимать, как улучшить свое обучение.

( слайд 14)

Всем известнаработа внутри «черного ящика»:

  1. Эффективная постановка вопросов.

  2. Обсуждение критериев вместе с учениками.

  3. Оценивание одноклассников и самооценивание.

  4. Обеспечение обратной связи.

П. Блэк и Д. Уильям отмечают: «Ученики должны уметь оценивать свои знания»..[5, с…]

Проведение данных уроков показало нам следующее: хороший результативный урок может состояться при соблюдении именно этих составляющих: это грамотное целеполагание, правильная постановка вопросов, самооценивание и взаимооценивание учащихся на основе четко разработанных критериев оценивания и несущая правдивую информацию обратная связь.

При проведении коучингов мы изучили все составляющие «черного ящика». Но когда пришло время дать уроки с их использованием, мы столкнулись с тем, что зачастую не можем четко сформулировать именно СМАРТ-цель урока и задачи, стоящие перед учениками, сформулировать вопросы четко и понятно. Задать тот «волшебный» вопрос, который продержит весь класс в режиме предстоящего открытия, разработать четкие критерии оценивания работы ученика, по которым он сможет письменно или устно оценить свою работу или работу одноклассника.

Ориентация образования на формирование компетентностей, необходимых для человека XXI века требует значительных изменений в системе оценивания достижений учащихся. Одной из целей системы образования является развитие индивидуальных способностей ученика. Такой подход предполагает использование личностно ориентированного оценивания. В связи с этим с целью повышения качества образования, помимо традиционных методов оценивания, необходимо внедрять и развивать формативное оценивание.

(слайд 15)

А обратная связь! Вначале казалось: как это просто. Но пока мы дождались от наших детей умения рефлексировать не только о своих победах, но и о неудачах, поражениях, непонимании и т.д., сколько надо было провести как удачных, так и неудачных способах обратной связи. Здесь хочется заметить, что эффективно осуществить обратную связь учитель сможет только при тщательном планировании урока. При посещении уроков своих коллег, а также на своих собственных уроках, я заметила, что зачастую нам не хватает этих драгоценных пяти минут в конце урока. А ведь обратная связь может быть эффективной, только если у ученика есть время подумать над своими ответами или предложениями по изменению и улучшению дальнейшего урока. И еще: нам самим надо еще учиться и учиться проводить рефлексию по итогам своей деятельности. Потому что это на самом деле непросто, а еще зачастую мы оправдываем себя отсутствием времени, занятостью и прочее.

Что же мы имеем сегодня? В 2013-2014 учебном году в рамках плана развития школы мы внедряли эффективную обратную связь по итогам урока. В 2014-2015 целый год исследовали влияние целеполагания на результативность обучения. Но сегодня мы четко понимаем, что только при применении всех составляющих «черного ящика» урок станет успешным. В итоге тема плана развития Аршалынской СШ №2на 2015-2016 учебный год: «Внедрение составляющих «черного ящика» как фактор повышения качества знаний учащихся».

(слайд 16)

И еще мне хотелось бы остановиться на очень важном моменте: в 2014-2015 учебном году директор нашей школы Слободянюк И.А. прошла курсы для директоров школ в ЦПМ г. Астаны. Руководство, организация работы школы, непосредственное участие по реализации уровневых программ именно первого руководителя учебного заведения явились не просто стимулом к работе коллектива: присутствие директора на коучингах, выполнение ее работы как коуча и ментора, члена рабочей группы LS, члена группы развития учителей школы однозначно стимулирует весь педагогический коллектив, выстраивая работу по-новому. Благодаря директору, заинтересованному в развитии школы, мы сегодня имеем реальные успехи, которыми гордимся.

