• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект урока по литературному чтению «Валентина Осеева «Волшебное слово» (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению «Валентина Осеева «Волшебное слово» (3 класс)

Конспект урока литературного чтения составлен с использованием элементов критического мышления. Рассказ В.Осеевой «Волшебное слово» позволяет обратить внимание учащихся на манеру общения, роль «волшебного слова» в речи. А также на уроке применяются различные виды чтения для отработки техники и выразительности. Включение в урок игровых моментов превращает получение знаний через органичную для детей деятельность - игру. Дополнительное задание позволяет учащимся сравнивать и оценивать поведение гер...
Раздел Другое
Класс 3 класс
Тип
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературному чтению «Валентина Осеева «Волшебное слово» (3 класс)

( урок литературного чтения в 3 классе)

Цель. Познакомить детей с произведением В.Осеевой «Волшебное слово»

Задачи:

  1. Учить вдумчивому чтению и анализу рассказа;

  2. Развивать речевую грамотность. Умение работать с текстом;

  3. Содействовать воспитанию вежливости, внимательного и чуткого отношения к окружающим.



  1. Организационный момент.

Учитель приветствует детей.

  • Придумано кем-то просто и мудро

  • При встрече здороваться:

  • Доброе утро!

  • Доброе утро солнцу и птицам,

  • Доброе утро улыбчивым лицам.

Повернитесь друг к другу и пожелайте удачи.

Дети хором произносят приветствие: "Желаю успеха большого во всем, удачи тебе на уроке".

  • Мы сегодня завершаем тематический раздел учебника, где царила Осень. В качестве домашнего задания сейчас будет звучать стихотворение "Уж небо осенью дышало…" А.С.Пушкина. прежде чем начнем читать, создадим в классе осеннее настроение. ( дети повторяют звуки и движения)

  • Листья шуршатш-ш-ш-ш-ш-ш-ш…

  • Ветер воет у-у-у-у-у-у-у-у-у…

  • Дождик капает кап-кап-кап…

  • Ветер стихает ш-ш-ш-ш-ш-ш..

  • И т.д.

  • Мы создали осеннее настроение , и сейчас будут звучать прекрасные строчки.

  • ( проверка домашнего задания)

А сейчас попрощаемся с Осенью.

Дети встают и повторяют движения за учителем. В руках - осенние листья.

  • Запомните все, как земля засыпает,

А ветер листвою ее засыпает.

А в роще кленовой светлей и светлей,

Все новые листья слетают с ветвей.

  1. Станция "Вызов"

  • Сегодня мы открываем новый тематический раздел. А называется он… Сейчас вы мне сами ответите, если разгадаете шифровку.ХРШ ЛХ

ООО ПОО

(хорошо) ( плохо)

Вспомните из уроков русскогот языка, как называются слова, противоположные по значению? ( антонимы)

Найдите в учебнике название раздела, прочитайте хором.

О чем будут здесь произведения? ( дети прогнозируют)

  • В этом разделе вы встретитесь с баснями Крылова, стихами А.Барто, рассказами С.Михалкова. Как видите, все авторы вам знакомы. А сейчас - знакомьтесь: В Осеева и ее рассказ "Волшебное слово". Девизом всей работы Осеевой стали слова: "Мало уметь читать - надо уметь думать".

  • В одной из своих книг Осеева обратилась к своим читателям с такими словами:

  • "Дорогие ребята! Когда я была такой как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать их без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

  • Понравился ли тебе рассказ?

  • Не знаю, я о нем не думала.

  • Мама очень огорчилась.

  • Мало уметь читать, надо уметь думать.

С тех пор , прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках мальчиков и девочек, а иногда и своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать"

Читать вы умеете, теперь мы будем учиться думать о том, что вы читаете.

  1. Стадия "Разминка для ума"

Перед нами слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА

Чем они отличаются? Знаете ли вы их лексическое значение? Нет? А что нам может помочь в таком случае? Толковый словарь. Прочитаем значение.

НЕВЕЖА - грубый,невоспитанный человек.

НЕВЕЖДА - малообразованный человек, но обычно желающий научиться всему. ( например, Незнайка)

Посмотрите, какая скороговорка у меня получилась.

НЕВЕЖА- НЕ НЕВЕЖДА,

НЕВЕЖДА-НЕ НЕВЕЖА

Произнесем хором, бинарное произношение, по одному, в разном темпе.

  1. Стадия «Осмысление»

- Мы готовы читать? Готовы.

