• Преподавателю
  • Другое
  • ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании

ПРОГРАММа дополнительного образования   Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании  Программа курсаразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) в части дополнительного образования «Дошкольное образование», «Специальное дошкольное образование»     Разработчик: Минивалеева Татьяна Олеговна, преподаватель       СОДЕРЖАНИЕ     стр. 1.    ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ дополнительного образования   4 2.    СТРУКТУРА и содержание Программы   5 3.    условия реализации программы   12 4.    Контроль и оценка результатов Освоения программы   17    
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Челябинский педагогический колледж № 2»




ПРОГРАММа дополнительного образования


Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании




























2014г.

Программа курса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) в части дополнительного образования «Дошкольное образование», «Специальное дошкольное образование»

Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение специального профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Челябинский государственный педагогический колледж №2»

Разработчик:

Минивалеева Татьяна Олеговна, преподаватель

Рекомендована научно-методическим советом ЧПК № 2

Заключение научно-методического совета №________ от «____»__________20__ г.

©

©

©

©

©



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ дополнительного образования

4

  1. СТРУКТУРА и содержание Программы

5

  1. условия реализации программы

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения программы

17


1. паспорт ПРОГРАММЫ дополнительного образования

Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании


1.1. Область применения программы

Программа является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО в части дополнительного образования.

Программа может быть использована в программах повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

1.2. Цели и задачи курса - требования к результатам освоения курса:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять знания по педагогике, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, зрения, речи и при изучении профессиональных модулей и в процессе профессиональной деятельности;

  • различать в содержании, задачах, технологиях коррекционной работы с детьми общность в решении основной цели - развитии средствами искусства гармонической личности ребенка с проблемами и его социальной адаптации.

  • систематизировать виды арттерапии и применять их в коррекционной работе с детьми с проблемами, а также технология использования терапии искусством в работе психолога в специальных дошкольных образовательных учреждениях;

  • разрабатывать конспекты, игр, упражнений артпедагогического и арттерапевтического направлений коррекционной работы с детьми разного возраста, имеющими те или иные нарушения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные термины и понятия артпедагогики и арттерапии;

- взаимосвязь артпедагогики и арттерапии с другими областями знаний;

- психолого-педагогическую характеристику детей, с которыми проводится коррекционно-развивающая работа средствами искусства;

- принципы, методы, формы, содержание художественного развития и педагогические подходы к формированию основ художественной культуры у детей с проблемами в развитии, а также роль и функции педагога, осуществляющего художественное развитие детей в специальных дошкольных образовательных учреждениях;

- основы арттерапии как совокупности психокоррекционных методик в системе специального образования;

  • технологию использования терапии искусством в работе педагога в специальных дошкольных образовательных учреждениях.

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение курса:

обязательной нагрузки обучающегося 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося 36 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. Объем и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная нагрузка (всего)

36

в том числе:


лабораторные занятия

*

практические занятия

*

зачетные работы

*

проектная работа

*

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании


НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА, ЛАБОРАТОРНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ, КУРСОВАЯ РАБОТА

(ПРОЕКТ)


ОБЪЕМ ЧАСОВ


УРОВЕНЬ

УСВОЕНИЯ

1

2

3

4

Раздел 1.

Введение в артпедагогику и арттерапию


4

Тема 1.1.

Краткий исторический обзор применения применения разных видов искусства в лечении и коррекции

Содержание учебного материала

2


1

2

3

Применение искусства в лечении и коррекции в древнем мире

Применение искусства в лечении и коррекции в средние века

Применение искусства в лечении и коррекции на современном этапе


1

Лабораторная работа

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовка сообщений об использовании артпедагогики и арттерапии в специальном образовании на современном этапе

- в России

- в Европейских странах (Германии, Великобритании, Франции, Швеции, Дании, Австрии, Голландии на выбор)

- в США

8

Тема 1.2.

