Рабочая программа по курсу основы исследовательской деятельности

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Тверской области

государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Тверской химико-технологический колледж»


цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин











рабочая программа

учебной дисциплины



Основы исследовательской деятельности

для специальности

09.02.04. Информационные системы(по отраслям)















Тверь, 2015.

Рассмотрено Принято

методическим Советом

протокол №_______

цикловой комиссией

общеобразовательных

дисциплин

Протокол №_____

от «____»______________20___г.

Председатель ЦК____________


Разработчик: Ижицкая М. О., преподаватель.









1 Цели и задачи освоения дисциплины

Современный этап развития профессионального образования выдвигает принципиально новые требования к содержанию и характеру подготовки квалифицированного специалиста как личности, обладающей высоким интеллектуальным и культурным уровнем, готовой к постоянному профессиональному росту, социальной и деловой мобильности. В связи с этим в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в учебном плане предусмотрена дисциплина «Основы исследовательской деятельности», позволяющая студенту правильно сориентироваться в исследовательской деятельности, результатом которой является курсовая или квалификационная работа.

Программа дисциплины « Основы исследовательской деятельности » позволяет понять роль исследовательской работы в практической деятельности специалиста, освоить и закрепить основные понятия научного исследования, составить представление о методах и логике научного познания, поиска, накопления, обработки научной информации и оформления результатов исследования.

Основной целью курса «Основы исследовательской деятельности» является практическое освоение студентами навыков самостоятельной исследовательской работы. Курс также нацелен на формирование основ культуры умственного труда.

Также дисциплина направлена на создание условий для развития исследовательской компетентности студентов посредством освоения методов научного познания и умений учебной исследовательской деятельности.

Задачи:

1) теоретический компонент:

- получить базовые представления о науке, этапах ее развития и ее роли в современном обществе;

- дать представление о сущности и методологических основах исследования;

- освоить и закрепить основные понятия научно-исследовательской работы;

- выяснить сущность познания как активной деятельности человека, направленной на приобретение знаний;

- понимать роль исследований в практической деятельности людей;

- составить представление о логике процесса исследования;

- сформировать у студентов научный стиль мышления, значимый в познавательной и практической деятельности в условиях информатизации общества;

- знать структуру научного документа и требования к его структурным элементам;

- знать виды и формы научно-исследовательской работы.

2) познавательный компонент:

- изучить методы научного познания и возможности их применения на практике, в том числе в профессиональной деятельности;

- познакомить с алгоритмом планирования, организации и реализации исследования, а также с особенностями написания различных видов научных текстов, ;

- уметь осуществлять поиск, сбор, изучение и обработку необходимой научной информации;

- изучить структуру и технику оформления научного документа;

- получить базовые практические навыки работы с различными источниками информации;

3) практический компонент:

- иметь навыки по применению в практической деятельности методов научного познания;

- уметь работать с научной, учебной литературой;

- уметь оформлять результаты исследования в различных формах;

- правильно классифицировать научные факты и явления;

- осуществлять исследования в процессе выполнения курсовых и дипломных работ.

- приобретать навыки дискуссии в процессе защиты исследовательских работ.

2 Место дисциплины в структуре ОПОП СПО

Дисциплина "Основы исследовательской деятельности" относится к общепрофессиональным дисциплинам вариативной части профессионального цикла.

Дисциплина «Основы исследовательской деятельности» является общепрофессиональной, обеспечивающей базовые знания в процессе познания и научно-практического обоснования профессиональных задач. Перед современными педагогами стоит актуальная проблема - подготовка студента-исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к их решению, владеет современными методами поиска, умеет сам добывать знания.

3 Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС СПО и ОПОП СПО по данному направлению подготовки:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1);

- организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2);

- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3);

- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4);

- использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК 5);

- работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6);

- брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий (ОК 7);

- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 8);

- ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы (ОК 9);

- исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) (ОК 10);

- соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда (ОК 11);

- соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения (ОК 12).

В результате освоения дисциплины, обучающийся должен:

Знать: сущность и принципы научно-исследовательской деятельности, методы научных исследований и их роль в практической деятельности специалиста; основные понятия научно-исследовательской работы, законы и правила логики, применяемые в ходе исследования, методику выполнения исследовательских работ, логику процесса исследования и его основные этапы, этапы теоретической и экспериментальной научно-исследовательской работы, основные источники научной информации, способы поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов, основные формы представления результатов исследования, требования к стилю и языку научных работ, структуру и технику оформления научного документа.

Уметь: выбирать тему, определять объект исследования, формулировать цель и задачи исследования, составлять план выполнения исследования, осуществлять сбор, изучение и обработку информации, анализировать и обрабатывать результаты исследования, формулировать выводы и делать обобщения, использовать методы научного исследования, обозначать проблему и примерные пути ее решения, применять логические законы и правила в процессе решения исследовательских задач, вести библиографический поиск, накопление и обработку научной информации, оформлять результаты исследовательской деятельности в различных формах, работать с компьютерными программами при обработке и оформлению результатов исследования .

4.Содержание дисциплины

Наименование тем и содержание учебного материала

Домашнее задание

Количество часов

1.Основные понятия научно-исследовательской деятельности

Выучить основные термины научно-исследовательской деятельности

4

2. Структура научно-исследовательской работы

2

3. Нормы оформления научно-исследовательской работы

2

4. Методы научного познания

2

5. Язык и стиль научно-исследовательской работы

Написать эссе научным стилем на свободную тему

4

6.Способы представления результатов
исследовательской деятельности

Оформить введение, основную часть работы

3(1 час- теоретическое занятие)

7. Практическое занятие №1. «Оформление титульного листа, оглавления, основной части работы(1 глава,2 параграфа)»

Оформить заключение, список использованной литературы

4

8. Практическое занятие №2. Оформление заключения, списка источников и литературы, приложений)

Подготовить речь на защиту

4

9. Практическое занятие №3. Защита научно-исследовательской работы.

2

25

4.2 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 25 часов:

теоретические занятия-11;

практические 6;

домашнее задание -8.


5. условия реализации рабочей программы дисциплины

5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

- Оборудование учебного кабинета:

1. Рабочие места обучающихся;

2. Рабочее место преподавателя;

3. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

- Технические средства обучения:

1. Компьютер с лицензионным программным обеспечением;

2. Мультимедиа проектор и экран;

3. Подключение к Интернету;

4. Комплект презентационных слайдов по темам курса дисциплины.

5.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

1.Мануйлова Л.М., Чередниченко И.Н. Подготовка рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013;

2) Пастухова И.П. Тарасова Н. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. Москва.Издательский центр «Академия»,2010.


Дополнительная литература:

1.Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. для студентов сред. учеб. заведений/ Е.В. Бережнова, В.В.Краевский. - М.: Академия, 2008. - 128 с

2.Бережнова, Е.В., Краевский, В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. Учебное пособие. - М.: АСАДЕМА, 2005. - 126 с.

3.Бобрикова, Л.В., Виноградова, Н.И. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие. - М.: ИЦ «Академия», 2002. - 128 с.

4.Волков, Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. - Ростов н/Дону, 2001 г.

5.Гецов, Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы. - М., 1994.

6.Демидов, Н.К. Научный стиль. Оформление научных работ. - М. 1991

7.Измайлова, М.А. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов: метод. пособие. - М.: Дашков и К, 2009. - 64 с.

6.Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий

Промежуточная форма аттестации: Дифференцированный зачет.

© 2010-2022