Рабочая программа факультатива Эко-знайка

Раздел Другое
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1»

Благовещенского района Алтайского края


РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением

Заместитель директора

Директор школы

учителей естественных наук

по УВР

__________/ О.И. Реймер

Протокол №______________

О.И. Реймер (_________)

Приказ № ____________

от «____»____________2015г.

«____»_________2015г.

от «___» __________2015 г.

Руководитель МО

Л.И.Ермоленко (__________)






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

факультатива «Эко-знайка»


7 класс




Составитель: Фаргер Анна Анатольевна учитель биологии второй квалификационной категории













р.п. Благовещенка - 2015


Рабочая программа факультатива Эко- знайка










Пояснительная записка

Данная программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе программы «Экология животных» авт. Т.С.Сухова, В.И.Строганов Москва, изд. центр «Вентана - Граф», 2005 год, на основе программно-методического материала «Экология 5-11кл.» автор Акифьева Е.В.. Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» 2005год.

Рабочая программа предусматривает обучение экологии в объёме 35 часов в течение учебного года (1 час в неделю).

Рассматривается влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.

Цель курса - изучение важнейших закономерностей взаимодей­ствия животных с абиотическими и биотическими факторами среды.

Задачи обучения:

  • привить познавательный интерес к предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки, создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;

  • обеспечить усвоение учащимися знаний в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 35 уроков;

  • способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков.

Задачи развития:

  • создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

    • слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;

    • эстетических эмоций;

    • положительного отношения к учёбе;

    • умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика.

Задачи воспитания:

  • способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у обучающихся ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока, лабораторные работы, КСО

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения экологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, личностно-деятельностный подход).












Календарно-тематический план


№ урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Вид деятельности

Оборудование

1

Введение . Что изучает экология животных.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Презентация

Тема1. Влияние абиотических факторов на животных

7

2

Абиотические факторы.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Таблицы

3

Свет в жизни животных

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Диск «Занимательная экология»

4

Температура в жизни животных.

1

Комбинированный урок

Презентация

5

Вода в жизни животных

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Презентация

6

Воздух в жизни животных

1

Комбинированный урок

Диск «Функции и среда обитания живых организмов»

7

Другие абиотические факторы и их роль в жизни животных.

1

Повторительно-обобщающий урок

Таблица

8

Суточные и сезонные изменения в жизни животных

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Диск «Жизнедеятельность животных»

Тема 2.Среды жизни и приспособления к ним животных

5

9

Принципы экологической классификации животных

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Таблица

10

Водная среда обитания.

1

Урок-лаборатория

Диск «Функции и среда обитания живых организмов»

11

Наземно-воздушная среда обитания

1

Урок-исследование

12

Почва как среда обитания

1

Урок - виртуальная экскурсия

Диск «Функции и среда обитания живых организмов»

13

Живые организмы как среда обитания животных

1

Урок- конференция

Диск «Функции и среда обитания живых организмов»

Тема 3. Особенности животных различных ландшафтно- климатических зон.

5

14

Сравнительная характеристика различных природных зон.

1

Урок-исследование

Карта «Природные зоны»

15

Экологические особенности животных высокогорий , арктических льдов, тундры.

1

Урок- экспедиция

Диск «Природные зоны»

16

Экологические особенности животных тайги , лесов умеренной зоны, тропических лесов

1

Урок- экспедиция

Диск «Природные зоны»

17

Экологические особенности животных степей саванн и пустынь.

1

Урок- экспедиция

Диск «Природные зоны»

18

Особенности животных различных ландшафтно- климатических зон

1

Урок- экспедиция

Тема 4. Взаимодействие животных с другими организмами.

6

19

Разнообразие типов взаимоотношений животных с другими компонентами среды обитания

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Диск «Взаимное влияние живых организмов»

20

Трофические отношения в живой природе

1

Комбинированный урок

Диск «Взаимное влияние живых организмов»

21

Конкурентные взаимоотношения в живой природе

1

Комбинированный урок

Диск «Взаимное влияние живых организмов»

22

Роль конкурентных и трофических взаимоотношений в эволюции животных.

1

Повторительно-обобщающий урок

Презентация

23

Симбиотические отношения животных

1

Комбинированный урок

24

Практическое применение знаний о взаимоотношениях животных в природе и хозяйственной деятельности человека

1

Ролевая игра

Презентация

Тема 5 Экология популяций , биоценозов и экосистем.

5

25

Популяция. Внутрипопуляционные отношения.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

26

Динамика и регуляция численности популяции

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

27

Биоценоз и его устойчивость.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Таблица «Биоценоз»

28

Роль животных в экосистемах. Экологические пирамиды.

1

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рисунки

29

Фауна типичных экосистем

1

Урок - обобщения знаний

Тема 6 Животные и человек. Влияние антропогенных факторов на животных.

30

Влияние деятельности человека на животных

1

Проблемный урок

31

Экологические особенности домашних животных.

1

Ролевая игра

Презентация

32

33

Охрана животного мира.

2

Урок-конференция

Диск

34-35

Резервное время

2









Планируемые образовательные результаты обучающихся

Учащиеся должны знать:

Среды жизни и важнейшие абиотические и биотические факторы среды;

принципы экологической классификации животных;

Важнейшие типы взаимодействий животных с другими организ­мами и со средой обитания,

Разнообразие сообществ животных своей местности и ландшафт­ных зон России;

Основные принципы охраны редких и исчезающих видов живот­ных. Учащиеся должны уметь:

Выявлять закономерности действия экологических факторов на животных;

Находить важнейшие связи животных с другими компонентами природных систем;

Выявлять влияние антропогенных факторов на численность жи­вотных.

Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.

Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения животных в зависимости от действия экологических факторов.

Давать характеристику основным видам приспособлений животных различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.

Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия животного мира для устойчивого развития экосистем.

Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных и в уменьшении их биоразнообразия.

Объяснять роль и значение животных в распространении живого вещества на планете Земля.

Прогнозировать изменения в развитии животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.

Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


Данная программа подкреплена учебным пособием В.Г. Бабенко , Д.В. Богомолов и др. «Экология животных», 7 класс, Москва, Изд. центр «Вентана - Граф», 2006 год.

Акимушкин И.И. Мир животных: Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. М.: Мысль, 1989.

Акимушкин И.И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.

Красная книга Саратовской области: Растения, грибы, лишайни­ки. Животные. Саратов: Регион. Приволж. изд-во "Детская книга", 1996.

Петров В.В. Лес и его жизнь: Книга для учащихся. М.: Просве­щение, 1986.

Сергеев Б. Ф. Жизнь океанских глубин. М.: Мысль, 1990.

Увлекательные страницы зоологии. Саратов: Регион. Приволж. изд-во "Детская книга", 2000.

Фарб П. Популярная экология. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1980.

Мультимедийный компакт-диск «Природа России». Изд-во межвузовская лаборатория интенсивных методов обучения (КГПУ им. К.Э. Цикловского, МПГУ, МГУ им. М.В.Ломоносова), 2006.

Мультимедийный компакт-диск «Экология общий курс». Изд-во мультимедиа «Образ», 1998.


© 2010-2022