Взгляды отечественных и зарубежных педагогов и психологов на использование искусства как средства развития детей и коррекции имеющихся у них нарушений

Содержание учебного материала

2


1

2

Взгляды зарубежных педагогов и психологов на использование искусства в развитии детей и коррекции нарушений

Взгляды отечественных педагогов и психологов на использование искусства в развитии детей и коррекции нарушений


1

Лабораторная работа

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Понятие «катарсис» и его психологический механизм.

2



Раздел 2.

Теоретические основы артпедагогики и артерапии


6


Тема 2.1. Основные понятия, цели и задачи артпедагогики и арттерапии

Содержание учебного материала

2

1

2

3

Основные функции артпедагогики

Основные функции арттерапии

Задачи артпедагогики и арттерапии в специальном образовании


1

Лабораторная работа

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 2.2. Связь артпедагогики и арттерапии с другими отраслями знаний

Содержание учебного материала

2

1

2

3

4

Связь артпедагогики иарттерапии с гуманитарными науками

Связь артпедагогики иарттерапии с естественными науками

Связь артпедагогики иарттерапии с медицинскими науками

Связь артпедагогики иарттерапии с педагогическими науками


1

Лабораторная работа

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 2.3.

Психолого-педагогические особенности детей с проблемами в развитии

Содержание учебного материала

2

1

2

3

4

5

6

7

8

Психолого- педагогические особенности детей с нарушениями слуха

Психолого- педагогические особенности детей с нарушениями зрения

Психолого- педагогические особенности детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Психолого- педагогические особенности детей с нарушениями речи

Психолого- педагогические особенности детей с задержкой психического развития

Психолого- педагогические особенности детей умственно отсталые дети

Психолого- педагогические особенности детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы

Психолого- педагогические особенности детей с нарушением поведения


1

Лабораторная работа

-

3

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Анализ психолого-педагогических особенностей детей с проблемами в развитии.

Общие и специфические особенности в развитии детей данной категории, которые могут коррегироваться средствами искусства

4

Раздел 3.

Артпедагогика в специальном образовании

14


Тема 3. 1.

Принципы артпедагогики

Содержание учебного материала

2


1

2

3

Общепедагогические принципы

Принципы специальной коррекционно-педагогической деятельности

Три группы принципов артпедагогики: общепедагогические, принципы специальной педагогики, принципы художественно-эстетического воздействия искусства на личность


1

Лабораторная работа

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 3.2.

Методы арттпедагогики

Содержание учебного материала

2


1

2

3

4

5

6

Направленность методов артпедагогики на формирование основ художественной культуры ребенка и организацию коррекционно-компенсирующей и коррекционно-развивающей работы с детьми в процессе разнообразной художественной деятельности.

Особенности отбора и композиции методов обучения и воспитания в артпедагогике.

Классификация методов артпедагогики.

Методы обучения.

Методы воспитания.

Использование методов артпедагогики в работе с детьми с различными нарушениями в развитии с учетом опоры на их сохранные возможности и наличие соответствующих нарушенных функций


1

Лабораторная работа

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 3.3.

Содержание художественного развития и педагогические подходы к формированию основ художественной культуры у детей с проблемами в развитии

Содержание учебного материала

4


1

2

3

4

5

6

7

Художественное развитие детей с проблемами как составная часть образовательного процесса.

Музыка, изобразительная деятельность, литература, театр как средства воспитания и образования детей с проблемами.

Формирование основ художественной культуры детей с проблемами как одна из задач артпедагогики.

Содержание художественного развития личности ребенка с ограниченными возможностями.

Этапность «вхождения» в художественную культуру ребенка с проблемами.

Особенности каждого этапа, обусловленные спецификой нарушения в развитии.

Психолого-педагогические подходы к формированию основ художественной культуры детей с ограниченными возможностями на разных возрастных этапах


1

Лабораторная работа

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 3.4.

Формы организации художественной деятельности в специальном образовательном учреждении

Содержание учебного материала

4


1

2

3

4

5

6

7

Различие форм организации художественной деятельности в специальных дошкольных образовательных учреждениях.

