- Преподавателю
- Другое
- Образовательная программа по декоративно прикладному искусству
Образовательная программа по декоративно прикладному искусству
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Киреенко М.О. |
Дата | 06.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей - станция юных техников
города Клинцы Брянской области
Утверждена:
педсовет №1от 28.08.2014 года
председатель педсовета ____ Ковалев В.Л.
Образовательная программа: «Самоделкин»
Возраст воспитанников: 6-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
педагог дополнительного образования: Киреенко Марина Олеговна
Клинцы 2014 год
Пояснительная записка
Развитие творческих способностей школьников приобрело в настоящие время большое социальное значение, Обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, красиво и творчески.
Полученные на уроке труда умения и навыки в работе c бумагой, пластилином, природным материалом и различными инструментами дети могут совершенствовать во внеурочное время.
Кружок - это центр детского творчества. Именно в кружке возможно учитывать и максимально удовлетворять индивидуальные запросы учащихся, развивать личность, воспитывать любовь к природе .искусству , творческому процессу. Содержание работы кружка может быть разнообразны важно только, чтобы оно не дублировало, а дополняло соответствующие разделы и темы программ трудового обучения
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа (всего 144 часа).
Наполняемость группы 14 человек.
Цель программы:
-приобщение к искусству как истоку формирования эстетического вкуса,
-развитие личности обучающихся через творческую деятельность,
-формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.
Задачи программы:
-формирование способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
-развитие творческих способностей обучающихся;
-привитие интереса к изобразительному искусству, развитие познавательной активности детей;
-воспитание эстетических представлений и трудолюбия, умения наблюдать и выделять характерные черты изготавливаемой поделки;
-совершенствование трудовых умений и навыков.
В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, а также решает задачу профессиональной подготовки.
Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремесел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.
Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение детям. При работе с природным материалом не только развиваются творческие способности, но и ярко прослеживаются межпредметные связи с уроками чтения и развития речи, рисования.
Работа с бумагой и природным материалом в учебно-воспитательном процессе имеет важное значение, так как способствует раннему выявлению творческих наклонностей, способностей детей. Она интересна детям и доставляют им огромное наслаждение; является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики, что влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи. Ведь еще Сухомлинский В. А. сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Оригами развивает конструктивное мышление, способность комбинировать, пространственное мышление, чувство формы, творческое воображение, художественный вкус; оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания; способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат; знакомит детей и основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.); развивает интуитивное мышление, способность к озарению и интуицию.
Изобразительная деятельность (рисование на темы). Рисование с включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками.
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
-
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
I наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
-
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-
объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-
репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-
частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
-
исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-
фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
-
индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
-
групповой - организация работы в группах.
-
индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Ожидаемые результаты:
личностные:
-
оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
-
называть и объяснять свои чувства и ощущения от изучаемых изделий ДПТ;
-
самостоятельно определять и объяснять общие для всех людей самые простые правила поведения, свои чувства и ощущения от увиденного, уметь рассуждать;
-
делать правильный выбор при совершении какого-либо поступка;
метапредметные:
-
определять цель работы на занятии с помощью учителя;
-
проговаривать последовательность действий;
-
объяснять выбор материалов и инструментов для работы с помощью учителя;
-
готовить рабочее место и выполнять практическую работу по образцам;
-
с помощью шаблона выполнять контроль точности разметки деталей;
-
отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-
делать выводы в результате работы;
-
сравнивать и группировать предметы и образы;
предметные:
-
знать виды материалов, их свойства и названия;
-
знать названия и назначения ручных инструментов и приспособлений, правила работы ими;
-
технологическую последовательность изготовления несложных изделий.
-
различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета.
Учебно-тематический план.
№ п/п
Наименование темы
Количество часов
теория
практика
всего
1
Вводное занятие.
1
1
2
Аппликация.
2
18
20
3
Работа с салфетками.
2
21
23
4
Работа с готовыми наборами.
1
5
6
5
Работа с гофрированной бумагой.
4
10
14
6
Оригами.
2
23
25
7
Нетрадиционное рисование.
1
8
9
8
Работа с природным материалом.
5
17
22
9
Изготовление моделей из бросового материала.
4
7
11
10
Плетение из полос бумаги.
1
4
5
11
Выставка готовых работ.
1
1
11
Итоговое занятие.