Совместной результативной работой мои коллеги продемонстрировали всему коллективу учителей нашей школы, что только в процессе непрерывного обучения самого учителя, через применение группового подхода Lesson study, можно так действенно и быстро улучшить свою практику преподавания. Мы, создав школьное профессиональное сообщество, в состав которого на сегодняшний день входит весь коллектив АСШ №2, понимаем ценность полученных новых знаний и умений. И, конечно, мои коллеги готовы поделиться новым опытом с учителями других школ Аршалынского района. Выйти за рамки своей школы.

Почему я так думаю?

Сегодня я могу рассчитывать на профессиональную поддержку директора школы в направлении создания и организации работы сетевого сообщества. В соответствии с «Руководством для учителя», сетевые сообщества школ положительно влияют на достижения учащихся, если директора школ активно вовлечены и полностью привержены к заложенным в основу их функционирования принципам..[6, с 156]

Также мы опираемся на учителей, имеющих авторитет в системе образования нашего района. Очень важно создать такие рабочие группы, которые, как говорится в «Руководстве для учителя», смогут представить различным заинтересованным лицам организационную модель для их объединения, определения общих целей, выработки и реализации стратегических планов по реализации реформ. При разработке плана работы сетевого сообщества, мы учли, что «успехи сетевого сообщества (особенно на ранних стадиях его функционирования) непосредственно зависят от видения, деятельности и усилий тех людей, которые принимают на себя ответственность по их управлению». Я думаю, что такую команду учителей - лидеров нам удалось собрать.

Так что же мы сделали для успешного функционирования сетевого сообщества? На какой уровень сетевого взаимодействия мы вышли?

( слайд 17)

В рамках работы сетевого сообщества учителей Аршалынского района 4 ноября 2015 года в Аршалынской средней школе №2 был проведен районный семинар «Внедрение уровневых программ - составляющая успешной работы школы». Работа семинара прошла плодотворно в коллаборативной среде сотрудничества и взаимообучения. Участники семинара посетили коучинги, проводимые учителями АСШ №2: «Обучение учителей оцениванию достижений учащихся - составляющая успешной работы школы» (коуч Исаева И.О., учитель I уровня), «Подход LessonStudy - исследование в действии» (коуч Слободянюк И.А., директор школы), «Исследовательская деятельность - новый шаг к развитию одаренных и талантливых учеников» (коуч Кутлубаева Т.М., учитель первой категории). В работе дискуссионной площадки приняли участие учителя Аршалынского района, прошедшие уровневую подготовку. Были затронуты вопросы планирования уроков, формулирование SMART-целей урока, формативного и суммативного оценивания учеников, умение разрабатывать критерии успеха совместно с учащимися. Важным моментом слушатели семинара определили исследование в действии LessonStudy как подход, позволяющий улучшить практику педагога. На дискуссионной площадке были обсуждены актуальные вопросы преподавания и обучения учащихся: рефлексия учителя по итогам своей деятельности, планирование для обучения, проектная деятельность учителей и учащихся, взаимопосещение уроков через подход LS.

В семинаре приняли участие более пятидесяти учителей школ Аршалынского района.

В работе семинара приняла участие методист ГУ «Отдел образования Аршалынского района» Аубакир Катима Сапарбековна.

По итогам семинара было принято решение на базе Аршалынской СШ №2 провести областной семинар для учителей Акмолинской области.

(слайд 18)

4 декабря 2015 г в Аршалынской средней школе №2 состоялся областной семинар «Использование подхода Lesson Study для улучшения практики преподавания и обучения» для учителей Акмолинской области. Параллельно в Аршалынской СШ №3 был проведен семинар, на котором учителя дали коучинги по семи модулям программы.

В рамках подхода LS учителями АСШ №2 были проведены уроки географии, «Человек. Общество. Право», химии. По окончании уроков для участников семинара мы провели мастер- класс «Правила обсуждения уроков Lesson Study». Нам было очень приятно, что наш семинар посетили не менее 35 учителей Акмолинской области. В работе семинара приняла участие методист естественно-математического цикла Учебно-методического кабинета при Управлении образования Акмолинской области Сыздыкова Гульмира Ешетовна, которая по итогам работы рекомендовала коллективу Аршалынской СШ №2 издать сборник статей о системе работы школы в реализации подхода LS. Теперь перед нами стоит новая, не менее легкая задача: научиться не только проводить уроки, исследование, но и профессионально рефлексировать по итогам своей деятельности.