НОД как основная форма обучения дошкольников с проблемами разным видам искусства (музыкального, изобразительного, художественного слова, театрального).

Специфика занятий с дошкольниками в разные возрастные периоды.

Вариативность занятий (индивидуальные, фронтальные, подгрупповые).

Организация художественной деятельности дошкольников вне занятий.

Содержание разных видов художественной деятельности вне занятий: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, художественного ручного труда.

Культурно-досуговая деятельность


1

Лабораторная работа

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Аннотация на одну из статей по теме «Художественно-эстетическое развитие детей с проблемами».

2. Анализ разделов, связанных с художественным развитием в изданных программах обучения и воспитания детей с проблемами в развитии

8

Тема 3.5.

Роль педагога в художественном развитии детей с проблемами

Содержание учебного материала

2


1

2

3

4

5

Обязанности дефектолога специального дошкольного образовательного учреждения

Обязанности воспитателя специального дошкольного образовательного учреждения

Обязанности музыкального руководителя специального дошкольного образовательного учреждения

Обязанности преподавателя изодеятельности специального дошкольного образовательного учреждения

Обязанности педагога по ритмике специального дошкольного образовательного учреждения


1

Лабораторная работа

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Разработать схему взаимодействия педагогов специального дошкольного учреждения

2

Раздел 4.

Арттерапия в специальном образовании

12


Тема 4. 1.

Виды арттерапии и их коррекционное и терапевтическое воздействие

Содержание учебного материала

4

1

2

3

Арттерапия как совокупность психокоррекционных методик, основанных на воздействии искусства.

Виды арттерапии и специфика их терапевтического воздействия.

Различные формы организации арттерапии (индивидуальная, групповая).


2

Лабораторная работа

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка устных сообщений:

Музыкотерапия как вид арттерапии. Функции, механизм лечебного, коррекционного воздействия. Варианты музыкотерапии: рецептивная, активная, интегративная.

Вокалотерапия, инструментальная терапия в системе музыкотерапии.

Кинезитерапия и ее составляющие (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика, психогимнастика)

Изотерапия - наиболее распространенный вид арттерапии. Библиотерапия - лечебное чтение.

Сказкотерапия как вариант библиотерапии.

Имаготерапия - театрализация психокоррекционного процесса. Разновидности имаготерапиии (куклотерапия, психодрама)

4

Тема 4. 2.

Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии

Содержание учебного материала

2

1

2

3

4

5

Психокоррекция в дефектологии. Взаимосвязь психокоррекции с психотерапией.

Основные принципы психокоррекционной работы с детьми с проблемами в развитии.

Арттерапия в системе психокоррекционных методик.

Механизм и сущность воздействия искусства на ребенка с проблемами.

Организационные формы арттерапии.


3

Лабораторная работа

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 4. 3.

Диагностические подходы к изучению личности ребенка с проблемами в развитии

Содержание учебного материала

2


1

Диагностические подходы к определению отклонений в развитии личности детей и возможность коррекции нарушений средствами искусства


1

Лабораторная работа

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 4. 4.

Арттерапевтические методики в специальном дошкольном учреждении

Содержание учебного материала

2


1

2

3

Место арттерапевтических методик в коррекционной работе с детьми в специальном образовательном учреждении.

Виды арттерапии, используемые в работе с дошкольниками с проблемами


1

Лабораторная работа

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщений по теме «Виды арттерапии и их использование в восстановительной медицине и психокоррекционной практике в специальном образовании (музыкотерапия, изотерапия, кинезитерапия, имаготерапия, сказкотерапия).»

8

Тема 4. 5.

Организация работы в образовательных организациях с применением арттерапевтических методик

Содержание учебного материала

2


1

2

3

4

Выбор арттерапевтических методик в зависимости от характера отклонения в развитии и возраста ребенка.

Психолого-педагогические аспекты использования разных видов искусства в коррекционной работе с дошкольниками и школьниками.

