ТРАДИЦИИ И ИНОВАЦИИ В ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
ТРАДИЦИИ И ИНОВАЦИИ В ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ТРАДИЦИИ И ИНОВАЦИИ В ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ТРАДИЦИИ И ИНОВАЦИИ В ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ





ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ Шагаева Т.Н.

Проблема единства, взаимодействия традиций и новаций прослеживается в различных областях человеческого знания, в том числе, в педагогике, философии, психологии, истории и других науках. История развития науки отразила множество значений термина «традиция». Работа со справочно-энциклопедической литературой позволила определить, что традиции - это сеть (система) связей настоящего с прошлым. При помощи ее совершается отбор, стереотипизация опыта и передача стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Традиция представляет собой особую разновидность исторического знания, связанную с преображением фактов прошлого в однозначные ценности современности. Каждому из этапов исторического развития соответствует определенная система понятий и законов.

Образование, являющееся, по сути, объектом культуры, можно представить в процессе исторического развития в виде цепочки сменяющихся социальных эстафет. В свою очередь, это поступательное движение вперед способствует определенному разрушению традиций. Поэтому, важнейшей функцией общества в процессе его развития является деятельностная реконструкция прошлого с привнесением новых смыслов, реализующихся через социальные институты. Исследуя реконструкцию традиций, необходимо исходить из неотъемлемого свойства любой деятельности - ее прерывности. Вся наша жизнь представляет собой цепь больших и малых результатов, и по логике вещей, минимальному результату предшествует определенная целевая установка. В этом проявляется принцип прерывности непрерывного:

  1. Процесс жизнедеятельности непрерывен и состоит из активной, постоянно протекающей деятельности (внутренней и внешней) от бессознательных рефлексов до первых признаков сознания.

  2. [Эта деятельность прерывается каждый раз при необходимости осмысления новой целевой установки и оценки результатов. Процесс осмысливания также представляет собой акт деятельности (внутренней) и заполняет время прерывания. Таким образом, можно обозначить два вида деятельности: деятельность, первоначально создающую традиционные элементы

-361

в образовании и деятельность, передающую эти элементы следующим поколениям. Каждый «творящий» первоначально был воспринимающим субъектом, получающим традиционные знания, который он впоследствии имеет возможность пополнить творческим багажом. Следовательно, в педагогике не может быть «заготовительного материала» образования.

Таким образом, можно определить традиции и новации как два рода ценностей, выступающих как задачи, цели деятельности:

  • цели данности, обеспечивающие нахождение, выделение и закрепление традиции;

  • цели -задания, открывающие для образования путь к инновационной деятельности. Причем, цели-задания, как и новации, бесконечны, неисчерпаемы.

Понятийный ряд: новшество, новация, нововведение, инновация на протяжении многих лет рассматривался как синонимичный. Термин «нововведение» впервые появился в XIX в. и связывался с изменениями, обусловленными взаимодействием различных культур. В начале XX века он перекочевал в экономическую науку, где инновации или «новые комбинации изменяющихся элементов», предпринимаемые хозяйственными субъектами, стали рассматриваться как источник предпринимательской прибыли.

При кажущейся многоаспектное™ и обширности исследований, традиции и новации в образовательном процессе, их свойства и механизмы стали объектом научного познания не так давно.

Древние цивилизации дали первые образцы школ. Достижения в области содержания, методов и организации образования в Древней Греции и осмысления их античными риторами и философами явились важным этапом в последующей эволюции школы и педагогической мысли. Отношения учитель - ученик являлось традицией, которую задает бытие учителя, образцовость его ученичества. В античности школы возникают как некие реальные сообщества с ритуальным закреплением школьной общности. Христианство, в свою очередь, довело до возможного завершения античную школьную традицию, поскольку укрепило и усовершенствовало путь к бытию, но система обучения не претерпела существенных изменений, хотя ритуальная практика изменилась значительно. Сложился образ современного человека, личности образованной, развитой и физически и духовно. В воспитательной практике этим образом руководствовались как педагогической целью.

В эпоху средневековья возникновение и функционирование новых социальных сфер жизнедеятельности было невозможно вне действия культурной традиции, обеспечивающей воспроизводство и продолжение жизнедеятельности по заданным основаниям, т. е. социальный прогресс неосуществим без новаторства. Эволюция социальной организации по пути цивилизации сопровождается возникновением целого ряда новых сфер и приемов деятельности, социальных институтов, регулирующих общение и поведение людей и коллективов. В развитии содержания образования средневековья можно выделить следующие моменты:

-362-

- впервые со времен античности начинают складываться представления о личности, которая должна была совмещать в себе высокую нравственность, развитый интеллект, физическое совершенство;

средневековье не знало классно-урочной системы, но педагогические идеи Х1Н-Х1У вв. легли в основу будущих принципов обучения, разработанных и систематизированных лишь в XVII веке;

- университет, кафедры, факультеты, лекции, студент, диссертация, эк
замен, ученые звания - все эти атрибуты средневековой школы остались и
сейчас, обретая при этом определенные новшества в содержании, связанные
с социокультурными изменениями.

Инновации коснулись и монастырских школ: применялись программы смешанного типа образования, включающие предметы гуманитарного цикла и элементы реального образования.

Развивая концепцию влияния лучших традиций на образование эпохи Возрождения, можно сделать вывод о том, что часто традиции исчезают, так и не пройдя «проверку на полезность для общества». При этом приспособительная роль многих из них слабеет из-за скорости, с которой изменяется культура (например, телесные наказания, изощренные в средние века). Часто культурная традиция противопоставляется нововведениям.

В истории русской философии известны пути и поиски решения проблемы традиции - новации. Русские философы рассмотрели такие понятия, как «стереотип», «традиция», «творчество», вошли в мир элементарных процессов, на базе которых строится в конечном итоге вся сложная и разнообразная феноменология жизни общества.

В советской философской энциклопедии отмечается, что традиционный тип преемственности связан с тем, что сохранение каких-либо норм, верований, установок узаконивается самим фактом их существования в прошлом, т. е. отнюдь не их эффективностью, оправданностью разумных доводов. В связи с этим, такие словосочетания, как «научная традиция», «образовательная традиция», воспринимаемые сегодня как привычные, практически не существовали в языке прошлых столетий. Область традиций сегодня рассматривается как область «социальной инженерии». Поддерживаются и возрождаются классические традиции, а в прошлом остаются эпизодические, порой - реакционные. Но во всех случаях, когда ставится задача «оптимизации» традиций, не стоит забывать, что вмешательство в жизнь общественного организма имеет некоторые пределы, так же, как и вмешательство в жизнь живого организма.


© 2010-2022