1
1
12
Экскурсии
2
4
6
26
118
144
№ п/п | Дата | Содержание занятия |
1 |
| Вводная беседа. Материалы, инструменты для работы. Инструктаж по технике безопасности при работе с клеем и ножницами. |
2 | Организация рабочего места. Складывание из белой бумаги. Графическая подготовка. Линии чертежа или схемы. | |
3 |
| Графическая подготовка - линии чертежа или схемы. Закрепление. Подготовка к работе. Выбор сюжета исходя из имеющихся материалов и инструментов. |
4 | Аппликация из цветной бумаги. Работа «Рисуем цветной бумагой». | |
5 |
| Аппликация из цветной бумаги с использованием линий симметрии. «Сказочный остров». |
6 | Аппликация из цветной бумаги с использованием линии симметрии. «Осенний лес». | |
7 |
| Аппликация из цветной бумаги с применением гофрировки. |
8 | Аппликация из цветной бумаги с применением гофрировки. Работа в парах. Домик. | |
9 |
| Аппликация из цветной бумаги с применением гофрировки. Работа в малых группах. Одежда для барышни. |
10 | Аппликация из цветной бумаги с применением гофрировки. Работа в малых группах. Одежда для барышни. | |
11 |
| Аппликация с применением других материалов (вата). |
12 | Аппликация с применением других материалов (ткань). | |
13 |
| Аппликация с применением пищевых продуктов и круп. |
14 | Аппликация с применением пищевых продуктов и круп. | |
15 |
| Аппликация из частей круга. |
16 | Аппликация из треугольников разного размера. | |
17 |
| Аппликация с использованием только прямоугольников и квадратов. |
18 | Аппликация с использованием различных геометрических фигур. Работа в парах. | |
19 |
| Аппликация с использованием различных геометрических фигур. Работа в малых группах. |
20 | Аппликация с использованием различных геометрических фигур с применением других материалов. | |
21 |
| Аппликация с использованием различных геометрических фигур. Творческая работа по данной тематике. |
22 | Изготовление салфеточной бумаги. | |
23 |
| Работа с салфетками. Дизайн посуды. |
24 | Работа с салфетками. Натюрморт. | |
25 | Работа с салфетками. Чудо-дерево. | |
26 | Работа с салфетками. Прогулка под дождем. | |
27 |
| Работа с салфетками. Мягкий цветок. |
28 | Работа с салфетками. Одуванчики. | |
29 |
| Работа с салфетками. Ежик. |
30 | Работа с салфетками. Рыбка. | |
31 |
| Работа с салфетками. Воробей. |
32 | Работа с салфетками. Клоун. | |
33 |
| Работа с салфетками. Ушастый кролик. |
34 | Работа с салфетками. Ушастый кролик. | |
35 |
| Работа с салфетками. Пушистый котик. |
36 | Работа с салфетками. Пушистый котик. | |
37 |
| Работа с салфетками. Морской конек и еж. |
38 | Работа с салфетками. Морской конек и еж. | |
39 |
| Экскурсия на станцию юных техников. |
40 | Экскурсия на станцию юных техников. | |
41 |
| Работа с салфетками. Курочка с цыпленком. |
42 | Работа с салфетками. Курочка с цыпленком. | |
43 |
| Работа с салфетками. Ветка с пионами. |
44 | Работа с салфетками. Ветка с пионами. | |
45 |
| Работа с салфетками. Нарциссы. |
46 | Работа с салфетками. Мимозы. | |
47 |
| Работа с готовыми наборами. «Дом». |
48 | Работа с готовыми наборами. «Дом». | |
49 |
| Работа с готовыми наборами. «Мышь». |
50 | Работа с готовыми наборами. «Хрюша». | |
51 |
| Работа с готовыми наборами. «Телефон». |
52 | Работа с готовыми наборами. «Гном». | |
53 |
| Работа с гофрированной бумагой. Бумажные цепочки. |
54 | Работа с гофрированной бумагой. Ананас. | |
55 |
| Работа с гофрированной бумагой. Море. |
56 | Работа с гофрированной бумагой. Золотая рыбка. | |
57 |
| Работа с гофрированной бумагой. Жар-птица. |
58 | Работа с гофрированной бумагой. Дракончик. | |
59 |
| Работа с гофрированной бумагой. Черепаха. |
60 | Работа с гофрированной бумагой. Черепаха. | |
61 |
| Работа с гофрированной бумагой. Лягушка. |
62 | Работа с гофрированной бумагой. Лягушка. | |
63 |
| Работа с гофрированной бумагой. Царевна-лебедь. |
64 | Работа с гофрированной бумагой. Царевна-лебедь. | |
65 |
| Работа с гофрированной бумагой. Натюрморт. |
66 | Работа с гофрированной бумагой. Натюрморт. | |
67 |
| Изготовление квадрата из прямоугольника. (2 способа). |
68 | Изготовление базовых форм. Двойной треугольник. Поделки по желанию детей. | |
69 |
| Изготовление базовых форм. Катамаран. Поделки по желанию детей. |
70 | Изготовление базовых форм. Тюльпан. | |
71 |
| Изготовление базовых форм. Лягушка. |
72 | Поделки по желанию детей. | |
73 |
| Экскурсия «В лесу родилась елочка». |
74 | Экскурсия «В лесу родилась елочка». | |