Роль педагога в применении арттерапевтических методик в работе с детьми с проблемами в разные возрастные периоды


2

Лабораторная работа

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Примерная тематика курсовой работы (проекта)

-

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)

-

Всего:

72




-


3. условия реализации программы

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Мастерских не предусмотрено.

Лабораторий не предусмотрено.

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочие места для обучающихся и преподавателя.

Технические средства обучения:

  • автоматизированное место преподавателя;

  • интерактивная доска.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. - 248 с.

  2. Копытин А.И. Основы Арт-терапии. - СПб., 2009.

Дополнительные источники:

К разделу I

  1. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. - М., 1995.

  2. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. - М., 1980.

  3. Античная музыкальная эстетика. - М., 1960.

  4. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. - М., 1994.

  5. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966.

  6. Бехтерев В.М. Избранные произведения. - М., 1958.

  7. Вальчихина М.Д. Почему музыка лечит? // Химия и жизнь. - 1987. - №11.

  8. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1968.

  9. Д енеш 3. Этос и аффект: История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. - М., 1977.

  10. Джола Д.Н. Эстетическое отношение личности к эстетической культуре // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. - М., 1991.

  11. Искусство в жизни детей. - М., 1991.

  12. Каган М.С. Морфология искусства. - Л.; М., 1972.

  13. Клизовский А.И. О красоте и искусстве// Основы миропонимания новой эпохи: В 3 т. - Рига, 1991. - Т. 2.

  14. Межу ев В.М. Культура как проблема философии // Культура, человек и картина мира. - М., 1987.

  15. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. - М., 1966.

  16. Неменский Б.М. Искусство - школа формирования личности. - М., 1983.

  17. Орлов А. Психологические механизмы музыкального восприятия // Вопросы теории и эстетики музыки. - Л., 1963. - Вып. 2.

  18. Полунина Е. Катарсис в музыке// Сов. музыка. - 1991. - № 11.

  19. Радугин А.А. и др. Эстетика/А.А.Радугин, В.И.Авдеев, Л.Я.Ку-рочкина, В. А.Куценко, И.Т.Пархоменко, С.Н.Титов / Под ред. А. А.Раду-гина. - М., 1998.

К разделу II

  1. Асмолов А. Психология, искусство, образование// Искусство в школе. - 1993. - № 6.

  2. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. - М., 1994.

  3. Бечак Б. А. Воспитание искусством. - М., 1981.

  4. Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры. - М., 1981.

  5. Блонский П.П. Избранные психологические исследования. - М., 1964.

  6. Вайзман Н.П. Психотерапия в дефектологии. - М., 1992.

  7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.

  8. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. - М., 2000.

  9. Лубовский В.И.Общиеи специфические закономерности развития психики аномальных детей // Развитие словесной регуляции действий. - М., 1978.

  10. Медведева Е.А. Специальное образование детей с трудностями в обучении: Задержка психического развития // Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2000.

  11. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1981.

  12. Никольская О. С. и др. Аутичный ребенок: Пути помощи /О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М.М.Либлинг. - М., 1997.

  13. Носкова Л.П. Развитие речи детей с нарушением слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1993.

  14. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка / Под ред. А. Р. Лурия. - М., 1956.

  15. Солнцева Л .И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. - М., 1999.

  16. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2000.

  17. Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. - М., 1990.

  18. Художественное воспитание подрастающего поколения: Проблемы и перспективы. - Новосибирск, 1989.

К разделу III

  1. Аловы М. и В. Малыш не слышит. - СПб., 1992.

  2. Брядов К. Формирование эстетического вкуса в старшей группе детского сада // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. - М., 1991.

  3. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М., 1974.

  4. Ветлугина Н.А. и др. Музыкальные занятия в детском саду / Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова. - М., 1984.

  5. Власова Т.А.,Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М., 1973.

  6. Гаврилушкина О.П. Изобразительная деятельность умственно отсталых дошкольников // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1993.

  7. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. - М., 1974.

  8. Головчиц Л.А. Игра в жизни детей с нарушением слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1993.