Хочется отметить, что сегодня члены сетевого сообщества поняли, что это полезно прежде всего для них самих, хотя конечной целью всей работы, конечно, будет именно улучшение качества знаний учеников нашего района.

Планируя работу сетевого сообщества, я тщательно, снова и снова изучила раздел «Сущность понятия «Сетевое сообщество школ» и обоснование его значимости». В данном разделе говорится о том, что сетевое сообщество будет эффективным, если будет тщательно разработана система управления, если ответственность распределена между двумя (или более) участниками, если будет разработан план преемственности в выполнении полномочий между руководителями в более, чем в одной школе. Также наиболее значимым является неиерархическая система выполнения руководящих ролей. А какие функции сегодня выполняют школы поддержки? А так называемые прикрепленные «магнитные» школы? Здесь у нас возникает много сложных и нерешенных вопросов.

Основное содержание Программы представлено в применении семи модулей в практику учителя. Что же сегодня мы имеем в этом направлении?

(слайд 19)

  1. 30 учителей Аршалынской СШ №2 применяют новые подходы или их элементы в преподавании и обучении. (1 уровень -1 учитель, 3 уровень-5 учителей).

  2. 13 учителей прошли курсы по критическому мышлению.

  3. В течение двух лет проводится как оценивание для обучения, так и оценивание обучения.

  4. Про использование ИКТ в преподавании и обучении можно сказать следующее. В нашей школе имеется девять кабинетов с установленным ММ оборудованием: три кабинета последнего поколения:химия, физика, биология, а также в кабинетах казахского, русского языков, математики, географии, истории, мультимедийном кабинете.

  5. Обучение талантливых и одаренных учеников осуществляется, но, все же не в таких масштабах, как нам бы этого хотелось. Профессиональные шаги в этом направлении уже сделаны. Психологом нашей школы проведено исследование по выявлению склонностей учеников к различным сферам деятельности, определен уровень способностей по отдельным дисциплинам. Эти результаты помогают нам более инклюзивно подходить к каждому ученику, которые принимают участие в олимпиадах и конкурсах регионального и международного уровней.

  6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников. Большую роль в понимании данного модуля сыграли именно уроки LS, на которых мы отследили влияние данного модуля как в младших, так и в старших классах.

  7. Управление и лидерство в обучении.

(слайд 20)

Уважаемые коллеги! Применение подхода Lesson study помогло предоставить учителям и ученикам возможности для развития лидерских навыков и становления их в качестве лидеров малочисленных команд. Сегодня учителя нашей обычной сельской школы дают коучинги на районном уровне, проводят уроки в масштабах области. И это не только учителя, прошедшие уровневые курсы. Таких учителей мы «вырастили» за прошедшие два года! Разве это не лидерство? В прошлом ноябре по итогам Международного конкурса мне посчастливилось принять участие в работе Шестой международной Школе учителей физики в Европейском Центре Ядерных Исследований в Женеве, Швейцарии. В работе школы приняли участие 44 участника из России, Казахстана, Беларуси, Армении, Украины.Лекции, экскурсии, лабораторные занятия с нами проводили талантливые ученые: физики-теоретики, инженеры-практики, специалисты в области программирования. Мне было очень приятно видеть, что они применяют те методики и приемы, которым мы обучались на уровневых курсах. Это и интересные вопросы, над которыми мы размышляли в течение всего рабочего дня, и создание коллаборативной среды, и работа в группах, и многое другое. А когда в парке Женевы я увидела памятник Пиаже, я дала себе слово, что привезу вам от него привет.

Из Казахстана нас было двое: я и учитель Алматинской физико-математической гимназии Асия Сапронова. Мы были первыми участниками Международной Школы в ЦЕРН- представителями РК. После нас ее посетили еще два работника образования из Астаны и один из Алматы.