Мы будем использовать прием «Чтение с остановками». Как услышите слово «Стоп» - анализируем прочитанное. Первую часть читает учитель.

Вопросы к первой части.

- Как вы думаете, почему старик обратил внимание на мальчика?

- Из-за кого мальчик решил убежать из дома?

- Почему Павлик рассердился на сестру?

- За что он обиделся на бабушку?

- О чем Павлик просил своего брата? Правильно ли он это делал? Как бы вы поступили на месте мальчика?

- Как вы думаете, что будет дальше?

Вторую часть текста читаем «учитель-ученик»

Вопросы:

- Как нужно произносить «волшебное слово»?

- Как вы думаете, почему «волшебное слово» надо произносить по-особенному?

- Знаете ли вы, какое слово шепнул Павлику старичок?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА « Пожалуйста» (выполняем движения, услышав это слово, быть внимательными).

- А сейчас возьмите лучики и подарите их солнышку, произнося при этом другие «волшебные слова» с нужной интонацией. ( дети крепят к солнышку лучики со словами «простите», « здравствуйте», «извините» и т.д.)

- Поверил ли мальчик? Зачем побежал домой? Что будет дальше?

Третью часть текста читаем «цепочкой»

- Почему Лена сначала спрятала краски от брата?

- Как вы думаете, воспользовался Павлик советом старичка?

- Почему он вернул краску сестре?

- Как вы думаете, к кому он пойдет дальше?

(Четвертую часть читают по предложению бинарно).

- Зачем Павлик пошел к бабушке? Вы действительно думаете, что он просто хотел получить пирожок?

- Почему бабушка не прогнала внука?

- Как вы понимаете слова: «Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, улыбке»?

- Чему обрадовался мальчик?

- Как вы думаете, брат возьмет Павлика?

Читаем пятую часть.

- Оправдались ваши предположения?

- Почему сестра и бабушка попросили взять Павлика покататься на лодке?

Чем закончится рассказ?

- Как вы думаете, что подумал Павлик, увидев, что скамейка пуста?

- Подумайте, что было бы, если бы старичок не обратил внимания на Павлика?

- Давайте вспомним, с чего начинали, проверим ваши предположения. Итак, о чем рассказ?

РАБОТА НАД ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ,

- Найдите в тексте и зачитайте слова, подходящие к иллюстрациям.

ВЫВОД.

- Чему хотела научить нас В.Осеева? ( говорить вежливые слова, быть внимательными друг к другу)

- На самом ли деле творил «чудеса» Павлик?

- Хотели бы вы прочитать другие рассказы В.Осеевой? ( в классе оформлена выставка литературы)

ИГРА «Доскажи словечко»

- Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…СПАСИБО

Зазеленеет старый пень

Когда услышит .. ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

Мальчик вежливый и развитый

Говорит встречаясь…ЗДРАВСТВУЙТЕ

- Когда нас бранят за шалости,

Мы говорим ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА.

- И во Франции, и в Дании

На прощание говорят …ДО СВИДАНИЯ.

СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ,

Из частей пословиц соберите целые и подумайте, какая из них выражает главную мысль рассказа?

Добрый человек….добру и учит.

Сначала думай, …. А потомговори.

Вырасти вырос, …. А ума не вынес.

Век живи, …. Век учись.

За добро….добром и платят.

( дети работают в парах, обсуждают. Затем высказывают свои мысли)

Дополнительное задание.

АНАЛИЗ ТЕКСТА-ситуации про Леночку.

- Мне интересно ваше мнение после услышанного.

(Учитель читает рассказ про Леночку)

«Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

- Девочка, сиди спокойно, ПОЖАЛУЙСТА. Так нельзя себя вести, заметила Лене старушка, сидевшая напротив.

- А что я сделала? - возразила Лена. - Подумаешь, пожалуйста, буду сидеть спокойно. И она, надувшись, смотрела в окно.

(идет обсуждение ситуации)

- Подводя итог занятию, хочется пожелать вам иметь доброе сердце для того, чтобы говорить добрые слова и совершать добрые поступки.

На память об уроке дети получают сердечки со словами.

«Слова «До свидания», « Спасибо», «простите»,

«Пожалуйста», «Здравствуйте» щедро дарите.

Дарите прохожим, друзьям и знакомым,

В троллейбусе, парке, и в школе, и дома.

Слова эти очень и очень важны.

Они человеку как воздух нужны.

Без них невозможно на свете прожить.

Слова эти нужно с улыбкой дарить.!

В.Кудлачев

- Урок закончен. Спасибо всем за активность.

© 2010-2022