  9. Головчиц Л.А., Катаева А.А., Обухова Г.И. Конструирование и изобразительная деятельность детей с нарушением слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1993.

  10. Гоноболин Ф.Н.О некоторых психических качествах учителя //Вопросы психологии. - 1975. - № 1.

  11. Гринер В. Ритм в искусстве актера. - М., 1993.

  12. Григорьева Л.П. О системе развития зрительного восприятия при нарушении зрения // Психол. журнал. - 1998. - Т. 9. - № 2.

  13. Гр ошейков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. - М., 1982.

  14. Гр ошейков И.А. Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы // Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ Под ред. В. В. Воронковой. - М., 1994.

  15. Гурова В. И. и др. Сценическая речь: Работа над текстом. - М., 1986.

  16. Ершова А., Бу катов В. Актерская грамота - подросткам. - Ивантеевка, 1994.

  17. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте // Сенсорное воспитание дошкольников. - М., 1963.

  18. Искусство и школа / Сост. А. К. Василевский. - М., 1981.

  19. Каган М.С. Философия культуры. - СПб., 1996.

  20. Каган М.С. Музыка в мире искусств // Сов. музыка. - 1987. - №3.

  21. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1993.

  22. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М., 1995.

  23. Комиссарова Л.Н.,Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. - М., 1986.

  24. Комиссарова Л.Н. Воспитание эстетического отношения к природе средствами музыки // Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1989.

  25. Медведева Е.А. Пути формирования творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх // Дефектология. - 2000. - № 1.

  26. Мухина B.C. Возрастная психология. - М., 2006.

  27. Никольская О.С. и др. Аутичный ребенок: Пути помощи. - М., 1997.

  28. Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции / Под ред. Л. И. Солнцевой. - М., 1990.

  29. Пеня Т. Г. Театральное искусство и дети // Искусство в жизни детей. - М., 1991.

  30. Pay М.Ю. Изобразительная деятельность учащихся с нарушением слуха. - М., 1989.

  31. Рутберг И. Пантомима, движение и образ. - М., 1963.

  32. Соколова Н.Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 2008

  33. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М., 1992.

  34. Теплов Б.М Психология музыкальных способностей//Избр. тр.: В 2 т. - М., 1985 - Т 1.

  35. Школяр Л. Ребенок в мире музыки и музыка в ребенке // Дошкольное воспитание. - 1992. - № 9.

  36. Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Развитие слухового восприятия и обучение произношению // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 2008.

  37. Щербаков А.И. Психология личности учителя // Возрастная и педагогическая психология. - М., 1973.

  38. Яхнина Е.З. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися младших классов. - М., 1997.

К разделу IV

  1. Блинов О. А. Процесс музыкальной психотерапии: Систематизация и описание основных форм работы // Психол. журнал. - 1998. - № 3.

  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

  3. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. - М., 1985.

  4. Бурно М.Е. О клинической психотерапии творчеством // 7-й Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров. - М., 1981. - Т. 3.

  5. Власова Т.М., Пфанфенрод А.Н. Фонетическая ритмика. -М., 1996.

  6. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. - М., 2007.

  7. Вольпер И.Е. Психотерапия. -Л., 1972.

  8. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. - Т. 5.

  9. Гройсман А.Л., Росляков А.Ф. Теория и практика театрализованной и ролевой психокоррекции. - М., 1993.

  10. Гройсман А.Л. Психотерапия для всех. - М., 1981.

  11. Драпкин Б.З. Терапия радостью - сущность детско-подростковой психотерапии// 7-й Всесоюзный съезд невропатологов и психиатров. - М., 1981. - Т. 3.

  12. Дубровина И.В. и др. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. - М., 1998.

  13. Зарицкая Р.И., Невинская A.M. Влияние музыки на процесс дыхания у детей и взрослых// Вопросы изучения и воспитания личности. - 1929.-№1-2.

  14. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб., 1998.

  15. Казарисова А.С. Музыка в системе психопрофилактики // Тр. Ле-нингр. НИИ психоневр. ин-та. - 1976. - Т. 70.