( слайд 21)

Благодаря этому у меня и моих коллег сегодня появилось много новых возможностей. Нашими партнерами сегодня являются:

-Европейская организация ядерных исследований(ЦЕРН, Женева)

-Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ, Дубна)
-Иннопрактика- Центр национального интеллектуального резерва (ЦНИР, МГУ, Москва)

-МФТИ (Москва). В январе 2015 года я прошла курсы повышения квалификации МФТИ. Благодаря этому мы узнали, что МФТИ ежегодно проводит международные олимпиады по основам наук, в которых теперь и наши ученики принимают участие. Например, в ноябре 2015 года ученицы 11 класса Фрич А. и Назарова В. заняли первые места в международной олимпиаде по истории.

-Междисциплинарный научно-исследовательский комплекс(МНИК, ЕНУ, Астана)

-Филиал Акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» г. Астана.

Институт повышения квалификации педагогических работников по г. Астана стал нашим партнером после участия Исаевой И.О. в семинаре «Образовательные программы международных научных центров ЦЕРН, ОИЯИ, ЦНИР МГУ, МНИК ЕНУ и профессиональное развитие учителей физики: реалии, практика и перспективы» в Астане 13.04.2015.

(слайд 22)

Сегодня я получила приглашение ФАО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» ИПК ПР по г. Астана на участие в республиканском семинаре для учителей физики "Перспективы мирного использования атомной энергии в РК", который состоится 20 января 2016 года в Алматы, пос. Алатау в Институте ядерной физики. На Семинар приглашаются: учителя физики и представители ФАО НЦПК «Өрлеу», курирующие повышение квалификации учителей физики. Добро пожаловать!

Учитель географии Аршалынской СШ №2 Кутлубаева Т.М. в июне 2015 г. по итогам международного конкурса получила звание лауреата и приняла участие в Международной научно-практической конференции «Образование 21 века: новые пути развития» в г. Санкт- Петербурге, благодаря чему у других учителей нашей школы также появились новыйстимул к самореализации. Я думаю- это и есть лидерство. Сегодня мы живем во время больших возможностей, реализовать которые может каждый из нас.

(слайд 23)

И в заключение хочется отметить следующее:

Одним из важнейших показателей результативности и успешной деятельности школы является Единое Национальное Тестирование. Итоги работы Аршалынской СШ №2 за последние три года изменились следующим образом:

2012-2013 учебный год: 73 балла.

2013-2014 учебный год: 83,3 балла.

2014-2015 учебный год: 100,4 балла при участии в сдаче ЕНТ 100% выпускников школы.

Наши результаты радуют нас, родителей и выпускников. Я уверена, что систематическое использование уровневых программ обязательно выведет казахстанское образование на новый уровень, не уступающий лучшим мировым образовательным системам.

Вместе мы можем многое!


  1. Нурсултан Назарбаев. «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие». 2015.-68 с.

  2. .Шамшидинова К. Выступление на Республиканском Августовском педагогическом совещании работников образования РК 23 августа 2013года

edu.gov.kz/ru/press_sluzhba/vystuplenija_ministra/vystuplenie/avgustovskoe_soveshchanie_2013/(20.09.2015).

  1. Шамшидинова К. Н., Караев Ж. А., Бейсенова Ж.С.Г 49 Глоссарий к уровневым Программам курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, разработанным Центром педагогического мастерства совместно с Факультетом образования Кембриджского университета: учебно-методическоепособие - Астана: Центр педагогического мастерства АОО «НазарбаевИнтеллектуальные школы». - 2012. - 164 с. Стр 77

  2. Дадли, П. 2011a Подход Lesson Study: сущность, как он действует, и кто его использует. teachingexpertise.com .

  3. Руководство для учителя. Третий базовый уровень.

- cpm. kz (8.12.2015).

6. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень- cpm. kz (8.12.2015)

© 2010-2022