75 |
| Оригами. Изготовление представителей животного мира. Лиса. |
76 | Оригами. Изготовление представителей животного мира. Собака | |
77 |
| Оригами. Изготовление представителей животного мира. Лев. |
78 | Оригами. Изготовление представителей животного мира. Слон. | |
79 |
| Оригами. Изготовление представителей животного мира. Пингвин. |
80 | Оригами. Изготовление представителей животного мира. Лягушка | |
81 |
| Оригами. Изготовление представителей животного мира. Кошка |
82 | Оригами. Изготовление представителей животного мира. Змея. | |
83 |
| Оригами. Изготовление представителей животного мира. Тюлень. |
84 | Оригами. Изготовление представителей животного мира. Крокодил. | |
85 |
| Оригами. Изготовление представителей животного мира. Обезьяна. |
86 | Оригами. Изготовление представителей животного мира. Жираф. | |
87 |
| Оригами. Изготовление представителей животного мира. Рыбка. |
88 | Оригами. Изготовление представителей животного мира. Павлин. | |
89 |
| Оригами. Изготовление представителей животного мира. Журавлик. |
90 | Оригами. Изготовление представителей животного мира. Кошка. | |
91 |
| Оригами. Изготовление представителей животного мира. Мышка. |
92 | Оригами. Изготовление представителей животного мира. Поросёнок. | |
93 |
| Экскурсия «Оружие победы». |
94 | Экскурсия «Оружие победы». | |
95 |
| Оригами. Изготовление представителей животного мира Собери свой зоопарк. |
96 | Нетрадиционное рисование. Как мы можем рисовать. | |
97 |
| Нетрадиционное рисование. Монотипия. Бабочка. |
98 | Нетрадиционное рисование. Монотипия. Пейзаж. | |
99 |
| Нетрадиционное рисование. Набрызг. Деревце. |
100 | Нетрадиционное рисование. Набрызг. Лунная ночка. | |
101 |
| Нетрадиционное рисование. Рисование штампами. Фрукты. |
102 | Нетрадиционное рисование. Рисование штампами. В саду. | |
103 |
| Нетрадиционное рисование. Рисуем пластилином. Герои сказок. |
104 | Нетрадиционное рисование. Рисуем пластилином. Гость из мультфильма. | |
105 |
| Поделка из природного материала. Животные. |
106 | Поделка из природного материала. Животные. | |
107 |
| Поделка из природного материала. Животные. |
108 | Поделка из природного материала. Животные. | |
109 |
| Поделка из природного материала. Деревья. |
110 | Поделка из природного материала. Деревья. | |
111 |
| Поделка из природного материала. Деревья. |
112 | Поделка из природного материала. Деревья. | |
113 |
| Поделка из природного материала. Люди. |
114 | Поделка из природного материала. Люди. | |
115 |
| Поделка из природного материала. Люди. |
116 | Поделка из природного материала. Люди. | |
117 |
| Поделка из природного материала. Делаем интерьер квартиры или дома. |
118 | Поделка из природного материала. Делаем интерьер квартиры или дома. | |
119 |
| Поделка из природного материала. Делаем интерьер квартиры или дома. |
120 | Поделка из природного материала. Делаем интерьер квартиры или дома. | |
121 |
| Поделка из природного материала. Делаем пейзаж. |
122 | Поделка из природного материала. Делаем пейзаж. | |
123 |
| Поделка из природного материала. Делаем пейзаж. |
124 | Поделка из природного материала. Делаем пейзаж. | |
125 |
| Поделка из природного материала. Творческая работа. |
126 | Поделка из природного материала. Творческая работа. | |
127 |
| Изготовление моделей из бросового материала (из коробок). |
128 | Изготовление моделей из бросового материала (из коробок). | |
129 |
| Изготовление моделей из бросового материала (из коробок). |
130 | Изготовление моделей из бросового материала (из спичечных коробков). | |
131 |
| Изготовление моделей из бросового материала (из спичечных коробков). |
132 | Изготовление моделей из бросового материала (из спичечных коробков). | |
133 |
| Изготовление моделей из бросового материала (из готовых форм). |
134 | Изготовление моделей из бросового материала (из готовых форм). | |
135 |
| Изготовление моделей из бросового материала (из готовых форм). |
136 | Изготовление моделей из бросового материала. Рабата с упаковочным материалом. Упаковываем подарки. | |
137 |
| Изготовление моделей из бросового материала. Рабата с упаковочным материалом. Упаковываем подарки. |
138 | Коврик, плетёный из цветных полос. | |
139 |
| Поделка из полос. Рыбки. |
140 | Поделка из полос. Солнышко. | |
141 |
| Поделка из полос. Чудо-дерево. |
142 | Поделка из полос. Поделки по желанию детей. | |
143 |
| Выставка готовых работ. |
144 | Итоговое занятие. |