  16. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М., 1997.

  17. Копытин А.И. Основы арт-терапии / А.И. Копытин. - СПб.: Лань, 1999. - 254 с.

  18. Практикум по арт-терапии (под ред. А.И. Копытина). - СПб.: Питер, 2000. - 285 с.

  19. Копытин А.И. Системная арт-терапия / А.И. Копытин. - СПб.: Питер, 2001. - 216 с.

  20. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.

  21. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии / А.И. Копытин. - СПб.: Речь, 2003. - 320 с.

  22. Копытин А. И. Арт-терапия психических расстройств. / А.И. Копытин. - СПб.: Речь, 2011. - 368 с.

  23. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам: отечественный и зарубежный опыт (под ред. А.И. Копытина). - М.: Когито-Центр, 2012. - 285 с.

  24. Матейнова 3., Машура С. Музыкальная терапия при заикании / Пер. с чешек. - Киев, 1984.

  25. Медведева Е. А. К вопросу о диагностике воображения и творчества у дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. - 1998.-№4.

  26. Миллер A.M. Некоторые принципы психотерапевтического использования средств искусства в комплексе санкурлечения / Тезисы докл. Все-союз. науч.-практ. конф. - Харьков, 1979.

  27. Мировская Н.П., Проколова Н.В.,Горянин Л.А. Музыка и пение в лечении заикания у детей // Диагностика и лечение заболеваний нервной системы и вопросы организации психоневрологической помощи на железнодорожном транспорте. - Харьков, 1977.

  28. Петрушин В.И. Теоретические основы музыкальной психотерапии // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 1991. - № 3.

  29. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. - М., 1999.

  30. Рожнов В.Е. Руководство по психотерапии. - Ташкент, 1979.

  31. Руднев А. Пантомима и ее возможности. - М., 1966.

  32. Ткаченко В.Я. О значении музыки в психотерапии. - М., 1966.

  33. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. - М., 1995.

  34. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Психология развития. - М., 2000.

  35. Шипулин Г.П. Лечебное влияние музыки / Тр. Ленингр. науч.-ис-след. института. - 1966. - Т. 38.

  36. Шушарджан С.В. Здоровье по нотам. - М., 1994.

  37. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. - М., 1998.


4. Контроль и оценка результатов освоения ПРОГРАММЫ

Контроль и оценка результатов освоения курса осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные знания:

- основные термины и понятия артпедагогики и арттерапии;

- взаимосвязь артпедагогики и арттерапии с другими областями знаний;

- психолого-педагогическую характеристику детей, с которыми проводится коррекционно-развивающая работа средствами искусства;

- принципы, методы, формы, содержание художественного развития и педагогические подходы к формированию основ художественной культуры у детей с проблемами в развитии, а также роль и функции педагога, осуществляющего художественное развитие детей в специальных дошкольных образовательных учреждениях;

- основы арттерапии как совокупности психокоррекционных методик в системе специального образования;

  • технология использования терапии искусством в работе педагога в специальных дошкольных образовательных учреждениях.

Освоенные умения:

  • применять знания по педагогике, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, зрения, речи и при изучении профессиональных модулей и в процессе профессиональной деятельности;

  • различать в содержании, задачах, технологиях коррекционной работы с детьми общность в решении основной цели - развитии средствами искусства гармонической личности ребенка с проблемами и его социальной адаптации.

  • систематизировать виды арттерапии и применять их в коррекционной работе с детьми с проблемами, а также технология использования терапии искусством в работе психолога в специальных дошкольных образовательных учреждениях;

разрабатывать конспекты, игр, упражнений артпедагогического и арттерапевтического направлений коррекционной работы с детьми разного возраста, имеющими те или иные нарушения

- Текущий контроль: тестирование, индивидуальные задания;

- Тематический контроль: контрольные работы, рефераты, тематические сообщения;

- Итоговый контроль в форме зачёта.


ё


© 2010-2022